О. Баланцева,
консультант «БГ», критик
Новая отчетность будет представлять собой квартальный расчет, обобщающий в целом информацию по всем физлицам, получившим в отчетном периоде доход от налогового агента (или обособленного подразделения).
Квартальную отчетность необходимо будет сдавать не позднее:
– 30 апреля – за I квартал,
– 31 июля – за II квартал,
– 31 октября – за III квартал,
– 1 апреля – по годовому отчету.
Причем, за редким исключением, отчетность должна будет предоставляться по телекоммуникационным каналам связи, при этом CD, DVD, flash-устройства приниматься не будут.
Сдавать новую отчетность придется уже в следующем апреле. При этом останется и годовой персонифицированный отчет (его нужно будет заполнять уже по итогам 2015 г.). В законе он назван так: «документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджетную систему РФ за этот налоговый период по каждому физическому лицу».
Таким образом, с 2016 г. налоговые агенты будут обязаны сдавать отчетность как по итогам каждого квартала в целом по всем физлицам, так и по итогам года индивидуально по каждому физическому лицу. Как видим, теперь бухгалтерам, и так постоянно лавирующим между сроками сдачи разнообразных отчетов, придется это делать виртуознее – иначе, велика вероятность остаться совсем без отпуска. Да и здоровье должно быть на уровне – болеть просто некогда.
Делайте больше – наказываем жестче
Но не только увеличением объема работы «грозит» вступление в силу закона 113-ФЗ: если по действующим правилам штрафные санкции за несдачу отчета еще терпимые (напомним, что сейчас просрочка представления справок 2-НДФЛ, согласно п. 1 ст. 126 НК РФ, влечет за собой наложение штрафа в размере 200 руб. за каждую справку), то со следующего года все будет гораздо интереснее:
– за непредставление в срок ежеквартального расчета по НДФЛ предусмотрен штраф в размере 1000 руб., причем данная сумма не разовая и не окончательная:
она взимается за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для представления отчетности. Таким образом, чем дольше не сдается расчет, тем весомее будет штраф;
– в случае неполучения налоговиками расчета в течение 10 дней по истечении установленного срока для его представления они могут приостановить операции компании по ее счетам в банке, а также переводы электронных денежных средств.
Но самое интересное еще впереди. В Налоговый кодекс вводится новая статья 126.1, по которой можно будет оштрафовать на 500 руб. … (внимание!)… за каждый сданный документ, в котором проверяющие обнаружат недостоверные сведения. Что налоговики посчитают недостоверными сведениями – известно только им: будет ли к ним относиться только действительно искаженная информация или ошибки в заполнении формы тоже (в том числе и арифметические опечатки). Да и как это сходу можно распознать – специально фирма сдает неверную отчетность или случайно допустила ошибку?
Данный штраф будет применяться и в отношении квартальных расчетов, и годовой отчетности по итогам налогового периода. А что же 200-рублевый штраф по ст. 126 НК РФ? И он тоже сохранится. Поэтому, уважаемые коллеги, в следующем году придется не только работать больше, «поворачиваться» быстрее, осваивая и внедряя новую отчетность, но при всем при этом придется хорошенько постараться сделать все идеально и безошибочно.
Новый закон – дополнительные проверки
Из пояснительной записки к законопроекту о введении квартальной отчетности: «Отсутствие в настоящее время у налоговых органов информации об исчисленных и удержанных налоговым агентом суммах НДФЛ не способствует полной его собираемости. Представление налоговыми агентами расчетов сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, позволит налоговым органам оперативно проводить камеральные налоговые проверки правильности исчисления и удержания налоговыми агентами НДФЛ».
Так вот оно зачем! А мы-то все гадали: налог годовой, возвращается НДФЛ по итогам года, к чему квартальная отчетность? Оказывается, теперь появится дополнительный повод «камералить» организации – со всеми вытекающими отсюда последствиями: налоговыми требованиями, запросами, а в случае искаженных или ошибочных данных – доначислениями и спорами с налоговой.
Как далеки они от народа
Думаем, не надо объяснять, что введение данного законотворческого акта вызвало бурю возмущений у тех, на чьей работе он непосредственно скажется. И как же отличается их мнение от желаний тех, кто вышел с подобной законодательной инициативой.
Вот еще из пояснительной записки к законопроекту: «Не перечисляя налоги, налоговые агенты фактически безвозмездно и незаконно пользуются бюджетными средствами. Относительно невысокие налоговые санкции, возможность длительного судебного оспаривания решений налоговых органов о взыскании налогов и штрафов, а также отсутствие у налоговых органов ежеквартальной информации о начисленных доходах, исчисленных и удержанных суммах налога и иные неурегулированные аспекты налогового администрирования препятствуют повышению собираемости налогов».
Это понятно – недобросовестные налогоплательщики были, есть и будут, и бороться с ними надо. Но почему же должны страдать все остальные?
А вот что говорят те, кому придется отчитываться по новым правилам:
«Совершенно непонятно, для чего создан ИПБ. Никто не учитывает мнение бухгалтеров, которые вынуждены подготовить и сдать в определенный срок всю отчетность. Эта лишняя нагрузка никак не учитывается при оплате труда бухгалтера. А лишняя отчетность обрабатывается проверяющими органами просто плохо. Ничего эта мера не даст, кроме лишней нагрузки на бухгалтеров. Депутатам необходимо другой закон принять: чтобы при подготовке таких законов участие прини мали не только юристы, а подготовленные аудиторы, хотя бы».
«Бухгалтер должен исполнять, а не вникать в постоянные изменения. Налоговые законы и изменения в НК принимают люди, ничего не понимающие в налогах и отчетности. Налоговые инспекции не справляются с годовой отчетностью по НДФЛ, где им еще справиться с квартальной».
«Вообще-то нет никакой необходимости сдавать квартальную отчетность по НДФЛ, так как возврат налога проводят только после сдачи годовой декларации». Конечно, никто не спорит, что налоговое администрирование НДФЛ устарело, и никто не отрицает того, что есть недобросовестные налоговые агенты, не выполняющие свои обязанности. Но, может быть, действительно, при разработке подобных законов стоит учитывать профессиональное мнению тех специалистов-практиков, которым их придется непосредственно исполнять, а не только теоретиков? Ну хотя бы иногда? Ну хоть в качестве эксперимента? Вдруг получится написать хороший, «удобный» закон для всех?