Документооборот и отчетность


В преддверие летних отпусков законодатели «порадовали» нас очередным «долгожданным» нововведением – со следующего года для налоговых агентов все-таки вводится ежеквартальная отчетность по НДФЛ: соответствующий Федеральный закон от 02.05.2015 № 113-ФЗ, получивший название «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в целях повышения ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах», буквально на днях был подписан Президентом и официально опубликован.

С 1 января 2013 г. все российские организации, без каких-либо исключений, ведут бухгалтерский учет в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ).

При этом обеспечить качественное ведение такого учета можно только на основании учетной политики, в которой закрепляются избранные способы ведения учетной работы. Причем на формирование учетной политики экономического субъекта влияет много факторов, в том числе наличие в структуре организации обособленных подразделений. О том, какие нюансы следует учесть в учетной политике при наличии в составе компании обособленных подразделений, мы и поговорим далее.

Любые расходы должны быть подтверждены и в бухгалтерском, и в налоговом учете.

Соответствующие требования содержатся как в ст. 252 НК РФ, так и в ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Однако в отличие от ранее действовавшего закона «О бухгалтерском учете» в новом законе не содержится требование о необходимости использования унифицированных форм. Это означает, что разработка собственных форм документов не будет иметь негативные последствия для компании или индивидуального предпринимателя.

Отчетность организаций, применяющих УСН, за 2013 г. имеет ряд особенностей. Прежде всего потому, что необходимо будет представить в налоговые органы не только налоговую, но и бухгалтерскую отчетность. Однако сделать это можно по упрощенным формам.

Приказом ФНС России от 21.03.2013 № ММВ-7-6/128 утверждены форматы представления бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений в электронной форме. Именно по данным форматам указанные учреждения должны начиная с годовой отчетности за истекший 2012 г. представлять соответствующие формы бухгалтерской отчетности в налоговые органы по месту своей регистрации.

При выявлении дебиторской или кредиторской задолженности, не подтвержденной актами сверки либо имеющимися в наличии первичными документами, необходимо внести исправления в учет. Порядок исправления допущенных в учете ошибок зависит от их характера, существенности сумм и периода совершения (ПБУ 22/2010).

Информация о дебиторской и кредиторской задолженности отражается в бухгалтерском балансе в развернутом виде: счета расчетов, имеющие дебетовое сальдо, приводятся в активе, а кредитовое сальдо – в пассиве.

В балансе отражается общая сумма дебиторской задолженности. Кроме того, на основании показателей баланса возможна оценка дебиторской задолженности по ее видам в разрезе счетов расчетов, имеющих дебетовое сальдо. Кредиторская задолженность в балансе может быть  представлена общей суммой и в разрезе счетов расчетов, имеющих кредитовое сальдо. Организация самостоятельно определяет детализацию показателей по статьям отчетных форм.

В идеале в балансе компании отражены реальные суммы по расчетам с контрагентами. Но бывает, что бухгалтер обнаружил старые ошибки или «задвоились» обороты и т. д., что тогда? Как разобраться с непонятными суммами, числящимися в составе дебиторской и кредиторской задолженности?

С 2013 г. в связи со вступлением в силу Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» отменяется обязанность применения первичных учетных документов из альбома унифицированных форм. Формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета должны утверждаться руководителями экономических субъектов по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и должны содержать обязательные реквизиты, определенные п. 2 ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ. Применение Закона станет обязательным для коммерческих и некоммерческих организаций, государственных органов и органов местного самоуправления, органов управления государственных и территориальных внебюджетных фондов, индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, филиалов и представительств иностранных и международных организаций, а также Центрального банка РФ.

В соответствии с положениями действующего законодательства состав бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций государственного сектора устанавливается в соответствии с правилами бюджетного законодательства Российской Федерации. Такая норма закреплена в ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

В меньшей степени изменения, введенные Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 г. № 1137, коснулись форм книги продаж и книги покупок.

Новые формы книги покупок и книги продаж отличаются от ранее действовавших наличием трех новых граф:

  • номер и дата исправления счета-фактуры продавца;
  • номер и дата корректировочного счета-фактуры продавца;
  • номер и дата исправления корректировочного счета-фактуры продавца.

Все организации, независимо от форм собственности, обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского и налогового учета, а также бухгалтерскую и налоговую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с законодательством РФ об архивном деле, но не менее пяти лет. Каков же срок хранения бухгалтерских, налоговых и кадровых документов?

Документооборот – это совокупность мероприятий по приему документов, их регистрации, рассылке, контролю исполнения, формированию дел, хранению, повторному использованию документов и справочной работе.

Архив – это организация или структурное подразделение организации, осуществляющее хранение, комплектование, учет и использование архивных документов. Передача документов на хранение в архив – финальная часть делопроизводства. Объем документов в архиве напрямую зависит от размеров компании и количества имеющихся у нее контрагентов. документов компания может пойти тремя путями:
– создать собственный архив
– привлечь стороннюю организацию
– совместить оба варианта, то есть обладая собственным архивом, передать часть документов на внешнее хранение
Все три варианта имеют свои плюсы и свои минусы, в которых мы и постараемся разобраться в этой статье.

Одной из специфических особенностей работы бухгалтерии является «производство» большого количества документов на бумажных носителях, которые скапливаются и в итоге превращают помещение, в котором сидят бухгалтеры, в подобие склада. Для того, что бы этого не произошло, целесообразно ознакомиться с правилами хранения бухгалтерских документов: сроками хранения, особенностями формирования дел, требованиями к передаче дел в архив, если это возможно, уничтожением и т. д. Названным вопросам и посвящена эта статья.

Кассовая дисциплины является неотъемлемой частью бухгалтерского учета. К кассовой дисциплине относится корректное ведениекассовой документации, кассовых операций и работы с денежной наличностью в соответствии с нормативными документами. 

Процесс осуществления хозяйственной деятельности любой организации отражается, прежде всего, в документах. Поэтому очень важно уделять внимание локальным документам на всех этапах жизненного цикла предприятия, начиная с государственной регистрации и до прекращения деятельности фирмы.  

Согласно пп. 3 п. 3 ст. 24 НК РФ налоговые агенты обязаны вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику. 

Согласно статье 9 Закона о бухгалтерском учете все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны в обязательном порядке оформляться оправдательными документами. Такие документы служат первичными учетными
документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет и осуществляется
сплошное документирование операций.


 

С 2011 г. российским налогоплательщикам и налоговым органам предстоит перейти к электронному документообороту, который, как предполагается, в достаточно короткий срок должнен вытеснить бумажный вид доку ментов.


Яндекс.Метрика