Формирование отчетности в государственные внебюджетные фонды




С. В. Галкин


В соответствии с положениями действующего законодательства организации должны представлять в государственные внебюджетные фонды отчетность в рамках обязательного социального страхования. Такая обязанность закреплена в ст. 15 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее по тексту статьи – Федеральный закон № 212-ФЗ).


Вместе с отчетностью в Пенсионный фонд необходимо представлять также сведения о каждом работающем лице, установленные в соответствии с Федеральным законом от 1 июля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». С 2014 г. такие сведения представляются в составе расчета по страховым взносам.


В составе отчетности по страховым взносам организации должны представлять:
1) в Фонд социального страхования Российской Федерации – «Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения» (ф. 4-ФСС). С отчетности за первый квартал 2015 г. применяется форма, которая была утверждена приказом ФСС России от 26 февраля 2015 г. № 59;
2) в Пенсионный фонд – «Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам» (ф. РСВ-1 ПФР). На дату подготовки данной статьи форма указанного отчета утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 16 января 2014 г. № 2п, и в ближайшее время возможны отдельные корректировки отчета.


Тем же постановлением Правления Пенсионного фонда № 2п утвержден Порядок заполнения формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (далее по тексту статьи – Порядок заполнения РСВ-1).


Указанные формы представляются в территориальные органы государственных внебюджетных фондов ежеквартально. При этом с 2015 г. несколько изменены сроки представления отчетности.


Форма 4-ФСС на бумажном носителе представляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, а в форме электронного документа – не позднее 25-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом.


Форма РСВ-1 представляется в следующие сроки: на бумажном носителе – не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в форме электронного документа – не позднее 20-го числа второго календарного месяца.


Соответствующие изменения по срокам представления отчетности приняты Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. № 406-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования».


Одновременно с отчетом по форме РСВ-1 организации должны отчитываться по каждому сотруднику о начисленных и уплаченных взносах на обязательное пенсионное страхование, а также о страховом стаже. При этом начиная с отчета за первый квартал 2014 г. персонифицированная отчетность по каждому отдельному сотруднику представляется в составе единой формы РСВ-1. То есть персональная отчетность и отчетность по обязательному пенсионному страхованию отныне объединены.


Обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате страховых взносов (ежемесячных обязательных платежей), а также обязанности по представлению расчетов по страховым взносам по месту своего нахождения.


Новая форма отчета 4-ФСС
С 2015 г. применению подлежит новая форма отчета 4-ФСС, которая утверждена приказом Фонда социального страхования РФ от 26 февраля 2015 г. № 59.


Во-первых, из отчета исключены таблицы, которые заполнялись отдельными категориями льготников. Имеются в виду сельскохозяйственные товаропроизводители; плательщики единого сельскохозяйственного налога; общественные организации инвалидов, а также работодатели, производящие выплаты инвалидам из числа инвалидов.


Именно по этой причине уже не надо заполнять прежние таблицы:
3.1 «Сведения, необходимые для применения пониженного тарифа страховых взносов плательщиками страховых взносов, указанными в п. 3 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ»;
4 «Расчет соответствия условий на право применения пониженного тарифа страховых взносов плательщиками страховых взносов – общественными организациями инвалидов, указанными в п. 3 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ»;
4.1 «Таблица соответствия условий на право применения пониженного тарифа страховых взносов плательщиками страховых взносов, указанными в п. 3 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ».


Необходимо учитывать, что с 2015 г. указанные работодатели должны уплачивать страховые взносы в ФСС России по общеустановленному тарифу (2,9%).


Это касается и выплат, начисляемых в пользу работников из числа инвалидов I, II и III группы.



Во-вторых, уточнены показатели таблицы 2 формы. Отныне она имеет следующий вид:


Расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и расходы, осуществляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет межбюджетных трансфертов из Федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации


 



По строке 1 отражаются расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности, произведенные за счет средств обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на основании первичных листков нетрудоспособности за отчетный период.


В полной мере по данной строке отражаются суммы пособий, назначенных в пользу работающих застрахованных лиц, являющихся гражданами государств – членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Имеются в виду граждане Беларуси, Казахстана и Армении, которые с 2015 г. подлежат обязательному социальному страхованию на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.


Именно по этой причине выплаты в пользу указанных лиц подлежат обложению страховыми взносами по ставке 2,9%, а сами работники имеют право на получение всех пособий по социальному страхованию.


По строке 1 таблицы 2 отражаются суммы пособий, назначенных лицам из числа беженцев. Эти лица также пользуются правом на получение всех пособий по социальному страхованию, а выплаты в их пользу облагаются страховыми взносами по ставке 2,9%.


Таким образом, при формировании показателей по строке 1 необходимо учитывать суммы пособий по временной нетрудоспособности, назначенных лицам, выплаты в пользу которых облагаются страховыми взносами по ставке 2,9%.


По строке 3 таблицы 2 отражаются расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности, произведенные за счет средств обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на основании первичных листков нетрудоспособности за отчетный период, и число случаев назначения пособий по временной нетрудоспособности (графа 1) работающим иностранным гражданам и лицам без гражданства, временно пребывающим в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов).


Введение строки 3 обусловлено положениями Федерального закона от 1 декабря 2014 г. № 407-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», в соответствии с которым с 2015 г. введена уплата страховых взносов в ФСС России с выплат и вознаграждений, начисленных в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории России. Исключение составляют лица из числа высококвалифицированных специалистов, временно пребывающие на территории России, и признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2012 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».


Указанные лица с текущего года признаются застрахованными в рамках обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности. Не вправе они рассчитывать на получение пособий по материнству (по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком и т. д.).


При этом в общем порядке подлежащие с 2015 г. обязательному социальному страхованию иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в Российской Федерации, имеют право на получение только пособия по временной нетрудоспособности, и только при условии уплаты за них страховых взносов в ФСС России страхователями на территории России за период не менее шести месяцев, предшествующих месяцу, в котором наступил соответствующий страховой случай. Таковы положения ч. 4.1 ст. 2 Федерального закона № 255-ФЗ.



С учетом приведенных положений в отчете за первое полугодие 2015 г. строка 3 таблицы 2 заполняться не могла. Ни по одному из иностранцев нельзя было на 30 июня 2015 г. выполнить требование о начислении страховых взносов в ФСС России. Только если начало болезни придется на июль 2015 г. и позднее, можно вести речь о задействовании средств социального страхования на оплату пособий в пользу рассматриваемой категории лиц.


Поскольку с 2015 г. временно пребывающие на территории России иностранцы подлежат обязательному социальному страхованию, с выплат в пользу указанных лиц работодатели обязаны уплачивать страховые взносы в ФСС России. При этом тариф отчислений несколько ниже – 1,8%, что определено в п. 2.1 ст. 12 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».


«Пониженный» по сравнению с общеустановленным (2,9%) тариф страховых взносов объясняется именно тем, что рассматриваемая категория иностранных граждан и лиц без гражданства вправе требовать от своего работодателя получения только пособия по временной нетрудоспособности. Не могут они рассчитывать на получение пособия по беременности и родам, а также государственных пособий на детей (при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, при постановке на учет в ранние сроки беременности).


Следует учитывать, что в соответствии со ст. 5 Федерального закона № 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности выплачивается не только в случае заболевания или травмы самого сотрудника, но также при необходимости осуществления ухода за больным ребенком или другим членом семьи, при долечивании в санаторно-курортных организациях и т. д.


Как следствие, лечебные учреждения обязаны отныне и иностранным гражданам выдавать оформленные в соответствии с установленными правилами листки нетрудоспособности.


При всем этом в большинстве своем с выплат в пользу рассмотренных категорий лиц в прошлые 2013 и 2014 гг. страховые взносы в ФСС России не уплачивались, а потому расчет пособий в 2015 г. должен производиться из расчета минимального размера оплаты труда на основании п. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ.


Пример 1
Предположим, что в июле 2015 г. работающий в организации гражданин Молдовы представил на оплату выданный в установленном порядке больничный лист за период с 7 по 13 июля 2015 г.


Данное лицо не имеет вида на жительство в России и (или) разрешения на временное проживание, в связи с чем имеет статус временно пребывающего на территории Российской Федерации.


На территории России работник занят с начала текущего 2015 г., и работодатель в установленном порядке уплачивал с выплат в его пользу страховые взносы в ФСС России в период с января по июнь 2015 г. включительно. Значит, работник приобрел право на получение из средств социального страхования пособия по временной нетрудоспособности, если начало страхового случая придется на июль или позднее.


Расчет пособия необходимо производить исходя из заработка указанного лица за два года, предшествующих 2015 г., с которого в установленном порядке на территории России уплачивались страховые взносы в ФСС России в рамках обязательного страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.


В 2013 и 2014 гг. выплаты в пользу иностранных граждан, временно пребывающих на территории России, не облагались страховыми взносами на обязательное социальное страхование, в связи с чем расчет пособия следует производить из МРОТ.


Величина среднего дневного заработка для расчета пособия составит 196 руб. 11 коп. (5965 руб. ? 24 мес. / 730 календарных дней).


Отслеживать 6-месячный период уплаты страховых взносов необходимо за время работы у любых работодателей, а не только у того, который будет назначать пособие по временной нетрудоспособности. При этом период, за который взносы уплачивали иные (включая предыдущие) работодатели, можно узнать из справки, которая оформляется по форме приказа Минтруда России от 30 апреля 2013 г. № 182н.


Напомним, что период работы у страхователя, в течение которой лицо подлежало обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, отражается в п. 2 справки. Для подсчета 6-месячного периода уплаты страховых взносов за полный месяц следует принимать 30 календарных дней.


Пример 2
Предположим, что гражданин Молдовы (не входит в ЕАЭС) принят на работу 18 мая 2015 г. При принятии на работу данным лицом представлена справка о сумме заработка для расчета пособий, согласно п. 2 которой он подлежал обязательному социальному страхованию на предыдущем месте работы в период с 1 января по 12 мая 2015 г.
На указанный период приходится 4 месяца и 12 календарных дней.
6-месячный период уплаты страховых взносов за принятого работника на территории России придется у данного работодателя после 1 месяца и 18 календарных дней работы, а именно на 5 июля 2015 г. (месячный период с 18 мая по 17 июня, 18 календарных дней с 18 июня по 5 июля включительно).


Одновременно с этим в отчете появилась таблица 3.1 «Сведения об иностранных гражданах и лицах без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации». Таблица заполняется плательщиками страховых взносов (страхователями), заключившими трудовые договоры с иностранными гражданами и лицами без гражданства, временно пребывающими в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов), начисляющими выплаты и иные вознаграждения в их пользу. Лица, являющиеся гражданами государств – членов ЕАЭС, в таблице 3.1 не указываются.


В графах 3–5 указывается соответствующая физическому лицу – иностранному гражданину или лицу без гражданства информация: ИНН физического лица – иностранного гражданина или лица без гражданства, страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица (СНИЛС) в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда Российской Федерации, гражданство (при наличии).


Опять же, в таблице 3.1 следует приводить данные о тех лицах, выплаты в пользу которых облагаются с 2015 г. страховыми взносами по ставке 1,8%. Не следует в таблице раскрывать данные в отношении граждан Республики Беларусь, Республики Казахстан и Республики Армения, а также в отношении беженцев.


Лица, получившее временное убежище на территории России, должны быть учтены при формировании показателей таблицы 3.1. Выплаты в их пользу облагаются с 2015 г. страховыми взносами в ФСС России по ставке 1,8%.


Сведения об ИНН можно получить из патента, предъявленного при устройстве на работу. В случае необходимости СНИЛС оформляется работодателем, т. к. с 2015 г. временно пребывающие на территории России лица всегда подлежат обязательному пенсионному страхованию (тогда как до 2015 г. – только те, с которыми заключались трудовые договоры на срок не менее 6 месяцев в течение календарного года).


Строка 4 таблицы 2 может заполняться только в случае, если внешний совместитель из числа иностранных граждан, временно пребывающих на территории России, откажется от получения пособия по временной нетрудоспособности по основному месту работы.


По строке 13 таблицы отражаются расходы по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, начисленные на оплату дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами. При этом данные по указанной строке (впрочем, как и по строке 12) отражаются одновременно по графам 4 и 5.


Объясняется это тем, что согласно Федеральному закону от 29 декабря 2014 г. № 468-ФЗ финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставленных для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со ст. 262 ТК РФ, включая начисленные страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету ФСС России.


По строке 16 справочно отражается сумма начисленных и невыплаченных пособий, за исключением сумм пособий, начисленных за последний месяц отчетного периода, в отношении которых не пропущен установленный законодательством Российской Федерации срок выплаты пособий.


Напомним, что в соответствии с положениями Федерального закона № 255-ФЗ на назначение пособий предоставляется период времени в 10 календарных дней со дня сдачи работником всех необходимых документов. Выплата же пособия должна производиться в ближайший день выплаты заработной платы, установленный в организации, который следует после истечения периода времени для назначения пособия.


Пример 3
Допустим, что в организации установлены следующие даты выплаты заработной платы – 20-е число текущего месяца и 5-е число следующего месяца. Работник сдал на оплату больничный лист 5 июня 2015 г. Назначение пособия необходимо было произвести до 15 июня, а его выплату – 20 июня (одновременно с выплатой заработной платы за первую половину месяца).


Если выплата пособия 20 июня произведена не будет, величина начисленного пособия должна быть отражена по строке 16 таблицы 2 отчета 4-ФСС за первое полугодие 2015 г.



Пример 4
Воспользуемся условиями примера 3 и предположим, что работник представил на оплату документы 12 июня.


Назначение пособия должно быть произведено до 22 июня, а его выплата – 5 июля 2015 г.


По состоянию на 30 июня выплата пособия не просрочена, а потому по строке 16 таблицы 2 формы 4-ФСС за первое полугодие 2015 г. указанное пособие не отражается.


Аналогичные справочные данные отражаются по строке 11 «Справочно: начисленные и невыплаченные пособия» таблицы 8. В данном случае приводятся данные в части пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием.


Дополнительно предусмотрена расшифровка показателя по строке 9 «Задолженность за территориальным органом Фонда на конец отчетного (расчетного) периода». Необходимо указать, за счет чего образована задолженность – за счет превышения расходов (строка 10) или переплаты взносов (строка 11).


Особенности отражения показателей в форме РСВ-1 в части дополнительных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование
Уплата дополнительных страховых взносов на финансирование страховой части пенсии была введена с 2013 г. на основании ст. 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Уплату таких взносов производят те работодатели, у которых заняты соответствующие категории работников. Льгот по уплате данных взносов нет, и уплата взносов производится без соблюдения предельной базы для начисления страховых взносов.


Действующее законодательство устанавливает два основания для уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам:
1) страховые взносы по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (до 2015 г. – в подп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») (КБК 392 1 02 02131 06 0000 160);
2) страховые взносы по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пп. 2–18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (до 2015 г. – в подп. 2–18 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») (КБК 392 1 02 02132 06 0000 160).


По первому из приведенных выше оснований страховые взносы уплачиваются с выплат в пользу лиц, занятых на подземных работах, работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, поименованных в Списке № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденном постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10.


По второму основанию страховые взносы уплачиваются с выплат в пользу лиц, занятых на работах с тяжелыми условиями труда (Перечень указанных лиц определен в Списке № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10), а также по так называемым «малым спискам».


Начиная с 2014 г. страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам в общем случае должны уплачиваться исходя из класса (подкласса) условий труда на рабочих местах соответствующих категорий работников, выявленных по итогам специальной оценки условий труда.


Таким образом, рассматриваемые взносы в первую очередь уплачиваются по следующим тарифам:



Приведенные тарифы применяются независимо от того, в каком списке значится та или иная должность (профессия) работника и (или) производство, на котором он занят. Однако уплата взносов опять же связана только с наличием у работника права на льготную пенсию.


Для применения приведенных тарифов организации вправе в настоящее время использовать материалы проведенной ранее (до 2014 г.) аттестации рабочих мест. Как зафиксировано в п. 5 ст. 15 Федерального закона от 22 декабря 2014 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда», для уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам результаты проведенной аттестации рабочих мест действительны до окончания срока их действия, но не более чем до 31 декабря 2018 г. включительно. Напомним, что итоги проведенной ранее аттестации действительны в течение 5 лет после ее окончания.


В случае же если аттестация рабочих мест в организации не была проведена и (или) итоги данной процедуры уже недействительны (уже прошло 5 лет после аттестации), рассматриваемые страховые взносы должны уплачиваться по тарифам исходя из соответствующего списка должностей, профессий и производств.


В частности, при отсутствии материалов специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест) в отношении выплат в пользу лиц, занятых на видах работ, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии (ч. 1ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ, ст. 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»):



В свою очередь, с выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пп. 2–18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», дополнительные страховые взносы должны уплачиваться по следующим тарифам (ч. 2 ст. 33.2 Федерального закона № 212-ФЗ, ч. 2 ст. 33.2 Федерального закона № 167-ФЗ):



Необходимо учитывать, что страховые взносы по дополнительным тарифам должны исчисляться с заработка только тех лиц, которые имеют право на досрочный выход на пенсию по той причине, что заняты на вредных и опасных условиях труда. Это также следует из писем Минтруда России от 25 февраля 2014 г. № 17-3/В-76, от 18 февраля 2015 г. № 17-3/В-67.


В случае если на рабочем месте отдельно взятого сотрудника (водитель автотранспортного средства, не включенного в соответствующие списки; бухгалтер и т. д.) выявлены вредные и опасные факторы и в установленном порядке данное место отнесено к подклассу 3.1, 3.2 и т. д., но права на досрочный выход на пенсию он не имеет, уплачивать страховые взносы с выплат в пользу данного лица не следует.


Данные сотрудники не имеют права на так называемую льготную пенсию.


В зависимости от основания для уплаты страховых взносов организации формируют в составе формы РСВ-1 ПФР (утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 16 января 2014 г. № 2п) разные таблицы.


В случае отсутствия материалов специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест) формированию подлежат таблицы 2.2 и 2.3 формы. Применительно к 2015 г. таблица 2.2 заполняется в отношении выплат, которые облагаются дополнительными взносами по тарифу 9%, а таблица 2.3 – в отношении выплат, облагаемых по ставке 6%.


Таблица 2.4 формы РСВ-1 ПФР заполняется в случае уплаты страховых взносов по итогам специальной оценки условий труда и (или) ранее проведенной аттестации рабочих мест. Данный факт отражается в соответствующем реквизите таблицы 2.4.


Возможно формирование таблицы одновременно и по итогам специальной оценки условий труда, и по итогам аттестации, если не все рабочие места «оценены» и «аттестованы».


Таблица 2.4 формируется раздельно по кодам КБК. В поле «Код основания» соответственно проставляются значения «1» или «2».


Отдельно в порядке заполнения таблицы 2.4 указано на то, что если по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда установлен класс опасности «допустимый» или «оптимальный», плательщиками страховых взносов дополнительно с учетом положений п. 5 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ заполняются разделы 2.2 и 2.3 соответственно.


До момента проведения специальной оценки условий труда таких работников нельзя лишить права на очередной льготный стаж, чем и обусловливается необходимость уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам и заполнения разделов 2.2 и 2.3.


В данном случае необходимо учитывать положения ч. 4 ст. 15 Федерального закона № 421-ФЗ. Определено, что положения пенсионного законодательства до установления на рабочих местах класса условий труда по итогам специальной оценки условий труда не препятствуют включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периодов занятости на рабочих местах на указанных работах, в том числе если на таких рабочих местах условия труда признаны оптимальными или допустимыми по результатам ранее проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда. При этом имеется одно условие – работодателем с заработка такого работника должны быть начислены и уплачены страховые взносы по дополнительным тарифам, установленным ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ.


Необходимо понимать, что лишить сотрудника права на зачет в льготный стаж периодов работы на соответствующих должностях (профессиях, производствах) можно только по итогам новой процедуры специальной оценки условий труда.


Данные вопросы с 2014 г. регулируются положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Только если по итогам специальной оценки на рабочих местах будут установлены «оптимальные» или «допустимые» условия труда, работодатель вправе не уплачивать дополнительные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, а работник утрачивает право на возможность зачета в «льготный» стаж соответствующего периода работы.


По итогам же ранее проведенной процедуры аттестации рабочих мест работник не может быть лишен права на зачет в льготный стаж периодов работы. В таком случае страховые взносы по дополнительным тарифам уплачиваются на основании положений чч. 1 и 2 ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ исходя из того, на основании какой нормы пенсионного законодательства работник пользуется правом на льготную пенсию (т. е. в каком списке, оговаривающем право на досрочную пенсию, приведены его должность, профессия или производство). В данном случае страховые взносы должны уплачиваться с 2014 г. по ставке 6% (Список № 1) или 4% (Список № 2 или малые «отраслевые» списки).


Как отмечено в письме Минтруда России от 24 января 2014 г. № 17-3/В-25, основными критериями уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам являются занятость работника на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, поименованных в пп. 1–18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», а также включение сумм выплат и вознаграждений, начисляемых работнику, в объект обложения страховыми взносами.


Согласно данным критериям для того, чтобы определить порядок уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам, достаточно ответить на вопрос: числится ли должность (профессия) работника или производство, на котором занят сотрудник, в соответствующих списках (перечнях) или нет? Если да (числится), то с любых выплат и вознаграждений в пользу указанного лица наряду с обычными страховыми взносами должны начисляться и взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам.


В частности, как зафиксировано в письме Минтруда России от 26 декабря 2014 г. № 17-3/В-637, занимающий поименованную в соответствующих подпунктах п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ должность на работе с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда работник, отсутствующий на работе в связи с нахождением в отпуске, в пути от пункта сбора до места выполнения работы, на междувахтовом отдыхе и т. д. для целей исчисления страховых взносов по дополнительным тарифам в Пенсионный фонд с выплат за упомянутый период продолжает считаться занятым на вышеуказанных работах. Со всех выплат в пользу данного лица (включая суммы за те периоды, которые не включаются в льготный стаж на пенсию) страховые взносы по дополнительным тарифам начисляться должны.


Даже в случае нахождения работника, должность которого приведена в соответствующем списке, в отпуске по уходу за ребенком, производимые в его пользу выплаты должны облагаться не только обычными страховыми взносами, но также взносами по дополнительным тарифам. На это, в частности, указано в письме Минтруда России от 4 сентября 2014 г. № 17-3/В-424. Объясняется это тем, что данный работник продолжает занимать должность на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.


Взносами должны облагаться и суммы оплаты простоя, который также по установленным правилам в «льготный» стаж не включается (см. письмо Минтруда России от 20.01.2015 № 17-3/В-14). Как было отмечено, по той причине, что суммы оплаты времени простоя являются выплатами, производимыми в рамках трудовых отношений, а также принимая во внимание, что в период простоя работник продолжает занимать должность на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, такой работник считается занятым на упомянутых видах работ и, соответственно, со всех начисленных за расчетный период в пользу данного работника выплат и вознаграждений, в том числе с сумм оплаты времени простоя, исчисляются страховые взносы в ПФР по соответствующим дополнительным тарифам независимо от присутствия или отсутствия работника на рабочем месте в период простоя.


Таким образом, начиная с 2014 г. Пенсионный фонд отказался от ранее применявшегося правила, согласно которому уплачивать страховые взносы по дополнительному тарифу следовало только с тех выплат, которые приходились на период времени, включаемый в льготный стаж на пенсию. По этой причине изменен и порядок заполнения подразделов 6.7 и 6.8 формы РСВ-1 ПФР. Даже при отсутствии периода льготного стажа в таблице подраздела 6.8 в таблице раздела 6.7 необходимо отражать данные для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу.


Формы и состав персонифицированной отчетности
До 2014 г. формы персонифицированной отчетности были определены постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31 июля 2006 г. № 192п. Этим же документом была утверждена также Инструкция по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.


Начиная с отчетности за первый квартал 2014 г. в состав персонифицированной отчетности входят отдельные разделы формы РСВ-1. В частности, сведения по каждому отдельному работнику формируются в виде раздела 6 «Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений и страховом стаже застрахованного лица», который заменяет форму СЗВ-6-4 «Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений, о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица».


Опись сведений персонифицированной отчетности отныне оформляется в разделе 2.5 «Сведения по пачкам документов, содержащих расчет сумм начисленных страховых взносов в отношении застрахованных лиц» формы РСВ-1. Данная форма заменила ранее представляемую форму АДВ-6-2 «Опись сведений, передаваемых страхователем в ПФР».


В случае необходимости корректировки ранее представленных (до 2014 г.) сведений по формам СЗВ-6-4, СЗВ-6-1, СЗВ-6-2 организация должна будет (как и ранее) представлять корректирующие сведения по ранее принятым формам (СЗВ-6-4, СЗВ-6-1, СЗВ-6-2). На это указано в п. 41 Порядка заполнения РСВ-1. Таким образом, в состав персонифицированной отчетности по соответствующим периодам включаются следующие отчетные формы:


03.04.2020

Также по этой теме: