Об актуальных вопросах совершенствования административного законодательства в области противодействия коррупции



Опубликовано в журнале "Советник юриста" №8 год - 2011


Беженцев А.А.,
к. ю. н., доцент кафедры административной деятельности
органов внутренних дел Санкт-Петербургского
университета МВД России

Коррупция, являясь неизбежным следствием избыточного администрирования со стороны государства, серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики, вызывает в обществе серьезную тревогу и недоверие к институтам государственной власти. В Национальном плане противодействия коррупции сказано, что в Российской Федерации в основном сформированы и функционируют правовая и организационная основы противодействия коррупции.

Основные направления противодействия коррупции заложены в Национальной стратегии, утвержденной Указом Президента Российской Федерации в апреле 2010 г., и Национальном плане противодействия коррупции, где намечены основные направления государственной политики в сегменте борьбы с коррупцией, провозглашен комплекс масштабных мер по минимизации данного социального явления и созданию системы профилактики коррупционных правонарушений.

Правовой предпосылкой к созданию в Российской Федерации системы противодействия коррупции стали Конвенция ООН против коррупции (UNCAC) от 31 октября 2003 г.(1), Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности, подписанная в Страсбурге 8 ноября 1990 г., Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, принятая в г. Страсбурге 27 января 1999 г., другие международные обязательства.

В феврале 2007 г. Российская Федерация стала членом международной организации «Группа государств против коррупции», сокращенно ГРЕКО (Group of States Against Corruption – GRECO). Группа стран по борьбе с коррупцией была создана в 1999 г. для мониторинга антикоррупционных стандартов Совета Европы в странах, вступивших в эту организацию.


(1) Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № A/RES/58/4 от 31 октября 2003 г.


Основная задача ГРЕКО – усовершенствовать работу по борьбе с коррупцией на национальном уровне с помощью мониторинга соблюдения стандартов Совета Европы в этой области. Страны, входящие в ГРЕКО, прибегают к многосторонней оценке ситуации и могут оказывать давление на национальные органы борьбы в этой сфере. Работа группы позволяет определять недостатки антикоррупционной политики и стимулировать развитие законодательных, административных и исполнительных систем.

В силу членства России в ГРЕКО обязательства нашей страны по усилению борьбы с коррупцией приобрели характер международно-правовых, и приближение России к уровню наименее коррумпированных стран стало осуществляться более ускоренными темпами.

Кроме того, в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. указывалось на необходимость изменения законодательства с целью расширения и углубления действенных способов борьбы с коррупцией. По словам президента, «опыт показывает, что даже угроза лишения свободы до 12 лет не удерживает взяточников. Представляется, что в ряде случаев экономические меры в виде штрафов могут быть более продуктивны»(1).

Согласно Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»(2) в случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции»(3) коррективы внесены в ст. 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую административную ответственность за незаконное вознаграждение от имени юридического лица.

Статья 19.28 находится в гл. 19 КоАП РФ «Административные правонарушения против порядка управления». До внесения изменений статья именовалась «Незаконная передача вознаграждения от имени юридического лица», а диспозиция статьи предусматривала административную ответственность за незаконную передачу от имени или в интересах юридического лица должностному лицу (лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации) денег, ценных бумаг, иного имущества, незаконное оказание ему услуг имущественного характера за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом (лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации) действия (бездействия), связанного с занимаемым им служебным положением. Санкция статьи предусматривала административный штраф на юридических лиц до 3-кратной суммы передаваемых денег, 3-кратной стоимости ценных бумаг, иного имущества и оказанных услуг имущественного характера, но не менее 1 млн руб. с конфискацией передаваемых денег, ценных бумаг, иного имущества.


(1) См.: http://kremlin.ru/news/9637.
(2) Собрание законодательства Российской Федерации. – 2008. – № 52 (часть I). – Ст. 6228; Российская газета. – 2008. – 30 декабря.
(3) Российская газета. – 2011. – 6 мая; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2011. – № 19. – Ст. 2714.


В названии статьи в новой редакции термин «незаконная передача вознаграждения» заменен на более широкое понятие «незаконное вознаграждение», которое по сути предполагает любые способы вознаграждения, к которым могут быть отнесены и находка, и давность владения материальными ценностями. Скорректированная ст. 19.28 КоАП РФ носит на звание «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица» и содержит три состава административных правонарушений, закрепленных в трех частях комментируемой статьи.

Первая часть предусматривает административную ответственность за незаконные передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействия), связанного с занимаемым ими служебным положением.

Под должностным лицом, которое привлекается к ответственности по статье, понимаются лица, указанные в примечаниях 1–3 к ст. 285 Уголовного кодекса Российской Федерации. В частности, это лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных корпорациях, а также в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях России. Лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, являются лица, занимающие должности, установленные Конституцией, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

Под лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, понимается лицо, указанное в примечании 1 к ст. 201 Уголовного кодекса Российской Федерации. Это лица, выполняющие функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях.

Под иностранным должностным лицом понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия. Под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой  организацией действовать от ее имени.

Санкция по ч. 1 ст. 19.28 КоАП РФ предусматривает (по аналогии с ранее действующим законодательством) наложение административного штрафа на юридических лиц в размере до трехкратной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее 1 млн руб. с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.

Вторая часть исследуемой статьи устанавливает ответственность за действия, предусмотренные ч. 1 комментируемой статьи, совершенные в крупном размере. Крупным размером законодателем признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие 1 млн руб.

Наказанием по ч. 2 будет являться наложение административного штрафа на юридических лиц до тридцатикратного размера суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее 20 млн руб. с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного
характера, иных имущественных прав.

По ч. 3 рассматриваемой статьи административная ответственность наступает за действия, предусмотренные ч. 1 комментируемой статьи, совершенные в особо крупном размере. Под особо крупным размером в данном случае понимаются ценности и услуги имущественного характера, иные имущественные права, стоимость которых превышает 20 млн руб.

Административным наказанием будет административный штраф на юридических лиц в размере до стократной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имуще ственного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее 100 млн руб. с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.

Возбуждение дела об указанном административном правонарушении отнесено к компетенции прокурора. Правонарушение по данной статье может быть совершено только умышленно.

Кроме того, новелла Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вводит новый вид коррупционеров: иностранное должностное лицо и должностное лицо международной организации. Это может быть любое назначаемое или избираемое лицо в административном, законодательном, исполнительном или судебном органе иностранного государства, а также человек, выполняющий публичную миссию для государства, его ведомства или иностранного публичного предприятия, а также сотрудник или уполномоченный международной организацией человек. Речь прежде всего идет об административной ответственности за коррупцию в третьих странах – если российский предприниматель дал взятку в обмен на получение выгодного заказа сотруднику ООН или чиновнику в зарубежных странах, возможным становится привлечение его к административной ответственности и в Российской Федерации. Еще раз подчеркнем, что введение такой ответственности – это обязательное условие для международных обязательств России перед «Группой государств против коррупции».

Кроме рассмотренных изменений, Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 97-ФЗ вводит институт правовой помощи по делам об административных нарушениях, что, безусловно, позволит расследовать факты коррупции со стороны российских компаний за рубежом. До внесения рассматриваемых изменений в КоАП РФ наше кодифицированное национальное законодательство не предусматривало правовой помощи по делам об административным правонарушениях, но Россия могла обращаться с подобными запросами на началах взаимности, так как это общая норма международного права. Бороться с коррупционерами не только внутри, но и за пределами страны требует ратифицированное нами международное законодательство. Итак, теперь самостоятельно направлять запросы иностранным коллегам могут Генеральная прокуратура, Верховный и Высший арбитражный суды, а также Министерство юстиции, Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности и Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков. Ведомства могут запрашивать персональные данные и сведения о местонахождении интересующих их лиц, документы и другие вещественные доказательства, сведения о фактических обстоятельствах совершенного правонарушения и даже вызывать свидетелей или потерпевших для рассмотрения административного дела по существу на территорию Российской Федерации. Данным лицам при необходимости, при условии сотрудничества с правоохранительными органами, может быть предоставлен иммунитет от уголовного преследования.

Хочется верить, что провозглашенный механизм по делам об административных нарушениях будет заходить довольно далеко, вплоть до исполнения решений российских судов на территории другого государства.

Антикоррупционные меры должны пронизывать всю систему законодательства. В этой связи одной из важнейших задач государства является профилактическая работа по предупреждению коррупции. Согласно социологическим опросам, более трети опрошенных граждан России одним из основных препятствий реализации намеченной стратегической задачи по модернизации экономики страны считают проблему коррупции. В борьбе с коррупцией необходимо рациональное соотношение усилий государства, правоохранительных структур и общества со всеми его многочисленными институтами.

В заключение отметим, что Россия не пошла по стандарту некоторых зарубежных стран и не стала вводить уголовную ответственность юридических лиц. В то же время введены такие наказания, которые полностью соразмерны тем наказаниям, которые применяются к юридическим лицам в государствах, где юридические лица могут совершать уголовные преступления. Иными словами, это существенные штрафы, которые могут применяться непосредственно к предприятиям, учреждениям, организациям различных форм собственности, создавая для них соответствующие проблемы в случае выявления признаков коррупционного административного правонарушения. Безусловно, это позитивный для Российской Федерации опыт, который будет способствовать противодействию коррупции, так как пределы и масштабы этого деструктивного явления остаются в нашей стране поистине угрожающими.

07.06.2013

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста