Проблема трансформации административного задержания в задержание по УПК РФ



Опубликовано в журнале "Советник юриста" №8 год - 2013


Ильина Т.А.,
преподаватель кафедры административного права
Магаданского филиала МГЮА им. О.Е. Кутафина


Административное задержание относится к мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ст. 27.1 КоАП РФ), это – кратковременное ограничение свободы физического лица, которое может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.


Данное действие сопряжено с мерами физического принуждения.


Административному задержанию предшествует доставление – принудительное препровождение физического лица и других орудий совершения административного правонарушения в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным (ст. 27.2 КоАП).


Срок административного задержания не должен превышать 3 часа, но если в отношении лица ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, оно может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.


Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления в соответствии со ст. 27.2 КоАП, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления.


Таким образом, срок исчисляется с момента не фактического, а процессуального задержания.


С произведенным задержанием непосредственно связано такое действие, как личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице (т. е. обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляется в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения).


Административное задержание и личный досмотр производятся при подозрении, что они используются в противоправных целях лицами, указанными в ст. 27.2 и 27.3 КоАП.


Должностные лица ОВД вправе осуществлять административное задержание при выявлении любых административных правонарушений, а также в случаях обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях. Исчерпывающий перечень указанных лиц определен ст. 28.3 КоАП.


В практике возможна ситуация, когда административное задержание переходит в задержание уголовно-процессуальное, что на практике ведет к возникновению некоторых вопросов:
– с какого момента нужно исчислять срок задержания;
– с какого момента лицо становится задержанным и приобретает статус подозреваемого;
– какие доказательства получены в результате действий, связанных с задержанием (действие – одно, правоотношений – два – административное и уголовно-процессуальное).

1. Административное задержание исчисляется с момента доставления лица в служебное помещение ОВД, а уголовно-процессуальное задержание будет исчисляться с момента фактического удержания, соответственно в протоколе задержания должно быть указано именно это время, и срок задержания (48 часов) будет отсчитываться с этого момента.


2. Лицо считается задержанным с момента его фактического задержания, что следует из п. 11 ст. 5 УПК РФ, при этом в Законе указано, что фактическое задержание – это момент фактического лишения свободы передвижения лица (п. 15 ст. 5), которое представляет собой захват лица и доставление его в органы дознания или к следователю.


В уголовно-процессуальном понимании правильное определение момента задержания важно в связи с тем, что с момента фактического задержания лица оно приобретает статус подозреваемого на основании п. 2 ч. 1 ст. 46 УПК. Наделение лица определенным уголовно-процессуальным статусом связано с предоставлением ему соответствующих прав и возникновением у него обязанностей.


Важность установления правил о фактическом задержании отметил Конституционный Суд РФ – это исключает бесконтрольное, вне установленных сроков, содержание задержанного правоприменительным органом и не лишает задержанное лицо права на обращение к адвокату (защитнику) за юридической помощью с момента фактического задержания или иного реального ограничения его прав, в том числе если лицо после фактического задержания в течение определенного времени доставлялось в орган расследования, что не должно умалять права на защиту(1).


Мы видим, что исчисление срока и наделение статусом (правами) по КоАП и УПК отличаются, в первом случае – он связан с доставлением, во втором – с фактическими действиями; различное исчисление сроков не должно отрицательно сказаться на положении задержанного лица, и если возникли основания признания административного задержания уголовно-процессуальным, то сотрудники правоохранительных органов обязаны учитывать и соблюдать нормы УПК РФ.



(1) Определение Конституционного Суда РФ от 17 ноября 2009 г. № 1522-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Задорожного Александра Леонидовича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 92 УПК РФ и пунктом 2 части первой статьи 11 Закона РФ «О милиции» // СПС «Консультант-Плюс».



 (Фактическое лишение свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления, чаще всего осуществляется в ходе административно-правовой и оперативно-розыскной деятельности уполномоченными на то лицами, т. е. за рамками уголовного судопроизводства(1).)


3. Фактические основания задержания указаны в ст. 91 УПК РФ, в частности, к ним относятся различные факты обнаружения следов преступления (в ходе действий, связанных с административным арестом и личным досмотром).


Так, например, в ходе административного ареста по фактам незаконного оборота наркотических средств часто обнаруживаются следы не правонарушения, а преступления, в этом случае данные, полученные в результате досмотра, становятся поводом для возбуждения уголовного дела (лицо до возбуждения уголовного дела добровольно выдает наркотическое вещество, что оформляется протоколом досмотра в порядке ст. 27.7 КоАП).


В судебной практике в некоторых случаях производимый личный досмотр в ходе административного ареста в порядке ст. 27.7 КоАП РФ (например, в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности) признается судом доказательством, которое отвечает требованиям, предъявляемым УПК РФ (к личному обыску подозреваемого при его задержании). В этом случае происходит трансформация доказательства – из административного (протокол личного досмотра и полученные предметы) в уголовно-процессуальное (протокол личного обыска, который производится до задержания). В этой ситуации возникает одна не решенная в законе проблема – личный обыск по УПК РФ не допускается до возбуждения уголовного дела, но на момент административного задержания личного досмотра, в ходе которого и обнаруживаются доказательства причастности лица к совершению преступления (наркотики), уголовное дело не может быть возбуждено, однако ВС РФ признает, что протокол досмотра (надлежаще оформленный) отвечает требованиям, предъявляемым к личному обыску подозреваемого при его задержании(2).



(1) Семенцов В. Задержание подозреваемого в стадии возбуждения уголовного дела // Уголовное право. – 2010. – № 1. – С. 101.
(2) Кассационное определение Верховного Суда РФ от 2 сентября 2010 г. № 20-О10–26 // СПС «КонсультантПлюс».


09.02.2018

Также по этой теме: