Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №4 год - 2009
профессор,
декан Высшей школы маркетинга
и развития бизнеса ГУ-ВШЭ
Россия, как и другие развивающиеся страны, непосредственно втянута в воронку мирового кризиса. Не секрет, что некоторые компании повышают цены для поддержания привычной нормы прибыли. В статье приведены результаты исследования Высшей школы маркетинга и развития бизнеса ГУ-ВШЭ ценовой и маркетинговой политики компаний в условиях не растущих рынков.
Формирование цен и издержки компании на не растущем рынке
В рамках круглого стола презентация результатов исследования «Какие факторы влияют на формирование цены, и по каким причинам компании не снижают цены на не растущих рынках. Видение директоров по маркетингу», апрель 2009 г.
Москва, 23 апреля 2009 г. Россия, как и другие развивающиеся страны, непосредственно втянута в воронку мирового кризиса. По мнению Министерства финансов РФ, Россию ожидает вторая волна кризиса. Снижение платежеспособности населения уже привело к падению продаж. Снижение издержек – первый шаг, по которому идут компании в этих условиях, а если эти действия не помогают им удержать на плаву бизнес, то переходят к повышению цен. Не секрет, что некоторые компании повышают цены для поддержания привычной нормы прибыли, считая, что у клиентов нет другого пути, кроме как купить товар у них.
В инициативном исследовании, проведенном лабораторией «Управление рынком» Высшей школы маркетинга и развития бизнеса ГУ-ВШЭ (www.marketing.hse.ru), был проведен опрос директоров по маркетингу средних и крупных компаний по следующим вопросам: «От каких факторов зависит формирование цены?» и «По каким причинам компании не снижают цены на отраслевом рынке?». В исследовании приняли участие 36 директоров по маркетингу компаний среднего и крупного бизнеса. Время проведения исследования – апрель 2009 г. В табл. 1 представлен опыт работы респондентов в маркетинге.
Таблица 1
Опыт работы респондентов в маркетинге
Опыт работы |
Лет |
В области маркетинга |
9 |
Директором по маркетингу |
4,8 |
Директором по маркетингу в этой компании |
3 |
На круглом столе в обсуждении результатов исследования приняли участие топ-менеджеры среднего бизнеса: генеральные и коммерческие директора, директора по маркетингу, специалисты по маркетингу и развитию бизнеса, исследователи.
Когда участников исследования просили назвать факторы, которые влияют на повышение цен, они называли экономические, например высокий курс валют. Когда респондентов попросили назвать эффективные, с их точки зрения, действия, определяющие цену и сохраняющие уровень продаж, то акцент был сделан на управленческие решения (табл. 2).
Таблица 2
Наиболее эффективные действия по управлению ценой для сохранения продаж
Вид действия (первые шесть значимых рангов) |
% |
Оптимизация ассортимента. Оставлять самые доходные позиции |
15 |
Система скидок |
15 |
Сокращение общефирменных и административных расходов |
12 |
Оптимизация работы сотрудников (кастомизированное обращение) |
12 |
Не поднимать цены из-за снижения прибыли в компании |
10 |
Поднятие доходности за счет дополнительных услуг |
10 |
По результатам исследования были выделены следующие данные. В 73% компаний цены действительно повысились (табл. 3). В 13% компаний цены были снижены (табл. 4). В 14% компаний цены остались неизменными (табл. 5).
Таблица 3
Факторы, влияющие на повышение цен
Наименование фактора (первые три значимых ранга) |
% |
Повышение таможенных пошлин |
35 |
Высокий курс валют |
23 |
Повышение внутренних цен на товары, комплектующие, сырье, др. |
19 |
Таблица 4
Факторы, влияющие на снижение цен
Наименование фактора (первые три значимых ранга) |
% |
Желание компании получить привлекательность товара/услуг по сравнению с конкурентами |
36 |
Снижение платежеспособности потребителей |
18 |
Снижение издержек в компании (исключая издержки на производство своей продукции) |
18 |
Таблица 5
Причины оставления цен неизменными
Наименование причины (первые три значимых ранга) |
% |
Сохранение ценового позиционирования на рынке |
40 |
Снижение издержек в компании (исключая издержки на производство своей продукции) |
40 |
Желание сохранить привлекательность товара/услуг по сравнению с конкурентами |
20 |
Основные причины, почему компании в отраслях не снижают цены на свою продукцию, следующие (табл. 6).
Таблица 6
Основные причины неснижения цен на продукцию компаний
Основная причина
|
Отрасль |
% |
Повышение цен на сырье и комплектующие за счет изменения курсов валют |
Поставщики одежды, транспорта, FMCG |
36 |
Некуда дальше падать. Точка безубыточности |
Девелопмент, лизинговые услуги, производство и продажа аудио- и видеотехники |
16 |
Увеличение таможенных пошлин |
Поставки транспорта |
12 |
Сокращение прибыли |
Поставки косметики и строительных материалов |
12 |
Другое: |
|
|
вынуждены понижать цены |
Коммерческая недвижимость, страхование |
12 |
цена регламентирована |
Поставки транспорта, страхование жизни |
12 |
Бренд на нерастущих рынках: малобюджетные решения
В рамках круглого стола презентация результатов исследования «Мероприятия, которые проводят компании для управления брендами: товарными, сетевыми торговыми марками, корпоративным брендом. Mалобюджетные решения, позволяющие сохранить капитал бренда на нерастущих рынках. Видение директоров по маркетингу», май 2009 г.
Москва, 28 мая 2009 г. Рост российской экономики в 2002–2007 гг. позволил вывести на рынок большое количество продукции новых российских производителей. Потребитель начал теряться в многообразии предлагаемых мясных деликатесов, одежды и других товаров. Решение напрашивалось само – нужно создать торговую марку, благодаря которой продукцию компании запоминал потребитель. Это была первая задача. Вторая задача – благодаря торговой марке повысить цену и получить ценовую премию за свою продукцию, а также вернуть деньги, затраченные на ее создание и продвижение. Так мыслили в российских компаниях, когда создавали нематериальный актив под названием «бренд». Особенность управления таким активом состоит в том, что его постоянно нужно поддерживать, затрачивая существенные средства. В режиме резкого снижения бюджетов деньги на поддержание бренда в компаниях перестали выделять. Жесткие вопросы топ менеджмента поставлены сегодня специалистам по маркетингу: «Почему бренд перестал поддерживать продажи?», «Почему вы ничего не делаете?», «Придумайте, как без (с малым) бюджета поддержать бренд».
На круглом столе в обсуждении результатов исследования принял участие топ-менеджмент среднего бизнеса: генеральные и коммерческие директора, ди ректора по маркетингу, специалисты по маркетингу и развитию бизнеса, исследователи. Приглашенные спикеры освещали самые актуальные проблемы – какие элементы бренда поддерживать обязательно, какие решения используются при продвижении бренда и для поддержания продаж.
Только в 65% компаний топ-менеджмент рассматривает бренд как актив, в 22% – отсутствует четко выраженная позиция, в 14% – бренд не считается активом. Именно в этих компаниях не проводился анализ состояния бренда (за период осень 2008 г. – весна 2009 г.).
Меняется ли стоимость бренда в кризис? Ответ на этот вопрос дают результаты анализа стоимости мировых брендов, проведенного компанией Brand Finance plc. (2009 г.). Так, рыночная капитализация компаний составила 34%, стоимость брендов –23%. Это свидетельствует, «что бренд по-прежнему остается активом компании, позволяющим рассчитывать на ценовую премию и внимание покупателей». Так, по данным Brand Finance plc., максимально пострадали бренды в отраслях: табак – 40%, страхование –37%, мода (Louis Vuitton, Gucci, Dior) –36%. Наиболее успешные бренды увеличили свою стоимость: Aeon (розничная сеть, Япония) +45%, Kohl’s (розничная сеть, США) +38%, Сбербанк (Россия) +33%.
По мнению участников круглого стола, у большей части потребителей си стема ценностей не изменилась, но цена начала доминировать среди критериев принятия решения о покупке. Изменились мотивы покупателей и, как следствие, стратегии покупательского поведения. Такие изменения требуют проведения анализа ценностей бренда и их дальнейшей поддержки. Четкость и сбалансированность всех коммуникаций компании, где персонал компании является «сильным звеном», позволяют существенно снизить бюджеты и сохранить лояльных клиентов. Одна ко на вопрос в исследовании «назовите ключевые целевые аудитории, которые компания поддерживает сегодня» 92% компаний ответили, что это потребители и только, 35% – поддержка персонала.
«Какие задачи ставит топ-менеджмент по управлению брендом?» – еще один вопрос, который был задан директорам по маркетингу. В табл. 7 приведены наиболее популярные ответы.
Таблица 7
Задачи по управлению брендом, поставленные топ-менеджментом
Наименование задачи |
% |
Повышение узнаваемости бренда |
22 |
Изменение коммуникативной стратегии |
17 |
Сохранение объема продаж |
13 |
Повышение лояльности |
13 |
Сохранение «лица» бренда |
13 |
Решения, принятые компаниями по укреплению позиции бренда за период осень 2008 г. – весна 2009 г. (табл. 8).
Таблица 8
Направления усилий компании по укреплению позиции бренда
Вид направления |
% |
Изменение содержания коммуникационных обращений к потребителям |
64 |
Изменение условий поставок для посредников |
52 |
Изменение цены для конечного потребителя |
52 |
Примечательно, что эти решения приняты руководством компании, так как в 55% компаний топ-менеджмент непосредственно принимает решения (от 50 до 100%), как управлять брендом. Несбалансированность принятых решений относительно задач, которые ставит руководство, очевидна. Решения, принятые компаниями, «лежат на поверхности и направлены на сохранение продаж, а не на укрепление позиции бренда на рынке».
Также было высказано мнение, что «денег на маркетинг в компаниях либо нет вообще, либо на каждый потраченный рубль компания хочет видеть реальный, зримый эффект в продажах. В этой связи вновь актуальной становится тема маркетинга отношений, которая интересовала маркетологов еще сравнительно недавно, но потом была отложена до лучших времен из-за кажущейся трудоемкости на фоне простоты и заметности (хотя и не всегда эффективности) массовой рекламы».
Результаты исследования также ярко продемонстрировали растерянность, отсутствие четкой позиции директоров по маркетингу в управлении брендом: когда респондентов попросили назвать три наиболее эффективных малобюджетных действия, направленных на сохранение продаж, вариантов ответов было более десяти. В табл. 9 приведены три самых популярных ответа.
Таблица 9
Эффективные малобюджетные действия, направленные на сохранение продаж
Вид действия |
% |
Использование недорогих каналов коммуникаций (интернет, BTL и др.) |
29 |
Изменение коммуникативной стратегии |
21 |
Проведение семинаров, круглых столов |
17 |