Возможности внедрения новаций при упаковке молочной продукции



Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №5 год - 2014


Губанов Р.С.,
к. э. н., доцент кафедры экономики городского хозяйства
и сферы обслуживания ЧОУВО «Московский университет имени С.Ю. Витте»


В статье обозначена проблема выбора креативных решений в области внедрения новаций в производстве и сбыте молочной продукции; рассмотрены вопросы совершенствования упаковочного материала для сметаны и кефира, творога; систематизированы положительные факторы, влияющие на решения в области новаций по упаковке молочных продуктов; отмечены тенденции внедрения эффективных инновационных процессов упаковки молочных продуктов; рекомендованы меры по использованию наиболее приемлемой упаковки молочных продуктов, соблюдению технических требований к продаже молока.


Новации при упаковке молока и важнейших молочных продуктов необходимы для улучшения процессов сбыта и потребления, повышения качества хранения продуктов, снижения риска порчи изготовленной молочной продукции. Новизна в выборе тары и упаковки для бережной и рациональной фасовки молочной продукции характерна не для всех предприятий молочной промышленности, так как инновационная активность в современных условиях сопровождается значительными финансовыми издержками. Однако потребности во внедрении новой упаковки молока, творога, кефира и сметаны не исчезают даже в условиях отсутствия у российских молочных заводов должного опыта ведения инновационной деятельности.


Поиск, оценка и выбор вариантов инновационного развития рыночных возможностей – одна из основных задач, подлежащих решению в процессе достижения целей продолжительного выживания и устойчивого развития хозяйствующих субъектов в соответствии с выбранной миссией [2]. Вполне очевидно, что данные процессы и явления характерны и для предприятий, осуществляющих производство и сбыт молока и молочной продукции.


Начавшаяся ориентация потребителей на натуральную продукцию вынуждает производителей внедрять в молочном животноводстве, при переработке и упаковке молока инновационные технологии, позволяющие значительно увеличивать срок хранения продукции [5]. Это немаловажный фактор, положительно воздействующий на рентабельность продаж молочных изделий.


Между тем следует отметить, что слабо развитый уровень инновационной политики предприятий и маркетинговых технологий ведет к неумению достоверно прогнозировать, выявлять потребительские предпочтения и реагировать на них [11]. Поэтому креативные решения в области внедрения новаций в производстве и сбыте молочной продукции способствуют активизации инновационного развития на рынке переработки и сбыта молока.


По некоторым прогнозам, в ближайшие годы возникнет необходимость внедрения инноваций в области упаковочных решений, процессов и функций упаковки, что должно позволить владельцам брендов снизить затраты. Дизайну упаковки будет придаваться все большее значение с точки зрения роли упаковки как инструмента маркетинга и продаж. Графический дизайн и визуальное оформление играют важную роль для упаковки, поскольку это помогает потребителям запоминать и узнавать бренды среди прочих [7]. Мы полагаем, что эти важные организационные аспекты коснутся и продавцов молокопродуктов.


В соответствии с товарным классификатором типичного продавца молокопродуктов – супермаркета, молочная продукция включает следующие товарные категории: масло; молоко; йогурты; кефир; ряженку; творог; сметану; иные кисломолочные продукты; пудинги, десерты, коктейли; сырки творожные; сливки; маргарин; муссы [9]. Несмотря на достаточно разнообразный состав молочной товарной группы, чаще всего потребители отдают предпочтение покупке сметаны (25%) и кефира (20%), нежели приобретают молоко (17%), йогурт (13%), о чем свидетельствует проведенный опрос респондентов [3]. Это порождает более пристальный интерес к вопросам совершенствования упаковочного материала для сметаны и кефира, разработки новаций в области тары и упаковки данной категории продуктов в целях повышения эффективности сбыта товаров переработки молока.


Для розлива кефира можно рекомендовать использовать герметичный пластиковый стаканчик объемами 0,3 л, 0,5 л или 1,0 л. Маленький объем кефира, расфасованный в небольшой стаканчик, предпочтительнее реализовывать в сетях продаж для детского питания. Большой литровый стакан кефира можно продавать в гипермаркетах и киосках.


Сметана, на наш взгляд, может быть расфасована в самые разнообразные виды тары: банка из стекла, пластмассовая упаковка, железная банка, изготовленная из специальных для хранения сметаны материалов. Но на практике экономично и выгодно разливать сметану в пластиковую посуду: стаканчики, баночки, крынки.


Вместе с тем широкий ассортиментный ряд производимого молока и молочной продукции: молоко пастеризованное; сливки стерилизованные; биокефир; биоряженка; творог с кусочками фруктов; сыр плавленый с ветчиной; кефир фруктовый; сметанный соус; молочный кисель; творожное суфле с орехами; сырный рулет с пряностями заставляет товаропроизводителей задуматься помимо фасовки сметаны и кефира и об упаковке остальных видов молокопродуктов. Реализация указанных молочных продуктов на территории Таможенного союза должна осуществляться в соответствии с требованиями вступившего в силу с 1 мая 2014 г. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 № 67 «О техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» [1]. Согласно данному нормативно-правовому документу молочная продукция, предназначенная для реализации, должна быть расфасована в тару, обеспечивающую безопасность и сохранение потребительских свойств молока.


Традиционными упаковочными материалами, которые используются для сохранения качества молочной продукции, являются: пленка для твердого сыра; молочная бутылка; пластиковая бутылка или банка; пластиковый контейнер для мягкого сыра; пластиковая форма для сметаны. Это не исчерпывающий перечень всех видов упаковки, однако он достаточно строг и нормативно выдержан. Вместе с тем во все времена ценились стеклянные и картонные тарные материалы, используемые для производства и сбыта молочной продукции. Для определения целесообразности выбора стекла, пластика или картона в качестве сырья для изготовления молочной тары или упаковки нами проведено сравнение всех этих видов материалов, вследствие чего выявлены их определенные достоинства и недостатки.


Так, обобщив мнения специалистов: главных технологов, организаторов производства молока и его промышленной переработки, участников научно-практических семинаров, проводимых на предприятиях молочной промышленности, изученные посредством беседы и опыта, описанного в брошюрах данных семинаров, мы систематизировали специфические преимущества упаковки молочных товаров в пластиковую тару (рис. 1).



Как мы видим, существует ряд свойств, которые способствуют привлечению большего числа клиентов к потреблению молочной продукции, порождают внимание именно к пластиковой таре: отсутствие течи, недопущение боя, эргономичность и т.д.


Дело в том, что более привлекательный внешний вид пластиковой упаковки для молока, кефира, творога и сметаны и относительно невысокая стоимость материалов, из которых она производится, делают покупательскую способность данных молочных продуктов более высокой, что создает благоприятное для молокоперерабатывающих предприятий как товаропроизводителей использование пластиковой тары более экономически выгодным.


Для решения задач по выбору оптимальной для молочной продукции упаковки и ее обновлению на молокоперерабатывающем предприятии должна функционировать отлаженная система взаимодействия с рынком. С учетом предпочтений потребителей молока и «правил инновационной борьбы» конкурентов процедуры улучшения и обновления молочной тары и упаковки могут быть успешно реализованы на практике, в случае применения предприятием следующей организационной структуры [4] (рис. 2).



На наш взгляд, функции ассортиментной лаборатории не должны замыкаться лишь на поиске решений по обновлению и оптимизации производства молочной продукции, важно обеспечить ее эффективное товародвижение и доставку до потребителя. В этих вопросах главенствующую роль играет упаковка, так как от ее целостности, надежности и привлекательности зависит объем реализации молочной продукции. Поэтому целесообразно ассортиментной лаборатории обеспечивать обратную связь с рынком на предмет инновационных технологий при упаковке и организации сбыта молочных товаров.


Открытым для многих субъектов хозяйствования остается вопрос регулирования затрат на инновации и их внедрение в производство и реализацию молока с наибольшими экономическими выгодами. Освоение новых видов молочной продукции помимо обычного сырья требует использования как ранее потреблявшихся, так и новых видов основных материалов (сахар, какао, кофе, цукаты, фруктовые соки, варенье, изюм, ванилин, соль для посола масла, сыра и другой продукции, краска для масла и сыра, а также ферменты и химикаты).


Потребность в основных материалах на запланированный ассортимент продукции и их стоимость рассчитывают по плановым нормам (рецептурам) и ценам.


При определении затрат на основные материалы учитывают накладные и транспортные расходы [6]. В случае принятия решений о новациях при фасовке молока, упаковке молочных продуктов и их розливе к накладным затратам добавляются расходы на инновационное развитие.


При этом важно отметить, что возможности инновационного развития состоят из активного роста спроса на инновации на мировом рынке; значительного потенциала внутреннего рынка; наличия достаточного количества населения, стремящегося реализовать свой человеческий потенциал на принципиально более высоком уровне; осознания малым, средним и крупным бизнесом необходимости опережающего внедрения инноваций, падения прибыльности в сырьевом бизнесе, связанного с финансовым кризисом и развитием технологических укладов [8].


На молокоперерабатывающем предприятии инновациями должен заниматься отдел главного механика и энергетика под руководством главного инженера (технического директора) [4].


Вместе с тем на затратную составляющую инноваций при упаковке молокопродуктов воздействует деятельность коммерческого директора. В этой связи рассмотрим примерную схему организационной структуры управления на молокоперерабатывающем предприятии в части функционального звена технического и коммерческого директора ( рис. 3).



В условиях возрастания интереса молочной промышленности к инновационному использованию ресурсов для эффективной выработки и реализации молочной продукции, в том числе ее упаковки, следует отметить о тенденциях, происходящих в научном мире по соответствующей проблематике.


Так, в ходе прошедшего 26 мая 2014 г. в г. Рязани научно-практического семинара «Современные решения для эффективно-инновационных технологических процессов, производства и упаковки молочных продуктов» было отмечено в качестве приоритетного направления в области производства упаковки для молочной продукции – использование фасовочного оборудования от компании Trepko (Польша).


Важно подчеркнуть, что весьма актуальным становится применение автоматов для расфасовки в брикеты продуктов типа: масло; маргарин; творог и использование автоматов для расфасовки молока в готовые стаканчики. При этом ключевым моментом экономической эффективности упаковки масла, маргарина, творога и фасовки молока является экономия коммерческих расходов. По некоторым оценкам, расходы на тару и упаковку в структуре затрат занимают наибольшую долю (0,8%), но они ориентированы на сохранение потребительских свойств товаров [12]. Реалии таковы, что не все молокоперерабатывающие предприятия имеют возможность извлекать доходы от операций с инновационными технологиями, применяемыми для упаковки и тары молочной продукции.


По нашему мнению, на современном этапе новации необходимы в первую очередь при упаковке измененного или усовершенствованного молочного продукта.


В производстве такого продукта могут присутствовать специфические функции, позволяющие модифицировать ранее выпускаемое изделие. Рассмотрим особенности подобного производства и упаковки готового изделия на примере творога.


Общеизвестно, что творог может обладать различной процентностью жирности, однако для получения нежирного творога, как показали исследования, лучше использовать обезжиренное молоко. При этом в процессе хранения готового продукта выделяется меньше сыворотки, что положительно сказывается на сроке его годности. Продукты гидролиза: пептиды; свободные аминокислоты; карбонильные соединения и т.д. образуются при ферментации полученного концентрата и обеспечивают: пластичную консистенцию и кисломолочный привкус.


Это приближает данный продукт к нежирному творогу – «целебному творожку», характеристики которого приведены на рис. 4.


Разнообразить вкус можно введением наполнителей [13]: фруктов, вареного сгущенного молока, орехов и т.д. Все преимущества целебности творога говорят в пользу его производства и сбыта в условиях инновационного развития современного предприятия молочной промышленности.



Для идентификации этого продукта целесообразно выбрать наиболее верные решения о новациях его упаковки.


Упаковка целебного творожка может быть изготовлена из пластика, стекла, пищевого пергамента, комбинированных материалов и т.д., однако новации на рынке упаковки позволяют фасовать творожок, например, в вафельный рожок и продавать его в форме мороженого. Это новшество можно рекомендовать многим молокоперерабатывающим предприятиям использовать как маркетинговый подход, в основе которого будет лежать интерес потребителя к необычному рожку или трубочке с творожным наполнением.


На современном этапе развития рынка молока помимо условий для производства и сбыта целебного творога чрезвычайно важно исследовать новации, предлагаемые различными компаниями, для тех молочных продуктов, которые потребляются непосредственно в жидком виде.


Так, в целях исследования проблемы новаций в сфере продаж американская компания системных инноваций Ipifini разработала программируемый контейнер для жидкостей. На его поверхности размещены 20 кнопок, нажатие на которые приводит к впрыскиванию в жидкость различных добавок. Владелец такой «бутылки» может по вкусу добавить в напиток различные ароматы, вкусовые добавки, красители и т.п. Предложенная технология позволит производителю одним таким контейнером заменить ряд вариантов продукта, а потребителю – изменять ряд параметров продукта по своему вкусу во время его использования [9]. Нам думается, что данный способ будет перспективен и для молочной промышленности.


Таким образом, для изготовителей продуктов переработки молока рынок ставит сложные, но вполне решаемые задачи в области товароведения упаковочных материалов и тары. Поскольку упаковка является частью молочного продукта, то потребности в ней и новациях при ее использовании будут до тех пор, пока существует молочная промышленность. Экономическая эффективность упаковки и тары для кефира, молока, сметаны или творога неодинакова и во многом обусловливается характером принятых решений по инновационному использованию упаковочных материалов, набором факторов и условий, определяющих спрос на вид и форму упаковки. Рекомендуемые в настоящем исследовании меры по организационно-экономическому совершенствованию производства и сбыта молока, использованию наиболее приемлемой упаковки молочных продуктов, соблюдению технических требований к продаже молока и молокопродуктов будут на практике не только иметь положительный экономический эффект, но и стимулировать покупателей к потреблению жизненно важного продукта – молока.


Используемые источники
1. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 № 67 «О техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» // СПС «Гарант».
2. Бородин А., Кочуева М. Анализ инновационного развития промышленного предприятия // Маркетинг. 2012. – № 1 (122). – С. 18.
3. Голосная Ю.А. Региональная специфика рынка молока и молокопродуктов (на примере Республики Северная Осетия – Алания // Маркетинг в России и за рубежом. 2010. – № 3 (77). – С. 118.
4. Голубева, Л.В., Глаголева Л.Э., Степанов В.М., Тихомирова Н.А. Проектирование предприятий молочной отрасли с основами промстроительства: учеб. пособие. – СПб: ГИОРД, 2010. – 288 с.
5. Захаров В.А., Полянский С.Я., Слотина Е.В. Племенное скотоводство Рязанской области (история, современность, перспективы): монография / В.А. Захаров, С.Я. Полянский, Е.В. Слотина – Рязань: Политех, 2012. – 196 с.
6. Кузьмина М.С. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отраслях производственной сферы: учеб. пособие / М.С. Кузьмина. – 3-е изд., стер. – М. КНОРУС, 2013. – 248 с.
7. Перспективы развития упаковки // Тара и упаковка. 2014. – № 2 – С. 18.
8. Пономарев М.А. Инновационность некоммерческого сектора в экономике РФ // Экономика и предпринимательство. 2013. – № 12 ч. 1 (41). – С. 75.
9. Сысоева С.В. Стандарт розничного магазина. Разработка инструкций и регламентов. – 2-е изд., перераб. – СПб.: Питер, 2009. – 144 с.
10. Трыкова Т.А. Товароведение упаковочных материалов и тары: Учебное пособие / Т.А.  Трыкова. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013. – 212 с.
11. Фасхиев Х.А. Модель управления инновационной деятельностью предприятия // Менеджмент в России и за рубежом. – 2013. – № 4. – С. 17.
12. Фридман А.М. Экономика предприятий торговли и питание потребительского общества: Учебник. – 2-е изд. – М. Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2012. – 655 с.
13. Гралевская И.В., Смирнов С.А. Целебный творожок. // Переработка молока. 2005. – Июнь. – С. 25.

31.05.2021

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста