Событийный туризм как основа для формирования туристического потока в Казахстан



Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №5 год - 2013


Шаекина Ж. М.,
д. э. н., профессор кафедры маркетинга
Карагандинского государственного университета
им. Академика Е. А. Букетова


В современном мире туризм рассматривается как один из факторов социально-экономического развития страны, один из существенных факторов развития её регионов. Развитие туристической отрасли позволит диверсифицировать источники доходов государственного бюджета, что может помочь социально-экономическому развитию страны.


Событие – важнейший мотивирующий фактор в туризме. Событийный туризм как отрасль присутствует в индустрии туризма два десятилетия. Впечатляет рост данного сектора. Под событийным туризмом понимается значимая часть культурного туризма, ориентированную на посещение дестинации во время, связанное с каким-либо событием в жизни сообщества или общества, редко наблюдаемым природным явлением. Блок событийного туризма включает ряд элементов культурного, спортивного, этнографического, выставочного видов туризма [1].


Событийный туризм благоприятно влияет на экономику страны. Это обусловлено следующими факторами:
- способствует созданию новых рабочих мест не только в сфере туризма, но и в других сферах, таких как культура, спорт;
- активизирует деятельность народных и культурных центров;
- обеспечивает рост уровня жизни населения;
- увеличивает валютные поступления страны.


Событийный туризм в Казахстане не получил должного развития, несмотря на то что для него есть немало ресурсов. На протяжении многих лет в Казахстане проходят национальные и международные фестивали, концерты, спортивные соревнования. Ближайшие примеры – саммит ОБСЕ; VII зимние Азиатские игры; музыкальный международный фестиваль «Азия дауысы», в котором принимали участие представители 85 стран мира; международный кинофестиваль «Евразия», ориентированный на прогрессивный кинематограф Центрально-Азиатского региона, объединяющий более 130 деятелей кинематографа из Европы, Азии, Америки, стран СНГ и Балтии; ежегодный международный фестиваль «Приз традиций»; XXXII первенство мира по хоккею, которое прошло в Казахстане в 2012 г.


Осведомлённость населения играет немаловажную роль в формировании событийного вида туризма. Для выявления событийного характера туризма и оценки спроса на него был проведён опрос. В исследовании приняли участие 400 респондентов, преимущественно посетивших крупные мероприятия, проводимые в стране, или же уверенно заявивших о желании посетить предстоящие мероприятия.


Исследование показало, что в Казахстане треть опрошенных (31,5%) имеют представления о событийном туризме; 24% респондентов не задумываются о существовании данного вида туризма. Как видно из рис. 1, осведомлённость респондентов о крупных мероприятиях, проводимых в Казахстане, высокая (81%), что свидетельствует о широком освещении их в СМИ. 10% опрошенных не имеют сведений о значимых мероприятиях, проводимых в стране.


Большинство молодых респондентов (студенты, а также рабочие от 21 до 30 лет) узнают о важных мероприятиях из сети Интернет. Из газет получают информацию 27% участвовавших в опросе. В основном это люди зрелого возраста. 28% опрошенных следят за крупными мероприятиями по телевидению.



В настоящее время в Казахстане необходимо развивать маркетинг и PRпродвижение туристического продукта. В связи с этим необходима организация специализированного предприятия для создания интернет-сайтов по продвижению событийного туризма, календаря событий, происходящих в Казахстане, демонстрации рекламы про крупномасштабные события.


Статистика показывает, что иностранные граждане чаще всего посещают Казахстан с целью делового туризма [2]. Так, на проведение саммита ОБСЕ правительство Казахстана затратило 15 млн долл. США. На саммит прибыли 75 делегаций (1500 гостей), они были размещены в 68 гостиницах столицы. В свободное время гости знакомились с достопримечательностями, посещая рестораны, музеи и парки. В связи с этим правительство страны распорядилось об улучшении дорожной, гостиничной и ресторанной инфраструктуры [3].


Проведение VII Азиатских игр в 2011 г. обошлось Казахстану в 1,6 млрд долл. США. Правительство Казахстана выделило 726 млн долл. США в 2008 г. из бюджета на строительство и реконструкцию спортивных объектов для проведения игр, в том числе катка «Медео» и горнолыжного центра «Чимбулак». Наибольшие затраты на проведение игр приходились на обеспечение телевизионных трансляций. На церемонию открытия и закрытия было затрачено 47,6 млн долл. США. Культурная часть обошлась стране в 10,7 млн долл. США, на оформление Астаны и Алматы было затрачено 3,2 млн долл. США. Помимо вышеперечисленных затрат на организацию эстафеты огня, а также экипировку волонтёров было выделено 8 млн долл. США. На размещение, питание, а также физическую охрану участников правительство Казахстана выделило 15,5 млн долл. США [4]. По информации авиакомпании Air Astana, с 30 января по 6 февраля 2011 г. было перевезено 49 091 пассажир, что на 4275 пассажиров, больше чем в 2010 г.


Наблюдался значительный скачок потока туристов в Казахстан, что повысило доходы гостиниц, ресторанов и таксопарков [5].


Правительство страны подчеркивало, что окупаемости от VII Азиатских игр ожидать не стоило, так как проект в большей степени считается имиджевым. Он поможет стране в формировании положительного образа на мировой арене. Учитывалось то, что инфраструктуру «Азиады» строили практически заново. Тем не менее работа по снижению убытков всё же велась за счет привлечения спонсоров, продажи сувенирной продукции, а также за счёт телевизионных трансляций, которые проходили в 30 странах мира. За права на телетрансляции правительство выручило 30,6 млн долл. США. Согласно опросу Азиатские игры посетили 35,5% казахстанцев.


По мнению респондентов, проведение данного мероприятия положительно повлияло на формирование имиджа страны.


Международные выставки также активно используются в качестве инструмента, позволяющего сформировать благоприятный туристический имидж страны. Всемирные выставки EXPO, проводимые раз в 5 лет, являются самыми престижными и авторитетными выставочными площадками. Их посещают миллионы туристов, поэтому каждая страна стремится создать уникальный павильон, способный отразить её национальную самобытность и продемонстрировать всему миру уровень экономического и технологического развития. В Казахстане в 2017 г. будет проведена специализированная выставка EXPO-2017. Она продлится 3 месяца, с 10 июня по 10 сентября 2017 г. Ожидается, что участвовать в ней будут около 100 стран и 10 международных организаций. Казахстан планирует принять за время проведения данной выставки около 5 млн человек [6].


Выделена специальная территория под проведение выставки, общая площадь которой составит 113 га.


Опрос показал, что 90,5% респондентов знают о предстоящем событии EXPO-2017. 9% респондентов не осведомлены о предстоящем мероприятии (рис. 2).



Данные опроса свидетельствуют, что 27,5% человек посетят данное мероприятие.


Точно знают, что не посетят EXPO-2017, 17%; респонденты в количестве 41% не знают о предстоящих планах; 14,5% опрошенных затруднились ответить на данный вопрос.


Посетят выставку в основном люди, имеющие работу или же обеспеченные в финансовом плане, в то время как пенсионеры и люди с низким доходом не готовы посетить данное событие.


Ежегодно в городе Алматы проводятся Казахстанская международная туристическая ярмарка KITF и международный туристический фестиваль «Белуха» в Восточно-Казахстанской области. Они включены в календарь Всемирной туристической организации. В 2005 г. в ярмарке KITF приняли участие более 200 компаний из 23 стран мира, а в 2006 г. – 450 компаний из 30 стран. Ежегодная международная казахстанская туристическая выставка «Астана – Leisure» должна привлечь туристический поток в центральные и северные регионы страны. Её задача – формирование имиджа столицы Астаны как «города третьего тысячелетия».


В анкетировании респонденты отвечали также на вопрос об Универсиаде, которая пройдёт в Казахстане в 2017 г. Анализ результатов исследования показал, что 57% не знают об этом событии; лишь 28% опрошенных знают про универсиаду (рис. 3).



Перспективы развития событийного туризма в Казахстане 42% респондентов видят в проведении праздников на национальную тематику. Вероятно, это связано с тем, что культура страны богата обычаями и ритуалами, которые можно показать приезжим туристам. 26% опрошенных видят главным направлением развития туризма проведение деловых мероприятий (саммитов, съездов, конференций) (рис. 4).



8% респондентов считают, что развитие туризма в Казахстане будет происходить благодаря проведению культурно-развлекательных мероприятий, таких как песенный конкурс «Азия Даусы» (проходит с 1990 г.).


Существуют факторы, которые препятствуют развитию событийного туризма в Казахстане:
- несоответствие цены качеству предоставляемых услуг;
- недостаточная транспортная доступность многих объектов туристического притяжения;
- недостаток квалифицированных кадров для развития услуг в сфере гостеприимства и организации туризма (в частности, в области делового и событийного туризма);
- отсутствие единой маркетинговой политики при продвижении туристического продукта;
- низкий уровень развития туристической инфраструктуры в регионах страны, в том числе инфраструктуры, предназначенной для организации событийного туризма (недостаточное количество конгресс-холлов, конференц-залов, гостиниц экономического класса);
- недостаточное внимание властей к событийному туризму, в том числе при разработке стратегий и программ развития сферы туризма;
- отсутствие статистической информации об эффективности проведения событийных мероприятий в Казахстане.


Что следует сделать, чтобы расширить поле событийного туризма? Следует создать бюро для единого информационного пространства и продвижения туристических событий, разработать единый календарь крупных мероприятий и ввести упрощённый визовый режим во время проведения мероприятий национального масштаба.


Страна находится в центре наиболее растущего мирового рынка выездного туризма. К 2020 г., по прогнозу, Китай, Россия, Индия и Ближний Восток дадут возможный туристический прирост, превышающий 200 млн человек ежегодно [7]. Страна должна использовать этот потенциал. Для этого в разрабатываемой программе развития туризма до 2020 г. в Казахстане будет заложен реальный экономический и индустриальный подход, аналогичный тому, который Казахстан использует в металлургии или машиностроении. Это, в свою очередь, предполагает поддержку со стороны государства, льготы для предпринимателей, а также подготовку квалифицированных кадров.


Казахстан планирует использовать опыт Малайзии и Турции. В этих странах за короткий период туризм вырос в мощную индустрию. Малайзию за год посещает более 24 млн туристов. Доход от отрасли составляет около 20 млрд долл. США, что соответствует 12,5% ВВП. В самой туристической отрасли занята пятая часть всего трудоспособного населения страны [8].


Казахстану необходимо стремиться к этим показателям. Предпосылки для этого есть. Уже определены ключевые проекты международного уровня, которые должны обеспечить массовый поток туристов. Это зоны горнолыжных курортов вблизи Алматы, Щучинско-Боровская курортная зона, а также Кендерли. Для каждого из этих курортов будут спрогнозированы туристические потоки, разработано уникальное предложение для развития, определена модель работы с инвесторами.


Для решения проблем, связанных с туристической деятельностью, а также в сфере событийного туризма необходимо решать кадровый вопрос, готовить квалифицированных специалистов. В настоящее время казахстанская индустрия туризма нуждается в профессионалах всех уровней – от управляющих отелями до гидов-переводчиков.


Государство со своей стороны должно создать всё необходимое для подготовки кадров в туристической отрасли. В связи с этим Министерство индустрии и новых технологий согласовывает с Министерством образования и науки образовательные программы по туристической отрасли. Помимо этого Казахстан планирует отмену визового режима для 34 стран – членов Организации экономического сотрудничества и развития. Кроме того, предусмотрено создание пунктов регистрации паспортов иностранных граждан при гостиницах на территории всей Республики.


Литература
1. Бабкин А. В. Специальные виды туризма: учеб. пособие /А. В. Бабкин. Ростов н/Д: Феникс, 2008. – С. 186.
2. Туризм Казахстана 2007–2011: статистический сборник/под ред. А. А. Смаилова. – Астана: ТОО «Казстатинформ», 2012. – С. 33.
3. ziwa.org/kz/Cluster.aspx?uid=2010113029Politics&id=8&rc=0&pid=2010112931&rid=17
4. zakon.kz/198710-na-provedenie-aziady-kazakhstan.html
5. meta.kz//231353-vo-vremja-aziady-pritok-turistov-v-rk-uvelichilos.html
6. gratanet.com/ru/azerbaijan/news/2013/February/952
7. Концепция развития туристской отрасли Республики Казахстан до 2020 г. – Астана-2013.
8. Динамика развития Казахстанского туризма mirp.kz/rus/articles/8/16

08.07.2020

Также по этой теме: