Выбор способа транспортировки груза в управлении транспортно-экспедиторской компанией



Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №2 год - 2014


Тяпухина А.Г.,
магистрант направления подготовки 080200.68 «Менеджмент»,
магистерская программа «Логистический менеджмент в цепях поставок» Оренбургского государственного университета


Курлыкова А.В.,
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента
Оренбургского государственного университета


В статье обоснована важность и необходимость выбора способа транспортировки груза транспортно-экспедиторской компанией. Предложены способы транспортировки грузов в соответствии с выбранными классификационными признаками, даны определения данным способам транспортировки грузов. Разработан алгоритм выбора способа транспортировки грузов в соответствии с потребностями клиента и возможностями транспортно-экспедиторской компании.


Большинство производственных предприятий относят транспортировку груза к неосновным и нестратегическим видам деятельности, соответственно такие предприятия зачастую осуществляют аутсорсинг операций по транспортировке груза, передают эти функции компаниям, специализирующимся на услугах по грузоперевозкам.


Иной угол зрения для менеджмента компаний, предоставляющих услуги по грузоперевозкам. К таким компаниям относят транспортно-экспедиторские, экспедиторские и транспортные компании. Мы остановимся на транспортно-экспедиторских компаниях (ТЭК), так как именно эти компании предоставляют полный перечень услуг по транспортировке груза от грузоотправителя (клиента) к грузополучателю. Под транспортно-экспедиторской компанией мы понимаем компанию, деятельность которой связана с транспортировкой грузов и предоставлением дополнительных услуг при наличии собственного транспортного парка [1]. В этом случае транспортировка груза является основной функцией управления для ТЭК, а выбор способа транспортировки становится ключевой компетенцией для менеджмента таких компаний.


В результате ТЭК предлагает своим клиентам, работающим «точно в срок», ускорение перевозки (скорость), снижение стоимости перевозок за счёт специализации, повышение качества обслуживания. При этом следует учитывать и то, что современная концепция логистического менеджмента целью взаимодействия между участниками логистической цепи называет совокупную максимизацию прибыли и её справедливое распределение.


Для решения указанных выше задач ТЭК необходимо рационально подходить к организации транспортировки груза, учитывая поэтапность:
1) выбор способа транспортировки или вида перевозки;
2) выбор вида транспорта;
3) выбор транспортного средства;
4) выбор перевозчика и (или) логистического партнёра;
5) оптимизация параметров процесса перевозки [2].


Прежде чем переходить именно к способу транспортировки, остановимся на вопросе терминологии. Сегодня у авторов, исследующих вопросы управления транспортом в компании, довольно сложно разграничить понятия «транспортировка» и »перевозка». Ответ на этот вопрос даёт Г. Елдашов, отмечая, что «необходимо различать понятия: транспортировка груза и перевозка. При перевозке перемещается транспортное средство вместе с грузом. Транспортировка – не только перевозка, но и перемещение груза любым способом, например перекачка нефти, подача газа по магистральным трубопроводам. При транспортировке таким способом движется только продукция: газ, нефть. Аналогичным образом не является перевозкой сплав леса по реке без участия транспортного средства, перемещение грузов на конвейере магнитным, гидравлическим и тому подобными способами. Таким образом, транспортировка более широкое понятие, чем перевозка. Перевозка – это один из видов транспортировки, на что обращалось внимание в юридической литературе»[3]. Основываясь на этом мнении, мы обращаемся именно к вопросам транспортировки как к более широкому понятию при управлении ТЭК.


Под транспортировкой будем понимать одну из ключевых логистических функций, связанную с перемещением продукции транспортным средством по определённой технологии в цепи поставок и состоящую из логистических операций и функций, включая экспедирование, грузопереработку, упаковку, передачу прав и собственности на груз, страхование рисков, таможенные процедуры [4]. Выбор способа транспортировки груза (или вида) является одной из ключевых задач в управлении ТЭК.


Данный выбор существенно влияет на такие компоненты деятельности компании, как затраты, скорость и надёжность доставки груза, на конкурентоспособность, что, в свою очередь, сказывается на прибыли транспортно-экспедиторской компании.


В литературе традиционно встречаются следующие способы транспортировки груза: унимодальный, мультимодальный, интермодальный, комбинированный, амодальный.


Т.В. Алесинская предлагает следующую классификацию моделей перевозки грузов, представленную в таблице 1 [5].



Однако в таком подходе нет понимания классификационных признаков, поэтому перед нами встала задача определить эти признаки и обосновать их.


Из существующего разнообразия определений способам транспортировки грузов выделим такие классификационные признаки, как:
1) количество видов транспорта, участвующих в транспортировке (одно или несколько);
2) количество перевозчиков, участвующих в транспортировке (один или несколько);
3) количество ответственных лиц с использованием соответствующего количества документов, подтверждающих осуществление доставки груза (одно или несколько).


Первым классификационным признаком является количество видов транспорта, участвующих в транспортировке. В транспортировке грузов может участвовать: один, два вида транспорта и более, и для их обозначения существуют общепризнанные термины, как было уже сказано ранее: унимодальная (одновидовая) и мультимодальная (многовидовая) транспортировка. Заметим, что данные термины могут быть использованы только лишь для обозначения количества видов транспорта, но не указывают на наличие других признаков.


Следующие два классификационных признака представим во взаимосвязи в виде матрицы на рисунке 1.



Таким образом, образовалось шесть возможных способов транспортировки грузов в зависимости от комбинации классификационных признаков, представленных в таблице 2.



Дадим определения полученным способам транспортировки в соответствии с представленными в таблице 2 классификационными признаками.


Унимодальная прямая транспортировка – транспортировка, в которой доставка груза от отправителя к получателю осуществляется при помощи одного вида транспортного средства, одним перевозчиком и только под его ответственность, с использованием одного транспортного документа, подтверждающего заключение договора перевозки.


Примером данного вида транспортировки является доставка груза «от двери до двери», без перевалочных пунктов, что послужило поводом присвоить данному виду транспортировки название «прямая».


Унимодальная сквозная транспортировка представляет собой транспортировку, в которой доставка груза от отправителя к получателю осуществляется при помощи одного вида транспортного средства, с привлечением нескольких перевозчиков, один из которых несёт ответственность на всём пути следования груза, выдавая единый транспортный документ, подтверждающий заключение договора перевозки.


Примером этого вида транспортировки является доставка груза несколькими логистическими компаниями при использовании единого «сквозного» документа, что и легло в основу названия данного вида транспортировки.


Унимодальной эшелонированной транспортировкой является транспортировка, в которой доставка груза от отправителя к получателю осуществляется при помощи одного вида транспортного средства, с привлечением только одного перевозчика, под ответственность нескольких компаний.


Примером является осуществление перевозки по территории каждой страны на основе самостоятельного договора перевозки и, соответственно, нескольких ответственных лиц.


Под унимодальной комбинированной транспортировкой будем понимать транспортировку, в которой доставка груза от отправителя к получателю осуществляется при помощи одного вида транспортного средства, с привлечением нескольких перевозчиков, каждый из которых несёт равную ответственность на всём пути следования груза. К данному виду транспортировки можно отнести, например, доставку продукта железной дорогой различными локомотивными бригадами или контейнерную транспортировку грузов морским транспортом. В основу названияданного вида транспортировки легла особенность выбора комбинаций как количества видов транспорта, так и количества логистических организаций, ответственных за транспортировку.


Мультимодальная прямая транспортировка – это транспортировка, в которой доставка груза от отправителя к получателю осуществляется при помощи нескольких видов транспортных средств, одним перевозчиком и только под его ответственность, с использованием одного транспортного документа, подтверждающего заключение договора перевозки.


Сюда можно отнести транспортировку груза одной компанией, использующей, например, железнодорожный и автомобильный транспорт.


Мультимодальная сквозная транспортировка – способ транспортировки груза, при котором доставка груза от отправителя к получателю осуществляется при помощи нескольких видов транспортных средств, с привлечением нескольких перевозчиков, один из которых несёт ответственность на всём пути следования груза, выдавая единый транспортный документ, подтверждающий заключение договора перевозки.


Примером может стать участие нескольких соперевозчиков, каждый из которых, принимая груз от предыдущей транспортной организации, исполняет свою обязанность по перевозке груза на основе единого «сквозного» документа.


Мультимодальная эшелонированная транспортировка – транспортировка, в которой доставка груза от отправителя к получателю осуществляется при помощи нескольких видов транспортных средств, с привлечением только одного перевозчика, под ответственностью нескольких компаний.


Это, например, доставка груза по территории различных стран одной логистической организацией при целесообразности перевалки продукта.


Мультимодальная комбинированная транспортировка – транспортировка, в которой доставка груза от отправителя к получателю осуществляется при помощи нескольких видов транспортных средств, с привлечением нескольких перевозчиков, каждый из которых несёт равную ответственность на всём пути следования груза.


Такова транспортировка груза при передаче его от одного перевозчика другому при использовании, например, железнодорожного и автомобильного транспорта или обслуживание железнодорожных станций, морских и речных портов автомобильным транспортом.


Далее возникает задача выбора конкретного способа транспортировки. При этом необходимо учесть ключевые факторы в управлении ТЭК. Для решения этой задачи нами предложен алгоритм выбора способа транспортировки груза (рис. 2).


В основе алгоритма лежит клиентоориентированный подход, то есть выбор того или иного способа транспортировки груза зависит от категории клиента и специфики груза, а также от возможностей самой транспортно-экспедиторской компании, предоставляющей эти услуги.


Таким образом, в алгоритме чётко представлены основные критерии выбора способа транспортировки груза, такие как:
– приоритет клиента: затраты, время;
– наличие или отсутствие собственных ресурсов для выполнения заказа клиента;
– особенности перевозимого груза.


Рассмотрим реализацию представленного алгоритма на примере транспортноэкспедиторской компании «ООО «Деловые Линии».


ООО «Деловые Линии» существует на рынке грузоперевозок с 2001 года. Осуществляет грузоперевозки сборных грузов автомобильным, авиационным, железнодорожным транспортом и контейнерные перевозки, а также транспортировку грузов целыми фурами.


Компания имеет холдинговую структуру с базовым центром в городе Санкт-Петербурге.



Более чем в 70 крупнейших городах России открыты представительства, из которых ООО «Деловые Линии» осуществляет доставку сборных грузов от 1 кг и больше более чем по 1500 городам и населённым пунктам России.


Продемонстрируем этапы работы алгоритма для одного из крупных клиентов компании – ОАО «Завод Инвертор». Перевозимый груз представляет собой запчасти для оборудования (металлическая деталь без класса опасности). Габаритные размеры груза (д × ш × в, м) – 2 × 1 × 1. Количество мест – 1. Вес груза (кг) – 1000 кг. Объём груза (м3) – 2. Упаковка отправителя – картон. Вид загрузки в транспортное средство – зад няя. Дополнительные услуги – забор груза по городу у отправителя, страхование груза, дополнительная упаковка груза в жёсткую упаковку, отправка сопроводительной документации, доставка груза по городу до получателя. Срок доставки груза – 15.01.2014.


Приоритетом клиента является срочность доставки груза.


В данном случае выбор способа транспортировки груза для данного клиента и данного вида груза может быть представлен в виде алгоритма, изображённого на рисунке 3.


Таким образом, компания осуществила выбор мультимодального сквозного способа транспортировки, что гарантирует клиенту высокую скорость доставки груза, требующего дополнительных условий транспортировки (упаковка, страхование) при помощи привлечения дополнительных логистических партнёров. При этом надёжность доставки груза будет обеспечена личной ответственностью компании «ООО «Деловые Линии» перед клиентом.


Применение разработанного алгоритма является универсальным инструментом удовлетворения потребностей клиента как основного фактора сохранения клиентской базы и повышения конкурентоспособности предприятия в целом. В качестве рекомендаций использования алгоритма на практике советуем его включение в 1С: грузоперевозки.



 

Литература
1. Курлыкова А.В., Тяпухина А.Г. Управление транспортно-экспедиторской компанией на основе логистического подхода // Менеджмент: научные исследования и разработки. – 2013. – № 1. – С. 67–71.
2. Ломтев А. Вестник УКЦ АПИК: Функциональные области логистики. Транспортно-экспедиционная функция // Мир климата. – 2011. – № 72. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: mir-klimata.info/archive/number72/article/num_22/
3. Елдашов Г. Стороны и содержание договора перевозки грузов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: superinf.ru/view_helpstud.php?id=747
4. Гаджинский А.М. Логистика: учебник для высших и средних специальных учебных заведений. – 19-е изд. – М.: Дашков и К°, 2010.
5. Алесинская Т.В. Основы логистики. Функциональные области логистического управления. – Ч. 3. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010.

10.06.2021

Также по этой теме: