Профессионализм менеджера как необходимое условие функционирования транспортно-экспедиционного пространства



Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №3 год - 2016


Макашина И.И.,
доктор педагогических наук, профессор кафедры иностранных
языков ФГБОУ ВО «Государственный морской университет
имени адмирала Ф.Ф. Ушакова»


Филатова Е.В.,
кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры
таможенного права ФГБОУ ВО «Государственный морской
университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова»

Выбор темы статьи обусловлен необходимостью теоретической рефлексии и важностью методологической разработки новых и адаптацией уже существующих подходов к изучению научно-практических проблем конструирования транспортного пространства.


В статье показано, что профессионализм менеджера является необходимым условием развития транспортно-экспедиционного пространства как компонента транспортного пространства и что в основе принятия управленческого решения менеджером лежит общая интегрированная информация о предмете деятельности, которая формируется из интегрированного объекта и интегрированной информации об этих объектах.


Пространство
Понятие «пространство» появилось в науке очень давно. Интерес к этому явлению ширился по мере развития наук. Чаще всего термин использовали для объяснения и обозначения совместного присутствия и взаимного соотношения тел.


Например, у Аристотеля пространство – это свойство тел, которые в нём находятся, а место, в котором располагается тело, является чем-то трудноуловимым [1]. И. Кант высказывался о пространстве как о форме всех явлений внешних чувств, писал про невозможность представлений о том, что пространства может не быть [2]. У М. Хайдеггера находим, что место есть некоторая точка пространства для существования, расположения объекта в нём [7]. Представителям разных наук не удавалось прийти к одному знаменателю при использовании терминологии и описании признаков пространства для создания корректных теорий вариантов его в предметах своих научных областей.


Но производство, культура и наука требуют объяснения событий, происходящих вокруг людей и в их деятельности. А в событиях участвует много разных объектов. Такая потребность есть и в нашей области знаний. Поэтому мы рассмотрим транспортное пространство или, ещё конкретнее, пространство транспортного экспедирования.


Сегодня сложились разные подходы к объяснению транспортного пространства.


Они раскрывают аналогии признаков пространства транспортной отрасли с известными признаками физического пространства.


Транспортное пространство
Транспорт является важной базовой отраслью экономики любой страны, обеспечивающей удовлетворение потребностей населения и отраслей экономики в перемещении пассажиров и продуктов хозяйственной деятельности предприятий.


Под общим транспортным пространством принято понимать совокупность технологически сопряжённых транспортных коммуникаций, расположенных на территориях государств, обустроенных для передвижения транспортных средств, перемещения грузов и пассажиров, информационных и тарифных систем, структур и механизмов управления различными видами транспорта, функционирование которых осуществляется на основе национального законодательства государств-участников с последующей его гармонизацией.


Транспортно-экспедиционное пространство как компонент транспортного пространства
Одним из важных компонентов морской деятельности выступает организация морских перевозок, ведущая роль которых заключается: в поддержании отечественного флота и прибрежно-портовой инфраструктуры; обеспечении экономической независимости государства; сокращении транспортных издержек; увеличении объёмов внешнеторговых и транзитных перевозок через территорию страны, что диктует необходимость повышения качества оказываемых услуг в условиях высокой конкуренции при организации морских перевозок. Решение указанных задач во многом связано с категорией транспортно-экспедиционного обслуживания (ТЭО). ТЭО имеет решающее значение для экономического обеспечения морской деятельности России.


Наше понимание и рассмотрение пространства транспортного экспедирования как компонента общего транспортного пространства строятся на позиции И.В. Маричева.


Его работа посвящена образовательному пространству, но выделенные им положения пригодны и для анализа выбранного нами явления [5].


Если спроецировать описание И.В. Маричева [5, с. 187–188] на пространство транспорта или транспортного экспедирования, то мы сможем получить полную картину изучаемого явления.


Транспортно-экспедиционное пространство представляет собой совокупность условий (являющихся его объектами) выполнения действий, необходимых для функционирования деятельности ТЭО. Основными пространственными признаками этого пространства являются:
– наполнение пустоты материальными и (или) виртуальными объектами, включёнными в транспортную отрасль и используемыми при выполнении взаимодеятельности вовлечённых в неё субъектов и объектов;
– распространённость и взаимосвязанность всех включённых объектов, заключающаяся в количественном проявлении способов и средств выполняемых действий;
– отграниченность объектов пространства, заключающаяся в том, что каждый объект имеет свой состав общих и особенных свойств;
– детерминация объектов пространства ТЭО, заключающаяся в существовании, направленности и содержании их связей (внутренних и внешних).


Объём статьи не позволяет нам рассмотреть большую часть объектов, включённых в пространство ТЭО, и показать их взаимосвязи. Мы остановимся только на одном его компоненте – менеджере, представителе управляющего звена.


Морской торговый флот является одной из сложнейших отраслей хозяйства. Отсюда вытекает сложность деятельности менеджеров этой отрасли. В большинстве случаев менеджеров набирают из числа специалистов разных областей, накопивших некоторый опыт организационной административной работы, и проводят обучение через учреждения дополнительного образования. Значительная часть процесса развития профессиональных способностей менеджеров флота проходит в практической деятельности.


Под профессионализмом понимается совокупность характеристик специалиста, необходимых для успешного выполнения труда. Мы выделяем две группы факторов профессионализма менеджеров флота. Первая способствует выполнению общих требований к развитию личности (мобильность, способность к саморазвитию, самостоятельность, ответственность, требования к интеллектуальным качествам и сформированности мышления). Вторая группа факторов способствует развитию специфических профессиональных способностей менеджера Морского торгового флота (МТФ) (профессиональные знания, умения и навыки; особенности отношений с иностранными партнёрами; особенности деятельности партнёров, обусловленные длительным пребыванием в плавании; региональные особенности; прогноз развития отрасли МТФ; необходимость общения с партнёрами на английском языке; требования государственного стандарта ВПО и международных конвенций) [3, с. 47].


Морской транспорт занимает особое положение среди других отраслей народного хозяйства страны. Специфику управленческого труда в этой отрасли определяют особенности её внутренней структуры, территориального размещения материально-технической базы, главных технических средств – морских судов, технологии перевозочного процесса и больше всего – особенности экономических, социальных, политических и других условий производственно-хозяйственного функционирования. Это – многоотраслевое хозяйство, в которое наряду с предприятиями основной эксплуатационной деятельности, связанной с транспортным процессом, входят промышленные, строительные, снабженческие, торговые и некоторые специфические морские организации. Поэтому управленческие кадры МТФ включают в себя менеджеров многих специальностей. Соответственно их управленческий труд, полипрофильный по природе, содержит элементы, присущие труду руководителей многих отраслей народного хозяйства [3, с. 48].


Анализ деятельности менеджера, работающего в области ТЭО, позволил создать структурно-информационную схему принятия управленческого решения в ТЭО морской деятельности (рис. 1).


От правильно принятого управленческого решения (УР) часто зависит результат деятельности. Для принятия правильного УР современный менеджер транспортной компании должен обладать интегрированной информацией, предполагающей знание: гражданского и трудового законодательства; правил установления деловых контактов и ведения переговоров; набора типовых шаблонов эффективного управления с учётом морской специфики и международного характера труда; основ ценообразования, маркетинга; котировок ставок и тарифов на транспортно-экспедиторские услуги; сведений о современных информационных системах делопроизводства, финансового планирования; порядка установления связи с потребителями услуг; сведений о партнёрах; правил оформления заключаемых договоров и ключевых сведений о деятельности смежных компаний на рынке труда. Знание указанной информации влияет на УР и определяет действия менеджера транспортной компании, которые основаны на интеграции объектов деятельности и информации о них [6].


Действия менеджера транспортной компании всегда направлены на обеспечение оптимальных условий перевозки грузов. Разумеется, результат зависит от множества факторов, и в первую очередь от информации об объектах, относительно которых выполняется действие.


Менеджер транспортно-экспедиционной компании должен знать: структуру компании, её финансово-хозяйственной деятельности, основных технологических процессов; правила ведения и составления документации; организацию труда; классификацию, характеристику и назначение оказываемых компанией услуг; психологию и принципы продаж; английский язык; культуру труда и служебную этику; нормы охраны труда.


Общая интегрированная информация о предмете деятельности формируется из интегрированного объекта и интегрированной информации об этих объектах. Таким образом, интегрированная информация о предмете деятельности предполагает интеграцию транспортных и транспортно-экспедиционных услуг и знание информации об этих объектах, что в конечном счёте влияет на управленческое решение, принимаемое менеджером-экспедитором. Принятие управленческого решения в системе перевозок представляет собой решение сложной многокритериальной задачи.


Максимально полная информация о включённых в деятельность объектах, оптимально организованная во времени, создаёт основания эффективного функционирования как отдельных компонентов, так и всей системы управленческой деятельности.


Она влияет на качество управления ТЭО.


Общая интегрированная информация о предмете деятельности обеспечивает и обратную связь, удерживая оптимальную степень дифференциации информации и её интегрирования при анализе. Таким образом, деятельность, основанная на общей интегрированной информации о предмете, способствует повышению качества и управленческого решения, и всей транспортной услуги.


Следующий блок структурно-информационной схемы принятия управленческого решения в ТЭО морской деятельности отражает непосредственно деятельность менеджера ТЭК и этапы принятия управленческого решения при организации ТЭО морской деятельности.



Логика подхода к разработке методических основ выработки УР в организации транспортного экспедирования строится с позиции приспособления к условиям реальной действительности. В этой связи представим алгоритм разработки и принятия УР при организации процесса перевозки груза как элемента ТЭО. Каждый этап алгоритма принятия УР предполагает выполнение ряда действий. На заключительном этапе реализации решения и всего процесса принятия решения в целом является этап оценки и анализа эффективности реализованного решения. Проводимые в его рамках мероприятия образуют обратную связь, ключевая роль которой очевидна. Анализ количественных и качественных показателей перевозки, сравнения их с расчётными позволяет оценить качество принятия решения.


Основной целью анализа являются выявление причин возникновения неоптимальных значений показателей эффективности предшествующей перевозки в сравнении с планируемыми их значениями и выработка инструментов для устранения этих причин. Для решения данной задачи используют методы экономического и статистического анализа.


Обратная связь позволяет не только выявить причины неоптимальности, но и найти возможный резерв, позволяющий увеличить рентабельность операции, сократить транзитное время, улучшить качество услуги. Полученные в результате анализа каждой отдельной перевозки показатели собираются экспедитором в базу данных, что в дальнейшем позволяет проводить комплексный анализ хозяйственной деятельности всего предприятия в целом.


Таким образом, алгоритм разработки и принятия УР представляет собой систему целенаправленных действий, направленных на выбор оптимального варианта из всего возможного многообразия допустимых вариантов. Степень разработанности УР может быть разной в зависимости от внешних и внутренних факторов. Здесь имеет смысл говорить о «синергетическом эффекте», заключающемся в возрастании эффективности управления предприятием за счёт учёта тенденций его развития и инициирования одной из них. В качестве такой тенденции необходимо выбрать оптимальный компонент, влияющий на взаимную деятельность всех субъектов, задействованных в производственном процессе, и направленный на оптимизацию результатов деятельности и удовлетворение сбалансированных требований заинтересованных сторон [6].


Менеджеры транспортно-экспедиционных компаний преобразуют информацию во время принятия решения. В основе принятия решения лежит общая интегрированная информация о предмете деятельности, которая формируется из интегрированного объекта и интегрированной информации об этом объекте.


Заключение
Особенности территориальной и отраслевой организации морской деятельности заключаются в том, что перевозки и материально-техническая база размещены по морским бассейнам, расположенным вдали друг от друга. Бассейны имеют природно-навигационные, экономические и другие особенности, определяющие условия работы флота, портов. В отличие от других производств морскому торговому флоту присущи отраслевой и территориальный принципы развития и производственной деятельности в масштабе каждого морского бассейна, что приводит к особой организационной структуре управления на морском транспорте. Рассмотрение этой деятельности с позиции пространства, охватывающее и перечисленные объекты, и многое другое, позволит выявить основные принципы его (пространства) организации, определить условия его функционирования и прогнозировать его дальнейшее развитие.


Литература
1. Аристотель. Сочинения в 4 т. – М.: Мысль, 1983.
2. Кант И. Критика чистого разума. – М.: Наука, 1998.
3. Макашина И.И. Система педагогического обеспечения полипрофильной подготовки менеджеров для морского торгового флота. – Новороссийск: МГА имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, 2011.
4. Макашина И.И., Филатова Е.В. Образовательная ситуация в обучении будущих специалистов транспортного экспедирования основам выработки управленческих решений // Вестник ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова «Эксплуатация. безопасность и экономика водного транспорта». – 2013. – № 1 (2).
5. Маричев И.В. Системная организация образовательного пространства. – Новороссийск: РИО ГМУ имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, 2013.
6. Филатова Е.В. Формирование и управление качеством транспортно-экспедиционного обслуживания в сфере морских перевозок. – Новороссийск: РИО ГМУ имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, 2015.
7. Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления. – М.: Республика, 1993.


31.08.2023

Также по этой теме: