Экономические основы теневой экономики и коррупции бюрократического аппарата



Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №1 год - 2008


канд. экон. наук, доцент,
ФГОУ ВПО «Финансовая академия
при Правительстве РФ», г. Москва

Проблема исследования теневой (криминальной) экономики становится одной из ключевых задач современной экономической политики, требующей неотложных мер по ее решению. Подходы специалистов к изучению этой проблемы разнообразны, однако всех их объединяет объект исследования – неофициальный  характер экономических отношений, получивший в обобщенном смысле название «неофициальная экономика». В начале 80х годов ХХ столетия правительствами ряда стран были созданы специальные рабочие группы по изучению теневой экономики. С 1984 года такого рода группа, исследующая сферы существования, размеры и тенденции развития теневой экономики, функционирует в Австрии. Упомяну также Францию, Португалию, Голландию. Конгрессом США выделяются существенные ассигнования научным организациям и отдельным исследователям данной проблемы. Рассмотрение, анализ и изучение явлений теневой экономики в последние годы стали приобретать немаловажное значение и в России.

Теневая экономика не просто составляет ощутимую часть легальной хозяйственной деятельности, но и неуклонно растет. Возрастает и внимание к самой проблеме: увеличивается число работ, посвященных теоретико-методологическим аспектам исследования, разработке методов количественной оценки, сбору и обработке информации, методам анализа.

В 1983 году в Белфелде прошла первая международная конференция по проблемам изучения теневой экономики и борьбе с ней. Одной из первых попыток комплексного подхода к исследованию данной проблемы стал семинар, организованный университетом г. Торонто (Италия) в 1987 году. В его работе приняли участие более 30 ученых из стран Восточной и Западной Европы, США. На семинаре были проанализированы экономические, социальные и культурные корни теневой экономики в различных социальноэкономических системах. Конференция по проблемам борьбы с экономической преступностью состоялась и в Санкт-Петербурге (Россия) в 1994 году.

В процессе исследования «неофициальной экономики» специалисты выявили, что она занимает существенное место в производстве валового национального дохода многих стран и стала органической частью общества. Такое положение дел привело к серьезным экономическим и социальным последствиям: снижению эффективности управляемости экономики ввиду систематических искажений экономических прогнозов, увеличению различий уровня и образа жизни населения, разрушению морали людей, распространению справедливого мнения о том, что вполне можно существовать и за счет нелегальной экономики. Поэтому особенно остро стала ощущаться необходимость определения масштабов распространения теневой экономики и степени ее воздействия на социально-экономическую систему в целом.

Структуру теневой экономики можно представить тремя укрупненными блоками:

  • неофициальная экономика – в нее входят все легально разрешенные виды экономической деятельности, в рамках которых имеет место производство товаров и услуг, не учитываемое официальной статистикой, сокрытие этой деятельности от налогообложения;
  • фиктивная экономика, т. е. приписки, хищения, спекулятивные сделки, взяточничество и всякого рода мошенничества, связанные с получением и передачей денег;
  • подпольная экономика. Под ней понимаются запрещенные законом виды экономической деятельности.

В научной литературе пока нет единства в определении структуры теневой экономики, однако в последнее время происходит сближение различных точек зрения относительно видов деятельности, охватываемых понятием «теневая экономика». Они, как правило, охватывают уклонение от налогообложения, обход и нарушение таможенных правил, нелегальное трудоустройство, получение вторичных доходов в государственном секторе и другие запрещенные виды деятельности («отмывание грязных денег» в легальном секторе и коррупция).

Коррупция, представляющая собой сложный комплексный феномен, корни которого пронизывают как бюрократические, так и политические институты, является не только правовой категорией, но и экономической. Воздействие коррупции на социально-экономическую систему общества неоднозначно. С точки зрения организационного оформления коррупцию можно представить и как сращивание экономических интересов органов государственной власти с экономическими интересами представителей организованных криминальных кругов, и как сращивание экономической преступности с общеуголовной. Подтверждение этому явлению – создание и развитие контролируемых организованной преступностью банков, совместных предприятий, других коммерческих структур, используемых в качестве прикрытия для деятельности сообществ, легализации преступно нажитого капитала. Его вложение в экономику закладывает фундамент для углубленной криминализации самой экономики, а следовательно, и политической и социальной сфер жизни государства и общества. До 80% доходов преступные группы вкладывают в бизнес (каждый третий организатор разоблаченных преступных группировок руководил предприятием). Все это ускоряет процесс завершения оформления организованной преступности в мощную, разветвленную систему, реально претендующую на лидерство в экономике и политике.

Обозначенная проблема в теоретическом плане может рассматриваться с точки зрения изменения приоритетов интересов – утраты национального интереса и приобретение наибольшего веса интересом индивидуальным. Однако индивидуальный интерес не концентрируется на отдельной личности, это – интерес сформировавшихся монопольно-бюрократических объединений, реализующих его в решающих сферах: в финансово-банковской, внешнеэкономических связей и в материальном производстве.

При применении институционального анализа четко определяется место теневых экономических отношений и коррупции в общей экономической среде. Зачастую это место локализуется на стыке противоречия между частным и общественным интересами, в области создания конфликтного поля, где доминирующими могут выступать различные виды нерационального (с точки зрения общества в целом) поведения (рис.1).

Рис.1. Конфликтное поле коррупции

С точки зрения экономической теории коррупция – это специфический вид экономических отношений, которые возникают в результате замещения рыночными отношениями тех общественных отношений, которые по своей природе не являются экономическими. С точки зрения институциональной теории коррупция как неформальный экономический институт – это продажа должностных правомочий, имеющая место как в государственном, так и в частном секторе экономики, и определяется она как контрактное взаимодействие между экономическими агентами с целью злоупотребления позицией ради частной выгоды. Несовершенство экономических условий хозяйствования рождает спрос на благо такого рода, а несовершенство правовых и морально-этических норм в обществе рождает предложение.

Анализируя коррупцию в России как экономическое явление, возможно обозначить истоки коррупции, обусловленные как криминальными, так и не криминальными типами отношений.

Первый источник – это самостоятельные экономические отношения между отдельными гражданами и их неформальными объединениями, преследующие цель удовлетворить личные потребности, причем не регистрируемые и не учитываемые государством. Названные отношения являются ответной реакцией граждан на просчеты в хозяйственном механизме, игнорирование их нужд и потребностей. Это, прежде всего:

  1. слабость финансовых и налоговых служб, стимулирующих уклонения от налогов;
  2. отсутствие развитой системы рынков, вынуждающее полагаться на незаконные  источники ресурсообеспечения;
  3. избыточная административная регламентация, в том числе противозаконная;
  4. сомнение в долговременности нынешней политики государства в отношении негосударственного предпринимательства.

Второй источник – питающая коррупцию сложившаяся система неформальных фиктивных экономических отношений, обеспечивающих удовлетворение корыстных интересов за счет несовершенства действовавшей и складывающейся системы хозяйствования. В условиях дефицита многих элементов материально-вещественной базы страны несанкционированный товарообмен переходит грань, дозволенную законом. Возникают противоречия с уголовным законодательством. Растут показатели экономической преступности. Особенно резко возрастает взяточничество и возможность использования своего должностного места в личных корыстных целях. Практически ни одна хозяйственная сделка либо решение экономического вопроса не обходится без взятки.

Третий источник – это система криминальных отношений («черная» или «серая» экономика), базирующихся на злоупотреблении служебным положением или корыстном насильственном вторжении в производственную и распределительную сферы экономики. К ней относятся все виды деятельности, которые полностью исключены из официальной экономической жизни, поскольку считаются несовместимыми с ней, разрушающими ее.

Немаловажным фактором возникновения и существования коррупции в обществе является монополизация власти, которая приводит к формированию государственного бюрократического аппарата, извлекающего выгоды из своего положения посредством ренто-ориентированного поведения. Экономическая рента может рассматриваться как плата за ресурсы сверх максимальной величины альтернативных издержек при не монопольном использовании ресурсов. В связи с этим привилегии номенклатуры приобретают форму сверхдоходов для «особых» категорий, прежде всего в финансовой сфере и внешней торговле, которые в результате выступают в качестве финансовой олигархии. В итоге гипертрофированного развития перераспределительных отношений доходы на капитал превышают совокупные доходы общества, что стало одним из факторов, снижающих эффективность производства и подрывающих стимулы к честному труду. Этот деструктивный элемент экономических отношений дополнился системой не развитых отношений собственности, что существенно увеличило возможности незаконного обогащения и явилось благоприятной почвой для развития организованной преступности и коррупции в государственном аппарате.

В этих условиях интерес представляет механизм извлечения доходов в условиях рыночных отношений субъектами теневой экономики. Рынок в целом эффективно распределяет ограниченные ресурсы, однако рынок – это механизм, формирующий свою деятельность на стоимостных показателях, выраженных в денежных единицах. Поэтому и эффективность распределения достигается лишь в том случае, если все эффекты (выгоды и издержки), порождаемые производством и потреблением того или иного блага, могут быть учтены рынком, т. е. получают свое отражение в цене. Поэтому, с одной стороны, результаты теневой экономической деятельности для одних выступает в качестве доходов, а с другой стороны, для других оборачиваются издержками. Для социально-экономической системы «теневые перераспределения» выступают в качестве платы за недостатки функционирующего экономического механизма, порождающего теневую экономику.

В современной экономической науке издержки, связанные с деятельностью теневой экономики, рассматриваются через призму «прав собственности», т. е. санкционированных поведенческих норм. Напомню, что права собственности – это совокупность властных прав, санкционированных поведенческих отношений, складывающихся между людьми по поводу использования ими экономических благ. К примеру, англосаксонская правовая традиция рассматривает право собственности как определенную совокупность частичных правомочий. Эта совокупность может укрепляться путем добавления к ней новых прав или ослабляться отделением от нее некоторых правомочий, или путем размывания прав собственности. Процесс размывания прав собственности связан с трансакционными издержками, т. е. издержками в сфере обмена, связанными с передачей прав собственности.

Трансакционные издержки возникают и до, и после процесса обмена. Этому способствуют углубление разделения труда, его специализация, четкое определение прав собственности, правоохранительная деятельность и другие факторы. Зачастую в рамках этого процесса возникают теневые экономические явления, спектр существования которых очень широк – от прямого нарушения прав собственности (кражи, грабежи, мошенничество) до более изощренных способов извлечения прибыли посредством ущемления прав собственности (рэкет, вымогательство, взяточничество). В результате резко вырастают трансакционные издержки.

Вся деятельность субъектов теневой экономики направлена на извлечение прибыли за счет ущемления интересов кого-либо из «субъектов экономических отношений», что ведет к росту трансакционных издержек, т. е. в итоге к росту совокупных издержек общества. Наиболее распространенной формой деятельности такого рода, особенно характерной для организованных коррупционных структур, является установление контроля над ценами на определенной территории. Осуществляется это созданием помех, задерживающих или незначительно модифицирующих действие сил конкуренции. Примером таких помех могут служить, в частности, административные ограничения, прямое силовое воздействие на конкурентов, сговор. Посредством необоснованного повышения цен реализации продукции за счет повышения уровня оплаты посреднических, консалтинговых, охранных и других услуг также можно регулировать ценообразование. Следствием всего этого является перераспределение доходов от сферы материального производства в сферу обращения, что разрушающе действует на эффективность производства.

В рамках рационального подхода к анализу коррупции приводится основной аргумент, что индивид взвешивает все издержки и блага от своих преступных действий и решает идти на преступление, если ожидаемая полезность подобных действий выше, чем если бы он остался честным и потратил свое время и ресурсы иным образом. Исключительно посредством внедрения своих представителей разного уровня в предпринимательские структуры государственная бюрократия может сохранить свое привилегированное положение. Это неизбежно приводит к коррумпированности.

Исходя из «теории факторов», сформированной западной научной мыслью, подчеркну, что побуждающим мотивом коррупции выступает корыстная направленность, т. е. стремление получить сверхдоходы при минимизации затрат. В основе такого поведения лежит психология человека как биосоциального субъекта общественных отношений. Кроме того, в основе неофициальной деятельности часто лежат неформальные отношения (родственные, дружеские, половые) как выражение спонтанных  склонностей к взаимному общению, кооперации, обмену, отвечающие биологической и социальной сущности человека, проявляющиеся в форме нравов, традиций и обычаев. Причем в основе таких отношений лежат глубокие исторические корни.

Тем не менее в качестве причин возникновения и существования коррупции прежде всего выступают экономические факторы, действующие как конкретные социально-экономические отношения в данных пространственно-временных условиях, называемых в научной литературе «социальной средой».

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста