Дискуссионный клуб


В первом номере журнала за 2011 г. опубликована статья А. С. Муратова и И. П. Поварич «Конвергенция контроллинга и менеджмента качества» [1]. В связи с тем что подход к управлению организацией на основе менеджмента качества становится всё более актуальным [2], в том числе и в России, мы хотели бы высказать некоторые соображения по данному вопросу.
В последнее время в научных и политических кругах идёт активное обсуждение проблемы развития экономики России по инновационному пути на основе модернизации высокотехнологичных и наукоёмких отраслей. В отечественной и зарубежной научной литературе существует достаточно большое число публикаций, посвящённых как вопросам модернизации, так и проблемам построения эффективной национальной инновационной системы. При этом отсутствует однозначное понимание, во-первых, что такое модернизация и чем она отличается от инновационного развития, во-вторых, что важнее сегодня для российской экономики – модернизация или инновационное развитие и, в-третьих, какое из этих направлений наилучшим образом вписывается в существующую систему реалий.
В предпринимательской среде сложилось устойчивое мнение, что модернизация хозяйственно-экономической деятельности предприятий касается исключительно технологических инноваций либо компьютеризации и установления автоматизированных систем обмена информацией.
Развитие теневых отношений традиционно рассматривают как реакцию субъектов на несовершенство существующих условий экономической деятельности. Следовательно, источник роста теневого сектора находится в сфере управления национальной экономикой, вообще-то призванной координировать интересы индивидов и государства, с тем чтобы направлять их на обеспечение развития национально-экономической системы. В России остро обозначилась проблема отчуждения общества от государства, проявляющаяся в гражданской апатии, дистанцировании населения от органов власти и игнорировании общенациональных задач. Это свидетельствует о развитии основополагающего противоречия управления, сущность которого заключается в том, что наряду с объективной необходимостью придания публичного характера управлению происходит отчуждение объекта управления от процесса разработки и реализации управленческих решений. Одной из наиболее ярких форм проявления данного противоречия выступают теневые отношения в обществе.
Стремление к благу пронизывает всю историю человечества. Как его достичь, как совместить эффективность и гармонию, частное и общее благо? В разные времена на эти вопросы давались разные ответы. Я постарался осуществить критический синтез таких ответов, а именно парадигм систем управления и концепции «основного начала» Н. Макиавелли.
Проблемы, с которыми столкнулись США в настоящий момент, много сложнее российских. В нашей стране экономическая ситуация проста с макроэкономической точки зрения, и для поддержания долгосрочного устойчивого экономического роста требуется всего лишь наличие средних экономических знаний и способностей.
Управление как творчество. Один из естественных, может быть, даже наивных вопросов, который не выходит из головы, – как всё-таки делать Дело? Для нашего предмета («делать Дело»(1)) очень важно рассматривать управление как специфическое творчество [1].

Намеренно сужая (или расширяя?!) термин «управление», мы утверждаем, что «делать Дело» – это и есть управление (управление этим Делом). Управлять – значит создавать, творить некое Дело. Соответственно, обсуждая далее тему «Как делать Дело», мы фактически обсуждаем тему управления как творчества.

За последнее десятилетие в управлении организациями оформилось два эффективных  самостоятельных направления – контроллинг и менеджмент качества.

Если контроллинг фокусирует внимание на согласовании функций управления, интересов, целей, то менеджмент качест ва – на согласовании свойств процессов, результатов. Контроллинг не пересекается с проблематикой менеджмента качества, и наоборот. В результате проигрывают все. Сближение контроллинга и менеджмента качества, их взаимопроникновение могут поднять менеджмент организации на новый уровень.

Непрекращающееся реформирование системы образования порождает больше вопросов, чем ответов, и не позволяет терять бдительность. Сменяющие друг друга концепции образования оставляют после себя новые предметы, целесообразность преподавания которых не вызывает возражений, но требует соблюдения хоть какого-то канона, который обеспечил бы у слушателя формирование полного и непротиворечивого представления о дисциплине. Сказанное прежде всего относится к учебным предметам с преобладанием качественных методов, например к многочисленным разновидностям менеджмента, в том числе тем, где по традиции в названии используется более широкий по содержанию термин «управление».

В связанной паре понятий «стратегия – тактика» последнее традиционно считается вспомогательным и менее значимым. Вероятно, поэтому содержание понятия «тактика» редко выступает предметом подробного рассмотрения в теории маркетинговых исследований и стратегического планирования. Исключениями выступают некоторые специализированные работы [1], отдельные публикации в Интернете и дискуссии, с ними связанные [6]. Многие авторы, касавшиеся этой темы, в своих работах исходят из убеждённости, что тактика является частью стратегии, способом её реализации или её «краткосрочной» формой [1; 2; 3; 4; 6]. При этом содержание различий понятий «стратегия» и «тактика» чаще всего не анализируется и не поясняется. Остается открытым целый ряд вопросов. В частности, отличаются ли принципы формирования тактики и стратегии, и если да, то чем? Если тактика – часть стратегии, то какие дополнения необходимы тактике (как части), чтобы стать стратегией (целым)?

В замкнутой системе принцип изоляции обменных процессов с внешней средой имеет такое же важное значение, как и в экономике недобросовестного предприятия.

Если утопающий хватается за соломинку, то убыточная компания – за антикризисного менеджера в надежде, что подобная мера кардинально исправит плачевное состояние дел (или хотя бы позволит лучше адаптироваться к неизбежной кончине). Расхожее представление о всемогуществе антикризисного управления основано на былых заслугах особо удачливых специалистов.

Одним из наиболее часто встречающихся тезисов в выступлениях политических лидеров является тезис о том, что Россия должна быть конкурентоспособной страной. Исходя из этого, решение вопросов, связанных с региональным развитием и региональной конкурентоспособностью, становится первоочередной задачей многих региональных политических лидеров, так как именно эффективное развитие и поступательный региональный рост позволят достичь  конкурентоспособности страны. Современное состояние регионов в сложившихся условиях характеризуется прежде всего неоднородностью развития субъектов Федерации. Это связано со многими причинами, как экономическими, так и неэкономическими. Среди общих причин низкого социально-экономического развития регионов можно выделить следующие: устаревшие и неэффективно функционирующие производственные мощности и, как следствие, выпуск неконкурентоспособной продукции; отсутствие инновационного потенциала в регионах; нехватка научно-технических знаний; неразвитый или неиспользуемый рекреационный потенциал; высокий уровень безработицы; отсутствие внешних, в том числе международных, связей; невозможность выхода внутренних производителей на внешние рынки.

Человечество постоянно чего-то боится. Словно ожидает возмездия. Традиционно страхи были элементом веры: второе пришествие, конец света... Потом пришли страхи экономические: истощение нефтяных ресурсов...

Не видно причин, которые не позволили бы рассматривать взаимодействие общества, социальных институтов и государства [1; 2] с позиции современных представлений о менеджменте, корпоративном праве, праве управлять, праве делегировать это право, об ответственности менеджера и праве собственника.

Взаимодействие гражданского общества и государства непрерывно обсуждается [3]. Я попытался рассмотреть проблему взаимосвязи общества, гражданского общества и государства с позиции современных представлений о менеджменте.

Система управления большинства компаний приспособлена работать в стабильных условиях, когда система корректирует возникающие отклонения, а сами решения принимаются после продолжительных обсуждений и согласований. В момент кризиса, напротив, нужны быстрые управленческие решения, в ходе которых компания, идя на оправданные жертвы, добивается своей главной цели – сохранения места на рынке.

Дан сравнительный анализ популярности и востребованности в русскоязычных научных кругах  ведущих  экономических  изданий  России.  Оценены  места  журналов  «Менеджмент в России и за рубежом» и «Маркетинг в России и за рубежом» в ряду 331 профессионального экономического издания русскоязычного сегмента. Определена динамика роста цитируемости статей, опубликованных в изданиях, за пятилетний и двухлетний периоды. Предложены варианты повышения показателей цитируемости журналов в англоязычном сегменте.

Более семидесяти лет ХХ века предпринимательство(1) в нашей стране осуждалось обществом и преследовалось законом. Сегодня в России насчитывается 4–4,5% предпринимателей (это 2,8–3,2 млн человек) от общего количества работающих в стране. Какие роли типичны для российского бизнесмена?

Налоговые службы чрезвычайно вяло противодействуют фирмам-«однодневкам».  Законодательных инициатив на этом поле также не видно. Как результат – меры по пресечению деятельности недобросовестных контрагентов по сей день неудовлетворительны с точки зрения «хозяйственника средней и мелкой руки», не содержащего в холдинге специальных структур экономической разведки или экономической безопасности. Благодаря финансовому кризису 2008 г. спрос злонамеренных дельцов на услуги «липовых» фирм значительно повысился. Тем самым наносится новый удар экономике России, отечественному предпринимателю, обществу.

Из-за стратегических ошибок российского правительства вопросы, связанные с выходом российской экономики из кризиса, стали сверхактуальными. Но сегодня необходимо думать не только о том, как найти выход из сложившейся ситуации, но и о том, что предпринять, чтобы вновь не оказаться в глупом положении. Нужно устранить препятствия, которые мешают развиваться стране согласно имеющемуся потенциалу. Именно об этом должны сегодня думать экономисты. Кроме того, поставленные перед страной высшими руководителями государства задачи трудны и требуют внимательного и скрупулёзного подхода для создания базовых факторов, если мы в принципе намерены достичь поставленных целей.

1 - 20 из 27
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец