К вопросу о влиянии внешних правил на внешнеторговую деятельность предприятий (на примере действия закона о закупках № 223-ФЗ)



Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №6 год - 2015


Плещенко В.И.,
кандидат экономических наук,
ФГУП «Гознак», начальник управления


Несмотря на расширяющуюся практику импортозамещения в России, потребность предприятий в зарубежных материалах, машинах, оборудовании все еще очень велика.


При этом довольно весомая доля спроса на них формируется компаниями, находящимися в зоне регулирования Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках № 223-ФЗ). В настоящее время государством планируется принятие очередных изменений в законодательстве о закупках, которые, по мнению автора, могут существенно ограничить прямые контакты российских компаний с зарубежными партнерами и привести к разрастанию посреднических структур.


Введение
В современном мире, в эпоху глобализации крайне высокое значение для экономического развития компаний и территорий приобретает внешняя торговля. Активное участие предприятий во внешнеэкономическом взаимодействии дает им возможность лучше раскрыть свой производственный потенциал, получить различные позитивные эффекты, как количественные, так и качественные. Что касается количественного эффекта, то он проявляется либо в расширении рынка сбыта компании, диверсификации продуктового портфеля, получении дополнительной выручки (прибыли) от экспортной деятельности, либо в экономии издержек за счет прямых закупок материалов по импорту у производителей, исключения из цепи поставок неэффективных посредников. В свою очередь, качественный эффект может выражаться в повышении культуры производства, заимствовании в ходе контактов с новыми партнерами так называемых «лучших практик» современного зарубежного бизнеса, прохождении сертификационных процедур согласно международным стандартам (в частности, серии ISO). Таким образом, налицо весомые предпосылки для дальнейшего расширения участия отечественных компаний во внешнеторговой деятельности (далее – ВТД).


Проблемы и сложности ВТД в современной России
В то же время имеется целый ряд проблем и сложностей, характерных для ВТД предприятий как в переходной экономике России, так и появившихся не так давно. Отметим, что в большинстве своем они хорошо известны специалистам и подробно описаны, поэтому в данной статье мы кратко охарактеризуем основные из них. Во-первых, отметим значительный перекос товарной структуры экспорта в сторону вывоза из страны сырьевых ресурсов и продуктов низкой степени переработки. В то же время крайне низкой остается доля продаж за рубеж инновационной и наукоемкой продукции. Следствием этого является высокая зависимость бюджета страны от конъюнктурных колебаний на мировых рынках сырья.


Во-вторых, налицо определенная нестабильность во внешней торговле (связанная с существенными скачками в последние годы курса рубля), которая выражается, в числе прочего, в частой смене экономического поведения хозяйствующих субъектов. К примеру, произошедшая девальвация активизировала экспорт продукции из отраслей, занятых переработкой природного сырья (что показали в 2014–2015 гг. примеры из таких отраслей, как металлургия, целлюлозно-бумажная, химическая промышленность), причем происходило это в ущерб внутреннему рынку. Другим следствием девальвации стало заметное падение объема импорта(1).


В-третьих, новой проблемой для ВТД стали санкции, введенные против Российской Федерации рядом западных стран. Применительно к экономической сфере они выразились в запрете на экспорт в нашу страну ряда товаров, а также в существенном осложнении доступа отечественных компаний к иностранным кредитным ресурсам. Кроме того, значительно возросли политические риски проектов по экспорту российских товаров и ресурсов на зарубежные рынки.


В-четвертых, определенной особенностью ВТД в России является высокая степень вовлеченности фирм-посредников в реализацию экспортно-импортных операций. Во многом это является наследием советской системы ВТД (когда внешнее взаимодействие осуществлялось с помощью соответствующих посреднических структур, входящих в систему Министерства внешней торговли СССР), а также результатом относительно невысокого уровня владения иностранными языками в стране. Как известно, использование фирм-посредников имеет как положительные, так и отрицательные стороны. К первой из них относится снижение административных и маркетинговых издержек предприятия, поскольку функции продвижения товара, проведения переговоров и заключения внешнеторгового контракта берет на себя торговый агент. В свою очередь, недостатками являются возрастающий риск неполучения ранее оплаченного товара или денег за уже поставленную продукцию, использование фирмами-посредниками теневых и нелегальных схем ВТД. Также укажем, что экспортер теряет прямой контакт с конечным потребителем (или производителем) и находится в сильной зависимости от добросовестности торгового агента.


Кроме того, параллельно вышеперечисленным проблемам возникают и обстоятельства иного рода, вызванные действием внутри страны новых внешних правил, определяющих порядок функционирования довольно большой группы отечественных предприятий и организаций. На взгляд автора, эти правила заметно осложняют (или искажают) внешнеторговое сотрудничество, в первую очередь в части импорта, поэтому анализ их воздействия и является основной целью настоящей статьи.



(1) В качестве ремарки укажем, что вследствие роста курсов иностранных валют тормозится модернизация производственно-технической базы отечественных предприятий. Это объясняется тем фактом, что многие товары, и в особенности технологическое оборудование, в современной России не производятся в достаточном объеме и ассортименте. Тема импортозамещения помимо чисто экономического содержания приобрела еще и политическое значение. Однако, несмотря на прошедшую девальвацию, промышленники продолжают отдавать предпочтение зарубежным машинам и оборудованию даже при их подорожании [1].



Закон о закупках № 223-ФЗ как внешнее правило и его влияние на ВТД
Под внешними правилами мы понимаем новшества, введенные в действие волевым решением властных органов, без особой связи со сложившейся практикой (в том числе с совокупностью неформальных институтов) и претендующие на ее радикальное изменение [2]. В контексте настоящей статьи таким правилом выступает Закон о закупках № 223-ФЗ. Как известно, в Российской Федерации вот уже несколько лет идет довольно масштабный и сложный процесс, заключающийся в трансформации закупочной деятельности так называемых «отдельных видов юридических лиц», в число которых входят как небольшие предприятия и организации, так и крупнейшие отечественные промышленные и инфраструктурные корпорации («Газпром», «РЖД», «Роснефть», «Росатом» и др.). В целом их довольно много: согласно статистике Общероссийского официального сайта zakupki. gov.ru (ООС) по состоянию на начало октября 2015 г. на нем было зарегистрировано уже более 77 000 различных заказчиков – субъектов Закона о закупках № 223-ФЗ.


Закон о закупках № 223-ФЗ, введенный в действие с 1 января 2012 г. как рамочный документ, за последнее время существенным образом расширился в части нормативно-правовой базы. В основном это произошло за счет вступления в силу ряда постановлений Правительства РФ (возможность принятия которых была изначально заложена в данном Законе), касающихся разного года аспектов закупочной деятельности. В частности, решениями Правительства РФ были определены: порядок формирования планов закупки, перечень продукции, закупка которой должна проводиться в электронной форме; правила ведения реестра недобросовестных поставщиков, реестра договоров; особенности приобретения товаров, работ и услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства и др.


В последние месяцы появились сведения о подготовке новых изменений в действующем законодательстве, инициированной такими ведомствами, как Минэкономразвития России и ФАС России. В частности, предполагается, что 100% закупок должны осуществляться заказчиками в электронной форме, при этом количество электронных торговых площадок, на которых предприятия – субъекты Закона о закупках № 223-ФЗ смогут размещать свои процедуры, будет лимитировано (в настоящее время их более 150). Также планируется ограничить до четырех число возможных вариантов закупочных процедур (аукцион, конкурс, запрос котировок и запрос предложений) и более детально прописать в новой редакции Закона порядок их проведения, дабы стандартизировать процесс [3; 4].


В сентябре 2015 г. планируемые действия обсуждались на совещании в Правительстве РФ и, как сообщалось в СМИ, были в принципе одобрены [5]. В дальнейшем данные изменения должны быть утверждены Федеральным Собранием, подписаны


Президентом РФ, после чего вступить в силу с января 2017 г. В связи с этим посмотрим, как указанные изменения могут отразиться на импортных операциях предприятий – субъектов Закона о закупках № 223-ФЗ.


Начнем с того, что уже сейчас для заказчиков по Закону о закупках № 223-ФЗ существует обязательство по приобретению отдельных групп товаров, работ и услуг (ТРУ) на российских электронных торговых площадках, а также определена необходимость утверждения перечня ТРУ, закупаемых только у субъектов малого и среднего бизнеса.


Отметим, что указанные внешние правила в определенной степени ограничивают право компаний на внешнеторговую деятельность (в части закупок по импорту). Дело в том, что закупочные процедуры на отечественных электронных торговых площадках (ЭТП) малодоступны для иностранных участников ввиду русскоязычного интерфейса площадки и содержания документаций заказчика, а также практической невозможности получения электронной цифровой подписи, необходимой на большинстве ЭТП для совершения юридически значимых действий. Что касается закупок с участием только субъектов малого и среднего предпринимательства, то иностранная компания не может считаться таковой в РФ (даже если она является малым или средним предприятием по месту регистрации), в связи с чем она автоматически выпадает из перечня претендентов.


Таким образом, планируемое расширение закупок в электронной форме может фактически заблокировать импортные операции в чистом виде, переформатировав их в закупку у компаний-резидентов, выполняющих функции торговых посредников.


В итоге складывается парадоксальная ситуация, поскольку принято считать, что отсутствие географической привязанности в случае торгов в электронной форме позволяет существенно увеличить возможности по участию в них зарубежных фирм [6].


Другой проблемой может стать несоответствие новой закупочной практики современным тенденциям в логистике снабжения. Дело в том, что повсеместно в мире стремятся переходить от разовых сделок к долгосрочному взаимовыгодному партнерству заказчиков и поставщиков. В то же время закупки на электронных площадках – это в большей степени так называемая «игра с нулевой суммой», имеющая, по мнению автора, ограничения по применимости.


Как известно, закупки подразделяются на новые, устоявшиеся и модифицированные. Дело в том, что каждая периодически повторяющаяся закупка, начинаясь как новая, постепенно переходит в категорию устоявшихся, а затем, по истечении определенного времени, в той или иной степени модифицируется. Особенно актуально это для предприятий производственного профиля. К примеру, понятно, что в случае устоявшихся закупок каждый раз подстраиваться под нового поставщика не совсем удобно и выгодно. А для модифицированных закупок более целесообразным считается выбор контрагентов из ограниченного круга компаний, обладающих опытом поставок в данной сфере (либо ранее снабжавших схожей продукцией рассматриваемое предприятие).


Одновременно отношения между контрагентами становятся более доверительными, приобретают статус партнерства (в современной логистике данный процесс именуется «интеграцией поставщиков», когда на партнера возлагаются определенные функции, ранее выполнявшиеся специалистами фирмы самостоятельно).


Следовательно, переход к приобретению товаров, выполнению работ и оказанию услуг на электронных торговых площадках (характеризуемых большим количеством зарегистрированных поставщиков и обеспечивающих существенный рост внимания данных субъектов к анонсируемым процедурам) является, на взгляд автора, современным вариантом экстенсивного пути развития в закупочной деятельности. В то же время следует учитывать происходящее параллельно увеличение рисков покупателя, в частности он рискует получить в качестве контрагента недобросовестного поставщика или фирму-однодневку либо столкнуться с таким новым негативным явлением, как тендерное рейдерство (намеренные действия по блокированию или срыву закупочных процедур посредством перманентных обжалований в органах антимонопольной службы).


Другим проблемным аспектом электронной коммерции, довольно важным применительно к сфере внешней торговли, является следующее обстоятельство.


Взаимодействие участников ВТД происходит в институциональных рамках, очерченных как на формальном (контракты, соглашения, протоколы переговоров и т.п.), так и на неформальном уровнях (традиции, условности и т.д.). Так, существенное значение имеют определенные ситуации из прошлого (прецеденты), накопленный личный опыт и сложившиеся отношения между конкретными людьми, основанные на социально-психологических антиподах доверие–недоверие, симпатия–антипатия и др. В то же время особенностями электронной коммерции являются фактическое обезличивание сторон сделки, реализация процесса в удаленном режиме, что может
сказаться на качестве взаимодействия, уровне ответственности контрагентов за результаты исполнения контрактов.


Кроме того, обстоятельства, описанные выше, косвенно влияют и на экспорт, поскольку, прежде чем начать производство какого-либо заказа, необходимо осуществить закупку материалов и комплектующих. К примеру, получая на исполнение срочный заказ, служба по экспортным продажам должна понимать, что для запуска производства необходимо своевременно внести изменения в план закупки, подготовить и провести закупочные процедуры, заключить договоры поставки. Понятно, что на все это требуется определенное время. Попытка все сделать в спешке или не соблюсти до конца необходимые формальности может привести к ошибкам и нарушениям регламентов, которые часто выявляются в процессе рассмотрения жалоб участников в органах ФАС России. Результатом может быть срыв поставки необходимых компонентов.


Таким образом, несмотря на активно стимулируемую и планомерно расширяющуюся практику импортозамещения в Российской Федерации, потребность предприятий в зарубежных материалах, машинах, оборудовании все еще очень велика.


Довольно весомая доля спроса на них формируется компаниями, находящимися в зоне регулирования Закона о закупках № 223-ФЗ, в связи с чем представляется целесообразным при формулировании и внедрении внешних правил, касающихся повышения эффективности и прозрачности закупочных процедур, не забывать про положительные стороны внешнеторгового взаимодействия с иностранными партнерами.


Используемые источники
1. Цухло С. Процесс пошел: как происходит импортозамещение в промышленности [Электронный ресурс]. URL: rbcdaily.ru/economy/562949997519427 (дата обращения: 10.10.2015).
2. Панеях Э.Л. Формальные правила и неформальные институты их применения в российской экономической практике // Экономическая социология. – 2001. – Т. 2. – № 4. – C. 56–68.
3. Цариковский А.Ю. Государственное регулирование закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц // Корпоративные закупки – 2015: практика применения Федерального закона № 223-ФЗ: сб. докладов. – М.: ИД «Юриспруденция», 2015. – 256 с.
4. Госкомпаниям укажут место // Ведомости. – 2015. – 1 окт.
5. Госкомпании принуждают к экономии // Коммерсант. – 2015. – 29 сент.
6. Доверенная третья сторона // Аукционный вестник. – 2013. – № 133.


29.05.2023

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста