Особенности cvp-анализа некоммерческой организации



Опубликовано в журнале "Некоммерческие организации в России" №6 год - 2013


Грищенко Ю.И.,
к. э. н., аудитор,
доцент кафедры «Финансовый менеджмент»
Финансового университета при Правительстве РФ


Анализ безубыточности и маржинальной прибыли применяется не только коммерческими организациями. Для некоммерческой организации расчет точки безубыточности особенно важен, так как себестоимость в точке безубыточности — это сумма всех расходов на целевую программу.


Показатель «точка безубыточности» применяется при оценке проектов и программ  руководителями некоммерческой организации и грантодателями, для определения наиболее эффективного проекта с точки зрения использования затрат и стоимости услуги некоммерческой организации. Кроме того, в ряде случаев устанавливается так называемый минимальный критерий, суть которого состоит в том, что себестоимость некоммерческой услуги на одного участника не должна превышать определенного значения. Определить это значение можно путем CVP-анализа. CVP-анализ на практике называют «операционный анализ» и «анализ безубыточности».

Одним из эффективных методов стратегического анализа является CVP-анализ (CostVolume-Profit; затраты – объем – прибыль), – это инструмент управленческого планирования и контроля.


Результаты анализа по данной модели используются менеджером для кратко срочного планирования и оценки альтернативных решений, он помогает руководителям некоммерческой организации выявить оптимальное соотношение между переменными и постоянными затратами.


Цель анализа величин в точке безубыточности состоит в нахождении уровня деятельности (объема услуг), когда выручка от реализации становится равной сумме всех переменных и постоянных  затрат, причем «некоммерческая прибыль» некоммерческой организации равна нулю.


Некоммерческие организации по своей природе не имеют прибыли, однако это еще не значит, что они приносят убытки. Сущность некоммерческой деятельности в том и состоит, что она создает нефинансовые выгоды, которые, руководствуясь привычными финансовыми соображениями, трудно зачесть в счет денежных расходов. Некоммерческие организации предоставляют услуги, не требуя взамен соразмерного вознаграждения. Такое «производство» предоставляется бесплатно или продается по ценам ниже себестоимости. Результатом некоммерческой деятельности являются нефинансовые выгоды для общества. Некоммерческие организации могут оказывать услуги по различной себестоимости. Одни организации могут быть лучше других тем, что предоставляют больше услуг с меньшими издержками. Если бы имелась возможность измерить неденежные общественные выгоды от деятельности некоммерческой организации в денежной форме, то следовало бы говорить о некоммерческой прибыли как о разности между выгодами получателей некоммерческих услуг и издержками самой некоммерческой организации(1).


В настоящее время нет четкости в применении терминов «расходы» и «затраты», поэтому,  возвращаясь к практике работы некоммерческих организаций, рекомендуется применять термин «расходы», так как, во-первых, «затраты», как правило, связаны с процессом производства, а некоммерческие организации, в части ведения своей основной деятельности, с производством не связаны; во-вторых, некоммерческим организациям привычно работать с такими понятиями, как «доходная и расходная часть сметы (или бюджета)»(2).


В составе расходов некоммерческой организации целесообразно выделять: административно-хозяйственные расходы, связанные с выполнением основной уставной деятельности. Это заработная плата административно-хозяйственного персонала, страховые взносы, расходы по аренде и хозяйственному содержанию помещений, в которых находится административно-хозяйственный персонал, абонентская плата за телефон, почтово-телеграфные расходы, командировочные и представительские расходы, расходы на проведение обязательного аудита, амортизационные отчисления, плата за коммунальные услуги, расходы на ремонт и др.;
- расходы по выполнению программ и мероприятий, на которые получены средства целевых поступлений;
- расходы по выполнению программ, на которые получены средства бюджетного  финансирования;
- расходы по предпринимательской деятельности;
- потери и списания(3).


Постоянные расходы – это расходы, которые не зависят от величины объёма выпуска продукции (услуг). К таким затратам можно отнести расходы, направленные на поддержание  функционирования самой организации и ее административно-управленческого аппарата.


Например, расходы по содержанию зданий, помещений, автотранспорта, аренде помещений и др.


Переменные расходы – это расходы, которые зависят от объемов производства товаров и услуг.


Расходы некоммерческой организации, которые непосредственно связаны с определенными направлениями деятельности или программами, являются переменными затратами и относятся на счет этих видов деятельности или программ.


Для определения точки безубыточности или критической точки используют показатель «маржинальная прибыль».


Маржинальная прибыль – это превышение выручки от реализации над всеми переменными затратами, связанными с данным объемом услуг. Другими словами, маржинальная прибыль – это разница между выручкой от реализации и переменными затратами некоммерческой организации.


Точка безубыточности = Постоянные затраты /Доля маржинальной прибыли в выручке в %.



(1) Черемушкин С.В. Анализ финансовой результативности некоммерческой организации // Некоммерческие организации в России. – 2011. – № 3.
(2) Батурина М.В. Управленческий анализ НКО // Некоммерческие организации в России. – 2005. – № 1.
(3) Грищенко Ю.И. Финансовое планирование в некоммерческих организациях // Некоммерческие организа- ции в России. – 2011. – № 2.



Пример
Некоммерческая организация получила средства для реализации социального проекта. Показатели, характеризующие деятельность НКО, таковы:
– целевое поступление (выручка) – 1 500 000 руб.;
– общие переменные затраты по проекту – 700 000 руб.;
– постоянные затраты – 300 000 руб.



Точка безубыточности = 300 000 руб. : 53% x 100% = 566 000 руб.


Таким образом, для того чтобы некоммерческая организация не понесла убытков от реализации проекта, сумма поступлений не должна быть меньше 566 000 руб.


Анализ безубыточности и маржинальной прибыли полезен как система критериев и средство для описания эффективности управленческой деятельности. Кроме того, CVP-анализ позволяет выполнить планирование на основе применения моделей безубыточности.


Литература
1. Батурина М.В. Управленческий анализ НКО // Некоммерческие организации в России. – 2005. – № 1.
2. Грищенко А.В. Налогообложение некоммерческих организаций: проблемы и перспективы: монография – М. : Дело и Сервис, 2013. – 160 с.
3. Грищенко Ю.И. Финансовое планирование в некоммерческих организациях // Некоммерческие организации в России. – 2011. – № 2.
4. Черемушкин С.В. Анализ финансовой результативности некоммерческой организации // Некоммерческие организации в России. – 2010. – № 3.

18.08.2017

Также по этой теме: