О недопуске к педагогической деятельности



Опубликовано в журнале "Кадры предприятия" №4 год - 2013


Подписчик «КП»
Е. Швецова,
Казань


В нашем заведении более 50% учащихся несовершеннолетние. Я столкнулась с такой ситуацией. Согласно изменениям в Трудовом кодексе РФ, была проведена проверка на выявление наличия либо отсутствия судимостей у сотрудников, и оказалось, что у преподавателя было уголовное преследование по статье 115 УК РФ и прекращено по статье 25 УПК РФ, является ли это  основанием для увольнения? И у сотрудника-совместителя была судимость по статье 119, 73 УК РФ и погашена согласно статье 86 УК РФ, должна ли я в этом случае расторгнуть с ним трудовой договор?


Эксперт «КП»
Ю.Н. Строгович,
государственный
советник юстиции
3 класса


В соответствии со статьей 331 (часть вторая) Трудового кодекса РФ к педагогической деятельности не допускаются лица:
– имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности (норма введена Федеральным законом от 01.04.2012 № 27-ФЗ);
– имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления.


Согласно статье 15 Уголовного кодекса РФ умышленное причинение легкого вреда здоровью (статья 115 УК РФ) не относится к категории тяжких или особо тяжких преступлений.


Вместе с тем данное преступление относится к числу преступлений против жизни и здоровья.


При этом исходя из положений главы 18 «Реабилитация» (статьи 133 и 134) и статьи 27 (часть первая) Уголовно-процессуального кодекса РФ, содержащей исчерпывающие основания  прекращения уголовного преследования в отношении подозреваемого или обвиняемого, реабилитирующими основаниями прекращения уголовного преследования являются:
– непричастность подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления (пункт 1);
– прекращение уголовного дела по основаниям, предусмотренным пунктами 1 (отсутствие события преступления), 2 (отсутствие в деянии состава преступления) или 5 (отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению) части первой статьи 24 УПК РФ (пункт 2);
– наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого вступившего в законную силу определения суда или постановления судьи о прекращении уголовного дела по тому же обвинению (пункт 4). В данном случае имеется в виду прекращение уголовного дела по  основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2 или 5 части первой статьи 24 УПК РФ;
– наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого неотмененного постановления органа дознания, следователя или прокурора о прекращении уголовного дела по тому же обвинению (пункт 5). В данном случае также имеется в виду прекращение уголовного дела по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2 или 5 части первой статьи 24 УПК РФ.


Как следует из первой части вопроса, в отношении преподавателя образовательного учреждения «Х» в связи с совершением преступления, предусмотренного статьей 115 Уголовного кодекса РФ, было начато уголовное преследование, прекращенное впоследствии в связи с примирением сторон на основании статьи 25 Уголовно-процессуального кодекса РФ.


Данной статьей УПК РФ предусмотрено, что суд, а также следователь или дознаватель вправе на основании заявления потерпевшего прекратить уголовное дело в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести в случаях, предусмотренных статьей 76 Уголовного кодекса РФ, если это лицо примирилось с потерпевшим и загладило причиненный ему вред.


Статьей 76 УК РФ установлено, что лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести (в данном случае умышленное причинение легкого вреда здоровью), может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный потерпевшему вред.


Таким образом, прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон (статья 25 УК РФ) не относится к числу реабилитирующих оснований прекращения уголовного преследования.


Следовательно, основываясь на требованиях статьи 331 Трудового кодекса РФ, преподаватель «Х» не должен быть допущен к педагогической деятельности.


При этом в случае, если данного преподавателя невозможно перевести с его письменного согласия на другую имеющуюся в образовательном учреждении работу, которую он может выполнять с учетом состояния здоровья, трудовой договор с ним подлежит прекращению по основанию, предусмотренному пунктом 13 статьи 83 Трудового кодекса РФ.


Что касается второй части вопроса относительно работника-совместителя, осужденного условно за совершение преступления, предусмотренного статьей 119 УК РФ «Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью», необходимо отметить следующее.


Во-первых, в вопросе не указано, осуществляет ли данный работник в соответствии с трудовым договором педагогическую деятельность, то есть является ли он педагогическим работником. Ограничения, установленные частью второй статьи 331 Трудового кодекса РФ, касаются только лиц, осуществляющих педагогическую деятельность.


Во-вторых, в соответствии с главой 16 УК РФ преступление, предусмотренное статьей 119 УК РФ, относится к преступлениям против жизни и здоровья. При этом факт погашения судимости (статья 86 УК РФ) у лица, совершившего ранее вышеуказанное преступление, не имеет правового значения, поскольку согласно статье 331 Трудового кодекса РФ к педагогической деятельности не допускаются лица, не только имеющие, но и имевшие судимость, в том числе в случае, если судимость в отношении них погашена.


Что же касается положения части шестой статьи 86 УК РФ, в соответствии с которой погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью, то установленное им правило действует только в том случае, если иное правило специально не предусмотрено законом (в данном случае – третьим абзацем части второй статьи 331 Трудового кодекса РФ).


27.11.2017

Также по этой теме:


Ранее просмотренные страницы

Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста