Опубликовано в журнале "Кадры предприятия" №7 год - 2013
Подписчик «КП»
В. Бахчисарайцева
г. Ростов
Организация находится в Москве. За последние 2 года минимальная заработная плата увеличивалась 4 раза (фактически – каждые полгода). Часть персонала у нас работает по МЗП или близкой к МЗП. Понятно, что мы ее регулярно меняем, но почти с 200 человеками нам нужно оформлять это повышение. Должны ли мы составлять дополнительные соглашения в случае каждого такого повышения?
Консультант «КП»
Д.Ф. Рысина
Согласно статье 72 Трудового кодекса РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом РФ; соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.
Поскольку условие об оплате труда работника (в соответствии со статьей 129 Трудового кодекса РФ – заработной плате) в силу части второй статьи 57 Трудового кодекса РФ отнесено к обязательным условиям трудового договора, в силу чего оно относится к «определенным сторонами условий трудового договора», то его изменение должно осуществляться по общим правилам.
В числе вышеуказанных случаев, когда условия трудового договора могут быть изменены без согласия работника, изменение размера оплаты труда, в том числе, путем его увеличения, в Трудовом кодексе РФ непосредственно не предусмотрено. Вместе с тем, как и в случае с индексацией размера оплаты труда (статья 134 Трудового кодекса РФ), решение об увеличении размера заработной платы работника с целью достижения размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не зависит от воли (согласия или несогласия) работника и, следовательно, принимается работодателем самостоятельно, что не предполагает составления дополнительного соглашения к трудовому договору.
Согласно части первой статьи 133.1 Трудового кодекса РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. В силу части пятой той же статьи размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации обеспечивается:
– организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, – за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
– организациями, финансируемыми из местных бюджетов, – за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
– другими работодателями – за счет собственных средств.
Региональное соглашение о минимальной заработной плате в субъекте Российской Федерации в силу частей седьмой – десятой статьи 133.1 Трудового кодекса РФ распространяется на всех работодателей, в том числе не участвовавших в заключении такого соглашения, за исключением тех, которые отказались от присоединения к соглашению в установленном порядке.
Согласно названным нормам после заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предлагает работодателям, осуществляющим деятельность на территории этого субъекта Российской Федерации и не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию вместе с текстом данного соглашения.
Руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уведомляет об опубликовании указанных предложения и соглашения федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Если работодатели, осуществляющие деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате не представили в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то указанное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими. К вышеназванному отказу должны быть приложены протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, и предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного указанным соглашением.
В случае отказа работодателя присоединиться к региональному соглашению о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации. Представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации и представители указанной трехсторонней комиссии обязаны принимать участие в этих консультациях.
Копии письменных отказов работодателей от присоединения к региональному соглашению о минимальной заработной плате направляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Поскольку процедура «выведения» организации или предпринимателя из-под действия регионального соглашения о минимальной заработной плате затруднена, действие Соглашения о минимальной заработной плате в городе Москве на 2013 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей распространяется на подавляющее большинство работодателей г. Москвы.
В силу части одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует региональное соглашение о минимальной заработной плате, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности). Поскольку оклад (ставка), надбавки и доплаты устанавливаются в штатном расписании в расчете на полные норму рабочего времени и нормы труда (трудовых обязанностей), работодатели, «привязывающие» штатное расписание и заключенные в соответствии с ним трудовые договоры к размеру минимальной заработной плате в городе Москве, должны регулярно пересматривать штатное расписание и оформлять указанные изменения надлежащим образом. Поскольку серия соглашений о минимальной заработной плате в городе Москве уже традиционно предусматривает поэтапное увеличение размера оплаты труда, указанные изменения работодатель должен вносить регулярно. Таким способом региональная власть стимулирует работодателей устанавливать более высокие размеры оплаты труда, чтобы не пересматривать их каждые полгода (квартал).
Невыполнение работодателем указанных действий влечет последствия, предусмотренные частью восьмой статьи 12 Трудового кодекса РФ. Согласно названной норме локальный нормативный акт (а штатное расписание является локальным нормативным актом) либо отдельные его положения прекращают свое действие, в том числе в связи со вступлением в силу закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения (в случае, когда указанные акты устанавливают более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с установленным локальным нормативным актом).
Одновременно, в соответствии с частью пятой статьи 135 Трудового кодекса РФ, условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
В заключение следует отметить, что Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2013 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей предусматривает двухэтапное повышение минимальной заработной платы в городе Москве – с 1 января 2013 года – 11700 рублей, с 1 июля 2013 года – 12200 рублей.
Несмотря на то что, по нашему мнению, основания для составления дополнительных соглашений к трудовым договорам об изменении условия об оплате труда с целью приведения его в соответствие соглашению о минимальной заработной плате в субъекте Российской Федерации отсутствуют (поскольку и согласие работника на изменение данного условия не требуется), указанное повышение размера оплаты труда должно быть корректно оформлено, в том числе, соответствующими приказами (распоряжениями). Если штат организации небольшой и нет оснований предполагать возражения работников относительно повышения размера оплаты труда, дополнительные соглашения к трудовым договорам, в преамбуле которых будет содержаться ссылка на соответствующее территориальное соглашение, лишними не будут.