Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №5 год - 1998
Одна из наиболее интересных попыток в прояснении проблем мотивационного плана на предприятии сделана В.Бовыкиным (1). Однако, в стремлении построить свою "Теорию интересов" В.Бовыкин в полемическом задоре двинулся в направлении стирания уникальности человека, "нивелировки" различий в мотивационных направленностях людей: "Интересы не зависят от свойств личности индивида, так как базируются на нуждах". Явная несоотнесенность утверждений данного автора с существующими психологическими понятиями проявляется и в его определениях фундаментальных оснований действий индивида: "... потребность - это желание, являющееся продуктом мышления, интеллекта человека" (Курс. наш) или: "Мышление индивида есть процесс отражения в его сознании объективной реальности вкупе с неосознанным стремлением индивида к получению наибольшей выгоды во всех отношениях" (Курс. наш). Очевидно, что В.Бовыкин здесь осознанно или по недоразумению смешивает то, что в психологии с таким трудом удалось различить. Однако, отмеченные недостатки не умаляют того вклада, который В.Бовыкин сделал, разработав авторскую концепцию стимулирования персонала организации.
В нашей статье мы постарались, опираясь на психологические теории мотивации А.Н.Леонтьева, О.С.Анисимова и др., внести необходимые коррекции в стратегическом подходе управления мотивацией персонала и качественно усовершенствовать структуризацию мотивационных факторов. Мы ведем речь о пересмотре канонической пирамиды А. Маслоу, выступающей долгое время одним из оснований в самом подходе к проблемам мотивации работников компании. Тем, кто сомневается, предлагаем самостоятельно в этом убедиться, ознакомившись с разнообразной литературой по теории мотивации в менеджменте. Иерархия А. Маслоу принималась длительное время как аксиома.
Не умаляя заслуг знаменитого западного психолога, попробуем все-таки критически отнестись его пирамиде и внести необходимые поправки. Такая щепетильность вовсе не связана с нашей прихотью. Мы считали и считаем, что построить добротное здание можно только на прочном фундаменте. А ведь именно в функции фундамента мотивационной политики организации выступает пирамида потребностей.
Прежде чем приступить к анализу несовершенств иерархии А. Маслоу остановимся на проблемах, связанных с низкой мотивацией работников и на более широких проблемах существования предприятия, куда мотивационная сторона входит лишь как часть (рис. 1).
Рисунок 1. Роль и место мотивационной политики предприятия
Проблемы организации, связанные с низкой мотивацией персонала к работе, могут быть самыми разнообразными и проявляться в виде следствий в других, на внешний взгляд, мало связанных областях деятельности организации. Приведем далеко не полный список типичных затруднений и проблем, имеющих отношение к мотивации персонала, который был зарегистрирован в нашей консультационной практике.
Типичные проблемы в организациях, связанные с низкой мотивацией персонала
- Высокая текучесть кадров
- Высокая конфликтность
- Низкий уровень исполнительской дисциплины
- Некачественный труд (брак)
- Нерациональность мотивов поведения исполнителей
- Слабая связь результатов труда исполнителей и поощрения
- Халатное отношение к труду
- Отсутствие условий для самореализации потенциалов сотрудников
- Проблемы "общественного сотрудничества" в деятельности фирмы
- Низкая эффективность воздействия руководителей на подчиненных
- Низкий уровень межличностных коммуникаций
- Сбои в производственном процессе
- Проблемы при создании согласованной команды
- Слабая перспектива карьерного роста, отражающаяся на рабочем тонусе сотрудников
- Противоречия в отношениях между предпринимателем и работником
- Низкая эффективность методов нормативного описания труда
- Неудовлетворенность работой сотрудников
- Низкий профессиональный уровень персонала
- Безынициативность сотрудников
- Деятельность руководства негативно оценивается персоналом
- Неудовлетворительный морально психологический климат
- Недостаточное оснащение рабочих мест
- Организационная неразбериха
- Недостаточное внимание к учебе и стажировке резерва
- Неразвитость соцкультбыта предприятия
- Нежелание сотрудников повышать свою квалификацию
- Неналаженность системы стимулирования труда
- Несоответствие между реальным поведением исполнителя и ожиданиями от него начальником
- Низкий моральный дух в коллективе
- Проблемы в управлении персоналом, склонных к честолюбию, карьерному росту
- и многие другие.
Для анализа подобных проблем и выработки адекватной кадровой и мотивационной политики необходимо в первую очередь определить в каком состоянии зрелости пребывает организация: становление, функционирование, развитие или кризис. Аналогичное разделение стадий "жизненного цикла организации" можно встретить, например, у Базарова Т.Ю. В своей новой книге "Управление персоналом" он подчеркивает, что " содержание деятельности по управлению персоналом существенно детерминировано задачами, которые решаются организацией на разных стадиях ее развития" (2). Следуя правилу "рассмотрения части через призму целого", полагаем, что необходимо вначале доопределиться с особенностями этапов жизни организации в целом и лишь затем перейти к аспектам мотивационного менеджмента на этих этапах. В связи с этим дадим лаконичные характеристики каждому из этих состояний организации.
Основные характеристики различных стадий организации
Становление организации
К становящимся мы относим организации, находящиеся на стадии формирования организационной структуры и коллектива сотрудников. Существенной характеристикой становления является динамичность структуры деятельности и состава работников.
Стадии становления организации (предприятия, компании, фирмы...) при нормальном ее протекании присущи:
· |
Дух, оптимизм |
Эти две характеристики отражают повышенный мотива- | ||
|
сотрудников |
ционный фон, характерный для тех, кто взялся за орга- | ||
· |
Энтузиазм, |
низацию новой фирмы. Без такой приподнятости духа, | ||
|
работоспособность |
если что-то и будет, то весьма непродолжительно и, ско- | ||
|
|
рее всего, закончится ничем. | ||
· |
Объективная |
Как правило, новая деятельность появляется при нали- | ||
|
необходимость |
чие социального заказа (спроса), который либо не удов- | ||
|
такой |
летворяется, либо удовлетворяется в недостаточной сте- | ||
|
деятельности |
пени. Это мы и называем объективной необходимостью, в | ||
|
|
отличие от субъективной предпосылки, где ведущей | ||
|
|
выступает потребность субъекта, заинтересованного в | ||
|
|
создании новой деятельности. | ||
· |
Взаимовыручка, |
Поскольку становящаяся деятельность обычно сопряже- | ||
|
коллективизм |
на с проблемами и трудностями, то необходимым усло- | ||
· |
Способность |
вием ее выживания становятся такие факторы как: взаи- | ||
|
работать |
моподдержка, взаимовыручка ("чувство локтя"), коллек- | ||
|
в проблемном |
тивизм и др. При отсутствии таких установок у сотрудни- | ||
|
режиме |
ков у фирмы больше вероятности развалиться, нежели | ||
|
|
выйти на уровень устойчивого функционирования. | ||
· |
Нормо- |
Становящейся деятельности свойственно отсутствие со- | ||
|
оформительство |
гласованных норм взаимодействия, четкого функциональ- | ||
· |
Технолого- |
ного распределения, технологичности в работе и т.п. | ||
|
творчество, |
Поэтому на этой стадии осуществляется, как правило, | ||
|
нормо-творчество |
подхватывание естественных проявлений сотрудников и | ||
|
|
нормативное оформление этих усилий путем согласова- | ||
|
|
ния. Так создается нормативная база (основные задачи, | ||
|
|
функции, нормы взаимодействия и пр.), которая являет- | ||
|
|
ся необходимым условием для выхода в стабильное | ||
|
|
функционирование. | ||
· |
"Магнетизм" |
В начале пути, на фазе становления, больше всего со- | ||
|
перспектив |
трудников вдохновляет сама перспектива, та идеальная | ||
|
становящейся |
картинка, которая и манит сотрудников вперед, поддер- | ||
|
организации |
живает высокую энергетику на пути достижения цели. | ||
· |
Оперативность |
Характерной особенностью этапа становления является | ||
|
в действиях и |
чувствительность сотрудников к меняющимся условиям | ||
|
ситуационная |
(например, когда ребенок еще только младенец, мать дол- | ||
|
чувствительность |
жна быть всегда начеку, ведь ребенок пока не окреп и не | ||
· |
Интуитивность в |
может самостоятельно противостоять внешним услови- | ||
|
действиях |
ям). Это время жизни организации характеризуется тем, | ||
|
сотрудников |
что решения, в основном, принимаются интуитивно, по | ||
|
|
ощущениям. Сотрудники еще не знатоки своего дела, они | ||
|
|
пока созидатели нового, где сами еще не освоились, не | ||
|
|
знают всего до мелочей, не имеют ясных алгоритмов | ||
|
|
действий и способов реагирования на многочисленные | ||
|
|
факторы. | ||
· |
Значимость |
У сотрудников на фазе становления, т.е. в начале пути | ||
|
соответствия |
распределения задач | ||
|
согласованным |
ся норм. Поэтому характерным здесь является значимость | ||
|
"устным" нормам |
устных договоров между сотрудниками, обязательно со- | ||
· |
Оптимальность, |
гласованных, иначе велика вероятность растягивания | ||
|
справедливость |
общего дела по отдельным несвязанным кусочкам. Мера | ||
|
|
справедливости распределения задач на этом этапе носит | ||
|
|
ключевой характер: каждый делает то, что умеет, любит, | ||
|
|
что соответствует его возможностям, что согласовано и | ||
|
|
взаимозависимо от остальных сотрудников.
| ||
Функционирование организации Под функционирующей организацией мы понимаем систему деятельности, имеющую стабильную организационную структуру и сформированный коллектив сотрудников. Отличительной чертой функционирования является готовность организации к реализации различных заказов без существенной перестройки деятельности. Нормально функционирующей организации свойственно, в основном: |
· |
нормативная |
Функционирование характеризуется наличием четких норм | ||
|
дисциплина |
и контролем за их исполнением. Главный признак этого эта- | ||
|
|
па - определенность норм и адекватность действий работни- | ||
|
|
ков этим нормам. В нормально функционирующей системе | ||
|
|
существуют также механизмы поддержания нормативной дис- | ||
|
|
циплины. | ||
· |
готовность персона- |
Т.к. функционирование характеризуется стабильностью и | ||
|
ла к дообучению |
сохранностью норм, то от работников требуется в большей | ||
|
и закреплению |
степени не творческая инициатива, а строгое соответствие | ||
|
навыков |
нормам. Для наиболее адекватного соответствия нормам ра- | ||
|
|
ботники проходят дообучение, а так же самостоятельно со- | ||
|
|
вершенствуются в пределах своей функции. Готовность ра- | ||
|
|
ботников к дообучению становится одним из критериев | ||
|
|
оценки и подбора персонала организации. | ||
· |
устойчивость |
Функционированию присущи устойчивые, закрепленные | ||
|
вертикальных и |
нормативно вертикальные и горизонтальные отношения. Как | ||
|
горизонтальных |
правило, эти отношения признаны, приняты и исполняют- | ||
|
отношений и |
ся работниками без критического напряжения. | ||
|
оргструктуры |
| ||
|
в целом |
| ||
· |
доминирование |
В отличие от становления в функционировании преобладает | ||
|
задачного, |
задачный режим работы, где известно, что и как делать, а | ||
|
рутинизированного |
работники обладают необходимыми умениями для выполне- | ||
|
типа работы |
ния своих функций (если нет - дообучение). На этом этапе | ||
|
|
не порождается, в основном, новых идей и от сотрудников | ||
|
|
не требуется творческого подхода, скорее, наоборот, при- | ||
|
|
ветствуется тщательность и методичность в рутинообразной | ||
|
|
работе. | ||
· |
сбалансированность |
Границы между функциями четко прописаны и взаимодей- | ||
|
межфункциональных |
ствия представителей различных функций нормированы и | ||
|
и межличностных |
тщательно прописаны, межличностные взаимодействия сба- | ||
|
отношений |
лансированы, конфликты разрешены и возможные типы от- | ||
|
|
ношений согласованы и приняты всеми членами команды | ||
· |
четкость, |
Нормативная база в функционировании носит конкретный, | ||
|
операциональность, |
технологичный характер. Каждая функция доступна и по- | ||
|
техничность и |
нятна работникам, четко обозначен круг задач и цель каж- | ||
|
задачность |
дой функции. Все это позволяет каждому работнику само- | ||
|
выполнения норм |
стоятельно и адекватно реализовывать стоящие задачи. В свя- | ||
|
|
зи с этим и облегчается контроль за исполнением | ||
· |
консерватизм нор- |
Нормативная база характеризуется большим потенциалом со- | ||
|
мативной базы |
хранности и носит характер безукоснительного предписания | ||
· |
воспроизводимость |
для работников. Коррекция норм в функционировании до- | ||
|
основных техноло- |
вольно редкая процедура, к которой прибегают в крайних | ||
|
гических процедур |
случаях. Сверхценность функционирования - соблюдение ус- | ||
|
при незначитель- |
тановленных норм. Работники, в основном, воспроизводят | ||
|
ности модификаций |
одни и те же процедуры в рамках предписанного цикла. Мо- | ||
|
|
дификации подвергаются (только по необходимости!) лишь | ||
|
|
незначительные детали в утвержденных процедурах. | ||
· |
стабильность норм |
Взаимодействия сотрудников, во-первых, нормативно про- | ||
|
взаимодействий |
писаны, а во-вторых, у работников сформированы необхо- | ||
|
сотрудников |
димые навыки по продуктивному взаимодействию. При ста- | ||
|
|
бильном функционировании редки конфликты и взаимные | ||
|
|
претензии между сотрудниками. | ||
· |
устойчивое |
Каждый работник выполняет закрепленную за ним функ- | ||
|
распределение |
цию и хорошо понимает свой кооперативный вклад в общее | ||
|
функций |
дело. | ||
· |
налаженность, сба- |
Если на фазе становления взаимодействия с внешней сре- | ||
|
лансированность |
дой носили случайный, неорганизованный характер, то те- | ||
|
отношений органи- |
перь эти отношения имеют стабильность. Организация орга- | ||
|
зации с внешней |
нично вписана во внешнюю экономическую, правовую, | ||
|
средой |
социо-культурную и другие среды. Взаимодействие со вне- | ||
|
|
шними структурами носит технологично-оформленный ха- | ||
|
|
рактер, т.е. есть определенность, с кем и как необходимо | ||
|
|
взаимодействовать, по какому поводу и т.п.
| ||
Развитие организации Под развивающейся мы понимаем такую организацию, которая, столкнувшись с кризисом прежних форм деятельности и невозможностью их воспроизводства, осуществляет внутриорганизационные реформы. Признаком развивающейся организации является наличие процессов совершенствования структуры деятельности и привлечения необходимых ресурсов, способных обеспечить адаптацию организации в новых условиях. Предпосылками к развитию организации выступают: |
· |
кризис прежних |
Кризис прежних форм деятельности возникает при исчер- | ||
|
форм деятельности |
панности, крайней неэффективности существующих внут- | ||
|
|
риорганизационных форм, т.е. при их моральном устарева- | ||
|
|
нии. Признаки, характеризующие кризис, могут иметь раз- | ||
|
|
личные формы: недопустимо низкий уровень внутренней | ||
|
|
эффективности предприятия, рост задолженностей и дефи- | ||
|
|
цит финансов, неуклонное снижение прибыли, повторяющиеся
| ||
|
|
потеря клиентов и др. | ||
· |
изменение внешних |
Под внешними условиями понимается внешняя по отноше- | ||
|
условий, проблема- |
нию к организации среда: экономическая, правовая, поли- | ||
|
тизирующее даль- |
тическая, социальная, экологическая и пр. Все перечислен- | ||
|
нейшее функциони- |
ные типы сред имеют свою логику изменяемости. (Напри- | ||
|
рование и побужда- |
мер, конкурентная фирма завоевывает себе часть потреби- | ||
|
ющее организацию |
тельского рынка; новые законы предписывают иные формы | ||
|
к изменениям |
хозяйствования, потребители больше не нуждаются в про- | ||
|
|
дукции (услугах) фирмы, поставщики не имеют возможно | ||
|
|
сти предоставлять сырье, необходимое для производства и | ||
|
|
пр.). Эта изменяемость и не позволяет организации длитель- | ||
|
|
ное время реализовывать застывшие нормы. | ||
· |
накопление потен- |
Работники начинают ощущать дефицит раскрытия собствен- | ||
|
циала для развития |
ного потенциала в прежних условиях, начинают видеть пре- | ||
|
(оргтехнического и |
жние технологические и другие нормы, как устаревшие и | ||
|
профессионально- |
требующие усовершенствования. Или: цели и стратегия фир- | ||
|
личностного) |
мы становятся зауженными, не имеющими перспективы. | ||
|
|
Средства, способы и технологии деятельности фирмы не | ||
|
|
позволяют работать эффективнее, и выявляется потенциал | ||
|
|
их усовершенствования | ||
· |
несовершенство |
Существующая система управления перестает устраивать как | ||
|
системы управления |
исполнителей, так и самого руководителя. Фирма разраста- | ||
|
и неспособность |
ется, увеличивая количество сотрудников, в связи с чем | ||
|
оперативно решать |
прежние методы управления не дают должного эффекта, не | ||
|
управленческие |
высока слаженность в работе управленческих звеньев и т.п. | ||
|
задачи |
| ||
· |
объективная потреб- |
В связи с появлением новых задач и неспособности к их | ||
|
ность организации в |
решению в рамках существующей структуры возникает объек- | ||
|
создании новых |
тивная предпосылка к разделению функций, образованию | ||
|
подразделений |
новых структурных подразделений, обеспечивающих дости- | ||
· |
невозможность по- |
жимость новых целей и снимающих воспроизводящиеся зат- | ||
|
вышать производи- |
руднения (например, конфликты и противоречия между от- | ||
|
тельность в рамках |
делами). | ||
|
прежней структуры |
| ||
· |
смена целевых |
Т.к. потребности рынка постоянно меняются: требуется бо- | ||
|
ориентиров |
лее качественная продукция или появляются потребности в | ||
|
|
дополнительных продуктах или услугах, фирме необходимо | ||
|
|
менять или уточнять цели, чтобы удержаться на рынке и | ||
|
|
преуспеть. Например, если раньше клиентов устраивал лишь | ||
|
|
сам продукт, то теперь необходимо сопровождать продажу | ||
|
|
дополнительными услугами. | ||
· |
прогноз проблем |
Потребность в усовершенствовании на предприятии может | ||
|
при дальнейшем |
возникнуть также и при неблагоприятных прогнозах будуще- | ||
|
воспроизводстве |
го предприятия, и при ощутимой "угрозе" со стороны кон- | ||
|
прежнего способа |
курентов, если существующие способы работы предприятия | ||
|
работы организации |
не могут обеспечить сохранения своих позиций. | ||
· |
повышение конку- |
| ||
|
рентности и сниже- |
| ||
|
ние конкурентоспо- |
| ||
|
собности фирмы |
| ||
· |
обнаружение новых, |
Импульсом к коренным изменениям в фирме может стать и | ||
|
более эффективных |
обнаружение управленческим корпусом новых эффективных | ||
|
форм деятельности |
технологий как в производственной, так и в других сферах. | ||
|
|
моделями деятельности подобных фирм.
|
Кризис организации
Кризис организации предопределяется продолжительным сочетанием двух факторов:
- Остро созревшими объективными предпосылками к изменению деятельности организации (проблематизация функционирования).
- Игнорированием этих предпосылок управленческим звеном.
Уровни потребностей человека
Исходными для понимания мотивационных факторов выступают категории "потребность", "мотив", "мотивация" и пр. Мы не будем останавливаться здесь на раскрытии этих фундаментальных психологических категорий. Следует только отметить, что мы разделяем понимание содержаний этих категорий, нашедшее отражение в работе профессора д.пс.н. О.С.Анисимова (3). Традиционно потребности разделяются на материальные, социальные и духовные. Или: первично-материальные (пища, вода, потребность дышать, спать и т.п.), вторично-социальные (потребность в общении, в хороших отношениях в коллективе и т.п.) и третично-духовные (потребность в культурном творчестве, в повышении правосознания общества и т.п.).
Вот как описывал генезис потребностей известный отечественный психолог А.Н.Леонтьев (4): "Развитие человеческих потребностей начинается с того, что человек действует для удовлетворения своих витальных потребностей. Но далее это отношение обращается, и человек удовлетворяет свои витальные потребности для того, чтобы действовать. С развитием духовного производства... формируется особый тип потребности - потребность предметно-функциональная, например, потребность в труде, художественном творчестве и т.д. Потребности вступают в новые отношения друг с другом. Хотя удовлетворение витальных потребностей остается для человека "первым делом" и неустранимым условием его жизни, высшие, специально-человеческие потребности вовсе не образуют лишь наслаивающиеся на них поверхностные образования".
Очевидно, что в концепции А.Маслоу отражены только первичные и вторичные потребности (см. рис. 2).
Рисунок 2. Пирамида потребностей А.Маслоу
Попытка считать последний уровень в пирамиде Маслоу как соответствующий духовным потребностям, на наш взгляд, лишена оснований. Дело в том, что самовыражение или самоактуализация может иметь самые различные формы и иногда даже бесполезные для социума (как, например, графоманство). Такие типы самовыражения не могут претендовать на высший уровень потребностей и относятся ко вторичным потребностям (например, самовыражение как самоутверждение в каком-то кругу людей).
Кроме того, как в свое время отмечал выдающийся философ Гегель, духовные потребности неразрывно связаны с устремлениями всеобщего характера. Потребность в самовыражении лишь тогда можно считать духовной потребностью, если это самовыражение становится инструментом трансляции надситуативных ценностей общества и (не побоимся банальности!) "сеет разумное, доброе, вечное". Как известно, данные тонкости А.Маслоу не ввел, чем ввел в заблуждение многих своих поклонников.
Подведем критический итог: пирамида потребностей человека по А. Маслоу не отражает культурный надиндивидуальный уровень развития потребностей (т.е. духовных устремлений).
Ко второму недостатку следует отнести неоднородность слоев по степени абстрактно-конкретности (или родо-видовых отношений). Так, социальные потребности включают в себя и потребность в уважении и многие другие, а в пирамиде А. Маслоу, по непонятным основаниям, потребность человека в уважении его другими выделена в особый слой.
В связи с этим мы предлагаем усовершенствованный вариант иерархизации потребностей, который, на наш взгляд, лишен вышеотмеченных недостатков (см. рис. 3).
Рисунок 3. "Пирамида МАСЛОУ ПЛЮС"
Однако осуществленная дифференциация мотивационных факторов, приведшая к увеличению числа слоев, может усложнить и без того непростой анализ реальных мотиваций работников организации. Психологические категории: индивид, субъект и личность, критериально разведенные Анисимовым О.С. (3), позволяют уйти от деталей и более крупноблочно рассматривать иерархическую структуру потребностей (см. рис. 4).
Рисунок 4. Укрупненная схема взаимосвязи психологических категорий и видов потребностей
Для правильного понимания предложенных категорий (индивид, субъект, личность) охарактеризуем их подробнее1 .
Индивидные проявления человека в деятельности характеризуются направленностью действий человека на удовлетворение своих потребностей и рассмотрением всего окружающего в качестве предметов своей потребности. При индивидном самоопределении человек рассматривает деятельность как источник получения средств для удовлетворения собственных потребностей. Нормы, которые получает человек с индивидной направленностью, он стремится изменить под свое собственное удобство, даже в ущерб решению задач деятельности. При возникновении затруднений в решении поставленных задач человек с индивидным самоопределением теряет значимость выполнения нереализуемой, по его мнению, нормы и прекращает работу.
Субъектные проявления человека в деятельности - это действия, соответствующие требованиям деятельностной нормы. Субъектное самоопределение предполагает оценку своих действий и всего окружения с точки зрения выполнения функциональных и нормативных требований. Основной акцент его деятельности - исполнительство. В случае возникновения препятствий в реализации своих задач субъект деятельности либо корректирует свои действия в рамках заданной нормы, либо ставит в известность управленца о своем затруднении. Значимость строгого соответствия норме способствует готовности субъекта к дообучению и профессиональному росту.
Личностные проявления человека в деятельности - это действия, в основе которых лежат социальные ценности или ценности деятельности. В рамках деятельности личностное самоопределение проявляется как действия, направленные на развитие деятельности фирмы. При возникновении или прогнозировании затруднений и проблем в деятельности деятель с личностной ориентацией активизирует анализ причин и ищет оптимальные пути выхода из затруднений. Таким образом, личностный акцент сосредоточен на непрерывном совершенствовании деятельности за счет коррекции нормативной базы, но не на основе своих потребностей (как у индивида), а на основании согласованных ценностей деятельности.
Используя данные различия, получаем три основных слоя в пирамиде "Маслоу плюс" (см. рис. 5).
Рисунок 5. Укрупненная пирамида "Маслоу плюс"
Такое обобщение дает возможность выделять в планировании мотивационной стратегии и разработке системы стимулирования всего три основных типа поведения человека, существенных для организации. Мы утверждаем, что только учет всех трех возможных "характеров" деятелей, типов поведений, установок и реагирования, возволяет реализовать системный подход в разработке оптимальной системы мотивации и стимулирования кадров. Игнорирование любого из трех акцентов неминуемо приведет к негативным последствиям сначала в мотивационном настрое на работу сотрудников упущенного акцента, а затем и в уровне их производительности.
В табл. 1 мы приводим список потребностей и мотивов, свойственных каждому из семи уровней пирамиды Маслоу ПЛЮС. Разумеется, данный список нельзя считать завершенным. Разобравшись с содержанием и логикой каждого из слоев менеджер по персоналу может добавить и другие мотивозначимые факторы. Здесь важна не столько их полнота, сколько критериальная структурированность, которая позволит менеджеру лучше ориентироваться в качественно отличных мотивационных полях своих сотрудников. Используя данную таблицу, можно легко перейти от общей мотивационной направленности к частным факторам мотивации и наоборот.
Приведем некоторые исходные положения Системы оптимальной мотивации труда.
Опорные базисы Системы оптимальной мотивации труда (СОМТ)
·Стратегия кадрового управления должна вписываться в общую стратегию деятельности организации
·Направленность Системы оптимальной мотивации труда (СОМТ) должна соответствовать стратегии кадрового управления
·Система оптимальной мотивации труда (СОМТ) должна учитывать стадию, на которой находится организация: становление, функционирование, развитие
Внешние ограничения системы оптимальной мотивации труда
·Правовая среда: СОМТ должна учитывать существующее трудовое и другие законодательства
·Экономическая среда: СОМТ должна учитывать ситуацию на рынке труда и общие экономические условия в государстве, регионе и т.д.
Таблица 1
Типология факторов мотивации
(потребности, мотивы, системы ожидания, ценностные установки,
внешние условия и стимулы и т.п.)
Индивидные | ||||
Физиологические |
Физиолого-психологические | |||
в экологически чистой пище |
безопасность | |||
в тепле |
защищенность | |||
в воде |
гигиеничность | |||
во сне |
зарплата, обеспечивающая удовлетворение первичных потребностей | |||
в сексе |
жилье | |||
в чистоте |
потребность в психологическом отдыхе | |||
в жилье |
чувство территории | |||
в физическом отдыхе |
неприкосновенность собственности | |||
в средствах удовлетворения первичных потребностей |
возможность держаться на "дистанции" | |||
|
собственное благополучие | |||
Индивидно-субъектные | ||||
Психолого-социальные потребности: | ||||
моральное подкрепление |
самоутверждение | |||
награждение (премии, акции, дивиденды от прибыли) |
карьерный рост | |||
оценка личного вклада |
уверенность в завтрашнем дне фирмы | |||
оценка достоинства работника |
интересная работа | |||
оказание внимания |
соревновательный эффект | |||
удобство рабочего места |
потребность в успехе | |||
зарплата |
стремление к власти | |||
потребность в социальных благах (мед. обслуживание и т.д.) |
статус, престиж | |||
чувство сопричастности к коллективу |
индивидуально значимое самовыражение | |||
потребность в уважении, признании, одобрении со стороны: коллег, руководства |
семейный комфорт | |||
Субъектные | ||||
Социальные |
Функционирования деятельности | |||
социальный отдых: спортивный, культурный |
удовольствие от работы | |||
потребность в общении |
гордость за свою работу < |