Социальная реклама: регулирование, налог на прибыль и НДС



Опубликовано в журнале "Некоммерческие организации в России" №2 год - 14


Семенихин В. В.,
Руководитель
 «Экспертбюро Семенихина»


В последнее время все более широкое распространение получает социальная реклама. Об особенностях налогообложения операций, связанных с производством и размещением социальной рекламы, мы и поговорим в данной статье.


Для начала отметим, что социальная реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.

Правовые основы рекламной деятельности определяет Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон № 38-ФЗ). В соответствии с п. 1 ст. 10 Закона № 38-ФЗ  рекламодателями социальной рекламы могут выступать:
- физические лица;
- юридические лица;
- органы государственной власти;
- органы местного самоуправления;
- муниципальные органы (не входящие в структуру органов местного самоуправления).


Органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного  самоуправления, а также муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, осуществляют размещение заказов на производство и распространение  социальной рекламы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».


Заключение договора на распространение социальной рекламы является обязательным для рекламораспространителя в пределах 5% годового объема распространяемой им рекламы (в том числе общего времени рекламы, распространяемой в теле- и радиопрограммах, общей рекламной площади печатного издания, общей рекламной площади рекламных конструкций). Заключение такого договора осуществляется в порядке, установленном гл. 28 Гражданского кодекса РФ.


В социальной рекламе не допускается упоминание о конкретных марках (моделях, артикулах) товаров, товарных знаках, знаках обслуживания и об иных средствах их индивидуализации, о физических лицах и юридических лицах, за исключением случаев, предусмотренных п. 5 ст. 10 Закона № 38-ФЗ. Эта норма подтверждается и арбитражной практикой, в частности постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.04.2010 по делу № А69-2333/2009. В данном постановлении определено, что размещенная индивидуальным предпринимателем социальная реклама соответствует требованиям ст. 10 Закона № 38-ФЗ и у органа местного самоуправления отсутствовали правовые основания для аннулирования выданных предпринимателю разрешений на установку рекламных конструкций для распространения наружной рекламы.


Как установлено материалами дела, между Комитетом по управлению муниципальным  имуществом города и индивидуальным предпринимателем были заключены договоры о  предоставлении земельных участков в аренду, согласно которым земельные участки были  переданы предпринимателю для использования в целях установки рекламных конструкций. Предпринимателю были выданы разрешения на установку указанных конструкций, однако спустя полтора года распоряжениями заместителя мэра города данные разрешения были аннулированы в связи с использованием рекламной конструкции не для распространения рекламы, социальной рекламы. Также было принято решение о демонтаже этих конструкций и удалении с них информации.


Данное обстоятельство послужило основанием для обращения индивидуального предпринимателя  в арбитражный суд с соответствующим заявлением.


Удовлетворяя заявление предпринимателя, суды первой и апелляционной инстанций признали информацию на баннерах «Кому выгодно разорение Туваасбест, кто они» социальной рекламой, поскольку в ней нет ссылок на конкретное юридическое лицо, так как в данном городе расположены три юридических лица, в наименовании которых имеется слово «Туваасбест». Исходя из этого, суды приняли решение об удовлетворении требования предпринимателя.


В соответствии с п. 5 ст. 10 Закона № 38-ФЗ в социальной рекламе допускается упоминание:
- об органах государственной власти, иных государственных органах;
- об органах местного самоуправления;
- о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления;
- о спонсорах;
- о социально ориентированных некоммерческих организациях, соответствующих требованиям, установленным ст. 10 Закона № 38-ФЗ;
- о физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи. Благотворительный характер помощи таким физическим лицам определяется целями благотворительной деятельности, перечисленными в ст. 2 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и  благотворительных организациях».


В письме ФАС РФ от 16.06.2011 № АК/22793 «О внесении изменений в ст. 10 Федерального закона «О рекламе» указано, что предоставление возможности упоминания в социальной рекламе о физических лицах – получателях благотворительной помощи позволит расширить возможности привлечения средств массовой информации для проведения адресного сбора благотворительных пожертвований и будет способствовать привлечению к благотворительной деятельности дополнительного внимания граждан.


Наличие у лица заболевания, необходимое лечение и его стоимость могут подтверждаться  различными документами, в первую очередь медицинскими справками и заключениями. О  трудной жизненной ситуации могут свидетельствовать различные обстоятельства – заболевание или смерть родителей (одного из родителей), потеря ими работы по не зависящим от них обстоятельствам (незаконное увольнение, сокращение штата) в многодетной семье, утрата лицом жилья либо иного имущества в результате мошенничества, стихийного бедствия или воздействия техногенных факторов, иные обстоятельства, ограничивающие материальные ресурсы человека либо его семьи, в том числе иждивенцев.


Также несколько слов скажем о социально ориентированных некоммерческих организациях.


Понятие социально ориентированной некоммерческой организации и критерии отнесения НКО к  числу социально ориентированных некоммерческих организаций определены в Федеральном законе от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ).


В силу п. 2.1 ст. 2 указанного закона социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных данным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие  деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные ст. 31.1 Закона № 7-ФЗ.


По смыслу п. 3 ст. 14 и п. 1 ст. 31.1 Закона № 7-ФЗ сведения об осуществлении некоммерческой организацией деятельности, позволяющей ей получить статус социально ориентированной,  должны содержаться в ее учредительных документах.


Таким образом, при решении вопроса о правомерности упоминания в социальной рекламе определенной некоммерческой организации необходимо установить, соответствует ли ее статус положениям Закона № 7-ФЗ, путем исследования учредительных документов.


При этом следует учитывать, что упоминание о таких организациях в социальной рекламе допускается исключительно при условии, что содержание этой социальной рекламы  непосредственно связано с информацией о деятельности таких некоммерческих организаций, направленной на достижение благотворительных или иных общественно полезных целей.


В п. 6 ст. 10 Закона № 38-ФЗ установлено, что в социальной рекламе, распространяемой в радиопрограммах, а также в социальной рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино- и видеообслуживании, продолжительность упоминания о спонсорах не может превышать 3  секунды, и такому упоминанию должно быть отведено не более 7% площади кадра, а в  социальной рекламе, распространяемой другими способами, – не более 5% рекламной площади (пространства). Данное ограничение введено в целях предотвращения злоупотреблений  неправомерного использования статуса социальной рекламы в коммерческих целях. При этом на упоминания в социальной рекламе об органах государственной власти, иных государственных органах, органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в  структуру органов местного самоуправления, о социально ориентированных некоммерческих организациях, а также о физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи ограничения продолжительности не распространяются.


Далее рассмотрим особенности налогообложения операций, связанных с производством и размещением социальной рекламы.


Согласно подп. 32 п. 3 ст. 149 не подлежит обложению НДС безвозмездное оказание услуг по производству и (или) распространению социальной рекламы в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе. Указанные операции не подлежат налогообложению при соблюдении одного из требований к социальной рекламе установленных п. 6 ст. 10 Закона № 38-ФЗ.


Требования к упоминаниям о спонсорах, установленные подп. 32 п. 3 ст. 149 НК РФ, не распространяются на упоминания в социальной рекламе лиц, перечисленных в п. 6 ст. 10 Закона № 38-ФЗ.


Таким образом, услуги по производству и (или) распространению социальной рекламы, оказываемые рекламопроизводителями и (или) рекламораспространителями, не облагаются НДС в  случае, если данные услуги оказаны на безвозмездной основе, при выполнении требований, установленных подп. 32 п. 3 ст. 149 НК РФ.


В письме ФНС России от 18.11.2011 № ЕД-4-3/19322@ «О разъяснении отдельных положений Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся налогообложения производства и размещения социальной рекламы» (далее – письмо № ЕД-4-3/19322@) указано, что налоговый орган в случае сомнения в отношении правомерности и обоснованности применения рекламопроизводителями или рекламораспространителями освобождения от налогообложения данных операций вправе с соответствующим запросом обратиться в антимонопольный орган (в Федеральную антимонопольную службу), соответствующие органы государственной власти (органы местного самоуправления).


Отметим, что налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные п. 3 ст. 149 НК РФ, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его  использование. Такая норма установлена п. 5 ст. 149 НК РФ.


Что касается налога на прибыль организаций, то согласно подп. 48.4 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы налогоплательщиков, связанные с безвозмездным оказанием услуг по изготовлению и (или) распространению социальной рекламы в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе, учитываются в составе прочих расходов при условии соблюдения требований к социальной рекламе, установленных подп. 32 п. 3 ст. 149 НК РФ.


Таким образом, организации, которые понесли затраты на производство или распространение социальной рекламы, вправе учесть их в расходах при определении налоговой базы по налогу на прибыль.


Кроме того, подп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ установлено, что к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, в частности, относятся доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров.


Следовательно, вышеуказанные доходы не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, если налогоплательщики – получатели указанных целевых поступлений ведут раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.


По мнению специалистов налоговой службы, изложенному в письме №ЕД-4-3/19322@, указанная норма может распространяться на некоммерческую организацию – заказчика социальной рекламы, расходы по производству и размещению которой берут на себя производители, распространители или спонсоры. В этой связи у некоммерческой организации не возникает внереализационный доход и, как следствие, отсутствует обязанность по уплате налога на прибыль.

28.12.2017

Также по этой теме: