Налогообложение в бюджетных учреждениях физкультурно-спортивной направленности



Опубликовано в журнале "Некоммерческие организации в России" №4 год - 2014


Мигашкина Е. С.,
к. э. н., профессор кафедры
общественных финансов и финансового права
МГУУ Правительства Москвы


Иванова А. Д.,
эксперт журнала


Учреждения физкультурно-спортивной направленности в соответствии с Федеральным законом № 83-ФЗ от 08.05.2010 имеют право выбора типа государственного (муниципального) учреждения на территории Российской Федерации. Это могут быть казенные, бюджетные или автономные государственные (муниципальные) учреждения. Обозначенные учреждения отличаются по степени независимости от государства и организации процесса финансово-хозяйственной деятельности. Остановим внимание на специфике функционирования бюджетных учреждений, так как данный тип учреждений получил наибольшее распространение в физкультурно-спортивной деятельности в Российской Федерации.


Под бюджетным учреждением следует понимать некоммерческую организацию, созданную государственной властью Российской Федерации, органами субъектов Российской Федерации, местными органами самоуправления для выполнения работ и оказания услуг, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в целях реализации социальной политики государства. (1)


Бюджетные учреждения, согласно цели создания и видам оказываемой деятельности, выполняют государственное (муниципальное) задание, формируемое уполномоченным на то органом, исполняющим функции учредителя учреждения, и не вправе отказаться от его исполнения.


Учредителями учреждений, в зависимости от формы образования, являются:
- в отношении федеральных бюджетных учреждений – Правительство РФ;
- в отношении бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации – высший  исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации;
- в отношении муниципальных бюджетных учреждений – местная администрация.


Выполнение государственного (муниципального) задания осуществляется учреждениями за счет субсидий из надлежащего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.


Указанные субсидии предоставляются бюджетным учреждениям в соответствии с графиком, предлагающимся к соглашению о предоставлении субсидий, заключенному с учреждением соответствующим органом исполнительной власти – учредителем учреждения.


Постановление Правительства РФ от 23.12.2013 № 1213 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» устанавливает, что если график перечисления субсидий не был сформирован, субсидии перечисляются не реже одного раза в квартал в сумме, не превышающей:
- в течение I квартала – 25% годового размера субсидии;



(1) Федеральный закон № 83-ФЗ от 08.05.2010.



- в течение 1-го полугодия – 50% годового размера субсидий (65% для образовательных учреждений);
- в течение 9 месяцев – 75% годового размера субсидии.


Необходимость разработки государственного (муниципального) задания обусловливается целью обеспечения соответствия оказываемого учреждениями состава и размера работ и услуг, объемам средств соответствующего бюджета.


Согласно ст. 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственное (муниципальное) задание включает:
- показатели, характеризующие качество и объем оказываемых государственных (муниципальных) услуг, выполняемых работ;
- порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;
- требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания.


Сверх установленного государственного (муниципального) задания бюджетные учреждения вправе дополнительно выполнять работы и услуги, предусмотренные учредительными документами учреждения. Данные виды деятельности оказываются учреждениями юридическим и физическим лицам, в том числе на платной основе.


Государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам включает:
- определение категорий физических и юридических лиц, являющихся потребителями  соответствующих услуг;
- порядок оказания соответствующих услуг;
- предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено оказание услуг на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.


В рамках государственного (муниципального) задания конкретного учреждения для каждой услуги определяется соответствующих получатель. Перечень категорий получателей услуг составляется с указанием возможностей их предоставления на возмездной или безвозмездной основе. Субсидии на иные цели устанавливаются и предоставляются бюджетным учреждениям учредителем по предварительному согласованию с Минфином России.


Функционирование бюджетного учреждения, финансовое обеспечение и контроль за выполнением государственного (муниципального) задания исполняет непосредственно орган, осуществляющий полномочия учредителя бюджетного учреждения.


Бюджетные учреждения спортивной отрасли в соответствии с целью своего создания являются звеном в процессе реализации социальной политики государства посредством предоставления соответствующих услуг и выполнения работ в области физической культуры и спорта.


Финансовые средства спортивных организаций в данном случае составляют:
- субсидии, предоставляемые из городского бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания;
- субсидии, предоставляемые из городского бюджета на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания;
- доходы, полученные от приносящей доход деятельности, предусмотренной уставом
учреждения, и приобретенное за счет этих доходов имущество;
- иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.


Государственное задание спортивным бюджетным учреждениям, в связи с нестандартностью осуществляемой деятельности, состоит в реализации установленных учредителем  образовательных программ в области физической культуры и спорта.


1. Основные образовательные программы: общеобразовательные:
– дошкольное образование;
– начальное общее образование;
– основное общее образование;
– среднее (полное) общее образование. профессиональные:
– начальное (среднее) профессиональное образование.
2. Дополнительные образовательные программы – дополнительное образование спортивной направленности на следующих этапах:
- спортивно-оздоровительный;
- этап начальной подготовки;
- учебно-тренировочный;
- этап спортивного совершенствования;
- этап высшего спортивного мастерства.


Предоставление того или иного вида образовательных услуг по представленным программам зависит от типа и особенности деятельности спортивного учреждения.


Примером предоставления физкультурно-спортивных услуг могут являться учреждения, реализующие государственную политику в области физической культуры и спорта в г. Москве. Учреждения создаются в различных организационно-правовых формах, и в связи с этим осуществляемые ими функции могут варьироваться.


При анализе состава организаций спортивной направленности г. Москвы явно прослеживается ведущая роль учреждений, созданных в бюджетной форме. Статистику состава спортивных организаций можно наблюдать на диаграмме, представленной на рис. 1.



Помимо выделяемых субсидий на выполнение государственного задания из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, спортивные учреждения выполняют дополнительные работы (услуги) на возмездной основе на основании того, что это служит достижению целей, ради которых они созданы.


Приносящие доход виды деятельности осуществляются учреждениями на основе гражданско-правовых договоров, заключаемых с юридическими и физическими лицами.


Доходами в данном случае могут являться:
- осуществление спортивной подготовки;
- организация и проведение физкультурных, спортивных и спортивно-зрелищных мероприятий;
- реализация абонементов, билетов на физкультурные и спортивные мероприятия;
- организация хранения, проката, ремонта, подгонки спортивного снаряжения, оборудования, инвентаря, спортивной одежды и обуви;
- организация розничной торговли спортивными товарами, сувенирной продукцией со спортивной символикой;
- иные виды деятельности, утвержденные учредителем учреждения и закрепленные в уставе соответствующего учреждения.


В результате выполнения основной цели деятельности, оказания услуг и выполнения работ на возмездной основе, предусмотренных направлением деятельности спортивных учреждений, имеет место возникновение обязательств по соответствующим видам налогов и сборов налоговой системы Российской Федерации.


Переходя к выявлению специфики системы налогообложения бюджетных организаций  спортивной направленности, необходимо отметить, что порядок налогообложения рассматриваемых учреждений устанавливается, в первую очередь, основным нормативным Правовым актом, регулирующим налоговые правоотношения в Российской Федерации, – Налоговым кодексом Российской Федерации. Перечень налогов и сборов, уплачиваемых на территории Российской Федерации, определяется ст. 13–15 НК РФ. Применяя общую систему налогообложения, спортивные учреждения бюджетной отрасли уплачивают:
- налог на доходы физических лиц;
- налог на добавленную стоимость;
- налог на прибыль организаций;
- налог на имущество организаций;
- транспортный налог;
- земельный налог.


Помимо перечисленных налогов, все бюджетные организации спортивной направленности также уплачивают:
- страховые взносы (ПФР, ФСС РФ, ФФОМС);
- взнос за негативное воздействие на окружающую среду;
- государственную пошлину (согласно ст. 333.16 НК РФ – в случае обращения учреждениями в государственные, муниципальные либо иные уполномоченные органы за совершением  юридически значимых действий в их отношении).


Спортивные бюджетные учреждения в соответствии с гл. 21 НК РФ являются плательщиками  НДС. Основное внимание при исчислении НДС такими организациями обращается на порядок применения налоговых льгот по предоставляемым услугам, осуществляемым учреждениями. В ст. 149 НК РФ приводится перечень операций, освобождаемых от налогообложения:
- услуги по содержанию детей в образовательных организациях, реализующих основную  общеобразовательную программу дошкольного образования; услуги по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях;
- услуги населению по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных  и спортивных мероприятий;
- реализация входных билетов, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, организациями физической культуры и спорта на проводимые ими  спортивно-зрелищные мероприятия; оказание услуг по предоставлению в аренду спортивных сооружений для подготовки и проведения указанных мероприятий.


Анализ положений налогового законодательства свидетельствует о том, что почти все операции учреждения освобождены от налогообложения. Несмотря на это, они все же остаются  плательщиками налога на добавленную стоимость. Поэтому необходимо помнить, что спортивные учреждения на основании п. 5 ст. 174 НК РФ должны представлять в налоговые органы в установленные сроки декларации по налогам. Исключение составляют учреждения, которые в соответствии со ст. 145 НК РФ применяют освобождение от обязанностей налогоплательщика. Если учреждения не выставляют покупателям счета-фактуры с выделенным налогом и не являются налоговыми агентами, то и представлять декларацию по НДС в налоговые органы им не надо. Позицию по данному вопросу подтверждает письмо ФНС России от 29.04.2013 № ЕД-4-3/7895.


Налог на имущество организаций устанавливается гл. 30 НК РФ. При определении налоговой базы по налогу на имущество организаций необходимо учитывать то обстоятельство, что спортивные организации бюджетной отрасли и в этом случае имеют значительные освобождения.


Льготы по налогу на имущество установлены НК РФ, а также, в отношении Москвы (в  соответствии с п. 2 ст. 372 НК РФ), – Законом г. Москвы от 05.11.2003 № 64 «О налоге на  имущество организаций». По указанному Закону бюджетные учреждения имеют полное  освобождение от уплаты налога на имущество организаций. Однако в связи с наличием объекта обложения учреждения являются налогоплательщиками по налогу, и, как разъясняется в письме ФНС России от 15.12.2011 № ЕД-21-3/375, у них сохраняется обязанность по итогам каждого квартала представлять расчет по авансовым платежам, а по итогам года – налоговую декларацию в налоговые органы. Следовательно, в данном случае при наличии объекта обложения налог будет уплачиваться лишь с имущества, используемого в деятельности, непосредственно приносящей доход учреждению.


В процессе уплаты налога на имущество организаций у учреждений иногда возникают сложности в правильности исчисления данного налога. Наиболее часто встречающаяся ошибка – переплата по налогу, например отнесение основных средств (к примеру, поля для стрельбы из лука), созданных за счет средств, приносящих доход, сначала к недвижимому имуществу, а затем утверждение его в составе движимого имущества.


Как известно, Федеральным законом от 29.11.2012 № 202-ФЗ внесены дополнения в НК РФ, а точнее дополнен п. 4 ст. 374 НК РФ, содержащий перечень имущества, не признаваемого объектом налогообложения.


Плательщиками транспортного налога признаются только те бюджетные учреждения, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Таким образом, регистрация транспортного средства, а не его фактическое использование ведет к возникновению обязанности по уплате этого налога. Причем в соответствии с гл. 28 НК РФ ряд транспортных средств бюджетных учреждений не признается объектом налогообложения. Это, прежде всего, транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба.


В 2013 г. был уточнен вопрос уплаты и исчисления транспортного налога. Федеральный закон от 23.07.2013 № 248-ФЗ определил, что в качестве места нахождения транспортного средства следует понимать место нахождения (жительства) собственника имущества. Наличие у бюджетного учреждения обособленных структурных подразделений определяет уплату транспортного налога непосредственно по месту нахождения собственника – в том регионе, где у учреждения нет филиалов и представительств.


Необходимо отметить, что если бюджетным учреждением было списано с учета транспортное  средство (по причине утилизации, непригодности вследствие износа, невозможности  восстановления), налог уплачивается до момента снятия транспортного средства с учета в регистрирующих органах ГИБДД. Прекращение взимания налога устанавливается в следующих случаях:
- снятие с учета в соответствующих органах;
- розыск с обязательным подтверждением данного факта документом, выдаваемым уполномоченным органом;
- возникновение права на льготу по налогу.


Также необходимо обратить внимание на нововведение, которое вступило в силу с 2014 г., касающееся дорогих автомобилей. НК РФ устанавливает, что в отношении определенных категорий легковых автомобилей вводятся повышающие коэффициенты.


Земельный налог исчисляется исходя из гл. 31 НК РФ и Закона г. Москвы от 24.11.2004 № 74 «О земельном налоге». Объектом обложения по налогу признаются участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.


Статьей 3.1 указанного закона устанавливаются налоговые льготы в части уплаты земельного налога, в том числе бюджетными учреждениями. Следовательно, учреждения рассматриваемой нами сферы освобождаются от уплаты земельного налога, при этом у них не существует необходимости в предоставлении налоговой декларации по земельному налогу.


Важно отметить, что в ситуации, если бюджетные учреждения используют земельные участки в предпринимательской деятельности, необходимость уплаты налога возникает.


Налогоплательщиками признаются учреждения, обладающие участками земли, признаваемыми объектом обложения, на праве собственности или же на праве постоянного (бессрочного)  пользования.


При наличии у учреждения земель, как использующихся в предпринимательской деятельности, так и не использующихся, в налоговые органы сдается декларация с указанием кадастровой стоимости по участкам, признанным объектом обложения. Сведения об участках, на которых распространяются налоговые льготы, учреждение указывать не должно.


В процессе исчисления земельного налога бюджетными учреждениями спортивной  направленности также нередки ситуации, когда земельный участок окончательно не сформирован. Данные обстоятельства могут возникнуть при неутверждении окончательных границ участка земли либо при неприсвоении кадастрового номера участку.


В данном случае участок не будет являться объектом обложения по земельному налогу до проведения всех необходимых процедур, и, как следствие, не возникает необходимости в представлении в налоговые органы декларации по земельному налогу. Подтверждение позиции по данному факту можно наблюдать в письме Минфина России от 02.04.2009 № 03-05-04-02/23 и п. 2 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54.


Налог на прибыль организаций устанавливается гл. 25 НК РФ. Осуществление бюджетными спортивными учреждениями деятельности, приносящей доход, является причиной возникновения обязательств по налогу на прибыль организаций. Поскольку доходы бюджетных учреждений составляют также поступления целевого финансирования, не облагаемые налогом, у учреждений возникает необходимость ведения раздельного учета по доходам. Величина налоговых обязательств у любого учреждения будет зависеть от масштаба осуществляемой предпринимательской деятельности.


Необлагаемыми налоговыми доходами признаются доходы средств целевого финансирования учреждения, средства целевого назначения, предназначенные для ведения уставной деятельности и содержания учреждения, а также расходы, которые произведены за счет этих средств.


Доходы, получаемые бюджетными учреждениями, делятся на:
- доходы от реализации товаров, работ и услуг;
- внереализационные доходы.


Статья 251 НК РФ определяет доходы бюджетных учреждений спортивной направленности, освобожденных от налогообложения, к которым относятся:
- сумма предварительной оплаты;
- имущество, имущественные права, которые получены в форме залога или задатка;
- взносы в уставный капитал организации;
- средства и имущество, которые получены в рамках оказания безвозмездной помощи;
- имущество, полученное государственными и муниципальными учреждениями по решению  органов исполнительной власти всех уровней;
- имущество, которое получено по договорам кредита или займа;
- имущество, безвозмездно полученное от учредителя, чей вклад в уставный капитал превышает  50% (при условии, что указанное имущество, за исключением денежных средств, в течение 1 года не передается третьим лицам);
- имущество, полученное налогоплательщиком в рамках целевого финансирования;
- поступления, полученные российскими организаторами ХХII Олимпийских и ХI Паралимпийских игр согласно ст. 3 Федерального закона № 310-ФЗ;
- целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности;
- другие доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ.


Необходимо, чтобы признаваемые в целях налогообложения расходы:
- были обоснованными;
- имели документальное подтверждение;
- были произведены для деятельности, направленной на получение дохода.


Если расход не соответствует хотя бы одному из указанных требований, такой расход для целей налогообложения не учитывается.


Доходы и расходы, понесенные учреждением, подразделяются на:
- учитываемые при налогообложении прибыли (регулируются ст. 253–269 НК РФ);
- не учитываемые при налогообложении прибыли (устанавливаются ст. 270 НК РФ).


Расходами, учитываемыми в целях налогообложения прибыли, признаются расходы от реализации (выполнения работ, оказания услуг) и внереализационные расходы.


Согласно ст. 253 НК РФ расходы, связанные с производством и реализацией, подразделяются на четыре вида:
- материальные расходы;
- расходы на оплату труда;
- суммы начисленной амортизации;
- прочие расходы.


Перечень внереализационных расходов включает обоснованные затраты учреждений, не связанные с производственным процессом и реализацией товаров, работ и услуг. Такими расходами, в соответствии со ст. 265 НК РФ, могут быть:
- проценты по долговым обязательствам любого вида;
- расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств;
- судебные расходы и арбитражные сборы;
- убытки прошлых налоговых периодов, выявленные в текущем отчетном (налоговом) периоде.


Поскольку состав внереализационных расходов, установленных ст. 265 НК РФ, является открытым, в нем можно учесть и те расходы, которые не указаны в приведенном выше перечне.


Некоторые виды расходов учитываются только в установленных пределах. Данные расходы являются нормируемыми:
- представительские расходы, учитываемые в размере, не превышающем 4% расходов на оплату труда за соответствующий отчетный период;
- расходы в виде целевых отчислений от лотерей, которые согласно законодательству должны составлять не менее 10% выручки от проведения лотереи;
- расходы на некоторые виды рекламы учитываются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации;
- расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного,  воздушного и иных видов транспорта). Расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством РФ;
- взносы по договорам добровольного личного страхования, которые предусматривают выплаты исключительно в случаях смерти и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица, учитываются в размере не более 15 тыс. руб. в год, на каждого работника исходя из отношения общей суммы взносов по всем таким договорам к количеству застрахованных работников.


Статьей 270 НК РФ установлены расходы, которые не учитываются в целях налогообложения и, следовательно, не уменьшают полученные учреждением доходы.


Не подлежат учету в целях налогообложения расходы в виде:
- сумм начисленных налогоплательщиком дивидендов и других сумм прибыли после  налогообложения;
- пеней, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), а также штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством Российской Федерации предоставлено право наложения указанных санкций;
- взноса в уставный (складочный) капитал, вклада в простое товарищество;
- суммы налога, а также суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;
- имущества, работ, услуг, имущественных прав, переданных в порядке предварительной оплаты налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по методу начисления;
- сумм добровольных членских взносов (включая вступительные взносы) в общественные  организации, сумм добровольных взносов участников союзов, ассоциаций, организаций  (объединений) на содержание указанных союзов, ассоциаций, организаций (объединений);
- стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей;
- стоимости имущества, переданного в рамках целевого финансирования в соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ;
- взносов, вкладов и иных обязательных платежей, уплачиваемых некоммерческим организациям и международным организациям, кроме указанных в подп. 29 и 30 п. 1 ст. 264 НК РФ;
- на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также на иные виды рекламы, не предусмотренные абз. 2–4 п. 4 ст. 264 НК РФ, сверх установленных абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ предельных норм;
- понесенные налогоплательщиками, являющимися российскими организаторами


Олимпийских игр и Паралимпийских игр в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в городе Сочи, развитии города Сочи как  горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», включая расходы, связанные с инженерными изысканиями при строительстве, архитектурно-строительным проектированием, со строительством, с  реконструкцией и организацией эксплуатации олимпийских объектов;
- иные расходы, не соответствующие критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ.


Налоговый кодекс устанавливает, что дата полученных доходов и произведенных расходов  определяется методом начислением, либо кассовым методом.


Согласно ст. 273 НК РФ, кассовый метод могут применять только те организации, средний размер выручки которых не превышает 1 млн руб. за каждый квартал. Средний размер выручки определяется ежеквартально путем суммирования выручки за предыдущие четыре квартала и деления суммы на четыре. При этом берутся четыре квартала, следующие подряд.


Датой получения дохода учреждением, применяющим кассовый метод признают:
- день поступления средств на счета в банках, в кассу организации;
- день поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав;
- день погашения задолженности перед налогоплательщиком иным способом.


Исходя из вышеизложенного можно заключить, что при кассовом методе доходы учитываются только в том случае, если они фактически получены. Признание расходов осуществляется после их фактической оплаты. При этом оплатой товара, работ, услуг и (или) имущественных прав признается прекращение встречного обязательства их приобретателя перед продавцом.


Из сказанного следует, что авансы (предоплата), уплаченные поставщикам, не признаются  расходами. Моментом признания расходов при перечислении авансов будет являться дата  отгрузки товара, оказания услуги, выполнения работы или передачи имущественного права.


При применении метода начисления датой получения дохода признается дата реализации товаров  (работ, услуг, имущественных прав). Эта дата определяется в соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ (п. 3 ст. 271 НК РФ). Дата оплаты товаров (работ, услуг) значения не имеет.


В соответствии со ст. 272 НК РФ расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты.


Налоговые ставки, применяемые при исчислении налога на прибыль организаций, в том числе бюджетными учреждениями спортивной направленности, устанавливаются ст. 284 НК РФ и составляют 20%.


Налоговый период состоит из нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи по налогу на прибыль:
- I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года – для организаций, уплачивающих  ежеквартальные авансовые платежи по налогу на прибыль;
- 1 месяц, 2 месяца, 3 месяца и т. д. до окончания календарного года – для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли (абз. 7 п. 2 ст. 286 НК РФ).


Уплачивать авансовые платежи ежеквартально имеют право бюджетные учреждения, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации не превышали в среднем 10 млн руб. за каждый квартал.


Особого внимания в рамках налогового учета по налогу на прибыль заслуживают расходы,  отнесенные к общехозяйственным. Данные расходы предполагают пропорциональное  распределение, поскольку, их нельзя однозначно определить в качестве бюджетных либо коммерческих. Но в то же время необходимо учитывать тот факт, что налоговое законодательство не устанавливает порядка определения расходов, учитываемых по налогу на прибыль конкретно бюджетными учреждениями. В связи с этим в процессе деятельности бюджетному учреждению следует руководствоваться ст. 272 НК РФ, которая закрепляет, что расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.


Так, пропорциональному распределению подлежат расходы по оплате коммунальных услуг, транспортные расходы по обслуживанию административно-управленческого персонала, расходы по видам ремонта основных средств, услуг связи. Указанные расходы распределяются  пропорционально среди доходов, полученных от предпринимательской деятельности и средств целевого финансирования учреждения. Случаями, когда рассматриваемое распределение возможно, являются ситуации, при которых: выделенными поступлениями из бюджета предусмотрено покрытие расходов за счет двух источников; бюджетными поступлениями учреждению не предусмотрено финансовое обеспечение общехозяйственных расходов, но при этом основные средства эксплуатируются в связи с ведением предпринимательской деятельности.


Учет расходов производится пропорционально средствам, полученным от осуществления предпринимательской деятельности и средствам целевого финансирования. Внереализационные доходы в этом случае не подлежат учету.


Также имеет место ситуация, при которой обеспечение покрытия общехозяйственных расходов предусматривается только за счет бюджетных отчислений. Следовательно, эти расходы налогом не облагаются. Иные расходы общего характера, финансирование которых предусматривается за счет двух обеспечительных источников, для целей налогообложения следует учитывать в пропорциональном порядке соответствующих доходов.


Согласно ст. 52 НК РФ учреждение-налогоплательщик самостоятельно исчисляет, исходя из налоговой базы, сумму, ставки и льготы по налогу. Представление декларации по налогу на прибыль организаций в налоговые органы зависит от продолжительности отчетного периода по налогу.


При правильном исчислении налога на прибыль организаций выявляется момент существующих недочетов при исчислении налога. При ведении налогового учета бюджетному учреждению следует обращать особое внимание на разницу в порядке бухгалтерского и налогового учета, поскольку несвоевременный учет этого факта приводит к ошибкам в процессе исчисления и уплаты налога на прибыль. Причиной ошибки служат сжатые сроки бухгалтерской отчетности, вследствие этого начисление налога за последний квартал корректируется в налоговом учете после сдачи бухгалтерской отчетности.


В заключение следует отметить, что постоянная корректировка положений налогового  законодательства, адаптация его к существующим реалиям экономический ситуации в государстве призваны регулировать процессы налогообложения, в том числе в бюджетных учреждениях спортивной направленности, регулируя существующие несовершенства.

21.06.2018

Также по этой теме: