Особенности труда иностранных граждан и лиц без гражданства (Продолжение.Начало см. № 12/2017 г.)




М. А. Мосейчук


Особенности регулирования труда работников из числа иностранных граждан и лиц без гражданства определяются в соответствии с положениями гл. 50.1 ТК РФ, введенной Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. № 409-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», изменений, связанных с особенностями регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства», а также положениями Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 115-ФЗ).


Напомним, что в случае нарушения установленных норм и правил привлечения указанных лиц к трудовой деятельности предусмотрены жесткие меры административной ответственности.


Необходимо также учитывать, что законодательно установленные требования и положения в полной мере распространяются не только на работодателей, но и на заказчиков работ (услуг). Если с иностранным гражданином или лицом без гражданства заключается договор гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), выступающая в качестве заказчика по такому договору сторона также обязана учитывать требования Федерального закона № 115-ФЗ.


Особенности регулирования трудовых отношений с иностранными гражданами
С 2015 г. особенностям регулирования трудовых отношений с иностранными гражданами посвящена отдельная глава Трудового кодекса Российской Федерации – гл. 50.1 ТК РФ. Соответствующие изменения приняты Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. № 409-ФЗ «О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьей 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» изменений, связанных с особенностями регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства».


Статья 327.1 ТК РФ устанавливает минимальный возраст, начиная с которого с иностранными лицами может заключаться трудовой договор. Этот возраст составляет 18 лет.


В общем случае между сторонами трудовых отношений заключается именно трудовой договор на неопределенный срок (часть 5 ст. 327.1 ТК РФ). «Срочный» трудовой договор может заключаться только по тем общеустановленным основаниям, которые оговорены в ст. 59 ТК РФ.


Таким образом, только по той причине, что речь идет о мигранте, заключать с ним именно срочный трудовой договор нельзя. Это в полной мере касается и случая, когда право иностранца на осуществление трудовой деятельности необходимо подтверждать соответствующим разрешением или патентом.


Срочный трудовой договор на оговоренный в нем срок может заключаться в случаях, оговоренных в ст. 59 ТК РФ. Имеются в виду случаи найма на работу на время исполнения обязанностей отсутствующего работника; на время выполнения временных или сезонных работ; для выполнения работ, выходящих за рамки обычной деятельности работодателя (реконструкция, монтажные, пусконаладочные и другие работы); для выполнения заведомо определенной работы и т. д. «Дополнительные» обязательные условия трудового договора, заключаемого с иностранцем, оговорены в ст. 327.2 ТК РФ.


Прежде всего в договоре следует приводить сведения о документе, подтверждающем статус мигранта и его право на осуществление трудовой деятельности на территории Российской Федерации. Речь идет о виде на жительство, разрешении на временное проживание, а для лиц, временно пребывающих на территории Российской Федерации, – сведения о разрешении на работу или патенте. Можно предположить, что в отношении лиц из числа беженцев в договоре следует приводить данные о документах, подтверждающих статус этого лица.


Как следствие, в обязанности иностранца входит представление соответствующих документов при приеме на работу. Это требования ст. 327.3 ТК РФ.


Разрешение на работу может быть предъявлено после заключения трудового договора, если он необходим для получения указанного разрешения. В этом случае трудовой договор вступает в силу не ранее дня получения мигрантом разрешения на работу. Сведения же о полученном разрешении вносятся непосредственно в текст трудового договора, то есть вписываются.


В отношении временно пребывающих на территории России лиц обязательным условием заключаемого трудового договора является также условие об указании оснований оказания работнику медицинской помощи в течение срока действия трудового договора, в том числе реквизитов договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении такому работнику платных медицинских услуг. Данное требование не является обязательным в случаях, установленных федеральными законами или международными договорами.


Условие об обязательности наличия действующего на территории России договора (полиса) добровольного медицинского страхования закреплено также в п. 10 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ.


Согласно установленным требованиям иностранные граждане должны осуществлять свою трудовую деятельность по той должности или профессии, которые указаны в разрешении на трудовую деятельность или в патенте. Временный перевод на другую работу возможен в порядке, установленном в ст. 327.4 ТК РФ. В частности, перевод на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя допускается и без учета профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности), указанной в разрешении (патенте). Однако срок такого временного перевода ограничивается одним календарным месяцем, и не более чем один раз в течение календарного года. Если прежнюю работу по окончании перевода предоставить невозможно, трудовой договор должен быть расторгнут.


Отстранение мигрантов от работы регулируется в соответствии с положениями ст. 327.5 ТК РФ. К дополнительным (оговоренным в ст. 76 ТК РФ) случаям отстранения от работы лиц, временно пребывающих на территории России, отнесены:
– приостановление действия, окончания срока действия разрешения на привлечение и использование иностранных работников;
– окончание срока действия разрешения на работу или патента;
– окончание срока действия на территории Российской Федерации договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо прекращения действия заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении платных медицинских услуг работнику.


Лица, постоянно или временно проживающие на территории России, могут быть отстранены от работы в случае окончания срока действия разрешения на временное проживание в Российской Федерации или вида на жительство.


В свою очередь, дополнительные основания для расторжения заключенного с мигрантом трудового договора установлены ст. 327.6 ТК РФ. К ним отнесены:
1) применительно к лицам, постоянно или временно проживающим на территории России:
– аннулирование разрешения на временное проживание в Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации (п. 3 части первой ст. 327.6 ТК РФ);
– аннулирование вида на жительство в Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации (п. 4 части первой ст. 327.6 ТК РФ);
– окончание срока действия разрешения на временное проживание в Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации (п. 6 части первой ст. 327.6 ТК РФ);
– окончание срока действия вида на жительство в Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации (п. 7 части первой ст. 327.6 ТК РФ);
2) применительно к лицам, временно пребывающих на территории России:
– приостановление действия, окончание срока действия, аннулирование разрешения на привлечение и использование иностранных работников, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации (п. 1 части первой ст. 327.6 ТК РФ);
– аннулирование разрешения на работу или патента, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации (п. 2 части первой ст. 327.6 ТК РФ);
– окончание срока действия разрешения на работу или патента, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации (п. 5 части первой ст. 327.6 ТК РФ);
– окончание срока действия на территории Российской Федерации договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо прекращение действия заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении платных медицинских услуг работнику (п. 8 части первой ст. 327.6 ТК РФ);
– невозможность предоставления работнику прежней работы по окончании срока временного перевода в соответствии с частью второй ст. 327.4 ТК РФ (п. 10 части первой ст. 327.6 ТК РФ);
– невозможность временного перевода работника в соответствии с частью третьей ст. 327.4 ТК РФ (п. 11 части первой ст. 327.6 ТК РФ).


В случае окончания срока действия разрешения на работу, разрешения на временное проживание, вида на жительство, договора (полиса) добровольного медицинского страхования (договора о предоставлении платных медицинских услуг) трудовой договор прекращается по истечении месяца со дня наступления соответствующих обстоятельств. В случае переоформления указанных документов трудовые отношения продолжаются. На указанный период работник отстраняется от работы в порядке, оговоренном в ст. 327.5 ТК РФ.


Об увольнении сотрудника по п. 10 или 11 части первой ст. 327.6 ТК РФ (невозможность предоставления прежней работы по окончании срока временного перевода или невозможность временного перевода) он должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за 3 календарных дня до увольнения.


Еще одна статья 327.7 ТК РФ оговаривает дополнительный случай выплаты выходного пособия мигрантам. В случае приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, работодатель должен будет выплатить уволенным по п. 1 части первой ст. 327.6 ТК РФ сотрудникам выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка.


Дополнительные основания для расторжения заключенных с иностранными гражданами трудовых договоров
Заключенный с иностранным гражданином трудовой договор может быть расторгнут по дополнительным основаниям, предусмотренным трудовым законодательством Российской Федерации.


В частности, трудовые отношения могут быть прекращены на основании п. 9 части первой ст. 327.6 ТК РФ «в связи с приведением численности работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в соответствие с установленными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации ограничениями на осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами или лицами без гражданства».


Документы, определяющие допустимую долю иностранных работников в соответствующих отраслях экономики, принимаются ежегодно. В частности, на 2018 г. такие ограничения устанавливает постановление Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2017 г. № 1467.


Данным документом установлена допустимая доля иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в отдельных видах экономической деятельности на территории России. Ограничения установлены (по соответствующим видам деятельности): выращивание овощей – в размере 50% общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами; торговля розничная алкогольными напитками, включая пиво, в специализированных магазинах и торговля розничная табачными изделиями в специализированных магазинах – в размере 15% общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами; торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках), торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках, торговля розничная прочая вне магазинов, палаток, рынков – в размере 0% общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами; деятельность сухопутного пассажирского транспорта и деятельность автомобильного грузового транспорта – в размере 28% общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами; деятельность в области спорта прочая – в размере 25% общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами.


Хозяйствующим субъектам предписано привести численность используемых иностранных работников в соответствие с приведенными ограничениями.


Ограничения на осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами
Действующим законодательством определены и некоторые другие ограничения на осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами. В частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2002 г. № 755 утвержден Перечень объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу. На сегодняшний день


Перечень применяется в редакции изменений от 24 сентября 2010 г. № 747 и от 4 декабря 2011 г. № 46. В перечень вошли:
– объекты и организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований;
– структурные подразделения по защите государственной тайны и подразделения, осуществляющие работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, органов государственной власти и организаций;
– организации, в состав которых входят радиационно опасные и ядерно-опасные производства и объекты, на которых осуществляются разработка, производство, эксплуатация, хранение, транспортировка и утилизация ядерного оружия;
– структурные подразделения организаций, осуществляющие соответственно разработку, производство, сооружение, испытания, эксплуатацию, хранение, транспортировку и утилизацию ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов и предназначенных для решения задач в области обеспечения обороны страны и безопасности государства радиационных источников, а также структурные подразделения этих организаций, обеспечивающие безопасность их функционирования;
– суда и иные плавсредства с ядерными установками, а также атомные станции, в том числе строящиеся (по согласованию с ФСБ России допускается прием на работу иностранных граждан на строящуюся атомную станцию и работа на ней иностранных граждан до поставки ядерного топлива на территорию атомной станции).


Другим постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2002 г. № 754 утвержден Перечень территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение. Это и территории ЗАТО; территории с регламентированным посещением для иностранных граждан (утверждены постановлением Правительства РФ от 4 июля 1992 г. № 470), территории закрытых военных городков, объекты и организации Вооруженных Сил и др. Как следствие, для выполнения работ по трудовому договору и (или) договору гражданско-правового характера необходимо иметь дополнительно и специальное разрешение.


Не допускается использование труда иностранных специалистов на следующих должностях (п. 1 ст. 14 Федерального закона № 115-ФЗ):
– муниципальной службы;
– в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, в соответствии с ограничениями, преду смотренными Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации;
– экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;
– командира воздушного судна гражданской авиации, если только иное не установлено федеральным законом;
– определенных федеральными законами.


Федеральный закон № 115-ФЗ устанавливает возможность осуществлять иностранными лицами трудовой деятельности именно на территории того субъекта Российской Федерации, где им было выдано разрешение на работу (разрешение на временное проживание). Исключения из данного правила определяются исключительно Правительством Российской Федерации. На сегодняшний день они определены приказом Минздравсоцразвития России от 28 июля 2010 г. № 564н.


Необходимость открытия специальных банковских счетов организации для расчетов по заработной плате
Согласно общим правилам, зафиксированным в части второй ст. 14 Федерального закона от 10 декабря 2013 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», расчеты при осуществлении валютных операций должны производиться юридическими лицами через банковские счета в уполномоченных банках, а также переводами электронных денежных средств.


При этом для целей применения валютного законодательства под валютной операцией понимается в том числе отчуждение резидентом (в данном случае работодателем на территории России) в пользу нерезидента как валютных ценностей, так и валюты Российской Федерации, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.


В свою очередь, и нерезиденты на территории Российской Федерации вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации только в уполномоченных банках.


При всем этом четких требований о необходимости соблюдения приведенных требований об открытии именно счетов и только в уполномоченных банках для расчетов по заработной плате в Федеральном законе № 173-ФЗ не содержится. Согласно части шестой ст. 4 указанного Закона все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля должны толковаться в пользу резидентов и нерезидентов.


Именно на это ориентируется и судебная практика. В частности, как отмечено в постановлении Арбитражного Суда Восточно-Сибирского округа от 29 августа 2014 г. № А69-3062/2013, действующим законодательством не предусмотрены обязанность и возможность работодателя открывать счета в уполномоченном банке для перечисления заработной платы нерезидентам.


Применительно к механизму выплаты заработной платы обращают на себя внимание нормы постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18 марта 2008 г. № 15693/07. Как следует из данного документа, совершаемая при выдаче российским юридическим лицом иностранным гражданам наличных денежных средств в валюте Российской Федерации в качестве заработной платы валютная операция разрешена законом и не ограничена требованиями об использовании специального счета и о резервировании.


В связи с этим она не может быть отнесена к категории незаконных валютных операций, совершение которых образует административное правонарушение, предусмотренное частью 1 ст. 15.25 КоАП РФ. Такое же решение зафиксировано в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 января 2014 г. № ВАС-19914/13.


Несколько иная позиция высказана в письме Росфиннадзора б/н «О выплате заработной платы физическим лицам – нерезидентам».


Отмечено, что в соответствии с положениями части второй ст. 14 Федерального закона № 173-ФЗ юридические лица из числа резидентов могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами – нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации только по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании указанным физическим лицам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.


По мнению Росфиннадзора, Федеральным законом № 173-ФЗ не оговорена возможность выплаты в наличной валюте Российской Федерации физическим лицам – нерезидентам заработной платы.


Напомним, что в свете валютного законодательства под нерезидентами понимаются следующие категории лиц:
– граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющие выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающие в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года;
– временно проживающие и временно пребывающие на территории России иностранные граждане и лица без гражданства.


В связи с изложенным физическим лицам из числа нерезидентов заработную плату рекомендуется выплачивать посредством перечислений на счет в уполномоченном банке. По мнению Росфиннадзора, такого рода требования не противоречат положениям ТК РФ.


Следует также учитывать, что нельзя рассчитывать заработок работника в иностранной валюте. В частности, Роструд в письме от 10 октября 2006 г. № 1688-6-1 указал на то, что размеры выплат по оплате труда (включая величину должностного оклада) должны во всех документах указываться в рублях.


Соответствующие выводы данного органа базируются на положениях ст. 131 ТК РФ, согласно которой выплата заработной платы должна производиться в денежной форме в валюте Российской Федерации, а именно в рублях. Если заработная плата должна выплачиваться в рублях, то и устанавливать ее следует в этом же исчислении. С такой логикой можно долго спорить, но именно на рассматриваемые разъяснения данного органа власти будут обращать внимание сотрудники трудовой инспекции и иные проверяющие.


Предварительные расходы в связи с привлечением к труду иностранных граждан
В случае если иностранный гражданин привлекается к трудовой деятельности по предварительной договоренности с работодателем, последний может нести расходы по возмещению расходов при переезде на работу в другую местность. Такие расходы определены ст. 169 ТК РФ, а потому считаются «предусмотренными действующим законодательством» со всеми вытекающими последствиями.


Если указанные расходы оговорены заключенным с работником трудовым договором, они в полной мере признаются в целях налогообложения прибыли.


При этом важно, чтобы проездные документы и документы на провоз имущества были датированы числом после заключения между сторонами трудового договора.


Дата же начала фактической работы по договору может быть более поздней, чем дата заключения самого договора.


Аналогично приведенные расходы не должны облагаться налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами на обязательное социальное страхование.


Пособия по социальному страхованию
В соответствии с действующим законодательством застрахованными в рамках обязательного социального страхования считаются только иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории России. Таковы положения Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». Соответственно, только указанные лица пользуются правом на получение пособий по временной нетрудоспособности, пособий по материнству (по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком), а также пособий гражданам, имеющим детей.


В частности, как указано в п. 3 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей (утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 г. № 1012н), пособия назначаются и выплачиваются постоянно проживающим на территории Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также временно проживающим на территории России и подлежащим обязательному социальному страхованию иностранным гражданам и лицам без гражданства.


В полной мере право на получение всех пособий по социальному страхованию (как пособия по временной нетрудоспособности, так и декретного пособия и пособий на детей) также имеют следующие категории иностранных граждан:
– граждане государств – членов ЕАЭС (Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армения, Республика Киргизия), что следует из п. 3 ст. 98 Договора о Евразийском экономическом союзе;
– беженцы (см. письмо Минтруда России от 8 сентября 2014 г. № 17-3/10/В-5684).


Иные временно пребывающие на территории России иностранные граждане и лица без гражданства (кроме высококвалифицированных специалистов), начиная с 2015 г., получили право на получение пособий по временной нетрудоспособности.


Это закреплено в части 4.1 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ
«Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». Соответствующие изменения приняты Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. № 407-ФЗ.


При этом условием получения иностранцами с 2015 г. пособия по временной нетрудоспособности является уплата за них страховых взносов российскими работодателями за период не менее 6 месяцев, предшествующих месяцу, в котором наступил страховой случай.


В свою очередь, в соответствии с положениями ст. 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» обязательному страхованию подлежат как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане и лица без гражданства. При этом статус иностранцев никакого значения в данном случае не имеет, а потому с любых выплат в пользу таких сотрудников необходимо уплачивать страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.


В связи с изложенным любой иностранный гражданин, занятый на условиях трудового договора, имеет право на получение пособия в связи с несчастным случаем на производстве (профессиональным заболеванием), а также на иные выплаты в рамках рассматриваемого вида обязательного социального страхования.


В случае болезни иностранного работника, не подлежащего обязательному социальному страхованию, пособие по такому факту может назначаться и выплачиваться только за счет средств самих работодателей. В данном случае основанием для выплаты пособия может являться справка лечебного учреждения, выданного иностранному гражданину, или иной документ, предусмотренный локальными актами работодателя.

06.07.2022

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста