Теоретические проблемы разработки и реализации работоспособных систем управления запасами



Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №3 год - 2013


Дзензелюк Н.С.,
к. э. н., доцент кафедры экономики и управления проектами
ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет»
(Национальный исследовательский университет)


Задача эффективного управления оборотным капиталом важна для подавляющего большинства предприятий, работающих в условиях рыночной экономики.


Это обусловлено значимой ролью оборотного капитала в обеспечении непрерывности производственно-сбытовой деятельности предприятия, с одной стороны, и существенным влиянием его объёмов на эффективность использования капитала предприятия – с другой.


Доля оборотных средств в капитале предприятия зависит от его отраслевой принадлежности и находилась на конец 2011 г. в пределах от 22% на предприятиях транспорта и связи до 69% в строительной отрасли. Она составляла на конец 2011 г. от 1 млрд руб. в сельском хозяйстве почти до 3,5 трл руб. в строительстве. Как видно из рис. 1, за последние четыре года структура активов не претерпела значительных изменений, и примерно половина вложений приходится на оборотные активы [1].


Значительной компонентой оборотного капитала являются запасы. Их доля в составе оборотных активов колеблется от 9% на предприятиях транспорта и связи почти до 40% в сфере природопользования (рис. 2).


На предприятиях машиностроения и производства транспортных средств и оборудования величина запасов составляет около 700 млрд руб. и остаётся самой высокой [1]. На управление запасами приходится до 40% логистических затрат предприятий [2].


Эффективное управление запасами оказывает существенное влияние на эффективность использования инвестированных в бизнес средств и его стоимость.


В настоящее время у российских предприятий низкая рентабельность активов, не превышающая 8,5% в производственном секторе и 7% по всей экономике [1].


Вполне понятно, что в этой ситуации обеспечение роста эффективности вложенного в бизнес капитала является жизненно важной задачей. Поскольку примерно половина активов приходится на оборотные, то повышение эффективности управления запасами самым существенным образом влияет на рост капиталоотдачи промышленного производства и качество развития экономики.



Сегодня запасы – это одна из важнейших составляющих обеспечения конкурентоспособности и повышения рентабельности бизнеса просто потому, что в них непрерывно обращаются значительные финансовые ресурсы, формирующие прибыль предприятия.


Эффективность их использования требует непрерывного мониторинга. В связи с этим управление запасами предприятия означает осуществление контроля за состоянием запасов и рыночной среды, анализ их взаимодействия и влияния на работу предприятия как субъекта рыночных отношений и принятие решений, нацеленных на экономию средств и повышение нормы экономической прибыли на капитал. Поиск рациональных решений в области управления товародвижением, и в частности запасами, до сих пор остаётся одной из важнейших задач эффективного управления функционированием и развитием предприятий и организаций. Поэтому внимание к этой проблеме постоянно.


В общем случае оптимизация товародвижения предприятия осуществляется путём создания адекватной существующим условиям системы управления запасами (СУЗ).


Однако известные решения этой задачи нельзя признать в полной мере успешными, что объясняется высокой сложностью предприятия как объекта управления и нестационарностью среды его функционирования [3]. Для промышленных предприятий запасы – это сырьё, материалы, готовая продукция. Для торговых организаций – товарные запасы. Основные трудности эффективного управления оборотными средствами возникают, как правило, именно в системе управления запасами из-за необходимости их регулярного приобретения, транспортировки, хранения и сбыта в условиях нестационарного рынка с высоким динамизмом и неопределённостью изменения значимых для управления запасами параметров.


В связи с тем что каждый рынок имеет особенности товарооборота, для любого предприятия организация системы управления запасами, включающая решение задачи правильного выбора поставщика и потребителя, является индивидуальным решением.


Это обстоятельство предопределяет повышенные требования к качеству СУЗ с точки зрения обеспечения их универсальности и адекватности.


Традиционно постановка и решение задачи управления запасами осуществляются в рамках логистического подхода. Задача управления запасами рассматривается здесь как задача минимизации издержек в цепи «закупка – доставка – хранение сырья и готовой продукции» с позиции обеспечения устойчивого производства. Основной экономический эффект при логистическом подходе достигается за счёт снижения объёмов запасов материальных ресурсов и времени доставки. По сути, современная логистическая концепция интегрированного управления товародвижением предполагает координацию уровня товарных запасов, транспортных средств, оптимального расположения складов поставщиков, потребителей и предприятий для минимизации издержек. При этом не учитываются реальные характеристики рынка предприятия и его нестационарность, что может привести к дефициту готовой продукции и снижению продаж. То есть при оптимальном решении задачи управления запасами и по критерию минимума издержек максимизации эффективности товародвижения и использования оборотного капитала предприятия не достигается.


Наряду с задачей минимизации издержек предприятие вынуждено решать задачу сохранения рынка и наращивания объёмов сбыта. Ясно, что недостаточное предложение с позиций объёмов и ассортимента продукции, её дефицит могут привести к уходу потребителя, потере объёмов продаж и прибыли.


В обоих случаях речь идёт об оптимизации управления товародвижением или запасами. Однако критерии и соответствующие решения здесь различны. Более того, логистический и маркетинговый подходы, по сути, противоречивы. Если логистика требует снижения издержек с позиции минимизации затрат на поставки и хранение товарно-материальных ценностей, разрешая противоречие между частотой поставок, их стоимостью и стоимостью хранения запасов, то маркетинговый подход нацеливает на увеличение запасов до тех пор, пока потенциальные потери от ухода потребителей перекрывают потери от хранения дополнительных запасов товаров.


Совершенно очевидно, что для предприятия необходимо не отдельное (логистическое и маркетинговое), а совместное решение задачи эффективного управления запасами, в общем случае ещё и с учётом возможных изменений производственного цикла. Именно этим и должна заниматься системная теория и методология управления запасами промышленного предприятия.


По моему мнению, можно выделить пять основных проблем системного управления товародвижением.


Первая заключается в том, что (несмотря на множественные работы в области логистической оптимизации и наличие «логистически оптимальных решений») этот подход не решает задачи оптимизации процессов всего товародвижения. Традиционно чаще всего рассматривается лишь одно звено из всего производственно-хозяйственного процесса: «поставка – хранение». Как уже отмечалось, основной экономический эффект при логистическом подходе достигается за счёт снижения объёмов запасов материальных ресурсов и времени доставки, следовательно, минимизации (оптимизации) суммарных затрат по движению и хранению ресурсов. При этом в силу отсутствия учёта характеристик спроса минимизация логистических издержек не обеспечивает интегральной оптимизации управления запасами.


В этой связи в теории и методологии управления товародвижением промышленного предприятия логистический подход используется совместно с маркетинговым, поскольку именно рынок определяет в конечном счёте необходимый уровень запасов.


Этим занимается маркето-логистическое направление управления запасами. В то же время маркетинговые цели и критерии, как правило, противоречат логистическим, поэтому синтез эффективных систем управления должен включать решение задачи их координации. Наличие этого противоречия порождает вторую проблему системного управления товародвижением – проблему отсутствия единого критерия оптимизации. В настоящее время существует множество частных решений, ориентированных на частные же критерии оптимизации. При этом, даже если управление материальными ресурсами предприятия эффективно по некоторым используемым локальным критериям (величина издержек, рентабельность, прибыль, оборачиваемость, уровень обслуживания), то нельзя однозначно сделать вывод о влиянии локальных показателей на эффективность функционирования всего предприятия. К тому же, часто повышение эффективности по одним показателям приводит к ухудшению других характеристик.


Всё это определяет задачу оптимального управления запасами как задачу многокритериальной оптимизации. И это является второй проблемой системного управления товародвижением.


Третья проблема создания эффективных реализуемых СУЗ лежит в основе существующих подходов к решению этой задачи. Условно её можно обозначить как проблему априорного нормативного управления. Дело в том, что существующие в этой области методологические подходы нацелены на получение априорных решений для заранее заданных условий разной степени общности. Результатом такого подхода является получение аналитических соотношений и алгоритмов для принятия управленческих решений и соответствующих нормативов в конкретных ситуациях. На практике же, как правило, принятые допущения не выполняются и полученные оптимальные решения реально таковыми не являются. Получение же более универсальных решений ведёт к существенному усложнению исследуемых моделей и переводит задачу создания реализуемых СУЗ в область чистой теории.


Четвёртой проблемой системного управления запасами является проблема нестационарности рынка. В условиях динамизации развития и непрогнозируемости товарных и сырьевых рынков существенным образом меняются не только их вероятностные характеристики, но и сами функции плотности распределения их характеристик как случайных величин. В этой ситуации достаточно общие аналитические решения оптимизационных задач становятся в принципе невозможными, а различного рода модельные аппроксимации становятся частными и плохо интерпретируемыми решениями.


Всё вышесказанное позволяет конкретизировать пятую, целевую проблему системного управления запасами – проблему создания адаптивных систем управления, непосредственно «вшиваемых» в системы ERP предприятий и позволяющих решать оптимизационные задачи в режиме реального времени. Поскольку в общем случае принятие решений должно осуществляться в пределах рациональных циклов поставки и сбыта, получение здесь положительных результатов требует разработки специальных методов мониторинга и параметризации среды и принятия управленческих решений.


Таким образом, практическое решение задачи оптимального управления запасами промышленного предприятия существенно осложнено следующими проблемами теоретического свойства.
1. Несоответствие логистически оптимальных решений задаче оптимизации эффективности функционирования всего предприятия.
2. Противоречивость и могокритериальность логистического и маркетингового подходов к управлению запасами и необходимость разработки методов многокритериальной оптимизации.
3. Традиционная ориентация на получение априорных аналитических или аппроксимационных решений задач оптимизации с выходом на их использование в оговорённых конкретных ситуациях различной степени общности, что приводит либо к потере универсальности, либо к потере реализуемости.
4. Существенная нестационарность рыночной среды, требующая разработки методов стохастической оптимизации.
5. Необходимость разработки методов достоверной параметризации нестационарного рынка и принятия оптимальных решений в режиме реального времени формирования оптимального заказа.


В настоящее время эти проблемы не имеют работоспособных решений и требуют разработки теории и методологии системного управления товародвижением промышленного предприятия.


На рис. 3 представлены основные аспекты проблематики управления запасами и сформулированы задачи построения теоретических основ системного управления запасами, нацеленных на создание эффективных, практически реализуемых СУЗ.


На первом этапе разработки такой теории представляются важными:
1) разработка и формирование критериев для решения многокритериальной оптимизационной задачи;
2) разработка методов и алгоритмов идентификации и параметризации рынков поставщиков и покупателей;
3) разработка принципов и методов универсального реализуемого управления запасами в реальном режиме времени.


Выявленные проблемы «генетически» присущи рыночной экономике. Их порождают непостоянство спроса, обилие товаров, широкий и постоянно обновляющийся ассортимент запасов и товаров, повсеместное использование бухгалтерской, а не статистической аналитической информации при управлении запасами предприятия, и многое другое. Для российских предприятий указанные проблемы ещё острее. Путь от поставщика к потребителю в нашей стране длинный в силу географических особенностей, а качество транспортных сетей низко. К этому добавляются «необязательность» субъектов в отношении выполнения заказов, частое нарушение сроков и несоблюдение объёмов партий поставок. Всё это ведёт к дополнительному увеличению издержек и неопределённости в управлении запасами.



К тому же введение принципов системного управления товародвижением в практику деятельности отечественных предприятий часто тормозится отсутствием конкурентных рынков поставщиков и стабильных потребительских сегментов и недостаточно высоким уровнем профессионализма управленцев.


Таким образом, становится очевидной необходимость и актуальность создания новых, практически ориентированных теоретико-методологических подходов к управлению оборотным капиталом предприятия, в том числе запасами как его главной составляющей.


Литература
1. Финансы России, 2012: статистический сборник. – М.: Росстат, 2013.
2. Плетнёва Н.Г., Власова Н.В. Развитие логистики в строительстве: особенности, перспективы, методы принятия решений // Проблемы современной экономики. – 2009. – № 2. – С. 251–253.
3. Дзензелюк Н.С., Тарасов Ю.Н. К обзору современного состояния теории синтеза и практики внедрения систем управления запасами // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика». – 2012. – Вып. 22 (281).


07.11.2019

Также по этой теме: