Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №4 год - 2016
Митрофанова Т.Ю.,
кандидат экономических наук, доцент кафедры
управления и экономики Рязанского филиала Московского
государственного института культуры
В статье даётся краткая характеристика современного состояния сферы народных художественных промыслов России и анализируется уровень государственной поддержки
этого сектора традиционного народного производства. Сделан вывод, что производственная и маркетинговая политика этих предприятий не соответствует рыночным реалиям. Предложена модель стратегического управления производством и сбытом изделий декоративно-прикладного искусства, направленная на снижение риска управленческих решений в области ассортиментной и ресурсной политик предприятия.
Мы наблюдаем возрождение интереса жителей России к народному творчеству, в том числе и к народным художественным промыслам (НХП). Однако годы угасания потребительского интереса и отсутствия государственной помощи народным промыслам привели к спаду их производства. Для того чтобы изменить нынешнее состояние отрасли НХП, требуются покровительственное отношение государства и организационно-управленческие решения на предприятиях, сохраняющих традиции народного искусства и производящих изделия самобытных промыслов и ремёсел.
По данным Министерства промышленности и торговли РФ, сегодня сфера народных художественных промыслов включает около 250 предприятий из 64 регионов России, выпускающих продукцию, относящуюся к 15 видам производств. Численность занятых в сфере НХП более 30 тыс. человек [1]. Ухудшение экономического положения НХП особенно резко проявилось в 2002 г., когда объём производства упал на 23% по сравнению с 2001 г. [2]. Сравнительный анализ объёмов реализации продукции организациями НХП за 5 лет (2007–2011) показывает рост сбыта с 2,9 млрд до 3,65 млрд руб., или на 25%. Данный факт мог бы характеризовать положительную тенденцию в расширении рынка сбыта изделий НХП, если бы не существенные коррективы, такие как: снижение покупательской способности граждан Российской Федерации в период кризиса; рост уровня инфляции (не менее 8% ежегодно) и рост тарифов на энергоносители и жилищно-коммунальные услуги. Ответной реакцией на вызов экономической нестабильности изготовителей изделий НХП стало неоднократное повышение цен на реализуемую продукцию. Таким образом, в сопоставимых ценах реальные объёмы производства и продажи сократились [3].
В 2013 г. значительно ухудшилось финансовое положение предприятий и индивидуальных предпринимателей НХП вследствие значительного увеличения (с 20,2 до 27,1% от ФОТ) суммы тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Общий объём производства изделий НХП в 2013 г. значительно сократился по сравнению с 2012 г. [4]. По данным Росстата, в 2014 г. объём производства изделий народных художественных промыслов составил 5026,3 млн руб., а за первые 9 месяцев 2015 г. объём выпуска изделий народных художественных промыслов в денежном выражении составил более 4000 млн руб., что на 5,5% выше, чем за аналогичный период 2014 г.
За последние 15 лет в отрасли НХП, объединяющей предприятия и индивидуальных предпринимателей, производящих уникальные народные декоративно-прикладные изделия, наблюдается стабильное падение объёмов производства творческой продукции и снижение объёмов её реализации, сокращение численности мастеров и художников, отставание технического оснащения производственного процесса и старение основных фондов. Проблемой является кадровое обеспечение сферы народных художественных промыслов. Средняя заработная плата работников в сфере НХП составляет примерно 10–12 тыс. в месяц, что в 3 раза ниже среднемесячной начисленной заработной платы работников организаций (36 570 руб. в месяц) [5, с. 4]. Почти 40% предприятий отрасли отмечают отсутствие или нехватку кадров по основным художественным и производственным специальностям. Ежегодно сокращается численность художников народных промыслов, стареют умельцы, а молодёжь не идёт в профессию, прерывается преемственность художественного производства, навыки которого передаются только от мастера к мастеру.
Таким образом, за указанный выше период подавляющее большинство организаций НХП оказались в тяжелейшем экономическом положении, даже в состоянии стагнации.
Некоторые промыслы сегодня почти забыты или уже утрачены. Одна из причин упадка отрасли НХП – многолетнее угасание интереса россиян к изделиям традиционного народного творчества. Охлаждение наблюдается и со стороны потребителей, и со стороны производителей, мастеров народного искусства. Проблема усугубляется двойственным характером народных художественных промыслов. Они признаны национально-исторической основой культуры и стоят выше задачи обязательной прибыльности и массовости. Но предприятия НХП развиваются в рамках малого и среднего предпринимательства. Следовательно, предприятия традиционных народных ремёсел и промыслов включены во все социально-экономические отношения в стране, являются субъектами рыночных взаимодействий, а их продукция должна быть успешной и востребованной у потребителя. Однако россияне не рассматривают изделия декоративно-прикладного народного творчества как желаемые для частого приобретения и для использования в быту. Их покупка в лучшем случае связана с подарком или туристическим памятным сувениром. Причины банальны: достаточно высокие цены на отдельные изделия, отсутствие налаженной системы сбыта и маркетинговых программ, обилие дешёвых зарубежных аналогов и различных подделок под народное искусство. Главная общая проблема – отсутствие у руководства большинства предприятий НХП программ и действий (может быть, и знаний) по стратегическому менеджменту в области управления производственным предприятием.
По мнению многих специалистов, для изменения нынешнего отношения и общего состояния отрасли требуется усиление помощи и внимания со стороны государства предприятиям, ведущим свою деятельность в сфере НХП. Приняты и действуют федеральные законы и иные нормативные правовые акты по поддержке народных художественных промыслов [6–8], где прописано, что данная область – национальное достояние и ценность, определяющая самобытность культурного наследия народов России, а также потенциальный ресурс для развития внутреннего и въездного туризма и местного производственно-сувенирного предпринимательства. В 1990 г. по инициативе предприятий народного декоративного искусства была создана Ассоциация «Народные художественные промыслы России» – негосударственная некоммерческая организация, занимающаяся проблемами работы предприятий народных художественных промыслов, отстаивающая политику государственного протекционизма в отношении НХП и расширяющая связи и экономические возможности народных промыслов.
Поддержку НХП оказывают свыше 10 министерств и ведомств. Например, за последние 5 лет Министерство экономического развития РФ выделило предприятиям НХП свыше 150 млн руб., Министерством промышленности и торговли РФ ежегодно субсидируется 315 млн руб., Министерством культуры РФ организуются и финансируются специализированные выставки, ярмарки, фестивали. В 2015 г. утверждена Стратегия развития народных художественных промыслов на 2015–2016 годы и на период до 2020 года [9]. Во многих субъектах РФ приняты и действуют долгосрочные целевые программы по сохранению и развитию народных промыслов (в Нижегородской, Вологодской, Ярославской областях, в Республике Татарстан, в Кировской области). Сохранение сферы народно-художественных промыслов обеспечено комплексом мер их государственной поддержки, наиболее значимой из которых является предоставление субсидий из федерального бюджета [10].
Сейчас 77 предприятиям НХП, входящим в реестр, ежемесячно предоставляются субсидии из федерального бюджета на возмещение части фактически понесённых следующих затрат: на железнодорожную перевозку; на использованную электроэнергию и природный газ; на уплату процентов по кредитам; на изготовление и размещение рекламы и другие расходы. Размер субсидий определяется исходя из бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом на соответствующий финансовый год. В 2014 г. на все установленные затраты было перечислено 315 млн руб. бюджетных ассигнований. В 2015 г. на поддержку производства и реализацию изделий НХП из федерального бюджета предоставлено 365 млн руб. [1]. На 2016 г. зафиксирована сумма 315 млн руб., предусмотренная Федеральным законом от 14 декабря 2015 г. № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год».
В начале 2016 г. в Госдуме обсуждался законопроект, позволяющий оказывать народным промыслам дополнительную помощь с регионального уровня не только через бюджет, но и через программы поддержки малого бизнеса, инвестиционные фонды, фандрейзинговые проекты, а также через механизм софинансирования федеральным бюджетом региональных программ по поддержке организаций НХП. Для регионов особенно важно сохранять и развивать традиционные промыслы не только как историкокультурные, самобытные бренды, способные стимулировать туристическую активность, но и как важнейшую основу исторического самосознания, национальной и территориальной идентичности, что в совокупности порождает чувство гордости и патриотизма.
В Рязанской области исторически зародились и успешно развивались уникальные народные художественные промыслы, такие как: скопинский гончарный художественный промысел, шиловское лозоплетение, ажурная вышивка – кадомский вениз и единственное в России цветное михайловское кружево. С 2009 по 2013 г. рязанские предприятия народных художественных промыслов получили помощь в размере 35 млн руб. [11]. В 2014 г. на поддержку рязанских народных промыслов было выделено 1,5 млн руб. из областного бюджета, 6 млн руб. из федерального [12].
В 2015–2016 гг. работа по сохранению и развитию русского народного искусства в Рязанской области продолжилась. Но проводимых мероприятий явно недостаточно. В тяжелейшем состоянии такие промыслы Рязанской области, как кадомский вениз и михайловское кружево. Если раньше в сфере рязанского художественного кружевоплетения работали 200–300 человек, то сейчас с трудом насчитывается 10–15 человек.
Предприятие НХП ЗАО «Труженица», расположенное в г. Михайлове Рязанской области, выпускает изделия с уникальным цветным кружевом и является типичным представителем отрасли. Основной проблемой предприятия является трудность, связанная с поддержанием востребованности выпускаемой традиционной кружевной продукции. Это вызвано следующими причинами: устаревшее оборудование и несовременная технология при производстве изделий; недостаток высококвалифицированных кадров; высокая себестоимость выпускаемой продукции; недостаточно развитая рекламно-маркетинговая политика и сбытовая сфера.
Наряду с вышеперечисленными слабыми сторонами у предприятия имеются и сильные стороны: уникальность выпускаемой продукции; отсутствие конкурентов среди предприятий НХП ввиду специфичности кружева и вышивки; удобное географическое положение (предприятие находится в центре европейской части страны, в 250 км от Москвы и 60 км от областного центра); хорошая транспортная доступность; обеспеченность рабочей силой (в основном женской) ввиду того, что в г. Михайлове ЗАО «Труженица» является одним из немногих крупных производственных предприятий. За 2015 г. объём выпуска продукции (без НДС) составил 4285 тыс. руб. Рентабельность активов предприятия составляет 6,0% (примерные данные). ЗАО «Труженица» внесено в перечень предприятий НХП, получающих субсидии из федерального бюджета.
Федеральная помощь необходима предприятию, особенно в усложняющихся экономических условиях, но, с другой стороны, она может порождать иждивенческий настрой руководства предприятия, привыкшего не к рыночным механизмам хозяйствования, а к государственным субсидиям.
Эта двойственность и противоречивость поддержки от федеральных и региональных властей вносит в деятельность всех предприятий и индивидуальных предпринимателей в сфере НХП угрозу неадаптивности и даже беспомощности в рыночных условиях. Ведь создавая изделия народной культуры, они являются предприятиями производственной сферы, где нужно не только производить высококонкурентный продукт, но и уметь грамотно предложить его рынку. Таким образом, предприятиям НХП для эффективного функционирования и стабильного развития необходимо внедрять современные инструменты, принципы и методы управления, направленные на достижение целей, в том числе коммерческих. Важнейшим недостатком в менеджменте ЗАО «Труженица» можно считать отсутствие эффективного стратегического управления производством и сбытом продукции декоративно-прикладного искусства.
Руководству предприятия может быть предложена следующая модель стратегического управления производством и сбытом продукции народных художественных промыслов (рис. 1). Данная модель направлена на логичность, последовательность, рациональность и адаптивность менеджмента, в частности, на снижение фактора неопределённости и риска в производственно-коммерческой деятельности в соответствии со стратегией развития и реальными возможностями предприятия НХП в современных социально-экономических условиях.
Первый этап. Постановка управленческих целей начинается с конкретизации тактических задач предприятия, каждая из которых может уточняться в связи с выпуском новой продукции (изменение ширины, глубины и высоты ассортимента) или расширением рынков реализации.
Формулировка целей производственно-хозяйственного направления деятельности предприятия вырабатывает определённую модель управления производством и сбытом продукции декоративно-прикладного искусства. Постановка производственных целей отталкивается от оценки современного состояния и потенциала предприятия НХП.
Второй этап. Новая производственно-управленческая стратегия должна быть направлена на увеличение объёма производства и расширение ассортимента, сохранение качества и усиление востребованности производимой продукции НХП. Ассортимент, предлагаемый предприятиями по производству товаров НХП, в большей мере определяется требованиями производственного процесса: доступным сырьём, финансовыми ресурсами, технологическими возможностями, навыками и умением мастеров-художников, тогда как ассортимент, интересующий покупателя, диктуется ситуацией потребления, в частности, модой на отдельные изделия.
Необходимо адаптировать ассортиментный ряд продукции именно к потребительским интересам, что должно внести изменения в объёмах и структуре товара как на этапе производства, так и реализации. Структурные сдвиги в выпуске продукции оказывают большое влияние на все финансово-экономические показатели деятельности предприятия: объём выпуска и реализации продукции, материалоёмкость, себестоимость и прибыльность производства (в силу разной рентабельности отдельных наименований продукции). При формировании нового ассортимента ЗАО «Труженица» руководству предприятия следует учитывать, с одной стороны, текущий и перспективный потребительский спрос на все виды продукции, а с другой –необходимость наиболее эффективного использования трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в распоряжении предприятия.
Необходимо проводить оценку экономической эффективности и возможной степени риска от изменений в ассортиментном ряде продукции НХП.
Третий этап. Следующим этапом стратегического управления производством и сбытом продукции НХП выступает обоснование условий безубыточности производства. Его суть заключается в определении для каждой конкретной ситуации объёма выпуска (реализации) продукции, обеспечивающего безубыточную деятельность [13].
Обязательным этапом стратегического управления производством и сбытом продукции, в том числе и продукции народно-художественного творчества, является операционный анализ прибыли. Суть его отражена в необходимости определения того объёма выпуска и последующей реализации продукции, который обеспечивает безубыточную деятельность предприятия. С помощью операционного анализа можно установить критический уровень не только объёма продаж продукции, но и суммы постоянных затрат, а также цены при заданном значении остальных факторов.
Необходимо производить расчёт коэффициентов и переменных издержек различных видов выпускаемой продукции ЗАО «Труженица». Для наиболее полного анализа затрат фирмы рекомендовано провести анализ чувствительности прибыли предприятия к изменениям основных элементов операционного рычага. Анализ позволит распределить элементы рентабельности продукции, выпускаемой с маркой НХП, по их влиянию на прибыль предприятия: повышение цены на продукцию НХП; изменение переменных издержек; увеличение объёма реализации продукции.
Четвёртый этап. Как любая управленческая модель, предложенный подход к ведению производственно-сбытовой деятельности предприятия НХП требует заключительного этапа – контроля над процессом реализации принимаемых управленческих решений. Обязательный контроль-мониторинг как функция менеджмента позволяет своевременно выявлять отклонения от заданных показателей учёта и намеченных стратегических целей, что координирует, адаптирует в нужном направлении производственную и сбытовую деятельность предприятия. В итоге можно прогнозировать и выполнять план по развитию ЗАО «Труженица» в условиях конкуренции и рыночного ведения хозяйства.
Выводы
Для предприятий и индивидуальных предпринимателей – производителей товаров декоративно-прикладного искусства в качестве стратегических целей в области производства и реализации продукции можно рекомендовать следующее: увеличение объёма производства и реализации продукции – за счёт более полного использования производственных мощностей и роста востребованности продукции; рост потребительской востребованности – за счёт сохранения и улучшения её качества и совершенствования системы сбыта и продвижения продукции на рынке; прирост прибыли – за счёт существенных изменений в структуре и ассортименте производимой и реализуемой продукции и снижения запасов до нормативных.
При начальном условии объективно сформулированных целей производственносбытовой деятельности предприятия, учитывающих основные потребности рынка (этап 1), правильно организованный производственный процесс на основе исследования динамики реализации и ассортиментного ряда выпускаемой продукции, продуманную маркетингово-сбытовую политику, отвечающую условию достижения целей (этап 2), мониторинг условий безубыточности предприятия (этап 3) и обязательный контроль за исполнением стратегического плана (этап 4), управление производственносбытовой политикой предприятия НХП можно будет считать эффективным.
Таким образом, использование предложенной модели стратегического менеджмента поможет руководству предприятия НХП значительно снизить риск принимаемых управленческих решений в области производства и реализации продукции, что сделает уникальный творческий бизнес ориентированным на запросы рынка, но без потери художественно-исторической ценности изделий.
Литература
1. Сайт Минпромторга России [Электронный ресурс]. URL: minpromtorg.gov.ru/
2. Проект стратегии развития народных художественных промыслов на период до2020 года. Москва, 2013 г. [Электронный ресурс]. URL: minpromtorg.gov.ru/docs/
3. Доклад «Народные художественные промыслы России». Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. Ассоциация «Народные художественные промыслы России», 2011 г. [Электронный ресурс]. URL: fa.ru/dep/prik/news/documents
4. Замечания к проекту «Стратегия развития народных художественных промыслов на период до 2020 года». Ассоциация «Народные художественные промыслы России» [Электронный ресурс]. URL: nkhp.ru/
5. Информация о социально-экономическом положении России, № 5. Январь – май 2016 г. Москва. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: gks.ru/free_doc/doc_2016/info/oper-05-2016.pdf
6. Федеральный закон от 06.01.1999 г. № 7-ФЗ «О народно-художественных промыслах» [Электронный ресурс]. URL: base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=LAW&n=139788&req=doc
7. Указ Президента РФ от 7 октября 1994 г. № 1987 «О мерах государственной поддержки народных художественных промыслов» (с изм. и доп.) [Электронный ресурс]. URL: base.garant.ru/10135516
8. Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 24 сентября 2009 г. № 854 «Об утверждении Концепции государственной поддержки организаций народных художественных промыслов на период до 2015 года» [Электронный ресурс]. URL: docs.cntd.ru/document/902180681
9. Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 20 июля 2015 г. № 2011 «Об утверждении Стратегии развития народных художественных промыслов на 2015–2016 годы и на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. URL: base.consultant.ru/
10. Сайт Ассоциации «Народные художественные промыслы России» [Электронный ресурс]. URL: nkhp.ru/law.htm
11. Максимова С. Поддержка промысла // Рязанские ведомости. – 2014. – № 98 (4646) [Электронный ресурс]. URL: rv-ryazan.ru/news/28481.html
12. Сайт информационного агентства «МЕДИАРЯЗАНЬ». В Скопине обсудили развитие народных художественных промыслов и ремёсел [Электронный ресурс]. mediaryazan.ru/news/detail/234637.html
13. Зиновьева И.С. Стратегия управления эффективным функционированием предприятий по производству товаров народных художественных промыслов: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. – Воронеж: Воронеж. гос. технол. акад., 2005.