Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №4 год - 2016
Цаплин Е.В.,
преподаватель кафедры общего и стратегического менеджмента
Национального исследовательского университета
«Высшая школа экономики»
Волкова В.С.,
учебный ассистент кафедры общего и стратегического
менеджмента Национального исследовательского университета
«Высшая школа экономики»
Краудфандинг – инновация в сфере финансирования бизнеса, возникшая в нескольких развитых странах, – становится всё более популярным явлением и в развивающихся странах. По данным Kickstarter, с 2009 по 2012 г. на платформе было запущено 26 017 успешных и 33 098 неудачных проектов. В работе будут проанализированы проблемы, с которыми столкнулись российские проекты при получении финансирования через краудфандинговую платформу Boomstarter. Основными выявленными проблемами являются: нехватка времени на продвижение проекта, юридические трудности, задержка перечисления собранных средств на счёт основателей, а также необходимость соответствия строгим требованиям платформы.
Инвесторы и даже бизнес-ангелы чаще всего не вкладываются в небольшие проекты, а банковские ссуды под такие проекты не дают никогда ввиду слишком высоких рисков на начальном этапе развития. Поэтому основатели подобных проектов обращаются к «деньгам толпы», или краудфандингу, чтобы собрать необходимые средства [1].
В современном российском бизнесе сбор денег через краудфандинг – явление относительно новое. Исследований получения финансирования российскими проектами на российских платформах мало. Мы решили рассмотреть проблемы, с которыми сталкиваются небольшие проекты (до 100 тыс. руб.), собравшие средства через российскую краудфандинговую платформу Boomstarter. Выводы были сделаны в результате обзора литературы и анализа мнений основателей проектов, полученных из интервью. Анализируемые проекты собирали средства в основном в конце 2015 г. и соответственно запускались в это же время.
Краудфандинг как инструмент финансирования стартапа
Краудфандинг – относительно новое, но развивающееся быстрыми темпами явление. Предлагаем определение краудфандинга: это процесс финансирования проектов, заключающийся в получении относительно небольших сумм денег на развитие проекта от различных инвесторов путём использования специализированной интернет-платформы.
Существует четыре основных типа краудфандинга: краудинвестинг – получение инвесторами доли в уставном капитале компании, краудлендинг и P2P-кредитование – финансирование, при котором основатели проекта обязуются вернуть сумму, переданную им инвесторами, с процентами; субсидии в обмен на продукцию компании и финансирование на основе безвозмездных пожертвований (чаще всего для благотворительных проектов).
Подобным типом финансирования деятельности пользуются проекты различных типов: IT, медицинские, высоких технологий, образовательные, проекты в области культуры и искусства, некоммерческие организации. Появление большого количества благотворительных проектов на базе краудфандинговых платформ указывает на популярность и высокое качество такого способа финансирования и снижение эффективности традиционных методов [2].
Популярность краудфандинга можно объяснить многими причинами. Прежде всего подобного рода платформы позволяют новым компаниям открыто заявлять потенциальным инвесторам о необходимых для развития проекта средствах [3]. Данный процесс достаточно удобен как для учредителей, так и для спонсоров, поскольку позволяет снизить транзакционные издержки (поиск информации, проведение переговоров, подготовка контрактов). Это уже сделано краудфандинговой платформой во время подготовки проекта к выходу на сайте платформы.
Краудфандинговые платформы дают преимущества инвесторам, так как с момента возникновения подобных платформ инвесторам, имеющим свободные денежные средства и желающим инвестировать их в развивающиеся бизнесы, не нужно тратить много времени на поиски проектов [4]: остаётся только зайти на сайт одной из краудфандинговых платформ, выбрать категорию интересных проектов и перечислить деньги на счёт проекта [5]. Кроме того, платформы предоставляют практически всю необходимую для инвесторов информацию о проектах, и выбор становится ещё проще [6].
Что касается учредителей проектов, то система краудфандинга обеспечивает преимущества и для них [7]: теперь учредители не должны искать инвесторов. Инвесторы занимаются поиском проектов самостоятельно. От учредителей требуется лишь размещение правдивой и полной информации в профиле своего проекта. Кроме того, важным преимуществом для учредителей в процессе краудфандинга является то, что платформа позволяет рекламировать предоставляемые компанией товары и услуги до официального выхода на рынок, демонстрировать их заинтересованной аудитории [8].
Многие авторы рассматривали феномен краудфандинга. Их интересовали причины и мотивы использования учредителями и инвесторами краудфандинговых платформ для создания и финансирования проектов, выявления полезности и прибыли, которую они получают, предпочитая краудфандинг классическим типам финансирования [9].
В исследованиях рассматривались как различные типы краудфандинга, так и влияние внешнего [10] и внутреннего социального капитала [11] на успешность проекта [12].
Исследователи также рассматривали типы проектов, которые были профинансированы посредством краудфандинга (образовательные проекты [13] и проекты по возобновляемым источникам энергии [14]). Есть работы, объясняющие географические различия и ограничения для проектов, а также тенденции в сфере краудфандинга и динамику рынка краудфандинговых платформ [15].
При рассмотрении мотивации инвесторов и авторов проектов, которые получают финансирование с помощью краудфандинга, Belleflamme и Lambert предположили, что популярность краудфандинговых платформ среди основателей проектов и инвесторов связана с тем, что такие платформы являются многозадачными и решают несколько проблем как для предпринимателей, так и для лиц, финансирующих проекты, одновременно. Mollick пояснил мотивацию основателей и инвесторов и предположил, что основной целью для учредителей проектов при использовании платформ является получение необходимой для запуска проекта суммы денег, а также повышение популярности проекта среди будущих покупателей, в то время как инвесторы преследуют филантропические и личные цели, а также возможность получения прибыли в случае успешного развития проекта [6]. Gerber и соавторы определили два основных мотива учредителей для использования платформ – получение финансирования, коммуникации, тогда как для инвесторов наиболее важными являются ожидание награды, построение системы коммуникаций и поддержка предпринимателей [8].
Ahlers и соавторы выяснили, какие факторы влияют на инвесторов, вкладывающих средства в проекты посредством краудинвестинга. Оказалось, что при выборе проектов для финансирования инвесторы предпочитают те, в которых IPO упоминается как основной канал выхода проекта, тогда как размер проекта не играет существенной роли [3]. Более того, авторами установлено, что наличие государственной поддержки проекта и различных грантов не влияет на принятие инвестором решения о финансировании, а количество персонала и повышение его квалификации оказывают положительное влияние на мнение инвесторов.
В исследовании краудфандинга также поднимается вопрос о важности социального капитала учредителей и распространения информации о бизнесе. В частности, Liao и соавторы утверждают, что внутренний I-индикатор, который обозначает размер инвестиций, который учредитель проекта пожертвовал другим проектам на платформе, оказывает положительное влияние на сбор средств для текущего проекта учредителя, тогда как L-индикатор – количество «лайков», которые поставил учредитель другим проектам, – напротив, оказывает отрицательное влияние [9]. Agrawal утверждает, что социальные сети, которые составляют большую часть внутреннего и внешнего капитала учредителей, играют ключевую роль в развитии проектов, поскольку помогают распространять информацию о проекте. Социальные сети помогают инвесторам и основателям связываться и развивать проекты вне зависимости от географической привязки [16].
Исследования Bruton с соавторами и Kshetri дополняют друг друга. Bruton и соавторы исследовали институциональные особенности и их влияние на развитие рыночной конкуренции при использовании альтернативных форм финансирования [17].
В продолжение исследования Kshetri выяснил, что существует прямая связь между развитием социально-экономических институтов государства и эффективностью финансирования в стартапы [18].
Краудфандинг является одним из наиболее популярных способов финансирования небольших и средних проектов, в связи с чем количество краудфандинговых платформ постоянно растет [19]. В развитии такого рода платформ наблюдаются некоторые тенденции, которые будут рассмотрены далее.
Обзор мировых платформ и трендов
Учредители могут найти платформу для финансирования своего проекта вне зависимости от того, к какому типу бизнеса (или НКО) принадлежит проект – IT, музыкальный проект, еда, спорт. Количество платформ для финансирования посредством краудфандинга велико, тем не менее на мировом рынке существует ряд наиболее популярных сервисов, которыми пользуется наибольшее количество проектов по всему миру. Лидером в этом списке является американский Kickstarter. На свой счёт деньги получают только проекты, собравшие на Kickstarter необходимый объём средств в отведённое им время. В противном случае денежные средства отправляются обратно к пожертвовавшим их адресатам. Indiegogo – платформа, принимающая все проекты без ограничений, в том числе проекты с единственным владельцем – на личные цели. Основным отличием данной платформы от Kickstarter является то, что Indiegogo передаёт собранные средства в пользование проектам, даже если нужная сумма за отведённое проекту время собрана не была. Платформа Gofundme, отчасти составляющая конкуренцию для Indiegogo, способствует поиску финансирования для людей на их личные цели (на организацию свадьбы, дня рождения, поступления в вуз).
Среди российских проектов популярны Planeta.ru, Boomstarter и Thankyou.ru.
Первая платформа помогает финансировать проекты различных типов и выплачивать учредителям даже часть собранной суммы как Indiegogo. Она отличается от Kickstarter тем, что предоставляет участникам дополнительные сервисы (онлайн-трансляции).
Thankyou.ru обеспечивает финансирование музыкальных проектов.
Предположения теории о трендах в краудфандинге высказали Antonenko и соавторы, Vasileiadou и соавторы, Baskerville и соавторы. Исследователями были рассмотрены разные аспекты работы краудфандинговых платформ. Antonenko и соавторы исследовали тенденции финансирования образовательных проектов посредством краудфандинга.
Они считают, что успешные образовательные проекты использовали в качестве основного источника финансирования RocketHub, Kickstarter и Indiegogo [12]. Этот вывод был полезен для выявления основных шагов учредителей при выполнении качественного образовательного проекта. Кроме того, были выявлены основные тенденции в отрасли (увеличение использования подобного типа финансирования для образовательных и некоммерческих проектов в ближайшем будущем) [20].
Vasileiadou и соавторы провели опрос, чтобы выяснить влияние краудфандинговых платформ на развитие возобновляемой энергетики в Нидерландах, текущей ситуации в отрасли и тенденции её развития. Основной вывод статьи гласит, что подобного рода платформы подходят для финансирования проектов по возобновляемой энергии, и в настоящее время наблюдается едва заметный тренд в развитии этой отрасли посредством краудфандинга [13].
Baskerville и соавторы исследовали влияние местных краудфандинговых платформ на развитие университетских проектов и исследований. Авторы доказывают, что краудфандинг имеет как преимущества, так и недостатки. При финансировании предприятий посредством краудфандинга учредителям не нужно дожидаться финансирования от бюрократических организаций, которое зачастую происходит довольно медленно. Среди недостатков авторы статьи выделили фактор удачливости учредителей проектов: при таком типе сбора средств большее внимание инвесторов уделяется проектам, умеющим грамотно преподнести свою идею, тогда как стоящие проекты, хуже продвигающие продукцию или услуги, остаются без должного финансирования, что плохо влияет на развитие университетов и исследований [20].
Проблемы краудфандинга в России
Мы исследовали проекты, профинансированные с помощью российской краудфандинговой платформы Boomstarter. Метод исследования – глубинное интервью, в ходе которого основатели девяти проектов, успешно собравшие необходимые для развития проекта средства, ответили на вопросы и поделились опытом.
Данные проекты получали финансирование на платформе в основном в 2015 г., два рассмотренных проекта были профинансированы в 2013 г. Интервью проводились в феврале 2016 г. Был рассмотрен сбор денежных средств на развитие девяти проектов, в частности: «Абонементы в бассейн для детей из детских домов» из Санкт-Петербурга; «Оранж квест: в погоне за конфетным Джо», «Балет на музыку группы Muse», «Новогодние поздравления для детей наркозависимых», «Интерактивные футболки TEESHKA», «Организация гала-концерта Inclusive dance: призы и сувениры», «Сборник рассказов “Бумажный проигрыватель”», «Запись сингла “Включай микрофон”» из Москвы и «Календарь-тренинг для тех, кто хочет изменить свою жизнь» из Красногорска.
Основателями проектов была заявлена сумма необходимого финансирования в пределах 100 тыс. руб., в связи с чем авторы относят их к небольшим проектам, шансы на реализацию у которых больше.
Для начала мы выяснили, какова потенциальная целевая аудитория анализируемых проектов. На основании ответов опрошенных основателей проектов были сделаны выводы, что среди бизнесов, собирающих финансирование на данной краудфандинговой платформе, наблюдается дифференциация потенциальных инвесторов, и определяются они ещё на этапе публикации информации о проекте на сайте Boomstarter. Это означает, что при подготовке проектов основателям требовалось визуализировать своих потенциальных инвесторов, чтобы донести до них информацию в наиболее подходящем виде, а также распространить её через наиболее приемлемые для целевой аудитории каналы. Таким образом, тип потенциальных инвесторов для каждого проекта тесно связан с целями проекта.
У 100% опрошенных основным средством продвижения информации о проекте были социальные сети, в частности «Вконтакте» (vk.com). Все основатели указывали на то, что либо у них была группа на vk.com с определённым числом фолловеров (подписчиков), либо они её создавали специально на время сбора средств. Ключевым способом продвижения бизнеса в социальных сетях для них стал SMM (Social Media Marketing), основными методами которого и пользовались авторы проектов. В частности, они использовали такие методы, как: частые публикации в группе проекта и на личных страницах основателей с использованием фотографий, видео и текстов о текущем состоянии дел проекта (например, о том, на каком этапе сейчас находится проект, сколько продукции произведено, сколько средств собрано); упоминания о проектах в схожих по тематике (или в любых готовых принять публикацию о проекте) группах; рассылка личных сообщений для друзей и знакомых, а также работа с блоггерами, популярными в социальных сетях людьми. Посредством этих инициатив основатели рассмотренных проектов собрали необходимое финансирование, что подтверждает эффективность подобного рода продвижения для небольших проектов.
Во многих проектах наблюдалась тенденция к повышенной активности инвесторов в первые несколько дней после запуска проекта на платформе, в начале рекламной кампании в социальных сетях и в последние несколько часов размещения проекта на Boomstarter. Один из основателей объяснил подобную тенденцию следующим образом: в первые дни после публикации инвесторы максимально активны, так как во время первых публикаций в социальных сетях новый проект легко может заинтересовать потенциальных инвесторов. Затем их интерес к проекту снижается. В последние дни сбора средств, как правило, активность основателей и количество публикаций проекта повышаются из-за небольшого количества оставшегося времени и желания целевой аудитории такого проекта помочь «в последние минуты».
Некоторые проекты также распространяли информацию посредством facebook(Facebook принадлежит компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в РФ) в особенности те, целевая аудитория которых была не только русскоязычной.
Часть основателей размещали информацию о проекте на сторонних форумах и других сайтах. Один из основателей пытался продвигать свой бизнес через радиостанции, что, по его словам, оказалось неэффективно. По мнению одного из опрошенных владельцев бизнеса, «если не проводить рекламную кампанию для проекта посредством телевидения, то больше 100 тысяч рублей такой проект не наберёт априори». Кроме того, многими создателями проектов было отмечено, что для небольших проектов хорошо работает «сарафанное радио».
Нехватку времени на постоянные публикации отметили все без исключения авторы проектов. По их словам, чтобы про проект узнало как можно больше людей, публикации в социальных сетях требуется делать как можно чаще (но не назойливо), на что (при совмещении с другими делами по проекту) у основателей часто не хватало времени.
Кроме того, основателями отмечены юридические проблемы, связанные, например, с получением авторских прав. Проект «Балет на музыку группы Muse» столкнулся с тем, что им необходимо было получить официальное разрешение музыкальной группы, чьи композиции они использовали. Важной проблемой являлся процесс подготовки проектов для публикации на Boomstarter: требования, предъявляемые платформой к предпринимателям, очень строгие (вплоть до разрешения публикуемых фотографий).
С самой краудфандинговой платформой, по мнению основателей, явных проблем не наблюдалось: менеджеры Boomstarter «очень отзывчивые и всегда всё понятно объясняли». Деньги, собранные на проект, перечислялись не в день завершения проекта, а в течение месяца, что в некоторых случаях сильно усложняло работу. Авторам проектов приходилось закупать всё необходимое для реализации проекта на собственные деньги, так как им необходимо было разослать продукцию своим инвесторам.
Практически все проблемы руководители проектов решали самостоятельно. По их словам, самым сложным были продвижение проекта и его реклама среди целевой аудитории, нехватка времени на публикации, высокие требования Boomstarter к публикуемым на нём проектам, а также юридические трудности при развитии проектов.
Внешнеполитическая ситуация не особенно влияет на инвестиции в небольшие проекты.
Перспективы дальнейших исследований
В дальнейших исследованиях стоит рассмотреть проекты разных типов, размещающих информацию и на других краудфандинговых платформах. Необходимо детально изучить деятельность стартапов, финансируемых посредством краудфандинга, а также методы преодоления ими «долины смерти», для чего можно воспользоваться успешными кейсами выживаемости стартапов и их работы на протяжении трёх лет и более. Кроме того, в дальнейшем следует рассмотреть крупные проекты и их проблемы.
Литература
1. Kim K., Hann I.H. Crowdfunding and the democratization of access to capital: a geographical analysis. Robert H.Smith School Research Paper. Available at SSRN: ssrn.com/abstract, 2014, vol. 2334590.
2. Morse A. Peer-to-peer crowdfunding: Information and the potential for disruption in consumer lending. National Bureau of Economic Research, 2015, no.w20899.
3. Ahlers G.K.C. et al. Signaling in equity crowdfunding. Entrepreneurship Theory and Practice, 2015, vol. 39, no. 4, pp. 955–980.
4. Hervй F. et al. Investor Motivations in Investment-Based Crowdfunding. Available at SSRN 2746398, 2016.
5. An J., Quercia D., Crowcroft J. Recommending investors for crowdfunding projects. Proceedings of the 23rd international conference on World wide web, ACM, 2014, pp. 261–270.
6. Mollick E. The dynamics of crowdfunding: An exploratory study. Journal of businessventuring, 2014, vol. 29, no.1, pp. 1–16.
7. Schwienbacher A. Entrepreneurial Risk-Taking in Crowdfunding Campaigns. Available at SSRN 2506355, 2014.
8. Gerber E.M., Hui J.S., Kuo P.Y. Crowdfunding: Why people are motivated to post and fund projects on crowdfunding platforms. Proceedings of the International Workshop on Design, 2012.
9. Liao C., Zhu Y., Liao X. The Role of Internal and External Social Capital in Crowdfunding: Evidence from China. Revista de Cercetare si Interventie Sociala, 2015, vol. 49, pp. 187–204.
10. Zheng H. et al. The role of multidimensional social capital in crowdfunding: A comparative study in China and US. Information & Management, 2014, vol. 51, no. 4, pp. 488–496.
11. Colombo M.G., Franzoni C., & Rossi-Lamastra C. Internal social capital and the attraction of early contributions in crowdfunding. Entrepreneurship Theory and Practice, 2015, vol. 39(1), pp. 75–100.
12. Antonenko P.D., Lee B.R., Kleinheksel A.J. Trends in the crowdfunding of educational technology startups. TechTrends, 2014, vol. 58, no. 6, pp. 36–41.
13. Vasileiadou E. et al. Crowdfunding niches? Exploring the potential of crowdfunding for financing renewable energy niches in the Netherlands. Econ.Papers, 2014, no. 14–11.
14. Kuppuswamy V., Bayus B.L. Crowdfunding creative ideas: The dynamics of project backers in Kickstarter. UNC Kenan-Flagler Research Paper, 2015, no. 2013–15.
15. Belleflamme P., Lambert T. Crowdfunding: Some empirical findings and microeconomic underpinnings. Available at SSRN 2437786, 2014.
16. Agrawal A., Catalini C., Goldfarb A. Crowdfunding: Geography, social networks, and the timing of investment decisions. Journal of Economics & Management Strategy, 2015, vol. 24, no. 2, pp. 253–274.
17. Bruton G. et al. New Financial Alternatives in Seeding Entrepreneurship: Microfinance, Crowdfunding, and Peer-to-Peer Innovations. Entrepreneurship Theory and Practice, 2015, vol. 39, no. 1, pp. 9–26.
18. Kshetri N. Success of Crowd-based Online Technology in Fundraising: An Institutional Perspective. Journal of International Management, 2015, vol. 21, no. 2, pp. 100–116.
19. Lin M., Viswanathan S. Home bias in online investments: An empirical study of an online crowdfunding market. Management Science, 2015.
20. Baskerville R.F., Cordery C.J. Crowdfunding: A Threat or Opportunity for University Research Funding? Available at SSRN 2458638, 2014.