Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №6 год - 2016
Дмитриенко А.Г.,
доктор технических наук, генеральный директор АО «НИИФИ»
Белякова В.А.,
кандидат экономических наук, доцент
Статья посвящена выбору модели инновационного развития страны, что становится особенно важным во время экономического кризиса. Главным в рассматриваемых и используемых в мировой практике моделях инновационного развития является поиск концентрированных точек роста, где удачно совпадут управленческие возможности, ресурсный потенциал и интересы всех участников инновационного процесса. Предприятия, входящие в государственные корпорации «Роскосмос», «Ростех», «Росатом», смогли не только сохранить, но и нарастить производственный, технологический, научно-исследовательский потенциал, что позволяет им стать центрами инновационного развития.
Роль государства в финансировании научных разработок
Научно-технический прогресс, который обеспечил в XX в. основную долю экономического роста в промышленно развитых странах, требует денег. Чтобы темп появления крупных открытий и изобретений не замедлялся, необходимо наращивать объём вовлекаемых в сферу науки и техники ресурсов по экспоненте. Такой рост мало какая страна или корпорация может себе позволить. Особенно трудно одновременно финансировать фундаментальные и прикладные исследования по всем отраслям науки. Государства и транснациональные корпорации аккумулируют и концентрируют ресурсы для решения масштабных наукоёмких задач. Чем выше потребность в междисциплинарных фундаментальных исследованиях, тем меньше возможности отдельной компании, тем большее значение приобретает государственное финансирование науки.
Анализ зарубежного опыта поддержки научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) показал, что практически во всех передовых странах мира (США, Китай, Германия, Россия) государство обеспечивает финансирование приоритетных фундаментальных исследований и содействует передаче результатов научно-исследовательских работ в промышленность, законодательно стимулирует научно-техническую и инновационную деятельность (табл. 1).
В США, например, выделяют три основных сектора экономики, осуществляющих научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы: академическая наука (так в США называют исследования, проводимые в университетах), государственные научно-исследовательские лаборатории и частный бизнес. Фундаментальные исследования осуществляются преимущественно в университетах (55% исследований) и государственных лабораториях (40%), а прикладные исследования и конструкторские разработки ведутся чаще в лабораториях частного бизнеса. Средства частного сектора составляют всего 4% расходов на фундаментальную науку в США. За счёт федерального бюджета в США финансировалось 59% всех фундаментальных исследований [2]. Федеральное правительство США берёт на себя те направления НИОКР, которые служат общественным интересам и не сулят быстрой коммерческой отдачи.
Правительство отвечает за обеспечение фундаментальных исследований в стране, за выработку государственной стратегии и политики в научной сфере [3].
Для Германии, Франции и Италии характерна более или менее схожая система организации, управления и финансирования фундаментальных исследований (континентальная модель). Её признаком является высокая доля государственного (бюджетного) финансирования исследований и разработок. Исторически сложившиеся крупные научные институты участвуют в управлении и финансировании фундаментальной науки.
В Германии федеральная система организации научных исследований разделяет обязанности между федеральным и местным правительством, сепарирует сектор высшего образования и сектор научных исследований. Государственное финансирование исследований организовано тремя способами: из федерального бюджета; из местных бюджетов (например, вузов, НИИ); совместно из федерального и местного бюджетов [4]. России от плановой экономики досталась следующая схема организации науки: фундаментальная наука (РАН) → прикладная наука (отраслевые НИИ и КБ при поддержке РАН) → проектные институты → опытные производства (заводская наука при поддержке отраслевых НИИ) → серийные заводы [5]. Сегодня в России насчитывается около 3,5 тыс. организаций, занимающихся научными исследованиями и разработками.
Около 70% этих организаций принадлежат государству [1].
Основным источником внутренних затрат на НИОКР в России являются средства государства. Это средства бюджета, в том числе бюджетные ассигнования на содержание вузов, а также средства организаций государственного сектора, которые составляли в 2015 г. более 60% совокупного объёма финансовых средств, направляемых на исследования и разработки.
На НИОКР коммерческие предприятия предпочитают не тратиться по ряду субъективных и объективных причин:
_ отсутствие опыта в проведении НИОКР;
_ отсутствие свободных финансовых средств для инвестиций при дороговизне кредитных ресурсов;
_ недостаток управленческих, научно-исследовательских и инженерных кадров, способных курировать и осуществить данный вид работ;
_ отсутствие организационной культуры, управленческого ресурса и систем мотивации, создающих условия для развития инновационной среды и научного мышления у персонала организации.
Совокупный объём затрат российского корпоративного сектора на НИОКР в два с лишним раза меньше, чем у корпорации Volkswagen (2,2 млрд против 5,79 млрд евро) [6]. В среднем зарубежные компании тратят на НИОКР от 2 до 3% годового дохода.
У лидеров эти показатели существенно выше. По данным Объединенного исследовательского центра ЕС, средняя интенсивность расходов на НИОКР (отношение затрат к выручке) 1400 крупнейших (по размерам инвестиций в исследования и разработки) компаний мира в 2009 г. составила 3,5%.
В отраслях отечественной промышленности производство сложных (специальных) видов техники относится к наукоёмким (ядерная энергетика, ракетно-космический комплекс, специальная металлургия – к высоконаукоёмким) отраслям [7].
Предприятия данных отраслей чаще объединены в госкорпорации и вертикальные интегрированные структуры (например, ГК «Ростех», ГК «Роскосмос») и пользуются максимальной поддержкой государства, в том числе и в вопросах финансирования НИОКР.
Госкорпорации привлекли высококвалифицированные научно-исследовательские кадры, смогли провести модернизацию производства, освоить перспективные технологии, что позволяет им при грамотной коммерциализации научных разработок стать точками инновационного роста и запустить мультипликационный эффект, привлекая к разработкам инновационной продукции предприятия других отраслей.
Опыт инновационного развития в России и за рубежом
Требуемый объём для осуществления фундаментальных и прикладных исследований трудовых, финансовых, научно-технических и прочих ресурсов заставляет проводить поиск модели, обеспечивающей наиболее эффективную исследовательскую деятельность, начиная от генерации идеи и заканчивая реализацией конкурентоспособной продукции на мировых рынках. Россия на протяжении последних 25 лет находится в поиске такой модели роста. Специфика развития научно-исследовательского комплекса в России не всегда позволяет копировать опыт развития зарубежных стран.
Результаты проведённого нами анализа позволили объединить используемые в мировой практике инновационные модели в три группы (табл. 2).
В России действуют в основном первый и второй виды модели. Наиболее сложной в плане организационного управления, согласованности действий среди участников, учёта интереса всех задействованных сторон является модель «Региональная». Она нацелена на использование потенциала региона как географической единицы и опирается на создание кластерных систем, под которыми понимают территориально-отраслевые объединения предприятий, выполняющих совместные проекты.
Преимущества использования кластеров в региональном развитии таковы:
1) аккумулирование научно-технического, интеллектуального, финансового, природного и прочих ресурсов для решения производственных задач, в том числе выпуска конкурентоспособной инновационной продукции;
2) получение синергетического эффекта при объединении не конкурирующих, а взаимодействующих коммерческих организаций; ресурсы концентрируются для достижения совместных коммерческих целей;
3) объединение финансовых, организационных, человеческих ресурсов позволяющее региональным предприятиям и организациям, образующим кластер, конкурировать по потенциалу с транснациональными корпорациями;
4) государственная поддержка тех кластеров, направления деятельности которых соответствуют национальным интересам при повышении конкурентоспособности страны на мировых рынках.
Международная практика свидетельствует, что в последние два десятилетия кластеры формируются довольно активно. Повышение конкурентоспособности посредством кластерных инициатив становится базовым элементом стратегий развития большинства стран. По оценке экспертов, к настоящему времени кластеризацией охвачено около 50% экономик ведущих стран мира [8]. Курс на формирование кластеров в российской экономике взят в 2005 г. Тема создания кластеров стала одним из лейтмотивов как федеральных, так и региональных программ социально-экономического развития.
Существуют различные принципы построения кластеров. Как правило, кластер строится с привлечением крупного регионального университета или отраслевого вуза, коммерческих предприятий одинаковой отраслевой направленности, на которых работают выпускники данных вузов, и отраслевых НИИ, которые сохранились с советского периода. Все эти организации, порой формально, с учётом лишь отнесения к отрасли, объединяются в кластер администрацией региона. Предполагается, что роли в таких кластерах должны распределиться следующим образом:
– НИИ и региональные вузы разрабатывают идеи инновационных продуктов и готовят инженерно-конструкторскую документацию. Кадры научно-исследовательских институтов имеют опыт трансформации идей в конструкторскую и технологическую документацию, создания опытных образцов;
– промышленные предприятия рассматриваются как производственные площадки, обладающие необходимым оборудованием и квалифицированными кадрами, способными довести опытные образцы до серийного производства;
– администрация региона решает вопросы на территории за счёт административно-управленческих ресурсов.
В российских регионах действует не много из числа формально созданных кластеров. Так, из 29 кластеров и протокластеров (недозрелых кластеров) в Санкт-Петербурге реально работают всего 2 [10]. Причинами этому, как показывает практика, служат:
1) формальный характер создания кластеров, обусловленный декларативным подходом руководства регионов к их созданию;
2) отсутствие каких-либо преимуществ для предприятий от вхождения в кластер (также из-за формального подхода к его созданию);
3) недостаток профессиональных кадров с опытом работы в административных органах управления кластерами, менеджеров, способных инициировать перспективные инновационные проекты, объединить участников кластера для их воплощения, учтя интересы основных стейкхолдеров (1) на всех этапах проектов.
(1) Стейкхолдер – физическое лицо, команда, организация или их классы, имеющие интерес в системе (ISO/IEC 42010:2011).
Роль предприятий государственных корпораций в инновационном развитии регионов
Государственные корпорации (ГК) призваны аккумулировать и систематизировать опыт наукоёмких предприятий российской промышленности. Целью создания госкорпораций «Росатом», «Ростехнологии» и «Роскосмос» являлась консолидация государственных активов в виде наукоёмких промышленных предприятий оборонного и космического комплексов.
В состав госкорпораций входят и отраслевые НИИ, сохранившие научно-исследовательский и производственный потенциал, что позволяет им выступать центрами научного и инновационного развития региона, быть базовыми предприятиями регионального кластера.
В результате анализа опыта работы АО «Научно-исследовательский институт физических измерений» (АО «НИИФИ»), входящего одновременно и в ГК «Роскосмос» и в Пензенский приборостроительный кластер «Безопасность», были выявлены как недостатки работы региональных кластеров, так и потенциальные возможности предприятия в инновационном развитии Пензенской области. ГК «Роскосмос», куда входит и АО «НИИФИ», призвана стать центром конверсии инноваций и формирования мультипликативных эффектов от инвестиций в ракетно-космический комплекс. В 2013 г. в ГК создан космический научно-образовательный инновационный консорциум, в рамках которого планировались организация и проведение фундаментальных и прикладных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в области космической деятельности.
Интеллектуальная собственность, создаваемая в результате НИОКР, формализуется, в частности, в получении регистрационных свидетельств на объекты интеллектуальной собственности, по количеству которых «Роскосмос» занимает второе место в РФ, уступая лишь Минобороны России [11].
Результаты интеллектуальной деятельности, современное наукоёмкое оборудование и высокопрофессиональные кадры позволяют использовать компетенции предприятий ГК «Роскосмос» для разработки и создания продукции, реализуемой на непрофильных рынках (медицинская техника, энергетическое оборудование, создание новых материалов, техника для ГК «Росатом»).
АО «НИИФИ» является корпоративным отраслевым центром компетенций «Датчикопреобразующая аппаратура и пьезотехника» в составе Российской корпорации ракетно-космического приборостроения и информационных систем, которая интегрирована в ГК «Роскосмос». Предприятие специализируется на разработке, производстве и поставке датчиков, преобразователей и систем измерения, диагностики, контроля, управления, мониторинга и аварийной защиты; обладает уникальным опытом создания приборов для экстремальных условий эксплуатации в космосе и на Земле [12]. АО «НИИФИ» – участник ряда важнейших проектов, выполняемых в интересах отечественной космонавтики, среди них:
– создание интеллектуальных систем мониторинга и контроля состояния изделий ракетно-космической техники и объектов наземной инфраструктуры;
– разработка перспективных датчиков и преобразователей (интеллектуальных, многофункциональных, со стандартным цифровым интерфейсом и радиоканалом) для особо жёстких условий эксплуатации;
– создание дизайн-центра по проектированию унифицированных микроэлектронных датчиков для работы в особо жёстких условиях эксплуатации;
– создание отраслевого центра сертификации датчико-преобразующей аппаратуры для ракетно-космической техники;
– создание технологии и организация производства пьезоэлементов и распределённых пьезомодулей для встраивания в базовые несущие конструкции изделий ракетно-космической техники и объекты наземной космической инфраструктуры.
Многолетний опыт космического приборостроения, научно-технический и производственно-технологический потенциал, продуманная кадровая политика, ориентированная на сохранение высокопрофессионального инженерного корпуса и развитие научной школы датчикостроения, позволяют предприятию решать сложные задачи в области измерений [Там же].
АО «НИИФИ» с 2011 г. входит в Пензенский приборостроительный кластер «Безопасность». Это региональная группа приборостроительных предприятий, специализирующихся на разработке и производстве интегрированных систем безопасности, элементной базы для приборостроения и программно-технических средств автоматизации. Целью создания кластера является получение синергетического эффекта от взаимодействия субъектов, стимулирование модернизации производства и менеджмента, инноваций и конкуренции в области приборостроения для повышения инвестиционного и экспортного потенциала региона при производстве приборостроительной продукции мирового уровня [13].
Кластер состоит из пяти заинтересованных групп:
1) потребители;
2) научные и образовательные организации;
3) организации, представляющие проектные и инжиниринговые услуги;
4) производственные компании;
5) инфраструктурные организации и институты развития.
Но объединение предприятий осуществлено по формальному критерию – отраслевой принадлежности. Практически все мероприятия, проводимые координирующим органом АО «Центр кластерного развития», ориентированы на малый бизнес, которому выгодно продвигать свою продукцию в рамках такого объединения. Отсутствуют создание, продвижение или курирование инновационных проектов. Основными мероприятиями, которые проводятся в рамках кластера, являются обучение по общим межотраслевым темам, организация участия в выставках, публикация материалов в каталогах. Все факторы, отрицательно влияющие на функционирование кластеров, присутствуют в «Безопасности».
Особенно плохо то, что между участниками кластера нет прочных деловых и технологических связей (их наличие является одним из основных признаков современного кластера).
АО «НИИФИ» включено в кластер также по формальному признаку – как предприятие приборостроительной отрасли. За время существования кластера АО «НИИФИ» не приняло участие ни в одном мероприятии, так как формальный характер объединения не позволяет полноценно использовать научно-исследовательский, кадровый, производственный потенциал предприятия, которое давно переросло рамки обычного НИИ. АО «НИИФИ» – это научно-производственное объединение, структура которого позволяет решать как научные, так и производственные задачи. Именно поэтому предприятие может выступить в качестве организации-координатора, головного предприятия кластера, способного объединить предприятия, организации, НИИ и вузы для совместного долгого делового и технологического сотрудничества.
Для сотрудничества в рамках кластера АО «НИИФИ» может предложить:
для вузов:
– создание совместных научных школ по подготовке и переподготовке кадров с практической направленностью;
– привлечение научно-инженерного потенциала для совместных НИОКР по созданию инновационной продукции;
– предоставление оборудования для создания опытных образцов;
для коммерческих предприятий:
– совместное проведение НИОКР с последующей разработкой инноваций;
– услуги по проведению НИОКР по заданию заказчика;
– услуги по инженерному анализу и разработке конструкций для работы в жёстких условиях эксплуатации;
– продукцию собственного производства (сырьё, элементы, изделия);
– услуги изготовления изделий, не входящих в перечень товарной номенклатуры, по заказам других производителей;
– услуги по доведению изделий заказчика до необходимых показателей за счёт использования технической базы НИИФИ (аренда оборудования);
– прочие услуги (проектирование, монтаж, пусконаладочные работы энергоэффективного оборудования и приборов, сертификация).
Предприятия, входящие в государственные корпорации, могут выступить интеграторами, создателями среды, благоприятной для появления новых комбинаций ресурсов, разработки и внедрения новых идей, возникновения новых инновационных процессов, то есть стать настоящими центрами инновационного развития региона.
Более подробное возможное распределение задач и функций в рамках приборостроительного кластера «Безопасность» представлено в таблице 3.
Литература
1. Индикаторы науки: 2016: стат. сб. – М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2016. – 304 с.
2. Россия должна стать научной сверхдержавой. Невостребованность науки – угроза национальной безопасности России. Доклад на заседании Президиума РАН директора Института США и Канады РАН, члена-корреспондента РАН С.М. Рогова [Электронный ресурс]. URL: concept.cemi.rssi.ru/1-2-2010.htm (дата обращения: 11.04.2016).
3. Исследовательские университеты США: механизм интеграции науки и образования. – М.: Магистр, 2009. – 399 с.
4. Анализ мирового опыта в управлении и финансировании научных исследований [Электронный ресурс]. URL: orange.strf.ru/client/news.aspx?ob_no=4385&print=1 (дата обращения: 08.04.2016).
5. izborsk-club.ru/arh/08_Book.pdf#page=34 (дата обращения: 15.05.2016).
6. Зинов В. Корпоративные инновации в России: мифы и реальность // Индикаторы науки: 2016: стат. сб. – М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2016. – 304 с. [Электронный ресурс]. URL: ria-stk.ru/
7. Платонов В. Оборонка переходит в наступление. Российская бизнес-газета [Электронный ресурс]. URL: vpk.name/ (дата обращения: 25.05.2016).
8. Суртаева О.С. Совершенствование интеграционных процессов в малом предпринимательстве: дис. ... канд. экон. наук. – М., 2014.
9. Ленчук Е.Б., Власкин Г.А. Кластерный подход в стратегии инновационного развития зарубежных стран [Электронный ресурс]. URL: institutiones.com/strategies/1928 (дата обращения: 11.05.16).
10. Ротькевич Е. Эксперт на примере «Сапсанов» объяснил, почему кластеры в России не помогают в развитии технологий [Электронный ресурс]. URL: online812.ru/2015/12/24/009/ (дата обращения: 11.05.2016).
11. Доклад об итогах деятельности Роспатента в 2015 г. [Электронный ресурс]. URL: rupto.ru/about/opengov/doklad_itogi_rospatent_2015_.pdf (дата обращения: 25.05.2016).
12. Официальный сайт компании АО «НИИФИ» [Электронный ресурс]. URL: niifi.client.runetsoft.ru (дата обращения: 16.05.2016).
13. Официальный сайт Центра кластерного развития Пензенской области [Электронный ресурс]. URL: clustercenter.ru/clusters/198/ (дата обращения: 15.05.2016).