Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №6 год - 2016
Бикеева М.В.,
кандидат экономических наук, доцент кафедры статистики,
эконометрики и информационных технологий в управлении
Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарёва
Материалы исследования являются продолжением цикла статей, посвящённых проблемам реструктуризации современного бизнеса. Основная причина всплеска внимания к указанной проблематике связана с необходимостью систематизации результатов теории реструктуризации в свете потребности в новых концепциях эффективных стратегий бизнеса для кардинально и быстроменяющихся условий конкуренции в экономике XXI в.
Целью исследования является разработка подхода реструктуризации бизнеса в контексте теории заинтересованных групп. Системный подход лежит в основе взаимодействия современного бизнеса с заинтересованными группами. Результатом реструктуризационных преобразований является долгосрочное развитие предприятия на основе взаимовыгодных отношений с заинтересованными группами в рамках продолжительного партнёрства.
Современная экономика России находится в состоянии фундаментальных преобразований, связанных с развитием процессов глобализации и участием в них России как субъекта мировой экономики. Сложившиеся обстоятельства изменяют условия, в которых протекает предпринимательская деятельность. Основными особенностями новой деловой среды становятся быстрые перемены, глобальная конкуренция, значительные потоки информации и коммуникаций [12, с. 6]. При этом границы между компаниями достаточно условные и бизнес рассматривается как объект, встроенный в систему сложных взаимоотношений с внешней средой. Способность целенаправленно регулировать свои отношения с окружением и осуществлять адаптационные изменения в зависимости от динамики внешней среды бизнесу обеспечат реструктуризационные мероприятия.
В настоящее время, опираясь на зарубежные концепции теории реструктуризации и обобщая накопленный отечественный опыт структурных преобразований, можно утверждать, что причины, вызывающие необходимость реструктуризации экономической системы, могут меняться на протяжении её жизненного цикла. Это формирует новые виды реструктуризации, требует совершенствования методологии её проведения и поиска инновационных стратегий развития. Основная причина всплеска внимания к указанной проблематике связана с необходимостью систематизации результатов теории реструктуризации в свете потребности в новых концепциях эффективных стратегий бизнеса для кардинально и быстроменяющихся условий конкуренции в экономике XXI в.
Различные концептуальные подходы реструктуризации бизнеса представлены в трудах таких зарубежных ученых, как: Ж.-Л. Арегль, С. Дежу, П. Друкер, Ф. Котлер, Д. Кэмпбелл, Ж.-Ж. Ламбен, Ж. Морэн, Д. Ф. Мур, К. Прахалад, Б. Ричардсон, Г. Хамел, М. Хаммер, Ф. Хьюз, Д.О’Шонесси, Дж. Чампи и другие. Резюмируя основные положения зарубежных концепций реструктуризации бизнеса (рис. 1), необходимо отметить, что теория реструктуризации бизнеса эволюционировала параллельно с развитием производственных отношений и прошла несколько этапов. Как показал анализ существующих концепций реструктуризации, в период развития классических школ менеджмента основной акцент сделан преимущественно на совершенствовании внутренней среды предприятия, на повышении эффективности производственного процесса. Позднее процесс реструктуризации предприятия направляется на адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды. Следующий этап развития теории реструктуризации предприятий – реинжиниринг бизнеса – выходит за рамки бизнес-процессов и функционального построения подразделений предприятия. При этом предприятие представляет собой высокодинамичное единство параллельно происходящих процессов реструктуризации организационного, экономического, технологического, финансового характера и может рассматриваться как центральное звено механизма саморегулирования и саморазвития в рыночной экономике.
Отечественный опыт реструктуризации бизнеса также отражён в обширном спектре работ российских экономистов, что свидетельствует об актуальности рассматриваемой проблематики. Среди публикаций, посвящённых адаптации предприятий к требованиям рыночной экономики, стратегическому управлению, диагностике состояния предприятия, проблеме устойчивого развития бизнеса и антикризисному управлению, работы М.Д. Аистовой, О.В. Бабич, О.Н. Бекетовой, Л.П. Белых, К.В. Гайдука, В.Я. Захарова, А.Г. Ивасенко, Г.Б. Клейнера, Е.М. Корольковой, Т.М. Кирилловой, Я.Я. Клементовичус, Д.С. Львова, И.И. Мазура, В.Д. Шапиро и другие.
Ретроспективный анализ работ отечественных экономистов, посвящённых процессу реструктуризации, показал, что для периода 2000–2001 гг. характерны исследования, в которых рассматриваются вопросы теоретического и практического характера проведения реструктуризации бизнеса, её методологические основы (Д.В. Соколова, М.Б. Соколовской, А.К. Тутунджян). Позднее появляются более обобщённые подходы к пониманию сущности процесса реструктуризации как совокупности мероприятий по комплексному приведению условий функционирования предприятия в соответствие с изменяющимися условиями рынка и выработанной стратегией его развития (И.И. Мазур, В.Д. Шапиро) [9, с. 20]. Ценность данного подхода состоит в увязывании таких базовых элементов, как «оптимизация системы функционирования предприятия», «требования внешнего окружения», «стратегия развития», «повышение эффективности и конкурентоспособности». По мнению автора, именно этот подход даёт системное и комплексное представление и наиболее полно раскрывает сущность реструктуризации.
Не стоит игнорировать и ряд других, достаточно интересных определений, отражающих сущность реструктуризации бизнеса сквозь призму сохранения или увеличения прибыли (Л.П. Белых) [3, с. 6]; восстановления конкурентоспособности бизнеса и увеличения его стоимости (Т.А. Зуб, Е.М. Панина) [1, с. 157]; радикальный способ структурных преобразований организации (В.Я. Захаров) [7, с. 151]; изменение структуры капитала и деловых операций компаний (Дж.М. Вахович) и других. Для настоящего времени также характерны попытки обобщения и анализа опыта реструктуризации на разных уровнях её проведения – от отдельных функций до хозяйственной системы в целом [2; 4; 10; 14].
Таким образом, представленный литературный обзор показал отсутствие единого подхода к определению реструктуризации бизнеса. Более того, их совместный анализ позволяет глубже рассмотреть процесс реструктуризации, учитывая все его основные особенности, выделенные разными авторами. При этом необходимость в реструктуризации бизнеса возникает, как правило, в трёх ситуациях:
1) как выход из кризисного положения предприятия;
2) как реакция на неблагоприятные прогнозы деятельности предприятия и негативные изменения, связанные с падением его конкурентоспособности (оперативная реструктуризация);
3) как возможность создания уникальных конкурентных преимуществ для благополучных и быстро растущих предприятий (стратегическая реструктуризация).
С позиции А.А. Томпсона и А.Дж. Стрикленда, стратегия реструктуризации может использоваться диверсифицированными компаниями и предполагает кардинальное изменение портфеля корпорации за счёт исключения одних и приобретения других подразделений. Реструктуризация проводится при наступлении следующих ситуаций:
– затяжного кризиса в ключевых подразделениях компании;
– смены главы корпорации и в соответствии с этим изменения её стратегии;
– появления инновационных технологий или видов продукции, требующих кардинального пересмотра бизнес-портфеля компании для закрепления её на перспективных рынках;
– появления возможности у компании крупного и ценного приобретения, финансирование которого требует продажи активов или нескольких подразделений;
– потери привлекательности ключевой отрасли компании, что требует коренного пересмотра всего портфеля [13, с. 314].
Можно сделать вывод, что большинство учёных-экономистов склонны трактовать реструктуризацию как осуществление структурных изменений на предприятиях. При этом под реструктуризацией одни подразумевают кардинальные и радикальные трансформации, другие – последовательные и постепенные преобразования. Характерной чертой всех представленных научных подходов является акцент на технократические и экономические позиции и полное отсутствие подходов, основанных на взаимоотношениях бизнеса с заинтересованными группами, а также игнорирование социальных и этических сторон функционирования бизнеса. По мнению многих отечественных экономистов, реструктуризация – это, во-первых, объективное экономическое явление, характеризующее изменения во взаимодействии составляющих экономической структуры бизнеса, характеризующее жизнеспособность и динамичность его развития и направленное на повышение экономической эффективности и достижение более высокого уровня конкурентоспособности. Во-вторых, в условиях быстрой смены инновационных технологий, крупных экономических и политических изменений возникает разрыв между требованиями рынка и медленно изменяющейся стратегией предприятия, приводящий к его несостоятельности и банкротству. Реструктуризация в данном случае выступает в качестве своевременной реакции предприятия на изменение требований внешней среды. В-третьих, реструктуризация в целом – позитивный процесс, характеризующий способность предприятия и институтов экономической системы к обновлению и переходу на новые этапы развития.
Однако подобные подходы, на наш взгляд, являются недостаточными для всего спектра требований, предъявляемых внешней и внутренней средой к современному бизнесу. Необходимость в реструктуризации возникает не только у предприятий, находящихся в неблагополучном состоянии. Важность реструктуризации для успешных компаний обосновывается необходимостью постоянно следовать рыночным изменениям и приводить систему управления и функционирования предприятия в соответствие с изменившимися условиями. А наше время как раз диктует необходимость переоценки и адаптации всех элементов управления бизнесом, направленных на гармонизацию интересов заинтересованных групп. Реструктуризация в авторской интерпретации представляет собой комплексный характер преобразований для достижения долгосрочного развития предприятия, затрагивающих формирование взаимовыгодных отношений с заинтересованными группами в рамках продолжительного партнёрства.
В этом контексте реструктуризация является моментом устойчивого развития бизнеса вне зависимости от его масштабности и отраслевой принадлежности.
Современный бизнес встроен в систему отношений, на которые должен реагировать в повседневной своей деятельности. Подобное поведение предусматривает системный подход, рассматривающий бизнес через призму взаимоотношений с разными заинтересованными группами и учёт их интересов [6]. Постоянное отслеживание рыночных изменений и соответствие им являются особенностью маркетингового подхода [11]. Именно наличие маркетинговой основы в процессе реструктуризации бизнеса может эффективно обеспечить достижение ключевой цели – сбалансированность, гармонизацию интересов бизнеса, потребителей и общества в целом, партнёрство всех участников рыночной деятельности. Такое многоуровневое взаимодействие бизнеса с заинтересованными группами обеспечивает, на наш взгляд, целостный маркетинг. Каждый составной элемент целостного маркетинга, формируя отношения с соответствующими заинтересованными группами, обеспечивает ту расширенную систему взаимоотношений бизнеса и ключевых заинтересованных групп, о которых идёт речь [5, с. 249–253].
Концептуальные составляющие процесса реструктуризации современного бизнеса выглядят следующим образом (рис. 2).
Предлагаемый подход ориентирует на поиск сбалансированности внутреннего состояния и внешнего положения предприятия. В связи с этим традиционная схема процесса реструктуризации, на наш взгляд, должна быть дополнена соответствующими принципами, а также целями бизнеса, позволяющими приблизиться к гармонизации интересов ключевых заинтересованных групп с целями самого предприятия. Что касается целевых установок бизнеса в сложившихся условиях, то для согласования интересов ключевых участников корпоративных отношений следует строить «дерево целей». Достижение поставленных целей на основе взаимовыгодного партнёрства способствует получению конкретных результатов, которые представлены автором в цикле статей, посвящённых данной тематике [8].
Таким образом, основные положения авторского концептуального подхода реструктуризации бизнеса в современных условиях хозяйствования:
– границы между компаниями становятся достаточно условными и бизнес встроен в систему взаимоотношений с разными заинтересованными группами;
– оптимальным вариантом достижения успешной деятельности бизнеса являются взаимовыгодные отношения с заинтересованными группами в рамках продолжительного партнёрства;
– интеграция социальной ответственности в рамках взаимоотношений с заинтересованными группами;
– реструктуризация на основе целостного маркетинга рассматривается в качестве инструмента для обеспечения удовлетворённости ключевых заинтересованных групп, повышения степени социальной ответственности и долговременного успешного развития бизнеса.
Литература
1. Зуб А.Т., Панина Е.М. Антикризисное управление организацией: учеб. пособие. – М.: ИД «ФОРУМ»: НИЦ «Инфра-М», 2013.
2. Балашов А.П. Теоретические основы реструктуризации организации: учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Вузовский учебник: Инфра-М, 2016.
3. Белых Л.П. Реструктуризация предприятий: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
4. Бикеева М.В. Систематизация научных взглядов на реструктуризацию предприятия // Проблемы современной экономики. – 2011. – № 2. – С. 139–142.
5. Бикеева М.В., Щенникова И.С. Целостный маркетинг как основа реструктуризации современного бизнеса // Материалы научно-практической конференции сотрудников, аспирантов и студентов вузов России «Современный маркетинг на российских предприятиях: проблемы и перспективы»: сборник научных статей. – Екатеринбург: УрФУ, 2013.
6. Бикеева М.В. Типология заинтересованных групп бизнеса // Системное управление. – 2016. – № 1 (30). – С. 6.
7. Захаров В.Я. Антикризисное управление. Теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления (060000) / В.Я. Захаров, А.О. Блинов, Д.В. Хавин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
8. Иванова И.А., Бикеева М.В. Оценка эффективности реструктуризации бизнеса и его социальной ответственности: современный методологический подход // Менеджмент в России и за рубежом. – 2015. – № 1. – С. 89–96.
9. Мазур И.И. Реструктуризация предприятий и компаний: справочное пособие / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро и др.; под ред. И.И. Мазура. – М.: Высшая школа, 2000.
10. Бикеева М.В. Современная модель эффективного бизнеса: монография / М.В. Бикеева, Н.Ю. Жукова, О.С. Жуковец и др.; под общ. ред. С.С. Чернова. – Кн. 9. – Новосибирск: Издательство «СИБПРИНТ», 2010.
11. Наумов В.Н., Шубаева В.Г. Стратегическое взаимодействие рыночных субъектов в маркетинговых системах: монография. – М.: НИЦ «Инфра-М», 2015.
12. Вдовин С.М. Стратегическое партнерство национального исследовательского университета: реалии и перспективы: монография / С.М. Вдовин, Т.А. Салимова, Н.Д. Гуськова и др. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2014.
13. Томпсон А.А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: пер. с англ. / А.А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд; под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. – М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1998.
14. Кожевина О.В. Управление изменениями: учебник . – 2-е изд., испр. и доп. – М.: НИЦ «Инфра-М», 2016.