Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №6 год - 2016
Демененко И.А.,
старший преподаватель кафедры социологии и управления
Белгородского государственного технологического университета
имени В.Г. Шухова
В статье рассматривается генезис клиентоориентированности высшего образования как фактора повышения конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг.
Автором обосновывается необходимость изменений организационных форм учреждений высшего образования в условиях модернизации системы образования. Предлагаются практикоориентированные механизмы взаимодействия высших учебных заведений с внешними клиентами, направленные на повышение показателей конкурентоспособности вуза, его
имидж и бренд, а также на развитие бизнес-партнёрства.
Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Белгородской области. Грант «Клиентоориентированная организационная культура вуза как фактор эффективного
социально-экономического развития региона» № 16-13-31002 (рук. – И.В. Шавырина).
Во-первых, невозможно сохранить традиционную для индустриального общества модель образования, основанную на интенсивном предоставлении образовательных услуг в первые 20–25 лет жизни с эпизодической «профпереподготовкой» в дальнейшем. Теперь формирование интеллектуального капитала должно осуществляться в принципиально новой системе непрерывного образования, которая принимает в расчёт особенности информационного общества.
Во-вторых, неизбежно изменение организационно-экономической формы хозяйствования вузов. Укрепляется и будет укрепляться роль частных (личных) инвестиций в образовательной стратегии человека. Формируется принципиально новый сигнал рыночной конъюнктуры образовательных услуг – цена образовательной услуги.
В-третьих, возникают индивидуальные траектории (модели, программы) образования, которые создают ещё один тип сигнала рынка – индивидуальные предпочтения потребителя. Реализация индивидуальных предпочтений обеспечивается не только индивидуализацией программ самого учебного заведения, но и возможностью получать образование по месту жительства на всей территории России.
В-четвёртых, увеличивается значение практической направленности образования, связанной с получением набора компетенций для обеспечения интересов бизнеса в любом городе и населённом пункте России. Это требует изменения технологий образования, и электронные технологии создают базу для таких изменений. Следовательно, расширяется пучок сигналов рынка, своевременная реакция на которые будет способствовать активному выполнению миссии вуза.
В-пятых, глобализация делает неизбежной для каждого образовательного учреждения конкуренцию на российском и международном образовательных рынках, что предполагает интеграцию различных образовательных институтов, актуализирует проблему поиска новых организационно-экономических форм хозяйствования вуза.
Всё это диктует необходимость изменений организационных форм образовательных учреждений высшего профессионального образования, включая переход к распределённым образовательным сетям вузов, к разработке индивидуальных образовательных траекторий, к гибким «клиентоориентированным» схемам, основанным на кредитно-модульном принципе, компетентностном подходе, повышенных требованиях к обеспечению качества образования на всех его этапах. Обучать теперь надо на протяжении всей жизни, и послевузовские программы начинают играть большую роль (и по масштабу денежных ресурсов, и по количеству участников процесса) на рынке образовательных услуг [2, с. 22].
Конкурентные преимущества обеспечивают себе те вузы, которые обладают высоким интеллектуальным потенциалом, занимают устойчивые позиции на рынке, создали стратегию развития, базирующуюся на нескольких конкурентных позициях [3, с. 197].
Необходимо сформировать в рамках организационной культуры каждого вуза собственные ценности, позволяющие образовательному учреждению охватывать самую широкую целевую аудиторию. К основным ценностям, по мнению И.Н. Ефимовой, можно отнести [4, с. 38]:
– известность и престиж вуза;
– высокое качество образования, профессионализм преподавателей;
– возможность успешного трудоустройства выпускников после окончания вуза;
– наличие системы международных стажировок и практик;
– возможность получить инновационное и перспективное высшее профессиональное образование (современные программы подготовки и дисциплины);
– возможность учиться на самом современном оборудовании (хорошая материально-техническая база);
– большой выбор направлений подготовки (специальностей);
– высокая степень интегрированности научно-исследовательских процессов.
Для организации конкуренторазвивающего образовательного процесса рекомендуют такие меры:
1) психолого-педагогическое воздействие на студентов для развития акмеологической направленности личности и конкуренто-определяющих личностных качеств;
2) проекция образовательной деятельности вуза на основную и дополнительную специальности студентов;
3) поддержка студентов при желании совмещать учёбу в вузе с работой по специальности (по возможности помогая с трудоустройством);
4) помощь студентам в накоплении необходимого профессионального опыта во время производственных и других практик, содействие в выполнении научных и управленческих заданий;
5) организация внеучебной деятельности студентов для развития поликультурного взаимодействия, информационного обмена, гражданской активности и освоения студентами ряда социальных ролей;
6) междисциплинарная интеграция информации, практическая направленность и контекстность обучения (ориентиры на предметное содержание деятельности, соответствующие роли и функции, деловые и ролевые игры, ситуационно-проблемные задачи) как важное условие повышения учебной мотивации студентов;
7) систематический непрерывный мониторинг индивидуальных результатов студентов, корректировка содержания образовательного процесса.
Понятно, что повысить конкурентоспособность при подготовке специалистов для вуза невозможно без стратегического партнёрства с внешними клиентами. Организовать такое партнёрство сложно в первую очередь из-за того, что у высших учебных заведений и предприятий разнятся цели. Образовательное учреждение нацелено на качественную подготовку специалистов для рынка труда, а предприятия, принимающие на работу молодых специалистов, нацелены в первую очередь на качественное производство продукции. «Ответственность за “целевую функциональную подготовку специалистов” возлагается на вуз, поэтому звучит несколько тавтологично принцип участия вуза во всех этапах подготовки специалистов: учитывая, что собственно вуз и реализует эту задачу, а работодатели должны быть привлечены вузом ко всем этапам подготовки» [5, с. 31].
Университетам важно сохранить научно ориентированную природу, но им необходимо соответствовать требованиям современных предприятий. А фирмы хотят привлечь к работе высоквалифицированные кадры, чтобы получить прибыль.
Университеты – достаточно закрытые организации со сложной внутренней структурой. Бизнес-партнёры зачастую «не представляют, как функционирует то или иное подразделение вуза, где находится нужный им “центр экспертизы”, кто отвечает за реализацию конкретных проектов» [6, с. 207]. Подобная «распылённость» приводит к долгим трудоёмким согласованиям до начала совместной работы. Только преодоление излишнего бюрократизма и сокращение промежуточных процедур способны создать эффективный механизм сотрудничества учреждений высшего образования с бизнес-структурами.
Одним из вариантов решения проблемы может стать разработка совместной стратегии вузов и бизнес-сообщества. В стратегии стоит чётко описать главные направления и конечные результаты совместной деятельности. Важно подойти к разработке подобных документов осторожно, учитывая все «подводные камни». «Главным принципом партнёрства должно стать “развитие при сохранении”: стремление позаимствовать у каждой из сторон взаимодействия наиболее выгодные черты, сохранив при этом фундаментальные основы собственной деятельности» [4, с. 39]. В противном случае университеты, воодушевлённые перспективами партнёрства с бизнесом, будут дрейфовать к большей коммерциализации, а на смену образованию придут «образовательные услуги».
На мой взгляд, взаимодействие высших учебных заведений с внешними клиентами должно осуществляться на трёх уровнях организации образовательного процесса.
Первый уровень необходим при стратегическом планировании целей и результатов подготовки компетентных специалистов. Он включает:
– выявление актуального перечня общекультурных компетенций выпускника вуза, которые должны быть сформированы в рамках выбранной образовательной программы на основе профессиональных отраслевых стандартов и концепции опережающего образования;
– проектирование основных образовательных программ (ООП) на основе целеполагания в форме заявленных общекультурных компетенций выпускника вуза, отражающих основные требования бизнес-сообщества к социокультурной составляющей подготовки специалистов.
Второй уровень взаимодействия предполагает:
– создание инновационной социокультурной среды вуза с учётом потребностей и интересов образования, науки и бизнеса;
– разработку и внедрение в образовательный процесс эффективных способов и технологий формирования клиентоориентированной организационной культуры, включая обязательное участие в реализации данного процесса ведущих специалистов со стороны науки и производства.
На третьем уровне партнёрства вузов с внешними клиентами для подготовки конкурентоспособных кадров необходимо:
– активное участие внешних клиентов (прежде всего представителей бизнеса) в системе контроля уровня сформированности заявленных общекультурных компетенций выпускника вуза;
– развитие новых процедур оценки качества подготовки будущих специалистов в рамках компетентностного подхода, включая разработку и внедрение инновационных систем контроля уровня сформированности общекультурных компетенций специалистов (проверка способности находить решение сложных проблем, связанных с ценностями, нормами поведения в конкретных ситуациях);
– создание эффективных методов управления качеством образовательного и воспитательного процессов с учётом требований работодателей.
Модернизация высшего профессионального образования напрямую связана с экономикой через обеспечение предпринимательских структур кадрами. Экономика, основанная на знаниях, означает, что главный ресурс – это люди, их человеческий капитал. Приоритет в подготовке кадров обусловлен требованиями нового технологического уклада экономики [7, с. 552]. Повышение значимости клиентоориентированного подхода в управлении высшей школой откроет возможность выхода вуза на международную арену образования, повышения конкурентоспособности, статусности, качества образования, а также инновационного потенциала образовательного учреждения.
Литература
1. Гулей И.А., Шавырина И.В. Социокультурная модель развития организационной культуры вуза в условиях повышенной конкуренции выпускника // Менеджмент в России и за рубежом. – 2015. – № 5. – С. 91–96.
2. Бахарев В.В., Гузаиров В.Ш. Социализация студенческой молодежи: межкультурные аспекты // Социально-гуманитарные знания. – 2012. – № 8. – С. 20–26.
3. Гулей И.А., Папанова О.А. Организационная культура как маркетинговый актив конкурентоспособности вуза // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. – 2014. – № 4. – С. 197–200.
4. Ефимова И.Н. Анализ мотивации абитуриентов при выборе вуза (на примере Нижегородской области) // Университетское управление: практика и анализ. – 2011. – № 6. – С. 38–45.
5. Гринкруг Л.С., Василенко В.С. Обновление образовательной системы вуза: модель взаимодействия с внешней средой // Университетское управление: практика и анализ. – 2011. – № 3. – С. 31.
6. Avilova. Z.N., Gulei I.A., Shavyrina I.V. Formation of the Customer-Centric Organizational Culture of the University as a Factor of Effective Social and Economic Development of the Region // Mediterranean Journal of Social Sciences. – 2015. – V. 6. – № 3. – Pp. 207–216.
7. Gulei I.A., Smolenskaya O.A., Shavyrina I.V., Shapovalova V.A. Conceptual bases of formation client-oriented organizational culture of the high school // Journal of Advanced Research in Law and Economics. – 2015. – V. 6. – № 3. – Pp. 551–559.