Экспресс-оценка установок внутригруппового взаимодействия в организационной среде



Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №1 год - 2017


Никишина В.Б.,
доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой
психологии здоровья и коррекционной психологии Курского
государственного медицинского университета, декан ФПК

Петраш Е.А.,
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии
здоровья и коррекционной психологии Курского государственного
медицинского университета

Никишин И.И.,
магистр физического факультета Московского государственного
университета имени М.В. Ломоносова


В статье представлена методика экспресс-оценки установок внутригруппового взаимодействия в организационной среде, включающая индивидуальные (лидерские установки, установки дистанцирования, конструктивные установки, демонстративные установки) и общегрупповые (установки сотрудничества, установки соперничества) параметры. Представленная методика позволяет в ограниченное время сформулировать диагностические гипотезы для систематического диагностирования структурных подразделений организации.

Современная организация характеризуется наличием цели; совместной деятельностью членов организации; наличием ресурсов (люди, материалы, технология и информация); связью с внешней средой; горизонтальным и вертикальным разделением труда; обособленностью, выражающейся в замкнутости внутренних процессов и наличии границ, отделяющих организацию от внешнего окружения; саморегулированием; организационной культурой [5]. Организационная среда требует эффективности взаимодействия её субъектов [4], бесконфликтного эмоционально-положительного или эмоционально-нейтрального функционирования сотрудников организации [1; 2]. Для оценки эффективности внутриорганизационного взаимодействия была разработана и стандартизирована
методика экспресс-оценки установок внутригруппового взаимодействия.


Связь эффективности организации и её управляемости обеспечивается взаимодействием субъектов организационной структуры, которое, в свою очередь, регулирует их установки на выполнение совместной деятельности [3]. Поэтому и необходимо диагностировать внутригрупповое взаимодействие в организационной среде.


По библиометрическому анализу 205 исследований межличностного взаимодействия за 2010–2016 гг. в трудах отечественных психологов на информационной базе сайта E-library выявлен рост исследовательского интереса к феномену межличностного взаимодействия (рис. 1). Общей тенденцией всех современных отечественных исследований межличностного взаимодействия является исключительное преобладание в методической базе опросных методик на фоне общего роста исследовательской активности изучения взаимодействия в организационной среде.



Методика оценки установок внутригруппового взаимодействия была сконструирована на основе темпово-динамического критерия. По инструкции задание выполняется быстро (30 секунд и по первой реакции); проективный критерий был введён через организацию образного действия.


Ресурсы методики экспресс-оценки установок внутригруппового взаимодействия на процедурно-технологическом уровне: быстрота проведения (1,5 минуты), небольшие организационные затраты, многошкальность методики, трудность для испытуемых давать социально ожидаемые реакции. Преимущества методики на концептуально-методическом уровне: методика позволяет объединить и групповые показатели (установки сотрудничества–соперничества), и установки взаимодействия личности в группе (лидерские установки, установки дистанцирования, демонстративные установки, конструктивные установки). Её можно применять в разных организационных структурах.


Методику экспресс-оценки установок внутригруппового взаимодействия можно использовать для мобильного мониторинга установок внутригруппового взаимодействия в реальных группах действующих организаций. Можно быстро сформулировать диагностические гипотезы для систематического диагностирования структурных подразделений организации.


Мы принимаем, что взаимодействие реализуется в трёх континуальных направлениях (действие–противодействие; конфликт–кооперация; дифференциация–интеграция), которые определяются системой установок внутригруппового взаимодействия.


Установки лидерства–дистанцирования реализуются через дифференциацию–интеграцию взаимодействия; установки сотрудничества–соперничества реализуются при взаимодействии конфликт–кооперация; конструктивные и демонстративные установки обеспечивают действие–противодействие в межличностном взаимодействии. Система установок внутригруппового взаимодействия реализуется на индивидуальном уровне в лидерских установках и установках дистанцирования, а также в деструктивных и конструктивных установках, которые организованы по континуально-дихотомическому принципу. Лидерские установки и установки дистанцирования определялись как установки, наиболее чувствительные к статусному позиционированию во внутригрупповом взаимодействии. Конструктивные и демонстративные установки определялись как установки качества готовности к взаимодействию. На уровне групповых установок выделены установки сотрудничества–соперничества, которые в данном случае оцениваются на уровне всей группы в целом. Они позволяют определить общегрупповые тенденции взаимодействия (рис. 2).



Методика оценивает индивидуальные и общегрупповые установки взаимодействия в условиях организационной среды. Основными диагностическими параметрами методики являются: лидерские установки; установки дистанцирования; установки сотрудничества; установки соперничества; конструктивные установки демонстративные установки. Принятое решение «как изображать» является диагностическим показателем деструктивности–конструктивности установок.


Обработка результатов проведена по выделенным диагностическим показателям.


С целью соблюдения конфиденциальности каждый член группы, участвующий в процедуре оценки, получал свой индивидуальный код. Подсчёт количественных показателей методики экспресс-диагностики установок внутригруппового взаимодействия проведён по показателям: лидерские установки; установки дистанцирования; установки сотрудничества; установки соперничества; конструктивные установки; демонстративные установки.


Оценка лидерских установок дана по трём показателям: размер руки (реалистичный – оценивается в 0 баллов; больше реального – оценивается в 1 балл; меньше реального – оценивается в 0 баллов); порядковый номер изображения руки как последовательность выполнения задания в группе (от 1 до 3 оценивается в 1 балл; от 4 и далее оценивается в 0 баллов); расположение рук (изображение по центру листа оценивается в 1 балл; изображение на периферии листа оценивается в 0 баллов). Наибольшее значение показателя лидерских установок соответствует 3 баллам.


Показатель установок на сотрудничество оценивается через индекс включённости (ИВ). ИВ определяется как отношение количества контактных изображений к общему количеству участвующих членов группы (%); количество контактных изображений рассчитывается как сумма всех пересекаемых и соприкасаемых изображений руки.


Наибольшее значение ИВ – 100%.



Демонстративные установки включают три показателя, каждый из которых оценивается в 1 балл: показатель детализации изображения (ногти, украшения, татуировки); нереалистичный размер изображения руки (больше или меньше); нереалистичные качества изображения руки (трёхпалость, шестипалость, кулак). Наибольшее значение показателя демонстративных установок – 3 балла.


Показатели конструктивных установок: предложение субъектом способа группового решения (оценивается в 1 балл); организация группового взаимодействия при выполнении задания по инструкции (оценивается в 2 балла). Наибольшее значение показателя конструктивных установок – 3 балла.


Установки дистанцирования оцениваются через показатели расположения рук (расположение изображения в центре оценивается в 0 баллов; расположение изображения на периферии оценивается в 1 балл); размер руки (реалистичное изображение и изображение, больше реального, оцениваются в 0 баллов; изображение, меньше реального, оценивается в 1 балл); пересечение (соприкосновение) изображений рук (отсутствие пересечений оценивается в 1 балл, присутствие пересечений оценивается в 0 баллов).


Наибольшее значение показателя установок дистанцирования соответствует 3 баллам.


Для каждого члена группы подсчитываются значения количественных показателей по индивидуальным установкам внутригруппового взаимодействия; также подсчитываются два общегрупповых показателя (установки на сотрудничество и установки на соперничество). Дифференциация установок по направленности сотрудничества–соперничества может осуществляться как на групповом, так и на индивидуальном уровне. Оцениваются установки сотрудничества–соперничества на групповом уровне как доминирующая тенденция внутригруппового взаимодействия. Затем полученные показатели качественно оценивают (табл. 1).



Универсальность методики экспресс-оценки установок межличностного взаимодействия позволяет применять её в различных организационных структурах: торгово-посреднических, производственных, организациях муниципального управления. Оценка результатов осуществлялась по четырём индивидуальным показателям (лидерские установки, установки дистанцирования, конструктивные установки, демонстративные установки) и двум групповым показателям (установки соперничества, установки сотрудничества). По результатам экспресс-оценки установок межличностного взаимодействия строится профиль систем индивидуальных установок членов группы по параметрам конструктивность–демонстративность и лидерство–дистанцирование (рис. 3 и 4).


Результаты оценки по каждой группе могут быть представлены в виде диаграмм долевого распределения показателей уровня сформированности индивидуальных установок внутригруппового взаимодействия (лидерские установки, установки дистанцирования, демонстративные установки, конструктивные установки) по группе (рис. 4).


Групповые показатели (установки на соперничество и сотрудничество) также могут быть представлены в графической форме как для разных организационных структур (рис. 5А), так и для различных структурных подразделений в одной организационной структуре (рис. 5В).




Предлагаемая методика экспресс-оценки установок внутригруппового взаимодействия стандартизирована. Стандартизация работы с методикой предполагает унификацию инструкции (испытуемым даётся чётко сформулированная инструкция), бланка фиксации результатов (см. приложение), а также условий обследования (единообразие необходимого оборудования, одинаковая длительность проведения). Методика оценивалась по показателям конвергентной валидности и надёжности.


Конвергентную валидность оценивали по связям показателей методики с показателями существующих методик, используя r-критерий ранговой корреляции Спирмена для р < 0,01). В результате оценки взаимосвязей показателей методики экспресс-диагностики установок внутригруппового взаимодействия с показателями существующих методик социально-психологической диагностики в реальных группах(1 )выявлены прямо пропорциональные связи, диапазон значимости которых варьируется от 0,56 до 0,98 (при р < 0,01). Это свидетельствует о высоком уровне конвергентной валидности методики экспресс-оценки установок внутригруппового взаимодействия в реальных группах по параметрам: лидерские установки, установки дистанцирования, установки сотрудничества, установки соперничества, конструктивные установки, деструктивные установки.


Оценка внутренней согласованности методики экспресс-оценки установок внутригруппового взаимодействия осуществлялась через процедуру корреляционного анализа диагностических показателей (Спирмен, р < 0,01). Выявлены статистически значимые обратно пропорциональные связи между: показателем индекса группового соперничества и показателем индекса сплочённости (r = –0,67); показателем лидерских установок и показателем дистанцирования (r = –0,64); показателем демонстративности и дистанцирования (r = –0,52) (рис. 6).

 


(1) Оценка социометрического статуса членов группы («Социометрия» Дж. Морено); индекс сплочённости («Социометрия» Дж. Морено); оценка количества выборов, которые сделал сам каждый член группы («Социометрия» Дж. Морено); организованность группы («Арка» Л.И. Уманского, А.С. Чернышева, С.В. Сарычева); шкалы L «принятие других» и D «стремление к доминированию» (опросник «Социально-психологическая адаптация» К. Роджерса, Р. Даймонда); шкалы «властный-лидирующий стиль взаимодействия», «независимый-доминирующий стиль взаимодействия» и «сотрудничающий конвенциональный стиль взаимодействия» (опросник диагностики межличностных отношений Т. Лири в адаптации Л.Н. Собчик).




Полученные коэффициенты корреляции, значимые при р = 0,01 и организованные по континуальному соответствию, варьируют от 0,52 до 0,67, подтверждая высокий уровень внутренней согласованности диагностических показателей.


Процедура психометрической проверки надёжности методики экспресс-оценки установок внутригруппового взаимодействия осуществлялась через расчёт коэффициента надёжности Кронбаха (α). Были получены следующие значения коэффициента надёжности по диагностируемым параметрам (р < 0,01): лидерские установки (лидер демонстративный, лидер конструктивный, лидер сотрудничающий, лидер соперничающий) α = 0,736; установки сотрудничества (индекс включённости) α = 0,708; установки соперничества (индекс группового соперничества) α = 0,749; демонстративные установки (демонстративность) α = 0,802; конструктивные установки α = 0,758; установки дистанцирования (дистанцированность) α = 0,712. Полученные результаты свидетельствуют о статистической достаточности уровня надёжности.


Возможности использования методики экспресс-оценки установок внутригруппового взаимодействия: во-первых, оптимальное соотношение общеорганизационных тенденций групповых установок соперничества и сотрудничества вписывается в формулу «соперничество ≤ сотрудничество»; во-вторых, оценка установок внутриорганизационного взаимодействия в динамике развития организационных отношений; в-третьих, оценка качественных характеристик установочного потенциала каждого субъекта организационной среды.


Литература
1. Войлокова Е.Е., Гаврилова М.Л. Концепции профессиональных ролей современного HR-менеджера // Менеджмент в России и за рубежом. – 2016. – № 2. – С. 120–126.
2. Клепнева К.В. Вознаграждение клиентоориентированного персонала // Менеджмент в России и за рубежом. –2015. – № 1. – С. 120–125.
3. Лазаренко В.А., Никишина В.Б., Запесоцкая И.В., Медведева М.В. Технология оценки эффективности взаимодействия структурных подразделений вуза // Менеджмент в России и за рубежом. –2014. – № 3. – С. 60–68.
4. Лю Ч., Парфентьева О.В. Управление организационной средой: ISO 9001:2015 //Актуальные проблемы права, экономики и управления. – 2015. – № 11. – С. 42–47.
5. Пригожин А.И. Методы развития организаций. – М.: МЦФЭР, 2003.

 

Приложение


Процедура. Процедура реализуется последовательно в два этапа. Продолжительность исследования составляет 30 секунд. Необходимое оборудование: калька 110 × 60 см; скотч;
набор маркеров (синий, чёрный, красный) на каждого участника группы; секундомер; средства видео. Лист кальки клеится к столу скотчем. Затем всей группе предлагается подойти к столу с закреплённой на нём калькой; выбрать каждому один маркер любого цвета. Инструкция: «Внимание! После того как инструкция прозвучит, Вы приступаете к выполнению. Задавать вопросы будет нельзя. В течение 30 секунд нарисуйте изображение руки и подпишите её своим именем. Приступили!» Экспериментатор фиксирует на кальке цифрой последовательность выполнения задания каждым участником группы.


Процедура проводится в группе численностью от 5–6 до 13–14 человек.



12.12.2024

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста