Концептуально-методические основы формирования региональной политики развития и поддержки малого предпринимательства



Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №5 год - 2010


Саак А.Э.,
к. т. н., заведующий кафедрой
государственного и муниципального права
и управления ТТИ ЮФУ

Брюханова Н.В.,
к. э. н., доцент кафедры
государственного и муниципального права
и управления ТТИ ЮФУ

Основой развития современной рыночной экономики, а следовательно, территориального развития является эффективное функционирование малого бизнеса, который представляет собой не только один из основных структурообразующих факторов рыночной экономики и важную движущую силу её развития, но и социально значимый элемент общества, обеспечивающий формирование широкого социального слоя среднего класса, дополнительных рабочих мест. В связи с этим необходимо формирование развитой системы поддержки малого  предпринимательства в регионе, большую роль в которой играет региональная программа поддержки малого предпринимательства (рис. 1). Необходимость в разработке такой программы возникает, если имеются значительные несоответствия между тем, что есть, и тем, что желательно иметь с точки зрения социально-экономических интересов территории.

В настоящее время формирование таких программ на региональном уровне зачастую не отвечает требованиям программно-целевого подхода (отсутствуют обоснования выбранных приоритетов, целей, расчёты эффективности реализации как отдельных компонентов, так и программы в целом), а большинство разработанных региональных программ поддержки малого предпринимательства дублирует государственную программу. Вместе с тем среди огромного числа факторов, влияющих на развитие малого предпринимательства в России, значительная роль принадлежит именно тем группам факторов, которые можно назвать региональными или территориальными в силу того, что их количественные значения сильно варьируют по различным регионам России. Эти факторы связаны с огромной пространственной протяжённостью государства, большим количеством административно-территориальных образований (республики, автономные округи, края, области), которые существенно отличаются друг от друга по множеству важнейших показателей. К ним можно отнести социально-экономическую и политическую ситуацию, степень соответствия регионального законодательства решаемым задачам, уровень обеспеченности собственными ресурсами всех видов, сложившуюся структуру экономики, состав населения и его менталитет, производственный, технологический, интеллектуальный, инфраструктурный потенциалы данного региона, а также разного рода риски, которые связаны с осуществлением предпринимательской деятельности и тоже существенно влияют на развитие новых экономических структур (рис. 2).

Существующий механизм создания региональной программы поддержки малого  предпринимательства включает предпроектную стадию и три последовательных этапа:
1) формирование целей программы;
2) разработка вариантов программы, включающих отраслевые и функциональные подпрограммы;

3) отбор и утверждение окончательного варианта программы поддержки малого  предпринимательства (рис. 3).

Качество разработки программы обеспечивается подготовительной работой предпроектной стадии, куда входят:
– проведение комплексного анализа (социально-экономического положения территории, состояния развития малого предпринимательства, результатов выполнения предыдущей программы поддержки малого предпринимательства);
– определение приоритетных направлений развития малого предпринимательства на территории;
– разработка бизнес-карты территории.

Особый интерес представляет возможность количественной оценки региональных факторов, а также выявление степени влияния каждого из них на развитие малого бизнеса в регионе. Но малый бизнес во многом зависит от внешней среды (экономической, политической, социальной), которая характеризуется не только количественными, но и качественными показателями, а существующие методы анализа и принятия решений либо требуют большого массива статистической информации, либо не позволяют комплексно оценить предпринимательский климат региона. Поэтому на основе когнитивного моделирования разработана методика анализа и принятия решений в сфере управления малым бизнесом, которая позволила учесть при анализе как количественные, так и качественные факторы, влияющие на развитие малого бизнеса, получить знания о возможности развития ситуации при управлении малым бизнесом, о комплексе возможных воздействий на ситуацию, изменяющих её в нужном направлении. Она включает следующие этапы (рис. 4):

I. Построение когнитивной карты взаимодействия малого предпринимательства с внешней средой: сбор, систематизация, анализ существующей статистической и качественной информации по состоянию малого предпринимательства, его проблемам и взаимодействию с внешней средой; определение экспертным путём на основании имеющейся информации списка базисных факторов, которые необходимо учитывать при анализе состояния малого предпринимательства и его взаимодействия с внешней средой; установление причинно-следственных связей между факторами, что позволяет выявить основные направления влияния факторов; определение позитивности влияния (положительное «+», отрицательное «–»).

II. Разработка когнитивной модели взаимодействия малого предпринимательства с внешней средой в виде функционального графа. При этом важно определить взаимосвязи между факторами в виде степени влияния вершин, приписать дугам веса wij или установить функциональные зависимости между вершинами.

III. Анализ структуры когнитивной модели включает анализ связности когнитивной модели и анализ её устойчивости.

IV. Когнитивное моделирование. Этот этап включает импульсное моделирование, сценарный анализ, анализ устойчивости к возмущениям и анализ чувствительности.

V. Разработка модели принятия управленческих решений в условиях риска и неопределённости. Построение модели принятия управленческого решения в виде «платёжной матрицы».

В результате применения данной методики была построена когнитивная модель механизма взаимодействия малого предпринимательства с внешней средой среднестатистического региона (рис. 5). Она даёт возможность получить максимально развернутую наглядную картину различных мер поддержки малого предпринимательства и проследить тот социально-экономический эффект развития региона, который будет достигаться при тех или иных действиях региональных властей по развитию малого бизнеса.

Результаты проведённого когнитивного моделирования (q-анализа, сценарного анализа, анализа чувствительности) позволили выявить стратегии поддержки развития малого предпринимательства в регионе, направления разработки рекомендаций по принятию решений, касающихся совершенствования управления малым бизнесом региона.

Сценарии, полученные в результате анализа, послужили альтернативами для принятия решений. Выявленные альтернативы развития малого предпринимательства согласно методике анализа и принятия решений в сфере управления малым бизнесом представлены в виде платёжной матрицы (табл. 1).



Полезность каждой из предложенных альтернатив была оценена экспертным методом. При этом учитывались скорость развития процессов, количество управляющих воздействий, экономический и социальный эффект (улучшение инвестиционного климата, рост доходов бюджета и уровня жизни населения) и использовалась следующая шкала (1; 10):
– количество малых предприятий быстро растёт, экономический и социальный эффект достигается достаточно быстро, количество управляющих воздействий минимально (9; 10);
– рост количества предприятий происходит с меньшими темпами, при этом экономический и социальный эффект достигается достаточно быстро, количество управляющих воздействий минимально (7; 8);
– рост количества предприятий происходит с меньшими темпами, при этом экономический и социальный эффект достигается, но количество управляющих воздействий возрастает (5; 6);
– рост количества предприятий происходит достаточно медленно, при этом экономический и социальный эффект достигается не сразу, количество управляющих воздействий минимально (3; 4);
– рост количества предприятий происходит достаточно медленно, при этом экономический и социальный эффект достигается не сразу, но количество управляющих воздействий значительно возрастает (1; 2).

Возможность наступления каждого события считалась равновероятной.

Для выбора оптимальной стратегии был использован критерий максимизации математического ожидания полезности, при котором выбирается стратегия, обеспечивающая максимальную ожидаемую оценку:

Опираясь на результаты исследования, целесообразно выбрать 5-ю стратегию, то есть создать специализированные отраслевые центры малых предприятий, при которой количество малых предприятий растёт достаточно быстро, обеспечивая положительный социально-экономический эффект. Такой механизм взаимодействия малого предпринимательства с внешней средой среднестатистического региона представлен четырьмя блоками (рис. 6), куда входят:
– региональные органы власти, выполняющие нормативно-правовое обеспечение, налоговое регулирование, субсидирование малых предприятий приоритетных отраслей. Сюда относятся отраслевые и межотраслевые министерства и ведомства, департамент развития малого предпринимательства, региональный фонд поддержки малого предпринимательства;
– крупные предприятия, играющие важную роль в развитии малого бизнеса региона. Для привлечения их ресурсов в целях развития малого бизнеса целесообразно использовать получившую широкое распространение на Западе и дающую значительный экономический эффект систему сотрудничества крупного и малого предпринимательства через систему контрактации и субконтрактации, особенно в производственной сфере;
– инфраструктурные и институциональные организации включают бизнесин кубаторы, кредитные организации, лизинговые компании, торгово-промышленные палаты, микрофинансовые  институты и другие организации, приз ванные оказывать информационно-консалтинговую, имущественную, финансово-кредитную поддержку;
– отраслевые специализированные центры малых предприятий, играющие важную роль в развитии сектора малого бизнеса в регионах. В рамках таких центров должны решаться все основные проблемы, связанные с образованием малых предприятий и их функционированием в определённых отраслях экономики, в частности: юридическое оформление создания; получение кредита для образования стартового капитала; закупка необходимого оборудования; подбор кадров и повышение их квалификации; научно-техническое, юридическое, управленческое и другие виды консультирования; юридическая защита интересов малого предпринимательства в отраслях.

Таким образом, создание представленного регионального механизма является  высокоэффективным инструментом решения проблем малого предпринимательства в регионе. Он позволит обеспечить бюджетный эффект – увеличение налоговых поступлений в бюджет, социальный эффект – создание новых рабочих мест в сфере малого предпринимательства, коммерческий эффект – рост предпринимательской прибыли малых предприятий, институциональный эффект – создание благоприятной рыночной среды.

Литература
1. Горелова Г.В., Радченко С.А., Брюханова Н.В. Когнитивное моделирование как инструментарий исследования состояния и развития малого бизнеса в регионе // Системный анализ в проектировании и управлении : Tруды Х Международной науч.практ. конф. – СПб. : Изд-во политех. ун-та, 2006. – Ч. 1.
2. Илышев А.М., Демчук О.Н. Интегративные процессы в сфере малого бизнеса региона // Региональная экономика. – 2005. – № 5.
3. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство : учебник. – М. : ИНФРА-М, 2004.
4. Ларичева З.М., Стрелкова Л.В. Малый бизнес: проблемы и перспективы его развития // Менеджмент в России и за рубежом. – 2006. – № 5.
5. Саак А.Э., Тюшняков В.Н. Разработка управленческого решения : учебник для вузов. – СПб. : Питер, 2007.
6. Саак А.Э., Пахомов Е.В., Тюшняков В.Н. Информационные технологии управления : учебник для вузов + CD. – СПб. : Питер, 2008.
7. Сидибе П. Мал бизнес, да дорог // Российская газета. Федеральный выпуск. – 2008. – № 4624.

08.09.2016

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста