Государственное управление


Программно-целевой метод регулирования экономики в отличие от других инструментов региональной политики (дотаций, субвенций, трансфертов) лучше учитывает многообразие факторов, определяющих динамику развития в регионе.


Важнейшими функциями целевых программ являются: проблемно-целевая ориентация организаций региона; организационно-регулирующая, которая выявляет источники и объём ресурсов, выделенных для реализации программы, заказчиков, исполнителей, показателей, сроков и результатов; стимулирующая, которая определяет взаимные обязательства, систему поощрений и ответственность сторон; контролирующая функция обеспечивает мониторинг и оперативность реагирования на возможные отклонения.

Решение задачи планирования и развития системы регионов и отраслей напрямую связано с грамотной аналитико-прогностической работой по комплексу взаимосвязанных участников рынка (хозяйствующих субъектов) и их ключевых социально-экономических показателей. Это обусловлено структурой модели анализа территориальных межотраслевых объектов (модели АТМО) [1] и базой данных, обеспечивающей модель информацией.

Развитие и совершенствование сети автомобильных дорог общего пользования на территории региона осуществляются посредством реализации долгосрочных дорожно-строительных программ.

Региональная дорожно-строительная программа (РДСП) – это комплекс взаимоcвязанных по целям, ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на формирование единой региональной сети автомобильных дорог, удовлетворяющей нормативным требованиям к качеству, надёжности, безопасности и экологичности её элементов, обеспечивающей создание условий для реализации внутреннего потенциала социально-экономического развития региона. Автомобильные дороги в силу своих системообразующих и связующих функций напрямую оказывают влияние на результаты деятельности большинства хозяйствующих субъектов, создают предпосылки для ускорения диверсификации экономик регионов и повышения со циально-экономической интеграции между субъектами Российской Федерации. На сегодняшний день разработано много различных методов формирования инвестиционных программ, которые достаточно подробно рассмотрены в работах [1–6]. Эти методы пригодны для обоснования инвестиционных программ действующих предприятий, однако проблема формирования дорожно-строительных программ на региональном уровне до сих пор не была решена.

Одно из самых тяжёлых кризисных явлений – это существенное ухудшение ситуации на рынке труда, характеризующейся, с одной стороны, значительным увеличением предложения рабочей силы вследствие массовых сокращений и увольнений и, с другой стороны, снижением спроса на неё. Значительно увеличилось количество незанятых граждан, обратившихся в государственные органы занятости, уменьшились доходы трудящихся людей. По данным Федеральной службы государственной статистики [6], в 2009 г. общая численность безработных граждан составила 6,3 млн человек (8,4% к экономически активному населению, в 2008 г. – 4,9 млн чел, или 6,4%). Почти удвоилось число безработных, получающих пособие по безработице (2,084 млн человек против 1,4 в 2008 г.). За последние три года структура безработных существенно изменилась – без работы остались люди высокой квалификации и зачастую имеющие немалый опыт в той или иной отрасли (сильнее всего пострадали менеджеры, финансисты, экономисты, банкиры). Данная ситуация значительно усложнила задачу органов службы занятости. Проблема заключалась в установлении оптимального соответствия между вакансией и уровнем квалификации соискателя.

Управление земельными ресурсами, земельные отношения и строительство относятся к одной из самых регулируемых сфер в Российской Федерации. Это выражается в большом количестве нормативных правовых актов, регулирующих использование, охрану, управление землёй, а также возникающие в связи с этим земельные отношения. При подготовке и согласовании документации на строительство могут участвовать десятки инстанций, каждая из которых издаёт свои внутренние документы по компетенции.

В современных условиях российской экономики и её стремлении к рыночным методам хозяйствования происходит перевод ряда функций из областей, которые ранее были полностью подчинены государственному управлению, на новые рыночные механизмы финансирования и управления. Это обусловлено общими тенденциями экономики всех развитых стран.

In the article the problems of development in scientific and technical sphere of the participating countries of the Eurasian economic Union in conditions of unstable financial and economic situation and on this basis formulated the main features of formation of a promising model for creating innovative integrated Federal system in the scientific-technical sphere of the participating countries of the EAEU.

Наука и высокие технологии являются решающими факторами комплексного развития страны. За счёт реализации результатов инновационной деятельности пополняется около 90% американского бюджета, от 70 до 80% бюджетов стран ЕС, около 100% – Японии. В России примерно на 80% бюджет пополняется за счёт сырьевых отраслей [1]. Основные доли мирового рынка наукоёмкой продукции занимают следующие страны: 39% – продукция США, 30% – Японии, 16% – Германии. Доля России составляет всего 0,3%.

Основой развития современной рыночной экономики, а следовательно, территориального развития является эффективное функционирование малого бизнеса, который представляет собой не только один из основных структурообразующих факторов рыночной экономики и важную движущую силу её развития, но и социально значимый элемент общества, обеспечивающий формирование широкого социального слоя среднего класса, дополнительных рабочих мест. В связи с этим необходимо формирование развитой системы поддержки малого  предпринимательства в регионе, большую роль в которой играет региональная программа поддержки малого предпринимательства (рис. 1). Необходимость в разработке такой программы возникает, если имеются значительные несоответствия между тем, что есть, и тем, что желательно
иметь с точки зрения социально-экономических интересов территории.

Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ, Закон). Он призван пресекать злоупотребления и предотвращать коррупцию при расходовании бюджетных средств, а также повысить эффективность такого расходования. И той и другой теме исследователи уделяют внимание. Мы же попытаемся рассмотреть организационную эффективность системы размещения заказов и расходования бюджетных средств, которая сложилась в России к началу 2010 года.

Начало 1990-х гг. ознаменовалось переходом России к новым экономическим условиям. В 1991–1992 гг. были приняты нормативные правовые акты, в соответствии с которыми:
- упразднялись централизованное распределение материальных ресурсов и обязательный государственный заказ;
- отменялось принудительное сохранение сложившихся хозяйственных связей, по одностороннему
требованию покупателя;
- устанавливалась новая договорная система хозяйственных связей – рыночная, главными
инструментами которой являются договоры, контракты, соглашения.

Возможности и преимущества программно-целевого подхода проявляются в организации управления, связанного с решением крупномасштабных проблем стратегического, народнохозяйственного уровня. Для этого, как правило, требуется комплексное согласование и целенаправленное вовлечение большого числа исполнителей разных отраслей и регионов, специализаций и возможностей, а также значительных объёмов финансовых, трудовых, материально-технических, информационных и других видов ресурсов.

Интеграция постсоветских стран в мировое сообщество требует адаптации государственного управления к требованиям и стандартам, принятым в развитых странах мира. В англоязычной научной литературе бюрократизм часто именуют red-tapish, red-tapist1. Под этим  словосочетанием понимают ведомственные барьеры, преграды, «административные рогатки», бумажную волокиту, канцелярщину, пренебрежение к сути дела ради соблюдения формальностей, а также систему управления, которая характеризуется оторванностью от народа.

Авиастроение является стратегической отраслью государства, так как развитая база авиастроительной промышленности обеспечивает национальную безопасность, экономическую стабильность, способствует технологическому развитию отечественной промышленности, росту числа высокооплачиваемых рабочих мест, увеличивает доходы государства от экспорта и, наконец, поднимает престиж страны в мире. Являясь стратегической отраслью экономики, авиастроение не может развиваться без поддержки со стороны государства. Особенности производства и маркетинговых мероприятий на рынке гражданских воздушных судов тесно связаны с экономическими, промышленными, технологическими и регулирующими факторами, создаваемыми государством.

В стране взят курс на реформирование бюджетной системы. Основу реформы составляет переход к программно-целевому методу бюджетного планирования, который обеспечивает прямую связь между планируемым распределением бюджетных ресурсов и фактическими результатами их использования. Процесс финансового планирования, ориентированного на достижение  результатов, во всем мире получил название «бюджетирование, ориентированное на результат», а эффективность(1) и результативность всех расходов бюджета стали главными критериями реализации бюджетной стратегии на среднесрочную перспективу.

В современной экономике малое предпринимательство является структурообразующим элементом.

В Финляндии из общего числа зарегистрированных предприятий более 90% относятся к категории малых и средних предприятий (МСП). Их суммарный годовой оборот составляет 52% общего оборота всех компаний, а доля в производстве ВВП – 50%. На них занято 50% всех работающих, и ежегодно с их помощью создается до 60% новых рабочих мест [1]. А в России около 3% из общего числа предприятий создают 80% ВВП [2], что свидетельствует о неразвитости сектора малого предпринимательства.

Одним из важнейших рычагов государственного регулирования экономики является управление налоговой системой. Отлаженный механизм управления способствует формированию доходной части бюджета на должном уровне.

1 января 2009 г. в соответствии со Стратегией развития распределительного сетевого комплекса России осуществлён переход по 9 «пилотным» проектам на систему регулирования тарифов передачи электроэнергии по методу RAB.

Совершенствование бюджетного процесса, нашедшее отражение в нормативных материалах [5], направлено в том числе на получение достоверной оценки результативности бюджетных расходов. Результативность может быть оценена как:
- отношение «входа» к «выходу»;
- соответствие требованиям стандарта, нормы;
- в стандартах ИСО серии 9000 результативность рассматривается как «степень реализации запланированной деятельности или результата»;
- близость к цели или некоему предназначению [2, с. 58]. Каждый подход к оценке  результативности обладает собственными недостатками и особенностями использования этого принципа управления в отношении общественных услуг.

Передовая практика корпоративного управления предполагает активное участие в деятельности предприятий государства и общества в целом. В существующем сегодня понимании корпоративное управление – это система взаимодействия собственников (акционеров), наёмных управляющих (высших менеджеров) и иных заинтересованных сторон (трудового коллектива и отдельных работников, контрагентов, государства и общества), направленная на достижение баланса их интересов, постоянный рост текущей доходности акционерных инвестиций (дивидендов) и акционерной стоимости (капитализации) компании.

1 - 20 из 38
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец
Яндекс.Метрика