Налоговый контроль предпринимательской деятельности: качество, количество, культура



Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №5 год - 2013


Печенегина Т.А.,
к. э. н., доцент кафедры экономической теории
ФГБОУ ВПО «Пермский национальный
Исследовательский политехнический университет»,
г. Пермь


Фукалова Ю.С.,
магистрант гуманитарного факультета
ФГБОУ ВПО «Пермский национальный
Исследовательский политехнический университет»,
г. Пермь


Чего-то хотелось: не то конституции,
не то севрюжины с хреном, не то когонибудь ободрать.
М.Е. Салтыков-Щедрин


Уровень предпринимательских отношений в России прогрессирует крайне медленно, а осведомлённое население предъявляет повышенные требования к деловой сфере. Этические и культурные стандарты в предпринимательских отношениях снизились вследствие общего упадка роли общечеловеческих ценностей и традиционной морали (прежде всего у менеджеров).


Культура между тем очень важна при проведении налоговых проверок. Культура в налоговом контроле способствует росту культуры предпринимательства, которая очень важна в предпринимательской деятельности. Культура предпринимательства – это совокупность принципов осуществления предпринимательской деятельности в соответствии с национальной (общественной) нормативно-правовой базой, обычаями, традициями, нормами поведения при осуществлении цивилизованного бизнеса [2, с. 58].


Следуя такой трактовке предпринимательской культуры, можно выделить следующие факторы при проведении налогового контроля предпринимательской деятельности: первый – законность при осуществлении налоговых проверок; второй – качественный подход предпринимателя и налогового инспектора к контролю; третий – честность при осуществлении коммерческой деятельности.


В последние пять лет выявлена очень интересная тенденция во взаимоотношении государства и предпринимателей. Раньше бизнесмены могли вести хоть какой-то диалог с инспектором. Теперь всё больше звучит монолог чиновника. Статистика налоговых споров подтверждает это. Если ранее арбитражные суды рассматривали до 85 тыс. дел о налогообложении, то к 2011 г. их количество достигло 1078 тыс. дел в год при следующей динамике [7]:
- 2008 г. – 970 тыс. дел;
- 2009 г. – 1409 тыс. дел;
- 2010 г. – 1197 тыс. дел;
- 2011 г. – 1078 тыс. дел.


Динамика административных наказаний, наложенных по результатам проверок в 2011–2012 гг. по РФ, представлена на рис. 1.



По данным УНС Пермского края, динамика охвата ревизиями (проверками) объёма финансирования, поступившего в Пермский край, такова [7]:
- 2009 г. – 25 млн руб. – 23,6 млн руб.;
- 2010 г. – 28,99 млн руб. – 26,8 млн руб.;
- 2011 г. – 30,45 млн руб. – 20,3 млн руб.


Динамика количества проверок:
- 2009 г. – произведена 261 проверка, выявлены 139 нарушений;
- 2010 г. – произведены 283 проверки, выявлены 126 нарушений;
- 2011 г. – произведены 215 проверок, выявлены 122 нарушения.


Проверки, проводимые налоговыми органами, стали более регламентированными.


Тенденция 2012 г. – декриминализация товарной контрабанды (ст. 188 УК РФ), то есть много уголовных дел, получивших широкую огласку, были прекращены. Те действия, которые раньше квалифицировались как контрабанда, переквалифицированы по ст. 194 как неуплата таможенных платежей. Статья 194 существовала и раньше, однако правоприменительная практика по ней была достаточно слабая. Жёстче правоприменительная практика согласно ст. 173 УК РФ стала к фирмам-«однодневкам» либо к созданию компаний для совершения в будущем преступлений.


По данным Счётной палаты Российской Федерации (СП РФ), за 2011 г. проведены 370 контрольных мероприятий и 131 экспертно-аналитическое мероприятие, в ходе которых и были выявлены нарушения на общую сумму 718 млрд руб. Этот факт объясняется более совершенной и качественной работой финансовых контролёров, грамотным выявлением нарушений и действенным взаимодействием с правоохранительными органами.


В 2011 г. в Генпрокуратуру РФ и правоохранительные органы было направлено 176 материалов по результатам проведённых контрольных мероприятий. По материалам СП РФ возбуждены 72 уголовных дела, 4 материала приобщены к уголовным делам.


Кроме того, возбуждены 23 дела об административных правонарушениях. Усилия СП РФ позволили обеспечить структуру доходов федерального бюджета в 2011 г., представленную на рис. 2 [5]. Эффективность выполнения налогового контроля в предпринимательской деятельности России показывают доходы от отчисленных налогов в бюджет РФ. Видно, что доля налогов от деятельности предпринимателей в бюджете РФ увеличилась в 2012 г. по сравнению с 2011 г. Значит, предприниматели России соблюдают Налоговый кодекс РФ [6]. Налоговый контроль предприятий становится более грамотным, но нужно улучшать эффективность проведения налоговых проверок в количественном и качественном, культурном отношении при осуществлении предпринимательской деятельности.


На актуальность решения проблемы повышения эффективности налогового контроля указывают многие современные учёные-экономисты. Однако положения о показателях оценки результативности контроля носят декларативный характер и относятся скорее ко всей налоговой системе, но не к налоговому контролю.


Под налоговой системой в Большом экономическом словаре понимается система, состоящая из следующих элементов: налоговых органов, налогового законодательства и практики его применения, совокупности налогов, сборов и пошлин, а также других платежей, взимаемых в установленном порядке.



В Экономическом словаре под редакцией А.И. Архипова [1, с. 384] содержится следующее определение налоговой системы – «совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в бюджет, взимаемых на условиях, определяемых законодательными актами». В Финансово-кредитном энциклопедическом словаре под редакцией А.Г. Грязновой налоговая система определяется как «совокупность налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по их уплате, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности за нарушения налогового законодательства». Определения в большинстве своем неполные [3, с. 459; 8, с. 381].


Удачное определение даёт А.Ю. Казака: «совокупность всех налогов, методы и принципы их построения, способы исчисления и взимания налогов, налоговый контроль, установленный законодательством» [4, с. 652].


Эффективность налоговой системы должна определяться полнотой поступлений налогов в бюджет, исполнением всех налоговых процедур, тем, насколько эффективно оцениваются и используются установленные законом базы налогообложения, а также затратами на содержание самого фискального аппарата.


Анализ причин, обусловливающих необходимость повышения эффективности налогового контроля, потребностей органов управления и информации для работы с налогоплательщиками, изучение практического опыта налоговых инспекций по осуществлению проверок и обобщение их результатов, выявление группировочных признаков совокупности камеральных выездных проверок позволили нам сформировать систему статистических показателей, позволяющих комплексно охарактеризовать результаты контроля за текущий период и в динамике за ряд анализируемых периодов.


Можно рекомендовать предпринимателям для оценки результативности (эффективности), для более культурного, качественного и количественного осуществления налогового контроля использовать следующие показатели:
1) абсолютные;
2) относительные;
3) динамические ряды.


Абсолютные показатели представлены показателями физического объёма исследуемой совокупности и стоимостными. К показателям физического объёма отнесены количественные показатели, характеризующие:
- общее число проверок;
- число проверок, выявивших нарушения налогового законодательства;
- число проверок с истребованием документов;
- число проверок с выемкой документов или предметов;
- число проверок, приведших к взысканию налога за счёт денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика;
- число повторных проверок;
- число проверок, результаты которых пересмотрены в административном и судебном порядке.


Налоговый контроль – это сложный комплексный процесс, который состоит из следующих этапов: предварительный анализ информации о налогоплательщике; планирование проверки; непосредственно налоговая проверка; доказательство выявленных нарушений; определение воздействия на налогоплательщика; мониторинг. Все шесть этапов подвергаются анализу.


Налоговый контроль характеризуют цели, система и мероприятия, реализующие поставленные цели. Цель налогового контроля – обеспечение полноты и своевременности налоговых начислений и поступлений в бюджеты всех уровней. Для различных этапов налогового контроля обозначены свои цели. Целеустремляющую систему образует совокупность элементов, положенных в основу достижения поставленных целей.


Фискальная функция заключается в обеспечении материальных условий для государственного функционирования, так как налоговые поступления – источник дохода бюджета. Через фискальную функцию государство достигает баланса между доходами и расходами бюджета, равномерно распределяет налоговый доход по звеньям бюджетной системы, реализует все экономические, политические и социальные задачи.


Воспитательная функция призвана способствовать формированию законопослушности налогоплательщиков через наказания злостных нарушителей налогового законодательства и формирование «положительной налоговой истории» добросовестных налогоплательщиков.


Среди обеспечивающих функциональных систем особая роль принадлежит системам технологического обеспечения, поскольку эффективность налогообложения зависит от применения технологий и связанных с ними технических средств.


Достигаемый базовый (физический) эффект – основополагающее физическое явление в основе изучаемого процесса.


Технологии налогового контроля представлены на рис. 3:
- функциональные технологии – текущий налоговый контроль по выездным и камеральным проверкам;
- институциональные технологии – базируются на аналитико-исследовательских и программно-управленческих функциях.


Целевые технологии базируются на следующих способах реализации методов отбора: социально-психологическом; на основе экспертных систем; интуитивном; прямого счёта; проверки сопоставимости данных; сравнения данных; детального расчёта; корреляционно-регрессионного анализа; применения универсальных программных продуктов; использование специальных программных продуктов.



В основе функциональных технологий лежит статистическое моделирование на использование статистических данных. Статистическое моделирование позволяет установить причинно-следственную зависимость между исходящими факторами и показателями, определить результат с учётом динамики прошлых периодов. Проверка может проводиться на основе отчётности, налоговых деклараций и первичных документов; отчётности налоговых деклараций и первичных документов с применением осмотра, обмера, инвентаризации.


Институциональные технологии базируются на использовании искусственных показателей для получения на основе построения имитационных моделей различных возможных вариантов результативного показателя.


Метод имитационного моделирования состоит в математическом описании динамических процессов, воспроизводящих функционирование изучаемой системы. Имитационная модель налоговых поступлений математически описывает зависимость доходов по каждому виду налога как функцию от его индивидуальных факторов. Результатами расчёта имитационной модели являются прогнозы ожидаемого объекта и структуры налоговых поступлений для каждой совокупности значений входных факторов.


Важным достоинством методов имитационного моделирования является возможность сравнительной оценки ожидаемых налоговых поступлений при различных вариантах управляющих воздействий со стороны государства, а также при различных сценариях микро- и макроэкономических условий деятельности налогоплательщиков и исполнения бюджета.


Перефразируя известное выражение по поводу работы, можно сказать: «Твой бизнес есть то, что ты сам из него сделал». Действительно, создавать свой бизнес нелегко, но ещё труднее сохранить его. Представители федеральных и муниципальных контролирующих органов в любой момент могут обрушиться с очередной внеплановой проверкой, которая в лучшем случае приведёт к неизбежным убыткам, в худшем – к закрытию фирмы.


Ситуация проверки – это тест на уровень профессионализма, предпринимательской культуры.


Насколько психологически устойчива ваша фирма? Способны ли сотрудники сохранять доброжелательную атмосферу, сотрудничая с проверяющими? Как быстро коллектив может войти в привычный рабочий ритм после окончания проверки? Как показала практика, коллектив нужно готовить к проверкам. Полезно установить высокую планку в общении с контролирующими органами и пресечь утечку нежелательной информации к проверяющим.


Руководству фирмы необходимо иметь общие представления о психологических особенностях сотрудников. В экстремальных ситуациях нормальному человеку присущи три типа поведения:
1. Лихорадка. Происходит резкое снижение организованности поведения, неожиданная утрата ранее приобретенных навыков, движения становятся импульсивными, появляется суетливость, сумбурность, нарушается логичность мышления.
2. Апатия. Резкое торможение активных действий, состояние ступора, оцепенения.
3. Мобилизация. Повышенный самоконтроль, четкость восприятия и оценки происходящего, совершение адекватных ситуации действий и поступков.


Для удобства сотрудников руководителю организации желательно прописать порядок действий при проведении проверок, составить «проверочный» план. В плане указать:
- координаты юриста;
- список руководителей организации, осуществляющих проверку;
- список руководителей организации, которым подконтрольны структуры, осуществляющие проверку, или инспекции;
- список инстанций, куда можно направить жалобу на действия проверяющих;
- список телефонов влиятельных и авторитетных лиц, которые могут оказать содействие в критической ситуации;
- инструкции поведения для ген. секретаря, для сотрудников служб, для всех сотрудников.


Идёт проверка. Получено требование налогового органа о представлении документов. При этом, как правило, никто не анализирует содержание полученного требования, не оценивает, насколько законны запросы налоговой, а если оценивают и не соглашаются, то всё равно исполняют. А можно ли каким-то образом защитить свою деятельность, работников, оградить фирмы от подобной работы налоговиков?


Варианты защиты:
1. Безоговорочно исполнить требование налогового органа и представить все истребуемые документы.
2. Вообще ничего не делать по данному требованию.
3. Не исполнять требования налогового органа и обжаловать его в суд, в вышестоящий налоговый орган.


Литература
1. Архипов А.И. Экономический словарь. – Проспект, 2010.
2. Буторина О.В., Фукалова Ю.С. Культура предпринимательства: сущность и составляющие // Российское предпринимательство. – 2012. – № 24. – С. 57–62.
3. Грязнова А.Г. Финансово-кредитный энциклопедический словарь. – М. : Финансы и статистика, 2001.
4. Казак А.Ю. Who is who в России: энциклопедия. Международное Швейцарское изд-во, 2008.
5. Министерство финансов Российской Федерации. – [Электронный ресурс]. URL: info.minfin.ru/kons-doh-isp.php (дата обращения 24.03.2013).
6. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (последняя редакция от 30.04.2012); часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (последняя редакция от 28.07.2012).
7. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat-main/rosstat/ru/statistics/enterprise (дата обращения 20.03.2013).
8. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. – М., 2002.

30.04.2020

Также по этой теме: