Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №6 год - 2015
Иванов В.В.,
доктор экономических наук, профессор кафедры финансов
и валютно-кредитных отношений Всероссийской академии
внешней торговли, профессор кафедры маркетинга и управления
проектами Московского института электронной техники
Кондырев В.А.,
студент 4-го курса дневного отделения
факультета экономистов международников
Всероссийской академии внешней торговли
В статье проанализированы мировые платёжные системы, целесообразность создания Нового банка развития (БРИКС), сформированы предложения по образованию единой платёжной системы (ЕПС) заинтересованных государств. Определена необходимость унификации и модернизации собственных национальных платёжных систем на основе компенсаторного механизма в условиях волатильности мировых финансовых рынков, а также направления их взаимодействия с конкурентными платёжными системами.
Взаимозависимость национальных экономик в современном мире проявляется в значительной интеграции финансовых рынков. Кризис последнего десятилетия, начавшийся в 2008 г. и продолжающийся до сих пор, демонстрирует высокую волатильность мировой финансовой системы [1]. Для поддержания и повышения её стабильности необходимо развивать институциональную инфраструктуру, которая обеспечила бы бесперебойное и эффективное перераспределение финансовых ресурсов.
Одной из основных составляющих данной инфраструктуры выступает совокупность платёжных систем (ПС), функциями которых являются:
- регулирование платёжных обязательств между участниками ПС;
- обеспечение бесперебойности платежей и непрерывности денежного оборота государств;
- управление ликвидностью участников ПС.
В настоящее время ключевыми глобальными ПС являются Visa и MasterCard (MC), объёмы транзакций которых составляют на 2013 г. около 70 млрд долл. Такая ПС, как American Express (AmEx), занимает примерно 20% рынка США [2].
Исследования, проведённые авторами, показывают, что в то же время в мире наблюдается рост практического использования азиатских ПС (в частности, китайской и японской). В Китае существует China UnionPay (CUP), функционирующая преимущественно на территории КНР и граничных государств, объединяющая около 400 кредитных организаций, но по таким значимым показателям, как число и объём платежей, составляющая пока незначительную конкуренцию Visa и MC [3]. JapanCredit Bureau (JCB) – крупнейшая в Японии и одна из ведущих платёжных систем мира. В рамках сотрудничества с American Express она занимается эквайрингом карточек AmEx. Годовые объёмы транзакций составляют 18,9 млрд иен [4] (~157 млн долл. [5]).
Ниже представлена сравнительная таблица ведущих ПС [6] (табл. 1). JCB и CUP представляют собой национальные платёжные системы (НПС). На рынке НПС также наблюдается интеграция. Она оказывает положительное влияние на национальные экономки, но несёт в себе угрозы и риски утраты национальной платёжной инфраструктуры, превращения национального рынка в периферийный сегмент более развитых стран.
На российском рынке насчитывается около 225 млн пластиковых карт (из них примерно 100 млн карт, или 52%, принадлежат Visa, 80 млн карт, или 38%, – MC). Для сравнения: на долю отечественных ПС приходится около 10%) [7].
Процессинг платежей крупнейших ПС в основном происходит в SWIFT – международной межбанковской системе перевода платежей и информации [8]. SWIFT использует централизованный механизм с промежуточным хранением данных, управлением транзакциями, но без сохранения аккаунтов после отправки сообщений. Ежегодно через SWIFT проходит более 2,5 млрд платёжных поручений. Для отправки сообщения оно должно быть перекодировано в соответствующий формат и одобрено лицом, переводящим средства. При этом гарантируются безопасность и приватность транзакций.
Стоимость перевода зависит от наличия банков-посредников, которые возникают тогда, когда валюта перевода отличается от национальной валюты государства, в которой данный перевод осуществляется.
В Европе создали ПС TARGET (Trans-European Automated Real-Time Gross Settlement Express Transfer System), которую заменили в 2007 г. на систему TARGET 2.
По масштабам она сопоставима с системой Fedwire ФРС США и частной американской системой CLS. Системой стандартов является SEPA (Single European Payment Area), функционирующая для платежей в EUR [9]. ПС TARGET 2 является самым репрезентативным примером интеграции платёжных банковских систем.
Народный банк Китая в октябре 2015 г. провёл первый денежный перевод в юанях в новой национальной системе международных платежей China International Payment System (CIPS), которая позволяет зарубежным участникам рынка вести расчёты в юанях напрямую с китайскими партнёрами [10]. CIPS призвана расширить мировое использование юаня и повысить уровень его международного признания, в частности в ЕС и США. Предположительно, она позволяет значительно снизить стоимость международных транзакций в юанях и время на осуществление денежных переводов.
Страны БРИКС 9 марта 2015 г. создали Новый банк развития (НБР), который должен решать следующие задачи:
- межгосударственное обслуживание денежных потоков;
- государственно-инвестиционное обслуживание стран – членов БРИКС;
- розничное обслуживание во взаимодействии с действующими ПС.
Основная цель НБР – мобилизация ресурсов на инфраструктурные проекты в рамках развития стран БРИКС и других развивающихся рынков. Базовые показатели НБР на данном этапе уступают достижениям ведущих мировых банков развития, как следует из таблицы 2 [11]. Первоначальный пул валютных резервов определён в 100 млрд долл. Штаб-квартира банка начала работу в Шанхае, региональное представительство будет функционировать в ЮАР [12]. Первым председателем НБР станет представитель Индии, совета директоров – Бразилии, правления – России.
При отборе проектов каждой стране будет предоставлено право голоса, при этом ни у одной страны не будет права на вето. Условные валютные резервы КНР в НБР из всех стран БРИКС отличаются максимальными значениями от созданных резервов в МВФ в 3,5 раза (табл. 3 [11]).
Расходы федерального бюджета России по формированию уставного капитала банка составят 2 млрд долл. в течение 7 лет. Филиал банка также может появиться в России, в Дальневосточном федеральном округе.
Банк будет открыт для принятия новых участников из числа государств – членов ООН, но доля БРИКС не будет снижаться ниже 55%. НБР будет обслуживать как отдельные государства и физических лиц, так и межгосударственные проекты, в частности инвестировать в инфраструктуру государств, в их устойчивое развитие, причём как в странах БРИКС, так и в других развивающихся странах с учётом эффективности реализуемых проектов.
Банк сможет ежегодно выдавать кредиты на сумму 3 млрд долл. и содержать кредитный портфель 16 млрд долл. [11]. Капитал банка планируется сформировать до 2020 г.
Планируемым шагом консолидации явится создание собственной ПС на базе имеющихся НПС [13]. Основным аппаратом, призванным реализовать важнейшую стратегию Банка БРИКС, должна стать единая платёжная система (ЕПС), основанная в результате интеграции существующих НПС стран-участниц, представленных в таблице 4.
Выделим некоторые важные составляющие в формировании стратегии устойчивого развития ЕПС стран БРИКС [14]:
- снижение рисков дестабилизации валют и рынков капитала в значительных трансграничных потоках;
- увеличение доли переводов в национальных валютах стран БРИКС;
- повышение кооперации на государственном уровне для продвижения интересов стран-участниц на мировой экономической арене;
- формирование независимых рейтинговых агентств (РА).
Так, Бразилия планирует создать собственное РА в 2015 г. [15]. В КНР функционирует международное РА DaGong, которое уже начало рейтингование иностранных компаний. В РФ на сегодняшний день существует четыре РА, из которых ЦБ планирует оставить два [16]. Странам БРИКС принадлежит значимая доля мировых золотовалютных резервов (ЗВР), при этом на Китай с Тайванем, Макао и Гонконгом приходится более 4,2 трлн долл., или более 1/3 мировых запасов [17]. Однако структура мировых ЗВР такова, что почти 63% приходится на USD, 4% – на JPY и более 26% – на валюты развитых европейских стран, что препятствует становлению юаня как мировой валюты.
При этом в последние годы КНР резко ускорила работу по интернационализации своей валюты. Например, уже в 2014 г. она довела список клиринговых банков до 14.
По информации SWIFT, юань вошел в первую пятерку мировых валют в ноябре 2014 г., вытеснив канадский и австралийский доллары. В декабре платежи в юанях выросли по сравнению с концом 2013 г. на 20,3%, суммарные платежи по всем валютам – на 14,9% [18].
Введение санкций против РФ по блокировке операций платёжных карт крупных финансовых учреждений привело к принятию Закона о НПС и созданию институционально обособленной национальной системы платёжных карт (НСПК). ЦБ РФ определил в Стратегии развития НПС необходимость реализации адекватного ответа на новые вызовы глобальной экономики, возникшие в том числе вследствие присоединения Российской Федерации к ВТО. Создаваемая НПС России должна способствовать развитию национальной и международной интеграции, в том числе для осуществления платежей в странах БРИКС. В настоящее время решается задача создания международного финансового центра в Москве, основанного на качественной платёжной инфраструктуре. На реализацию этих замыслов направлены инициативы по включению российского рубля в число расчётных валют системы непрерывного взаимосвязанного расчёта (Continuous Linked Settlement – CLS), уже обслуживающей USD, EUR, GBP, JPY, CHF и ZAR и осуществляющей глобальные расчёты по валютным сделкам.
При этом в декабре 2014 г. ЦБ РФ начал предоставление сервиса по передаче финансовых сообщений в формате SWIFT по внутрироссийским операциям. Новый сервис реализован для обеспечения бесперебойности и безопасности передачи финансовых сообщений внутри страны, особенно в случае возможных кризисов ПС, таких как отключение РФ от SWIFT [19].
Формирование ЕПС стран БРИКС возможно на базе единой клиринговой системы стран-участниц. С 2008 г. Китай успешно использует внутреннюю клиринговую систему валютных платежей – China's Domestic Foreign Currency System, а в России функционирует
Национальный клиринговый центр – НКЦ [20]. Бразильская BM&FBovespa запустила новую клиринговую систему в 2014 г. [21]. С учётом национального опыта стран – членов БРИКС возможен постепенный переход на расчёты по взаимным платежам в национальных валютах на базе выстраивания межнациональной системы клиринга.
В валютно-финансовых системах стран-участниц есть значительные различия: системы РФ, Бразилии и ЮАР более открыты, чем системы КНР и Индии. При этом существуют расхождения по поводу использования различных валют во взаиморасчётах, в частности российского рубля. Так, каждой стране выгоднее снижать зависимость от платежей, проходящих через иностранные каналы. Альтернативой может быть создание общей валюты – BRICSo [22].
Главным основанием для различия позиций стран БРИКС по поводу взаиморасчётов является их недостаточно сильное экономическое взаимодействие. Создание же полноценного механизма функционирования валютно-финансового союза без должного взаимопроникновения экономик стран-членов невозможно. Безусловно, подписание соглашений о создании Банка развития, пула условных валютных резервов и Валютного фонда БРИКС должно рассматриваться как весомый шаг в направлении формирования валютного и финансового союза. Однако это уже не цель, а результат сотрудничества, которое активно развивается по многим направлениям [23].
Вместе с тем наблюдается формирование ещё одного блока финансовой архитектуры – зоны юаня. В структуре соотношения экономических возможностей стран БРИКС определённо лидирует Китай, имеющий развитую финансовую систему. Несмотря на то что большая часть международных платежей совершается в USD и EUR, RMB уже обрёл статус региональной валюты, и доля платежей в нём растёт (данное явление было названо рэнменбизацией (renminbiization)) [24].
Народный банк Китая, который выполняет функции ЦБ, создал несколько систем по обмену платежами между банками: крупностоимостная ПС (HVPS), валовая электронная ПС (BEPS), система чековых расчётов (CIS), ПС интернет-банкинга (IBPS), китайская внутренняя система платежей в иностранной валюте (CDFCPS). Из них HVPS, BEPS и IBPS являются составными частями главной НПС Китая (CNAPS). Все эти системы являются платёжной инфраструктурой и собственностью Народного банка Китая.
Процесс формирования ЕПС неотделим как от собственного развития финансовых систем стран, так и от интеграции их НПС. Оба эти процесса на базе НБР доAлги.
Рассмотрим некоторые условия, обязательные для успешной интеграции.
Интеграция ПС уменьшает уровень резервов, которые каждый банк вынужден держать на своих инвалютных счетах. При этом она повышает эффективность управления рисками, связанными с проведением расчётов по транснациональным платежам, благодаря увеличению доли средств в расчётах центрального банка. При этом уменьшатся:
- себестоимость таких операций из-за уменьшения количества банков-корреспондентов;
- время обработки трансграничных платежей внутри данного региона;
- количество и размеры остатков на двусторонних счетах ЛОРО и НОСТРОбанков до уровня, необходимого только для проведения расчётов по таким операциям.
Наконец, интеграция содействует экономической активности внутри региона и дальнейшему взаимопроникновению экономик стран-участниц, применению единого порядка контроля и управления рисками, а в плане финансовой стабильности – обеспечению работы НПС в соответствии с международными стандартами, установлению единого набора процессов и процедур для осуществления транснациональных платежей в регионе, применению единого порядка контроля рисков.
Для успешной реализации проектов региональной интеграции ПС необходима гармонизация работы всех заинтересованных сторон по созданию и обеспечению:
- адекватной новым требованиям нормативной и регулятивной основы функционирования НПС;
- соответствия НПС крупных платежей международным стандартам;
- координации монетарной политики ЦБ стран;
- эффективного механизма контроля таких систем;
- анализа и учёта опыта работы аналогичных систем.
Для того чтобы ЕПС была реально конкурентоспособна, она должна предоставлять комфортные условия участникам платежей.
Основные задачи новой ПС:
- осуществление быстрых и недорогих переводов;
- ускоренный срок обработки платежей (устранение недостатков SWIFT);
- обеспечение приватности, безопасности и независимости платежей, при этом не нарушая процедуры ПОД/ФТ;
- учёт особенностей и потребностей стран-участниц, в первую очередь Китая и России.
Соблюдение данных требований возможно при создании соответствующих коллективных органов управления и наблюдения с постепенным движением к полной автоматизации и информатизации финансовых процессов. Следует понимать, что ЕПС создаст серьёзную альтернативу SWIFT, поэтому системам будет необходима разработка и реализация стратегий синхронизации взаиморасчётов.
Схема функционирования ЕПС представлена на рисунке 1.
Клиент обращается в банк-корреспондент (1), который подаёт запрос на совершение платежа в ЕПС (2), а также в свою НПС (3), где происходят процессинг (4) и верификация (5) в инфраструктурных звеньях. В случае взаимодействия с другими МПС платёжное поручение обрабатывается в связке со SWIFT (6), а также с НПС и наднациональными ПС (7, 8). После обработки запроса платёж поступает в банк бенефициара (9), о чём последний оповещается (10), при необходимости вступая в контакт с другими участниками рынка платежей (11).
Определяя базовые условия для создания ЕПС, мы должны учитывать доли внутренней торговли и финансовых операций в Азии [25]. Особую важность представляют связи материкового Китая с Гонконгом, осуществляющим взаимодействие через международные финансовые центры и финансовые биржи (в Сингапуре).
Внутрирегиональная торговля в настоящее время составляет более 40% торгового оборота Азии, резерв её дальнейшего роста ещё не исчерпан (в зоне евро аналогичный показатель достигает 70%). Ориентация на региональную торговлю и имеющуюся в избытке ликвидность позволяет странам стать катализаторами укрепления финансовых и экономических связей в регионе за счёт постоянного стимулирования азиатских рынков с использованием инструментов финансирования и хеджирования.
Китай в настоящее время рассматривает совместные проекты с Японией и Южной Кореей по созданию единой азиатской платёжной системы (ЕАПС). Проекты интересны для России и стран Латинской Америки. При этом наблюдается рост каналов сбыта товаров и услуг, рост объёмов сотрудничества.
Поэтому для КНР создание ЕПС может быть не столь выгодным мероприятием, однако интеграция ЕПС с базой, представленной ЕАПС, может стать мостом для внерегионального расширения, взаимодействия, нацеленного на экономический рост и использование новых ПС. Вместе с тем от стран ЕАПС потребуются развитие, укрепление и стабилизация межгосударственных финансовых потоков и других каналов экономических связей, что отвечает интересам стран БРИКС.
Для Бразилии (а следом и для остальных стран Латинской Америки, в первую очередь Аргентины, Чили и Венесуэлы) станет выгодно трансформировать совокупность ПС в составной элемент ЕПС БРИКС, упростив транзакции с Российской Федерацией, Китаем и с другими азиатскими рынками.
Говоря о ЮВА и Океании, можно предположить, что Австралия также станет активным участником ЕАПС при взаимодействии с традиционными партнёрами – США и Японией, – формирующими точки экономического роста.
Новым этапом в развитии ПС стало создание КНР Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ) с уставным капиталом около 100 млрд долл. и первоначальным акционерным капиталом 50 млрд долл. В настоящее время членами АБИИ стали 57 государств (из них 14 европейских), в том числе Россия, Индия, Бразилия и Южная Корея. Интерес к участию в Банке выразили Япония и ряд арабских государств [27].
Главной задачей АБИИ будут создание значительных резервов и работа на существующих рынках конкуренции с МВФ, ВБ и АБР. Изменению мировых финансовой и торговой систем будет способствовать и реализация крупномасштабного проекта «Шёлковый путь». Также разумно создание ряда совместных финансово-технологических проектов, в которых может быть задействовано ГЧП.
Поэтому китайский юань может стать четвёртой резервной мировой валютой (помимо доллара, евро и иены) и взять на себя функции расчётной валюты ЮВА. При этом привязка к корзине валют сделает курс юаня более чутким к мировой экономической конъюнктуре, не создаст угрозы устойчивости финансовой системы страны.
Вместе с тем обязательства КНР по неработающим кредитам в государственных банках побудили государство изменить свой подход к предлагаемым Японией планам валютно-финансового взаимодействия. Япония стала инициатором одного из самых важных интеграционных механизмов в Восточной Азии – АСЕАН+3 и выдвинула предложение о ключевом на сегодняшний момент механизме финансовой кооперации в Азии – Чиангмайских инициативах, представляющих собой структуру двусторонних своповых соглашений между ЦБ стран АСЕАН+3. Устанавливаемая система предоставляет доступ к ресурсам краткосрочной ликвидности [28].
Подобные механизмы показывают, как возможность эффективного взаимодействия приводит к образованию взаимовыгодных систем. При одновременных интеграции НПС и проведении грамотной финансовой политики станет возможным и развитие НБР, для которого ЕПС станет основным инструментом реализации инвестиционного обслуживания межгосударственных проектов, в том числе высокотехнологичных.
На фоне растущих потенциалов Бразилии и Индии (а также положения ЮАР в Африке), для России, как и для Китая, наиболее важным станет развитие финансовых и инвестиционных отношений между этими странами, проявляющихся, в частности, на уровне расчётов в национальных валютах и финансирования проектов.
Таким образом, создание ПС БРИКС является стратегическим проектом, для реализации которого необходима тщательная проработка основных принципов, устраивающих все страны-участницы, а также делающих ПС более привлекательной для внешних стран. В свою очередь, от стран потребуется модернизация собственных финансово-экономических систем, что особенно важно для России.
Эффективность новой системы может быть достигнута реализацией новейших достижений финансовых технологий – так, возможно использование электронных платёжных средств (таких, как биткоины). Системе необходим компенсаторный механизм, защищающий её от избыточной волатильности на мировых финансовых рынках. Его работа может быть обеспечена политикой стабилизации рубля и дальнейшим укреплением юаня, что также важно для стран–членов БРИКС.
Литература
1. Гладышев Д.А. Интеграция платёжных систем на мировом финансовом рынке». – М.: Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», 2014. – C. 165.
2. Официальный сайт AmEx, раздел «About American Express» [Электронный ресурс]. URL: about.americanexpress.com/?inav=footer-about-american-express (дата обращения: 14.06.2015).
3. Антонец О. Платёжный суверенитет от 02.06.2014 // РБК (по материалам ЦБ РФ, The Nilson Report и Synovate Comcon) [Электронный ресурс]. URL: rbcdaily.ru/magazine/trends/562949991633996 (дата обращения: 14.06.2015).
4. Официальный сайт JCB, раздел «About the JCB Brand» [Электронный ресурс]. URL: jcbcard.com/brand/index.html (дата обращения: 14.06.2015).
5. По курсу «японская иена/доллар США» от 31.12.14 [Электронный ресурс]. URL: exchange-rates.org/ (дата обращения: 19.06.2015).
6. Рассчитано авторами по данным РБК: «Китайская и японская платёжные системы претендуют на место Visa и MasterCard» от 01.08.2014 [Электронный ресурс]. URL: top.rbc.ru/retail/01/08/2014/940277.shtml (дата обращения: 14.06.2015).
7. Алёшкина Т. Банки не успеют протестировать национальную платёжную систему от 12.03.2015 // РБК [Электронный ресурс]. URL: top.rbc.ru/finances/12/03/2015/550052579a7947e8067e8514 (дата обращения: 14.06.2015).
8. Центр содействия SWIFT [Электронный ресурс]. URL: paymentcomponents.com/resources/ (дата обращения: 19.06.2015).
9. Single Euro Payments Area (SEPA) // Официальный сайт Европейской Комиссии, секция «Banking and finance» раздел «Payment Services» Single Euro Payments Area (SEPA) [Электронный ресурс]. URL: ec.europa.eu/finance/payments/sepa/index-en.htm (дата обращения: 14.06.2015).
10. Китай запустил систему международных платежей в юанях CIPS от 08.10.2015 // Ведомости [Электронный ресурс]. URL: vedomosti.ru/finance/news/2015/10/08/611994-kitai-zapustil-sistemu-mezhdunarodnih-platezhei» (дата обращения: 20.10.2015).
11. Апокин А., Ипатова И. Тренды развития крупнейших экономик мира № 7 (28) за 2014 г. // Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования [Электронный ресурс]. URL: forecast.ru/-ARCHIVE/Analitics/WORLDLEADS/2014/World-trends-august-2014.pdf (дата обращения: 20.10.2015).
12. Банк развития БРИКС открылся в Шанхае от 21.07.2015 // РБК [Электронный ресурс]. URL: rbc.ru/finances/21/07/2015/55adbd999a7947f0e0c42e24 (дата обращения: 20.10.2015).
13. Рябков. Страны БРИКС начали консультации о создании аналога SWIFT» от 17.06.2015 // Эксперт [Электронный ресурс]. URL: expert.ru/2015/06/17/ryabkovstranyibriks-nachali-konsultatsii-o-sozdanii-analoga-swift (дата обращения: 20.10.2015). 14. Smith Y. Russia’s Plan For The BRICS To Dismantle The Dollar System // Naked Capitalism [Электронный ресурс]. URL: nakedcapitalism.com/2013/05/russiasplanfor-the-brics-to-dismantle-the-dollar-system.html (дата обращения: 19.06.2015).
15. A New Credit Rating Agency for BRICSот 13.02.2015 // Economy Watch [Электронный ресурс]. URL: economywatch.com/features/A-New-Credit-Rating-AgencyforBRICS.02-13-15.html (дата обращения: 20.10.2015).
16. ЦБ: Российскому рынку хватит одного-двух национальных рейтинговых агентств от 11.06.2015 // Взгляд [Электронный ресурс]. URL: vz.ru/news/2015/6/11/750355.html (дата обращения: 19.06.2015).
17. Официальный сайт Всемирного Банка, раздел «Data» [Электронный ресурс]. URL: data.worldbank.org/indicator/FI.RES.TOTL.CD (дата обращения: 19.06.2015).
18. Мануков С. Пекин запустит собственную платёжную систему от 09.03.2015 //Эксперт [Электронный ресурс]. URL: expert.ru/2015/03/9/pekin-sobiraetsya-cherezpolgodazapuskat-sobstvennuyu-platezhnuyu-sistemu/ (дата обращения: 14.06.2015).
19. ЦБ РФ стал предоставлять банкам услуги отечественного аналога SWIFT от 26.12.2014 // Эксперт [Электронный ресурс]. URL: expert.ru/2014/12/26/tsb-rf-stalpredostavlyatbankam-uslugi-otechestvennogo-analoga-swift/ (дата обращения: 14.06.2015).
20. Банк России подтвердил НКЦ статус квалифицированного ЦК от 05.06.2015 // ММВБ [Электронный ресурс]. URL: nkcbank.ru/viewCatalog.do?menuKey=5 (дата обращения: 14.06.2015).
21. MarketsWiki, раздел BM&FBOVESPA. URL: marketswiki.com/mwiki/BM%26FBOVESPA (дата обращения: 19.06.2015).
22. Потёмкин А.И. Об усилении роли российского рубля в международных расчётах // Журнал ЦБ РФ «Деньги и кредит». – 2010. – № 8. – C. 3–10 [Электронный ресурс]. URL: cbr.ru/publ/MoneyAndCredit/potemkin-08-10.pdf (дата обращения: 14.06.2015).
23. Звонова Е.А. Возможности формирования механизмов перехода к валютно-финансовому союзу стран БРИКС // Международный научно-практический журнал «Вестник финансового университета». – 2014. – № 5 (83). – С. 63–72.
24. Saidi N.H. Establishing the BRICS Bank is a momentous event от 07.21.2014 // TheWorldPost [Электронный ресурс]. URL: huffingtonpost.com/dr-nasser-hsaidi/the-brics-bank-signals-th-b-5604294.html (дата обращения: 14.06.2015).
25. Прасад Э., Йи Л. Будет ли править юань // Журнал Международного валютного фонда «Финансы и развитие». – 2012. – Март. – C. 26–29 [Электронный ресурс]. URL: imf.org/external/russian/pubs/ft/fandd/2012/03/pdf/prasad.pdf
26. Seven Stragglers Leave AIIB Crow datan Even 50 от 29.06.2015 // WSJ [Электронный ресурс]. URL: blogs.wsj.com/chinarealtime/2015/06/29/seven-stragglers-leaveaiibcrowd-at-an-even-50/ (дата обращения: 20.10.2015).
27. Трошина С. Роль Японии в валютно-финансовой интеграции в Восточной Азии. Уроки Азиатского кризиса от 06.06.2015 // Россия в глобальной политике [Электронный ресурс]. URL: globalaffairs.ru/studconf/Rol-Yaponii-v-valyutno-finansovoiintegratciiv-Vostochnoi-Azii-Uroki-Aziatskogo-krizisa-16697 (дата обращения: 19.06.2015).