Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" №4 год - 2013
Станиславчик Е.Н.,
к. э. н., доцент
Аннотация
Индикатором успешного развития предприятий/организаций служит «рост стоимости бизнеса». С позиций бухучета стоимость бизнеса – это цена имущества компании, материальные и нематериальные активы. В формировании материальных активов участвуют собственные и заемные средства, а нематериальные активы создает социальный капитал. Для исследования категории «социальный капитал» автор встраивает это понятие в «архитектуру стоимости бизнеса», выводит «уравнение стоимости бизнеса» и обозначает как теоретические проблемы определения цены социального капитала и оптимальной архитектуры стоимости бизнеса, так и практический аспект измерения отдачи от социального капитала и его составляющих – в частности, проблемы анализа эффективности IT-проектов. С категорией «социальный капитал» автор связывает не только изменения стоимости бизнеса, но и проблемы роста компании, появление финансовых пузырей и недооцененных компаний, падение стоимости организаций после реорганизации, слияний или поглощений.
В задаче создания конкурентоспособной экономики и расцвета страны первоочередная роль принадлежит предпринимательству, активность и результативность которого влияет на благосостояние не только отдельных членов, но и общества в целом. Индикатором успешного развития каждой предпринимательской единицы как экономической ячейки общества служит категория «рост стоимости бизнеса». Рост стоимости бизнеса отдельного предприятия (организации) проявляется в увеличении темпов роста выручки, накоплении прибыли, увеличении чистых активов и капитализации, что обеспечивает рост благосостояния собствеников.
Рассмотрим популярный сегодня критерий роста стоимости бизнеса – показатель «экономическая добавленная стоимость», который рассчитывают по следующей формуле:
где EVAt – абсолютный прирост стоимости компании в периоде t, ден. ед.;
ROICt – рентабельность вложенного капитала, %;
WACCt – цена/стредневзвешенная стоимость/затраты на вложенный капитал, %;
ICt – инвестированный капитал, ден. ед.
Критерий EVA показывает, что уровень прибыли должен покрывать затраты на вложенный капитал – как условие благополучного развития компании, – т. е. обеспечивать положительный спред доходности (ROIC – WACC) в каждом рассматриваемом периоде. Место этого показателя в наборе показателей финансового состояния – конечный, результирующий. И кроме того, в соответствии с азбукой оценки эффективности в расчет здесь включены не только явные, но и альтернативные затраты WACC × IC:
Через такое преобразование формулы видно, что EVA представляет собой экономическую прибыль, для оценки которой в качестве минимальной требуемой нормы прибыли выступает цена капитала WACC. Как подтверждает Питер Друкер: «То, что мы обычно называем прибылью, – деньги, которые достаются акционерам, на самом деле вовсе не являются прибылью. Если бизнес не приносит доход, превышающий капитальные затраты, он убыточен… даже если выплачиваются налоги… речь идет о “настоящей прибыли”. Настоящая прибыль начинается только тогда, когда, точно так же как и все другие затраты, покрыты затраты капитальные» [1].
С позиций бухучета стоимость бизнеса – это цена имущества компании, включая материальные и нематериальные активы. В формировании материальных активов участвуют собственные и заемные средства, образуя в совокупности вложенный капитал, а вот нематериальные активы создает интеллектуальный или социальный капитал (рис. 1).
Рис. 1. Бухгалтерская архитектура стоимости бизнеса
Под социальным капиталом подразумевают преимущества и возможности, потенциал отдельного сообщества, которые в литературе авторы подразделяют на различные компоненты – например: «человеческие; организационные, включая процессные и инновационные; клиентские и сетевые» [2]. В этот перечень составляющих социального капитала можно добавить информационный капитал, необходимость выделения которого сегодня не подлежит сомнению в силу важности информационного обеспечения и высоких темпов получения и обработки информации.
Категория «социальный капитал» в контексте финансового управления компанией означает совокупность располагаемых интеллектуальных ресурсов, эффективное использование которых позволяет создать гудвилл (англ. Goodwill). В широком смысле гудвилл ассоциируется с нематериальными активами, а в узком – это разница между совокупной стоимостью акций или ценой бизнеса на момент продажи и бухгалтерской стоимостью чистых активов.
На формирование гудвилла оказывают влияние деловая репутация, бренд, клиентская база, устойчивые связи с поставщиками, информационное простанство и прочие факторы, а также определенные ожидания инвесторов, приобретающих бизнес или акции компании. Понятно, что эти ожидания зависят от уверенности в благоприятных перспективах развития, от надежности и объективности публичной отчетности и зачастую от личных отношений и доверия к топ-менеджерам. Именно поэтому гудвилл является наиболее чувствительной составляющей стоимости компании, которая чутко реагирует на разные события и информацию из официальных и неофициальных источников. Подтверждением этому служат факты внезапных крушений компаний или появление «финансовых пузырей» от завышения стоимости бизнеса.
Для оценки роли социального капитала в отдельной компании мы используем категорию «архитектура стоимости бизнеса» – по аналогии с введенным проф. И.В. Ивашковской понятием «архитектура капитала».
Архитектура стоимости бизнеса – это свойственная ему конструкция равновесия между имуществом и капиталом в расширенной трактовке, включая учетную стоимость имущества плюс гудвилл в активах и финансовый плюс социальный капитал в пассивах.
Уравнение стоимости бизнеса по аналогии с уравнением баланса [3] можно представить следующим образом (условные обозначения см. на рис. 1):
Для более корректного и детального представления факторов формирования стоимости бизнеса следует выделить в балансовой архитектуре из состава активов производственные (операционные), нематериальные и прочие инвестиции, а в пассивах – финансовые (платные) и коммерческие источники финансирования (рис. 2).
Операционные активы служат для получения прибыли от обычной, профильной деятельности. Прочие активы – для извлечения доходов от финансовых операций, сдачи имущества в аренду и т. д.
К внеоборотным операционным активам относят основные средства, незавершенное строительство.
Оборотные операционные активы объединяют следующие позиции:
- запасы с НДС;
- дебиторская задолженность;
- денежные средства.
Предлагаемое выделение нематериальных активов позволит оценить эффективность профильной деятельности или отдачу от операционых инвестиций без искажений, связанных с оценкой нематериальных активов в балансе.
В позицию «Прочие активы» переходят остальные строки актива исходного баланса.
Позиции обязательств в «Пассиве» группируют по принципу «платности» следующим образом:
- финансовая задолженность – «платная», связанная с начислением процентов (кредиты, займы);
- коммерческая задолженность – беспроцентные обязательства (например, кредиторская задолженность).
Суммы беспроцентных обязательств переносят в актив со знаком «минус», формируя чистые активы.
Уравнение стоимости бизнеса после приведенных выше преобразований приобретает следующий вид (условные обозначения приведены на рис. 2):
По данным преобразованных балансов оценивают эффективность различных сфер деятельности предприятия – рассчитывают и моделируют показатели рентабельности:
- рентабельность обычной деятельности (операционных инвестиций) ROI;
- рентабельность вложенного капитала или активов ROA;
- рентабельность собственного капитала ROE.
А предлагаемое нами представление архитектуры стоимости бизнеса соответственно ведет к оценке эффективности социального капитала как отношение результата от его использования к затратам.
Заметим, что налицо некоторое несоответствие – социальный капитал формирует гудвилл, а при продаже компании доход за вычетом финансовых обязательств присваивается собственниками. В свою очередь собственники, влияя на деятельность компании через участие в управлении, помимо собственного финансового капитала вкладывают собственный социальный капитал. И закономерно возникает вопрос о пропорции в структуре социального капитала между долей собственников и долей остального социума компании.
Следующим логическим шагом исследования является переход к вопросу определения цены социального капитала и оптимальной архитектуры стоимости бизнеса. Понятно, что цена социального капитала не означает полученную работниками заработную плату/оклад. Возможно, это вознаграждение за результаты, превышающие выполнение должностных обязанностей, – премии, надбавки, оплата за рацпредложения и пр. В любом случае гудвилл – если он есть – как результат использования социального капитала значительно превышает затраты на социальный капитал. Если же продажная цена компании ниже стоимости его активов, то можно говорить об отрицательном социальном капитале, истощившем собственный капитал, наряду с накопленными убытками.
Влияние социального капитала на рост добавленной экономической стоимости можно оценить лишь косвенно, оно отражается именно в спреде доходности (ROIC – WACC) и связано с результативностью применения интеллектуальных ресурсов – с умением работать с прогрессивной технологией, с выдающимися организаторскими способностями, с использованием творческого потенциала для создания новшеств, включая бренды и деловую репутацию в целом.
Социальный капитал обладает определенной критической массой, он нестабилен, изменчив.
Проблемы роста компании, по-видимому, также связаны с изменениями социального капитала. В отличие от финансового социальный капитал жестко не привязан к имущественным активам, и после продажи компании, например, он может резко обесцениваться. В этом и состоит опасность пере оценки активов и завышения гудвилла. Не секрет, что реорганизации, слияния и поглощения сопряжены с сокращениями и увольнениями работников, т. е. вызывают социальные сдвиги в коллективах, уменьшают социальный капитал. В этом случае неизменно «растопление» и гудвилла как продукта деятельности определенного социума.
В связи с опасностью социальных потрясений, по нашему мнению, можно рассматривать как положительный факт данные информационного агентства АК&М о сокращении числа сделок на российском рынке слияний и поглощений в феврале 2013 г. на 14,6% (до 41 транзакции против 48 в феврале 2012 г.), а суммы сделок – на 23,7% (до 2690,2 млн долл. против 3528 млн долл. годом ранее). Средняя стоимость сделки (за вычетом крупнейшей) сократилась в феврале 2013 г. вдвое, до 37,3 млн долл. против 73,5 млн долл. годом ранее [4].
Во всем мире в 2012 г. стоимость сделок на рынке слияний и поглощений снизилась на 13%, а количество таких сделок сократилось на 6% [5].
Статистика показывает, что после слияния или поглощения снижается стоимость подавляющего большинства компаний. И в этом мы видим связь с изменением социального капитала и архитектуры капитала в целом.
Литература
1. Друкер П.Ф. Эффективное управление предприятием. – М. : Вильямс, 2012. – С. 125.
2. Ивашковская И.В. Финансовые измерения корпоративных стратегий. – М. : ИНФРА-М, 2008. – С. 79.
3. Корпоративные финансы и учет: понятия, алгоритмы, показатели. – М. : Проспект, КНОРУС, 2010. – С. 58.
4. akm.ru/rus/ma/
5. Новости. Информационное агентство Финмаркет/26 марта. –finmarket.ru/z/nws/news.asp?id=3276491