Влияние интернета на критерии оценки финансовой устойчивости и антикризисного потенциала бизнеса



Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" №5 год - 2014


Солодов А.К.,
к. э. н., действительный государственный советник РФ 3 класса,
доцент кафедры финансового менеджмента Финансового университета
при Правительстве Российской Федерации


В статье рассмотрены вопросы адаптации методов оценки финансового состояния торговых организаций к изменению форм организации торговли и товара. Основное внимание уделено проблемам, связанным с электронными формами торговли и товара в России.


Интернет изменил мир. Мощный импульс к развитию получили организационные формы торговли, трансформировалась логистика, рынок сформировал новые специфические понятия – электронный товар, электронная коммерция (е-commerce), электронный магазин. Структура активов и обязательств коммерческих организаций, характеристики их денежных потоков изменились, поэтому оценивать финансовое состояния бизнес-единиц следует иначе, чем при традиционных формах ведения торгового бизнеса.


В этой связи в статье рассмотрены: тенденции развития организационных форм торговли, трансформации структуры товаров, изменения структуры активов и затрат, вопросы адаптации методов оценки финансового состояния торговых предприятий к фактору «интернет-ФИРМА» и «интернет-товар».


Цель статьи – актуализировать методы и критерии оценки финансовой устойчивости организаций и их антикризисного потенциала.


Но, прежде чем начнем исследование, определимся с основными понятиями.


Электронная коммерция (от англ. e-commerce) – это общая концепция ведения бизнеса, которая включает в себя ряд операций, направленных на получение прямой экономической выгоды, с использованием цифровой передачи данных для представления товаров или оказания услуг, в том числе Интернета.


Электронный магазин (интернет-магазин) – это сообщество территориально разобщенных сотрудников магазина (продавцов, кассиров) и покупателей, которые могут общаться и обмениваться информацией через электронные средства связи при полном (или минимальном) отсутствии личного прямого контакта.


Электронные товары (цифровые товары) – это литературные, графические, музыкальные, аудиовизуальные произведения, программное обеспечение, которые могут быть загружены непосредственно с сайта продавца в Интернете без доставки какого-либо материального носителя информации.


1. Роль E-commerce
По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) [1] со ссылкой на Euromonitor, российский e-commerce достиг 17,5 млрд долл. в 2013 г. без учета продажи турпутевок, а также билетов на различные мероприятия. За 2013 г. доля интернет-пользователей, совершивших хоть раз покупку онлайн, увеличилась с 68 до 94%.


О тенденциях развития торгового бизнеса можно судить по данным рейтингов журнала «Форбс» [2], классифицированных в разрезе ритейлеров, интернеткомпаний и интернет-магазинов. В табл. 1 приведены характеристики 10 лидеров соответствующих групп.



Таблица 1 демонстрирует:
Существенное преобладание объемов продаж крупных ритейлеров над интернет-компаниями и интернет-магазинами – в 150 раз и более.


Примерное равенство объемов продаж интернет-компаний и интернет-магазинов.


Больший прирост объемов продаж интернет-магазинов в сравнении с интернет-компаниями и крупными ритейлерами – более чем в 1,7 и 3,1 раза соответственно.


Объем e-commerce приведенных в табл. 1 крупнейших 10 интернет-компаний и 10 интернет-магазинов составлял по итогам 2013 г. около 5% всей интернет-торговли в России. Ниже приведена табл. 2, составленная по данным отчета АКИТ [1], характеризующая интернет-бизнес в России и ряде иных стран.



В России 30 млн человек покупают онлайн, что составляет около половины пользователей Интернета. Прирост пользователей Интернета за 2013 г. составил 13%, или 4 млн, прирост в регионах – 50%. Покупки осуществляются в 30 000 интернет-магазинов. Доля нематериальных товаров в объеме интернет-торговли имеет тенденцию устойчивого роста. Так, в 2011 г. доля нематериальных товаров составляла 29,6%, в 2012 г. – 30,8%, в 2013 г. – 33,2%.


Вышеизложенное позволяет полагать, что Россия имеет значительный потенциал к росту е-commerce в течение следующих 3–5 лет.


Формы интернет-торговли
Электронная коммерция развивается в рамках следующих основных моделей [3]: В2В (Business-to-Business), В2С (Business-to-Customer) и С2С (CustomertoCustomer).


В2В (Business-to-Business) – «обслуживание юридическими лицами юридических лиц». Речь прежде всего идет о бизнесе интернет-компаний (интернет-платформ). Они дают возможность значительно упростить проведение операций на всех этапах, сделать торговлю более оперативной и прозрачной. Часто в таких случаях представитель стороны заказчика имеет возможность интерактивного контроля процесса выполнения заказа путем работы с базами данных продавца.


В2С (Business-to-Customer) – «обслуживание юридическими лицами физических лиц». Как правило, здесь речь идет о розничной реализации товаров в сети интернет-магазинов. Клиенту такой способ совершения коммерческой операции дает возможность упростить и ускорить процедуру покупки. Ему не приходится идти в магазин, чтобы выбрать нужный товар: достаточно просмотреть характеристики на сайте поставщика, выбрать нужную конфигурацию и заказать продукт с доставкой. Коммерсанту же возможности Интернета позволяют оперативнее отслеживать спрос (помимо экономии на помещении и кадрах). Примеры этого вида торговли – традиционные интернет-магазины, направленные на целевую группу непосредственных потребителей товаров.


С2С (Customer-to-Customer), или потребитель–потребитель. Такой способ осуществления электронной коммерции предполагает совершение сделок между двумя потребителями, ни один из которых не является предпринимателем в юридическом смысле слова. Интернет-площадки для подобной торговли являются чем-то средним между рынком-толкучкой и колонкой объявлений в газете. Как правило, коммерция по схеме С2С осуществляется на сайтах интернет-аукционов.


Использование Интернета участниками рынка различно.
1. Традиционные крупные ритейлеры осуществляют торговлю в основном материальными товарами. Они используют Интернет в основном в двух ипостасях:
– сайт магазина, информирующий покупателя о товарах, рекламирующий их и регистрирующий заявки на приобретение товара;
– программно-информационная система оптимизации логистических схем поставки и доставки товара от производителя к покупателю.


Оба фактора приводят к значительной экономии затрат.


Для деятельности крупных рителейров необходимо наличие торговых площадей в виде магазинов-складов или магазинов-выставок. Ряд крупных ритейлеров имеет сеть небольших магазинов-складов и центральные склады.


2. Интернет-компании торгуют исключительно цифровым товаром, о свойствах которого будет сообщено ниже.


Их деятельность сосредоточена на создании и использовании баз данных и информационных ресурсов, прежде всего ресурсов сети Интернет. Для их деятельности необходимо наличие мощного и дорогостоящего электронного оборудования (серверы) и программного обеспечения. В Интернете такие компании представлены в виде поисковых систем. Они осуществляют продажу «интернет-времени», услуг по передаче информации, а также продажу иных цифровых товаров.


Деятельность интернет-компаний инновационна как с точки зрения использования современных технологий, так и с точки зрения реализуемых интернеткомпаниями электронных товаров.


Продажей традиционного товара интернеткомпании непосредственно не занимаются.


3. Интернет-магазины осуществляют продажу как традиционных материальных товаров, так и электронных товаров (в основном игр, фильмов, программного обеспечения бытового уровня и т.п.). Некоторые интернет-магазины специализируются на продаже купонов на скидку с цены товара, например Biglion и др.


Затраты на создание интернет-магазина невелики, так как, по сути, интернетмагазин – это сайт. Затраты – в пределах 1 млн руб., а часто значительно ниже – на создание и раскрутку такого сайта вполне реальны.


По своей организации интернет-магазины достаточно разнообразны. Так, торговая сеть Wikimart – это более 2000 интернет-магазинов, предлагающих на его сайте около 2 млн товаров. Многие интернет-магазины имеют торговые площади, хотя бы в виде пунктов выдачи товара. Некоторые же полностью отказываются от торговых площадей, например «Утконос» полностью отказался от своих оффлайновых точек. В 2007 г. их было 201 [4].


Кроме того, феномен Интернета не исчерпывается электронной коммерцией. Он захватывает такие области, как кредитование малого бизнеса, логистика, торговля онлайн-рекламой и даже «облачные» технологии. Например, среди стратегических инвестиций крупнейшего в мире интернет-магазина Alibaba в проспекте IPO значатся доли в китайском разработчике мобильных браузеров UCWeb, социальной сети Weibo, американском мессенджере Tango, провайдере цифровых карт и навигационных решений AutoNavi, видеопортале Youku.


С точки зрения финансового менеджмента существенно важным является изменение структуры активов баланса под влиянием изменения форм организации торговли и увеличения доли цифровых товаров.


2. Электронный товар
Электронные, или цифровые, товары – это литературные, графические, музыкальные, аудиовизуальные произведения, программное обеспечение, которые могут быть загружены непосредственно с сайта продавца в Интернете, без доставки какого-либо материального носителя информации. Примерами таких товаров являются: клики, лайки, игры, виртуальные товары в играх (вооружение, запасы и т.п.), которые реализуются за натуральные деньги через систему интернет-платежей.


Цифровые товары, один раз создав, можно продавать теоретически бесконечное число раз, не неся при этом никаких затрат. Как учитывать такой актив?


В структуре затрат цифрового товара отсутствуют переменные затраты, под которыми обычно понимают затраты, связанные с объемом производимого и реализуемого товара.


Такая особенность цифрового товара связана с такими его свойствами, как: неразрушаемость, преобразуемость и воспроизводимость.


Неразрушаемость – отсутствие любого износа или повреждений, связанных с использованием электронного товара. Единица товара, проданная производителем, затем может быть перепродана кем-либо еще без каких-либо потерь свойств. Поэтому продавцы электронных товаров используют стратегии по предотвращению таких перепродаж – например, лицензирование, ограничения по времени работы или систему обновлений продуктов, при которой уменьшается ценность предыдущих версий.


Преобразуемость – означает восприимчивость товара к различным изменениям. Это позволяет создавать и обеспечивать потребителей заказными и персонифицированными продуктами.


Преобразуемость поднимает целый ряд вопросов относительно индивидуализации цен, дифференциации номенклатуры и использования предоставляемой покупателям информации.


Воспроизводимость электронных товаров заслуживает особого внимания.


Она означает крайнюю легкость производства, хранения и доставки дополнительных единиц продукта. Это означает, что после первоначального вложения средств в создание первой единицы продукта все последующие единицы производятся и реализуются с предельными издержками (издержки на производство дополнительной единицы товара), близкими к нулю.


Благодаря этим свойствам (и прежде всего третьему) множество ученых – экономистов и математиков – бьются над тем, как же, собственно, правильно продавать и строить модели ценообразования для этих цифровых товаров.


С точки зрения финансового менеджмента важно то, что электронный товар меняет подходы традиционного анализа финансовой устойчивости компаний и прогнозирования банкротства.


3. Влияние интернета на структуру активов и затрат компаний
О различии структуры активов под влиянием Интернета достаточно красноречиво информирует нижеследующая табл. 3, в которой приведены средние значения показателей структуры баланса компаний, приведенных в табл. 1, рассчитанные автором на основе данных годовой отчетности за 2011–2013 гг., полученные с официальных сайтов этих компаний, а в ряде случаев – с использованием информационных систем СПАРК и Блумберг.



Интересным и важным обстоятельством, связанным с Интернетом, является изменение структуры единицы затрат на производство единицы продукции.


Из него «выпала» одна из составляющих – «материальные затраты». Программная продукция, реклама в Интернете и на ТВ и прочие электронные товары не требуют сырья и материалов, которые прямо влияют на расходы, связанные с производством и реализацией традиционного товара. Структура затрат электронного товара в основном состоит из амортизационных отчислений, фонда оплаты труда и начислений на фонд оплаты.


К чему это приводит? Изменяются подходы к планированию затрат и оценке финансовых рисков.


Почему? Если для традиционного товара характерно наличие постоянной составляющей, которой являлись, как правило, «затраты на сырье и материалы», то для электронного товара такой константы не существует. Что это значит? Затраты на единицу традиционного товара даже теоретически не могут быть ниже затрат на сырье и материалы, необходимые для производства единицы традиционного товара, в то время как затраты на единицу электронного товара таких ограничений не имеют и могут стремиться к нулю. Пример: весьма популярный в Интернете лайк «сердечко». Его рентабельность, по самым скромным оценкам интернет-аналитиков, превышает 500 000%. Затраты «нулевые». Но, для того чтобы этот товар поступил покупателю, необходимы оборудование, программное обеспечение, интеллектуальный капитал на разработку обновлений и сопровождение этого специфического товара. Все эти затраты мы по привычке считаем постоянными, между тем именно они изменяются при изменении объема произведенной и реализованной продукции, если иметь в виду затраты на единицу этой продукции. Сказанное свидетельствует о необходимости корректировки ряда известных формул расчетов финансовых показателей, например формулы расчета эффекта операционного рычага, и соответственно изменятся критериальные уровни финансовых рисков.


4. О необходимости изменения нормативных значений показателй финансовой устойчивости
Интернет меняет не только структуру активов, но и структуру затрат на единицу производимой и реализованной продукции. В частности, отсутствие в структуре затрат «сырья и материалов» приводит к тому, что затраты на производство и реализацию электронного товара практически полностью состоят из затрат, по своей сущности являющихся постоянными, т.е. не зависящими от объема реализуемой продукции.


В частности, известные формулы, используемые для оценки уровня производственного и коммерческого риска, на основе оценки эффекта операционного рычага для ряда типов интернет-компаний изменятся.


Так, если для традиционного товара применимы такие формулы для оценки силы операционного левериджа, как:



то в случае с интернет-товаром, в связи с тем что переменные затраты отсутствуют (т.е. равны нулю), для расчета эффекта операционного левериджа можно воспользоваться более простыми формулами (3) и (4), которые вытекают из преобразования вышеприведенных формул (1) и (2):



Изменится также расчет порога рентабельности. Напомним известную формулу расчета этого показателя в денежных единицах:



Характер изменений показателя эффекта операционного рычага, определяемый по вышеприведенным формулам, свидетельствует о том, что в случае интернет-товара изменение роста прибыли от роста выручки происходит более интенсивно, следовательно, в районе точки безубыточности (равенства затрат и выручки) риски торговли интернет-товаром в сравнении с традиционным товаром более высоки. Интернет-компании при падении спроса на свой товар не могут, в отличие от традиционных, реализовать запасы, имеющиеся у них в виде сырья и материалов, которые сами по себе могут пользоваться спросом. Потеря интереса потребителя к интернет-товару часто означает практически полную потерю выручки. Интернет-покупатель постоянно хочет «новенького».


Особо следует сказать о качественном различии постоянных затрат интернетбизнеса и традиционного бизнеса. Для компаний е-commerce характерна:
– необходимость быстрого обновления оборудования (серверов и др.), технологий, софта и т.п., так как конкуренция в той сфере чрезвычайно высока;
– быстрая смена форматов электронных товаров также в связи с высокой конкуренцией.


Вывод: интернет-бизнес требует:
– амортизационной политики, способной своевременно актуализировать технический и технологический потенциал интернет-компаний;
– маркетинговой и ценовой политики, обеспечивающей поддержание постоянного интереса потребителя к товару компании;
– эффективного управления интеллектуальным капиталом, в первую очередь затратами на привлечение и мотивацию кадров к работе именно в этой компании. По нашему мнению, более высокий интеллектуальный уровень работников интернет-компаний в сравнении с традиционными компаниями, уже оказал существенное влияние на величины критериев, которые обычно используют для оценки финансовой устойчивости и антикризисного потенциала коммерческих организаций. Из приведенных в табл. 1 и 3 данных видно, что в лидерах в течение многих лет находится достаточное количество компаний, финансовая устойчивость которых, при традиционных оценках, является сомнительной. По этой причине с точки зрения прогнозирования банкротства оценка духовного потенциала (мотивация, воля и интеллект) компании развивать бизнес является более значимой характеристикой, чем текущие и ретроспективные значения финансовых показателей.


Мы также предполагаем, что использование Интернета повлияло на весь остальной бизнес, повысило его устойчивость. Причина этого в тех возможностях, которые предоставил Интернет менеджерам, работающим в сфере логистики снабжения и сбыта, управления денежными потоками компании (в частности, обеспечения требуемых уровней дебиторской и кредиторской задолженностей).


Эти предположения можно подтвердить результатами исследования [5], проведенного кафедрой финансового менеджмента Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (д. э. н., проф. Е.А. Фёдорова). Они ясно показали, что прогностическая способность моделей оценки возможного банкротства с течением времени меняется и зависит от группы предприятий и экономических условий, для которых они были изначально разработаны. Кроме того, установлена неадекватность существующих нормативных значений показателей, на основе которых оценивается вероятность банкротства, особенно в практической деятельности, и их количество.


Самыми значимыми в расчете вероятности банкротства оказались коэффициенты быстрой ликвидности и коэффициенты ликвидности при мобилизации средств, а также соотношение заемных и собственных средств. Вероятность банкротства прямо зависит от этих показателей.


В ходе моделирования авторами [5] было построено бинарное дерево классификации предприятий-банкротов и здоровых предприятий обрабатывающей промышленности Российской Федерации, которое мы приводим ниже.



Терминальный узел 1 (соотношение заемных и собственных средств  0,5) представляет состояние предприятия, при котором процентное соотношение банкротов и здоровых предприятий составляет 54,7 и 45,3% соответственно. Фактически если данный коэффициент меньше 0,5, то предприятие на 54,7% является банкротом. Это означает, что норматив в границах 0,7 явно завышен для соотношения заемных и собственных средств, а норматив соотношения собственных и заемных средств должен иметь не только нижнюю, но и верхнюю границу (что доказывает наличие терминального узла 4).


Попадая в терминальный узел 2 (соотношение заемных и собственных средств  0,5; коэффициент ликвидности при мобилизации средств  0,13), предприятие на 76,3% может являться банкротом. Норматив в 0,5–0,7 также является явно завышенным.


Терминальный узел 3 (соотношение заемных средств  0,5; коэффициент ликвидности при мобилизации средств > 0,13) гораздо менее «банкротный», чем предыдущие узлы. Предприятие при данных условиях может являться банкротом только на 37,7%.


Терминальный узел 4 представляет состояние предприятия, при котором соотношение банкротов и здоровых предприятий составляет 33 и 67% соответственно. Для попадания в данный узел соотношение заемных средств должно быть  0,5, а коэффициент текущей ликвидности должен быть  0,575, вероятность того, что предприятие может стать банкротом, – 33%.


Литература
1. Отчет АКИТ (Ассоциации компаний интернет-торговли) / akit.ru/wp-content/uploads/2014/03/E-commerce
2. Рейтинг Forbes forbes.ru/reitingi-photogallery/251148-10...internet...forbes/.../1
3. Юрасов А.Б. Основы электронной коммерции: учебник для вузов. – М.: Издательство «Горячая линия-Телеком», 2008.
4. Левинская А. Недельный простой может обойтись Утконосу в 10 млн долларов / rbcdaily.ru/market/562949986449304/
5. Fedorova Е., Gilenko E., Dovzenko S. Bankruptcy prediction for Russian companies: Appication of combined classifiers/ Expert Systems with Applications No. 40 (2013) P. 7285–7293/ jornal homepage: elsevier. com/ locate/eswa

07.12.2020

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста