Кредитная политика корпорации



Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" №5 год - 2014


Грищенко Ю.И.,
к. э. н., доцент кафедры финансового менеджмента
Финансового университета при Правительстве
Российской Федерации


Ефанова С.И.,
магистр Финансового университета
при Правительстве Российской Федерации


Живодерова Г.В.,
магистр Финансового университета
при Правительстве Российской Федерации


Джамакулов Д.Н.,
магистр Финансового университета
при Правительстве Российской Федерации


Данная статья посвящена вопросам формирования кредитной политики корпорации. Особое внимание обращается на структуру кредитной политики. Также в статье раскрыты основные факторы, которые влияют на основные положения кредитной политики.


Кредитная политика является частью финансовой политики корпорации и заключается в определении подходов к управлению дебиторской задолженностью.


Формирование эффективной кредитной политики корпорации способствует увеличению оборачиваемости оборотных активов, повышению рентабельности компании, а также влияет на рыночную стоимость бизнеса.


Изменения в гражданское законодательство, вступившее в силу с 1 сентября 2014 г., закрепило понятие «корпорация». В соответствии со ст. 65.1 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) корпорациями являются организации, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган. К коммерческим корпорациям относят:
– акционерные общества;
– общества с ограниченной ответственностью;
– полные товарищества;
– товарищества на вере;
– крестьянские (фермерские) хозяйства;
– хозяйственные партнерства;
– производственные кооперативы.


Под финансовой политикой корпорации в экономической теории принято понимать совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых отношений, предполагающую определение целей и средств их достижения [7].


Финансовая политика организации корпорации направлена на достижение стратегических и тактических целей деятельности и во многом зависит от социально-экономической политики государства. Понятие «финансовая политика организации» закреплено в Методических рекомендациях по реформе предприятий (организаций) от 1 октября 1997 г. № 118. К основным направлениям разработки финансовой политики организации относят: разработку налоговой политики, разработку кредитной политики, выбор дивидендной политики, разработку инвестиционной политики и т.д. [4].


Кредитная политика корпорации – это комплекс управленческих решений, включающий условия и сроки предоставления корпорацией товарного (коммерческого) кредита, порядок инкассации дебиторской задолженности, формирование условий предполагаемых скидок.


Кредитная политика как внутренний нормативный акт корпорации принимается на год, по истечении которого уточняются цели и задачи, принятые стандарты, подходы и условия.


Этим нормативным актом определяются:
1) цели кредитной политики;
2) тип кредитной политики;
3) стандарты оценки покупателей (формирование критериев оценки платежеспособности покупателя, формирование рейтинга покупателей);
4) система кредитных условий (определение кредитных лимитов, установление сроков отсрочки платежа по договору, установление даты возникновения процентов, пени и др.);
5) порядок взыскания, урегулирования и рефинансирования дебиторской задолженности;
6) подразделения, задействованные в управлении дебиторской задолженностью и др.


Как правило, в качестве цели кредитной политики корпорации следует рассматривать обеспечение оборачиваемости и качества дебиторской задолженности, повышение рыночной стоимости бизнеса корпорации [5]. Также можно выделить другие цели кредитной политики корпорации: увеличение прибыли от основной деятельности; увеличение объемов продаж в краткосрочном и долгосрочном периодах; максимизация эффекта (дохода) от инвестирования в дебиторскую задолженность; ограничение роста сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности.


В соответствии со ст. 266 Налогового кодекса РФ сомнительным долгом признается любая задолженность в случае, если она:
– не погашена в сроки, установленные договором;
– не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.


Безнадежными долгами (долгами, нереальными к взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации [2]. В соответствии с гражданским законодательством общий срок исковой давности составляет три года, но не может превышать десять лет со дня нарушения права, для защиты которого этот срок установлен (ст. 196 ГК РФ).


Однако следует отметить, что кредитная политика корпорации зависит от таких основных факторов:
- организационно-правовой формы корпорации (АО, ООО и др.);
- категории бизнеса (малый, крупный и пр.);
- стадии жизненного цикла корпорации (становление, рост, зрелость);
- наличия конкуренции (корпорация монополист) и др.


Таким образом, в зависимости от совокупности перечисленных факторов корпорации могут формировать тип кредитной политики – агрессивный, консервативный или умеренный (табл. 1).



Приоритетной целью агрессивного типа кредитной политики является повышение рентабельности, т.е. максимизация дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации товара в кредит, несмотря на высокий уровень кредитного риска, который сопровождает эти операции. Механизмом реализации политики такого типа являются распространение кредита на более рискованные группы покупателей продукции; увеличение периода предоставления кредита и его размера; снижение стоимости кредита до минимально допустимых размеров; предоставление покупателям возможности пролонгирования кредита. Агрессивный тип кредитной политики характерен для молодых, развивающихся корпораций, целью которых является выход и захват доли рынка. Кредитование покупателей продукции, с одной стороны, приводит к увеличению выручки от реализации продукции, а «мягкие» кредитные условия обеспечивают привлечение новых покупателей. Однако большой срок отсрочки платежа, наличие сомнительной, просроченной или безнадежной дебиторской задолженности вынуждают компании привлекать дополнительные внешние финансовые ресурсы для обеспечения текущей деятельности, что приводит к увеличению затрат.


Консервативный тип кредитной политики направлен на минимизацию кредитного риска.


Осуществляя такой тип кредитной политики, фирма существенно сокращает круг покупателей товара в кредит за счет групп повышенного риска; минимизирует сроки предоставления кредита и его размера; ужесточает условия предоставления кредита и повышает его стоимость; использует жесткие процедуры инкассации дебиторской задолженности. Консервативный тип кредитной политики характерен для крупных, развитых компаний, имеющих хорошую репутацию, а также для компаний-монополистов.


Умеренный тип кредитной политики фирмы характеризуется типичными условиями ее осуществления в соответствии с принятой коммерческой и финансовой практикой и ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа [6].


Объективная оценка финансового состояния покупателя производится на основе информации, раскрытой в бухгалтерской отчетности контрагента, представление которой в соответствии с законодательством не является обязательным. Как следствие, при формировании стандартов оценки покупателей рекомендуется использовать базы данных BLOOMBERG, THOMSON REUTERS, СПАРК. Например, Система профессионального анализа рынков и компаний (СПАРК) – крупнейшая база данных по компаниям России, Украины и Казахстана с широким спектром аналитических возможностей. В системе СПАРК можно получить регистрационные данные по компании, бухгалтерскую отчетность, статистические данные в отраслевом и региональном разрезах, сведения о банкротствах и арбитражных делах. Таким образом, применение баз данных предоставляет возможность оценить финансово-экономические показатели покупателя до заключения контракта. Также финансовое состояние, платежеспособность покупателя можно оценить с помощью программных продуктов AuditXP, Excel, Project Expert.


Современные методы управления дебиторской задолженностью – это переговоры с должником, штрафы, разбирательства в суде, изменение условий оплаты, приостановка отпуска товара покупателю и др.


Под рефинансированием понимают переведение дебиторской задолженности в другие формы оборотных активов предприятия (денежные средства или высоколиквидные ценные бумаги) с целью ускорения расчетов. Современными формами рефинансирования дебиторской задолженности являются: учет векселей, выданных покупателями продукции, факторинг, форфейтинг [3].


Также возможны следующие способы прекращения обязательств с контр агентами: отступное, новация, взаимозачет и другие способы прекращения обязательств, регулируемые гл. 26 части второй ГК РФ.


Таким образом, для выбора оптимальной кредитной политики корпорация должна сравнить потенциальные выгоды от увеличения объема продаж со стоимостью предоставления дополнительных торговых кредитов, стоимостью дополнительных расходов по контролю и инкассации дебиторской задолженности, оценить влияние инфляции и риск возможной неуплаты.


Формирование эффективной кредитной политики является одним из приоритетных направлений финансовой политики корпорации, так как от своевременности погашения дебиторской задолженности зависит финансовая устойчивость и платежеспособность любой корпорации.


Литература
1. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть вторая.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть вторая.
3. Борисова О.В., Малых Н.И., Грищенко Ю.И., Овешникова Л.В. Корпоративные финансы: Теория и практика: учебник для академического бакалавриата. – М.: Издательство ЮРАЙТ, 2014. – 651 с.
4. Антонов С.А. Теоретические подходы к организации корпоративного налогового менеджмента // Управление экономическими системами: электронный научный журнал [Электронный ресурс]. URL: uecs.ru/logistika/item/1527-2012-09-12-06-20-48 (дата обращения: 31.07.2014).
5. Гаранина С.А. Процедура разработки и реализации кредитной политики корпорации // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». – 2013. – № 3. – С. 233–238.
6. Ермасова Н.Б. Финансовый менеджмент: конспект лекций. – М. : ЮрайтИздат, 2009. – 168 с.
7. Шестакова Е.В. Налоговое планирование. Теория и практические рекомендации с материалами судебной практики. – М.: Юстицинформ, 2010. – 160 с.

15.12.2020

Также по этой теме: