Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" №2 год - 2019
Чернов В.А.,
доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и кредита
Института экономики и предпринимательства Федерального государственного
автономного образовательного учреждения высшего образования
«Национальный исследовательский Нижегородский государственный
университет имени Н.И. Лобачевского»
Национальные задачи развития информационного общества в Российской Федерации, создание новых высокотехнологичных производств связаны с множеством проблем, включая взаимодействие с мировыми валютами, растущее недоверие к государственным институтам – эмитентам свободно конвертируемых мировых валют. Разрабатываются новые информационные технологии расчетов блокчейн как производные обращения криптовалют на децентрализованных рынках.
В статье дается характеристика цифровым инструментам, возникающим децентрализованно на финансовых рынках. Автор рассматривает возможности взаимодействия указанных инструментов в формировании цифровой экономики России, исследует возникающие риски и угрозы, раскрывает способы их преодоления средствами финансовой политики, взвешенностью финансовых решений.
Развитие информационных систем и технологий сопровождается стремительными изменениями в технических средствах финансовых отношений, искусственный интеллект проникает во все большие сферы деятельности человека, не исключая финансы. В условиях трансформации финансового сектора все активнее применяются новые технологии: искусственный интеллект, анализ больших данных; обсуждаются возможности применения блокчейн-технологий и др. Автоматизация процессов способствует экономии операционных расходов и ускоряет цифровизацию. Повышается финансовая грамотность розничных клиентов, которые становятся все более требовательными к качеству предоставляемых услуг, персонализации инвестиционных продуктов, открытости, ясности, релевантности информации и защищенности инвестиций, в том числе от киберугроз.
Мы наблюдаем включение в денежную систему электронных денег. Это неоднозначный и эволюционирующий термин. Он употребляется во многих значениях, которые связаны с использованием компьютерных сетей, информационных систем «хранимой стоимости». Электронные деньги образуют системы хранения и передачи как традиционных, так и негосударственных частных валют. В сложившейся практике наряду с обращением электронных денег по правилам, установленным или согласованным с государственными центробанками, появляются негосударственные платежные системы, проводящие денежные потоки по собственным правилам. Цифровая экономика становится предметом широких обсуждений в финансовой сфере, в публикациях отечественных и зарубежных авторов [1–14]. Цифровизация экономики стала важнейшей составляющей Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы, утвержденной Указом Президента РФ от 09.05.2017 № 203. Этот вопрос наиболее активно обсуждался на Петербургском международном экономическом форуме – 2018 (дата проведения: 24.05.2018–26.05.2018).
На фоне растущего недоверия к государственным институтам – эмитентам свободно конвертируемых мировых валют (СКВ) проявляется интерес к так называемой цифровой (электронной) валюте. Недоверие к государственным институтам усиливается на фоне роста государственного долга США, который составляет около 41 трлн долл. (а с учетом суммарного долга корпоративного сектора – 270 трлн долл., т.е. более 310 трлн!) [1]. В этой связи помимо национальных валют в информационных сетях создаются и предлагаются цифровые электронные деньги, которые используются как альтернативная или дополнительная валюта. Наиболее известной разновидностью цифровых денег стала криптографическая валюта.
Термин «криптовалюта» вошел в обиход после публикации статьи, рассказывающей о биткойне –цифровой валюте и платежной системе. Биткойн создан Сатоси Накамото, но что за человек или группа людей скрывается за этим псевдонимом, до сих пор доподлинно неизвестно. Было предпринято несколько попыток раскрыть реальную личность или группу, стоящую за этим именем, но ни одна из них не привела к успеху.
В своем профиле на сайте P2P Foundation Накамото указал, что ему 37 лет и он живет в Японии. Существует точка зрения, что эти данные не соответствуют действительности: Сатоси Накамото пишет на английском как на родном, а программное обеспечение Bitcoin не локализовано для японского языка и не документировано на японском.
С середины 2010 г. он не участвует в работе над проектом «Биткойн» [15].
Об экономической сути и юридическом статусе криптовалют ведутся дискуссии.
В Великобритании, в отличие от других стран, биткойн считают валютой (и не облагают НДС операции купли-продажи биткойнов), другие страны, например Австралия, не определяют биткойн как валюту из-за законов об эмиссии и потому облагают операции с биткойнами НДС или налогом на продажу. Налоговое управление США рассматривает биткойн как актив, подобный ценным бумагам, а не как деньги, подразумевая, что транзакции в биткойнах облагаются налогами на прирост капитала. С их точки зрения виртуальные валюты являются активом, а не валютой. Криптовалюты могут иметь ограничения в обороте (например, для банковских учреждений операции с ними могут быть запрещены).
Концепцию децентрализованной платежной системы Накамото представил 31 октября 2008 г. Ее основные принципы: анонимность для всех участников, защита от мошенничества и независимость от контролирующих организаций [16].
Сторонники криптовалюты предлагают ее как универсальный товар, меру стоимости, предлагаемую взамен существующих СКВ при покупке и продаже других товаров. В качестве одного из примеров можно рассматривать мем-маркетинговую стратегию продвижения «новой мировой электронной валюты Ripple», создатели которой планируют заменить американский доллар криптовалютой.
Способна ли криптовалюта решить проблему потери доверия к существующим СКВ? Устойчивость валюты зависит не от формы ее выражения в виде золотого стандарта, фидуциарных, фиатных или цифровых денег, а от того, насколько их количество в обращении соответствует произведенной общественно полезной продукции и драгоценным металлам (активам). Кроме того, операции с денежными средствами требуют официальных гарантий. Видим ли мы подобные гарантии в криптовалюте?
Существуют различные точки зрения в выражении стоимости денежной единицы.
Денежную единицу в современном мире предлагают привязывать к драгоценным металлам, к энергетическим сырьевым ресурсам, единице измерения количества информации. Мера стоимости криптовалютной платформы для платежных систем связана с единицей измерения количества информации (бит). Например Битко.йн, или биткоин (англ. Bitcoin, от bit –«бит», наименьшая единица информации, и coin –«монета»).
Мельчайшей единицей биткойна установлен «сатоши» по имени разработчика.
Процесс создания криптовалюты –майнинг –осуществляется с помощью специального программного обеспечения. Для больших объемов криптовалют нужны значительные мощности, а следовательно, приобретение дополнительного оборудования.
Необходимы мощные видеокарта и процессор. Кроме того, используются и специальные аппараты –так называемые майнинг-фермы, которые вырабатывают криптовалюту.
Таким образом, трудоемкость криптовалюты определяется прежде всего количеством обрабатываемой информации и мощностью оборудования, способного обработать возрастающие объемы информации, необходимые для увеличения количества биткойнов.
Очевидно, количество информации в этом процессе первично, а мощность и стоимость оборудования являются инвестиционным активом, который служит целям обработки этой информации и, следовательно, дополняет себестоимость единицы измерения количества информации, т.е. включается в ее общую себестоимость в порядке списания стоимости инвестиционного актива, состоящего из оборудования. При этом используемое оборудование может состоять из амортизируемых (внеоборотных) и оборотных активов.
Для криптовалюты «биткойн» заявлен предел по количеству в 21 000 000, однако в настоящее время он все еще не достигнут. Чем объясняется этот предел и кто может гарантировать, что выпуск биткойнов ограничится указанным пределом, а система не будет перестроена к другому «пределу», вопрос остается без достаточно аргументированного ответа.
Анонимность для всех участников децентрализованной платежной системы, защита от мошенничества и независимость от контролирующих организаций не подкреплены достаточно надежными гарантиями, а больше похожи на веру в обещания.
К тому же анонимность и независимость от контролирующих органов не добавляют уверенности и гарантий в правовой состоятельности применения данной валюты.
Такое условие является преимуществом для создателей криптовалюты, желающих уйти из-под контроля и от персональной ответственности за свое участие, что оборачивается недостатком для ее покупателей, которым нужны гарантии, идентификация и подконтрольность тех, у кого они покупают цифровой актив, рискуя обычными (не виртуальными) денежными средствами.
Другим преимуществом системы расчетов криптовалютой считается децентрализованность. У системы нет единого центра, из которого осуществляется управление, а значит, нарушить работоспособность этой системы, принудительно ограничив распространение валюты, крайне сложно. Так как у Сети нет единого владельца, она контролируется пользователями по всему миру. Такое «преимущество» для распространителей криптовалюты может обернуться угрозой безопасности государственной финансовой системы.
Еще одним преимуществом криптовалюты является ее защита уникальным кодом, подобно электронной подписи, от возможности копирования и от подделок. Однако это качество входит в противоречие с ранее указанными «преимуществами» –анонимностью, независимостью от контролирующих организаций. Данное противоречие состоит в том, что официальную электронную цифровую подпись (ЭЦП), имеющую юридическую силу, граждане получают в удостоверяющих центрах (УЦ), наделенных соответствующими юридическими полномочиями. УЦ является юрлицом, цель работы которого –формирование и выдача ЭЦП.
Кроме того, УЦ осуществляет следующую деятельность:
- подтверждает, что подпись достоверна;
- при необходимости блокирует ЭЦП;
- является посредником, если вдруг возникает конфликтная ситуация;
- оказывает техническую поддержку;
- предоставляет необходимое ПО клиентам.
Для получения ЭЦП физическим лицом представлется паспорт, ИНН, СНИЛС.
Юридические лица, кроме того, дополнительно представляют:
- свидетельство ОГРН;
- выписку из ЕГРЮЛ (непросроченную).
Если подпись будет использовать директор, нужно представить приказ, на основании которого он занимает эту должность [17].
Выписка из ЕГРЮЛ (Единого государственного реестра юридических лиц) – это документ, содержащий полную информацию о юридическом лице, а также информацию обо всех изменениях, претерпеваемых организацией.
Мы не увидели тут никакой анонимности. В этом смысле официальная электронная цифровая подпись, имеющая юридическую силу и юридические гарантии, не имеет ничего общего с уникальным кодом вроде анонимной электронной подписи в криптовалюте, которая не подкреплена никакими юридическими гарантиями, кроме эйфории и веры в надежность и справедливость обращения цифровых денег с использованием криптографических элементов. Все это указывает на неофициальный характер использования криптовалюты в денежном обращении.
К прочим недостаткам криптовалюты относят следующие.
1. Если пользователь потерял пароль от своего электронного кошелька, это означает для него потерю всех находящихся в нем средств. Поскольку нет никакого контроля за проведением транзакций с помощью цифровых денег, нет и гарантий их сохранности.
2. Криптовалюта характеризуется высокой волатильностью в связи со спецификой ее обращения.
3. В отношении криптовалют могут предприниматься попытки различных негативных воздействий со стороны национальных регуляторов денежного обращения (например, Центробанка), а также крупных спекулянтов глобального рынка.
4. Поскольку со временем процесс добывания криптомонет все более и более усложняется, то майнинг с помощью оборудования отдельных пользователей становится все менее рентабельным.
Общеизвестно, что доллар США после окончания Второй мировой войны был признан мировой валютой как актив, наиболее обеспеченный золотым содержанием в сравнении с другими национальными валютами. Со временем доллар США все более утрачивал свою обеспеченность драгоценными металлами или производимой продукцией. В настоящее время его обеспеченность продолжает сокращаться пропорционально росту государственного долга США, о котором было сказано выше.
Нарастающая эмиссия долларов пока еще позволяет глобальной банковской системе США и Евросоюза скупать богатства всех стран, принимающих доллар США в оплату, финансировать проводимую США и НАТО агрессивную внешнюю политику, подчиняющую собственным геополитическим интересам другие страны. В результате США потребляют вдвое больше, чем производят. Доллар оказывает подавляющее воздействие и на финансовую систему России. Российская финансовая система нуждается в освобождении от долларового давления. Может ли криптовалюта служить конструктивной заменой доллару?
Мы видим, что стоимость криптовалюты не привязывается к общественно необходимым затратам. Она привязана к затратам на абстрактное решение информационной задачи создания биткойна, когда установленная на ПК программа сформирует задачи, которые он должен решить. За это действие компьютер получит виртуальные деньги [16]. Решаемые абстрактные задачи не являются общественно полезной продукцией. В противном случае выигрыши шахматистов можно было бы измерять интеллектуальными денежными единицами для создания некой мировой «шахматной» валюты. А поскольку решенные микропроцессором задачи не являются общественно полезным продуктом, следовательно, операции с криптовалютой образуют очередную финансовую пирамиду.
Богатство имеет физическое измерение и подлежит физическим пределам независимо от их наполнения материальным, интеллектуальным или духовным характером потребления. Вопросы наполнения богатства общественно значимой стоимостью раскрыты в статье [18, с. 57–1]. Биткойн является чисто математической величиной и не имеет ограничений, кроме ограничений, заданных программой (21 000 000).
Но программы создает человек по своему усмотрению и, следовательно, субъективно может изменять их. Поэтому и ограничения не могут быть гарантированы таким образом.
Известна история Джорджа Сороса, который разбогател в числе первых игроков на мировой финансовой бирже. В практике финансовых рынков были разработаны производные инструменты управления рисками активов, которые рассмотрены в источнике [19]. Теперь возможности для начинающих игроков несоизмеримо ограниченны на финансовых биржах, в которых зарекомендовавшие себя миллиардеры имеют гораздо больше возможностей извлекать собственные интересы из спекулятивных игр на биржах. О Соросе часто говорят как о финансовом спекулянте, «человеке, который разорил Банк Англии», от его имени образован термин «соросы» для обозначения крупных спекулянтов, которые запускают валютные кризисы для «наживы и удовольствия» [20]. В последние десятилетия стали общеизвестными политические кризисы, организуемые во множестве государств с участием Д. Сороса. Вот к такой роли иногда сводятся независимые от государств транснациональные капиталы.
Без государственного контроля, юридических гарантий и персональной ответственности криптовалюты становятся новым инструментом для спекулянтов в виде легкого доступа «главных игроков» к обычным денежным средствам для финансирования покупки «активов», которые не представляют собой ничего, кроме ставки в азартной игре в изворотливые биткойны.
И если биткойны придут на замену существующей СКВ и большинство населения планеты поверит в них, то глобальное влияние криптовалюты на финансовую систему государств, во-первых, обретет доверие, утраченное к СКВ, и, во-вторых, может стать более сильным, но при этом более безответственным, так как оно анонимно, децентрализовано и независимо от контролирующих организаций. Следовательно, проверять законность, справедливость операций и предъявлять претензии будет некому. Безопасность финансовых систем государств станет более уязвимой, чем в настоящее время.
Обладателям транснационального капитала в анонимной и бесконтрольной системе цифрового финансирования будет проще вмешиваться во внутренние дела суверенных государств, подавляя их финансовые системы и приводя к кризисам в гибридных войнах. Сейчас фамилии таких финансовых геополитиков всемирно известны, и доверие к ним во многом утрачивается. Для продолжения политики мирового финансового господства транснациональной корпоратократии нужна анонимная бесконтрольная децентрализованная система цифровых платежей, которая позволит действовать более скрытно и безответственно в латентных технологиях гибридных войн за достижение неоколониального господства.
И если в настоящее время из нашей страны вывозятся колоссальные ресурсы в виде топливно-сырьевого экспорта за необеспеченный активами американский доллар, денежные средства России вкладываются на счета в американские банки и на покупку американских ценных бумаг в виде Стабфонда и т.п., то это делается под контролем государства, с согласия Центробанка и Правительства РФ. Но в случае становления криптовалюты в качестве мировой согласия государства и его правительства на вывоз денежных средств и ресурсов из страны не потребуется. Все будет происходить децентрализованно, анонимно и бесконтрольно, что свойственно расчетам криптовалютой.
То есть такая система может открыть дополнительные возможности для выкачивания денежных средств и ресурсов из страны, минуя правительство, руками населения и организаций, которым продают биткойны. В этом случае недостаточные инвестирование и платежеспособный спрос еще более сократятся, препятствуя финансовому управлению капиталами и устойчивому развитию бизнеса, рассмотренным в монографии [21], импортозамещению, ускорению технологического развития, увеличению количества организаций, осуществляющих технологические инновации, которые намечены Указом Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07.05.2018 № 204.
Глобальные продавцы биткойнов могут на вырученные деньги скупать природные ресурсы, финансировать некоммерческие организации, деморализовывать общество, разрушать или подрывать общественные институты, внедрять антиобщественную геополитическую идеологию и пропаганду, организовывать политические кризисы, беспорядки и государственные перевороты, вооружать агрессивные политические группировки, порождать коррупцию и другие способы вмешательства во внутренние дела государств.
Выводы
Не существует достаточных правовых оснований для признания криптовалют в качестве мировых. Так же как крупнейшие игроки на мировых финансовых биржах смогли подчинить их своим правилам, а Федеральную резервную систему США превратили в центр эмиссии долларов, не обеспеченных активами, криптовалюта может играть ту же роль, но уже децентрализованно, анонимно, бесконтрольно. Это значит, что при отсутствии ответственных лиц, официальных гарантий такая система электронных денег способна стать самой влиятельной в мире подобно доллару, в худшем смысле этого слова, и при этом быть освобожденной от всякой ответственности перед государством и мировым сообществом и быть недосягаемой для компенсации ущерба потерпевшим сторонам.
Поскольку деньги являются средством обращения, от которого зависит благополучие общества в целом, право получать доход от их создания должно принадлежать государству. По мнению Германа Дэйли (американский экологический экономист, профессор Школы публичной политики Мэрилендского университета в Колледж-Парке, США), присвоение этого дохода частными субъектами (коммерческими банками) можно рассматривать как форму их скрытого субсидирования за счет общества, что вызывает вопросы о моральной оправданности такого рода субсидии и о том, как она соотносится с принципом честной конкуренции [22].
Государственная политика Российской Федерации направлена на создание необходимых условий для развития цифровой экономики, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности, достижения эффективного трансграничного взаимодействия бизнеса, научно-образовательного сообщества, государства и граждан России [23]. Указанные меры нацелены на повышение конкурентоспособности страны, качества жизни граждан, обеспечение экономического роста и национального суверенитета, взаимодействие финансовой политики государства и предприятий [24, с. 114–148].
Реализация Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы, утвержденной Указом Президента РФ от 09.05.2017 № 203, направлена на создание условий для развития общества знаний в Российской Федерации, повышение благосостояния и качества жизни граждан нашей страны путем повышения доступности и качества товаров и услуг, произведенных в цифровой экономике с использованием современных цифровых технологий, повышения степени информированности и цифровой грамотности, улучшения доступности и качества государственных услуг для граждан, а также безопасности как внутри страны, так и за ее пределами.
В этой связи развитие цифровой экономики и информационного общества требует государственного контроля, официальных юридических гарантий, персональной ответственности и защиты юридических лиц, граждан и финансовой и политической системы страны в глобальном информационно-цифровом пространстве. Для обеспечения гарантии сохранности электронной информации она должна быть продублирована на физических, бумажных (неэлектронных) носителях с целью защиты от чрезвычайных ситуаций с перебоями электричества, от хакерских воздействий и вирусных атак, воздействий сильнейшими электромагнитными полями, способными уничтожить данные на электронно-цифровых носителях информации и т.д.
Операции с криптовалютами породили новые системы цифровых расчетов в режиме искусственного интеллекта, которые могут стать эффективной системой учета и управления активами, фондами, финансами, но сама криптовалюта не имеет достаточных оснований для ее признания в качестве национальной или международной денежной валюты.
Блокчейн-технология как главная инновация биткойна служит «не требующим доверия» (trustless) механизмом верификации всех транзакций в Сети и может повысить эффективность финансовых отношений, оптимизации денежных потоков [25, с. 13–16].
Однако при использовании ее в цифровой экономике важно обеспечить официальные юридические гарантии, государственный контроль и персональную ответственность, необходимые для защиты прав граждан, юридических лиц и для обеспечения финансовой безопасности государства. Лишь укреплением гарантий может быть достигнуто доверие в региональных, национальных и международных финансовых отношениях.
Литература
1. Чахова Д.А., Кошелева А.И. Проблемы и перспективы развития блокчейн-туризма в регионах РФ (на примере Калужской области) // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал [Электронный ресурс]. URL: eee-region.ru/article/5310/
2. Гурьева М. Блокчейн-экономика: тренды и перспективы. CyberFund [Электронный ресурс]. URL: bconference.kz/wp-content/uploads/2017/06/MarinaGureva.pdf
3. Мелани С. Блокчейн. Схема новой экономики. – М.: Изд-во «Олимп-Бизнес», 2017.
4. Загорная Т.О. Критерии диагностики уровня цифровой экономики // Приоритетные векторы развития промышленности и сельского хозяйства»: материалы I Междунар. науч.практ. конф. (26 апреля 2018 г.). – Т. IV. – Макеевка: ГОУ ВПО «Донбасская аграрная академия», 2018. – С. 126–132.
5. Нурмухаметов Р.К., Степанов П.Д., Новикова Т.Р. Технология блокчейн: сущность, виды, использование в российской практике // Деньги и кредит. Дискуссионные материалы. – 2017. – № 12. – С. 101–103.
6. Равал С. Децентрализованные приложения. Технология Blockchain в действии: пер. с англ. – СПб.: Питер, 2017. – 240 с.
7. Харченко О.И. Блокчейн и электронное правительство // Современные технологии управления [Электронный ресурс]. URL: sovman.ru/article/8501/
8. Buterin V. (20 September 2013). Bootstrapping A Decentralized Autonomous Corporation: Part I. Bitcoin Magazine (News). Retrieved 23 May 2016.
9. Chohan U. The Decentralized Autonomous Organization and Governance Issues. Regulation of Financial Institutions Journal // Social Science Research Network (SSRN). – 2017.
10. Clawson M. and Knetsch J.L. Economics of outdoor recreation. – Baltimore: Johns Hopkins Press for the Future, 1966.
11. Herman Daly Nationalize Money, Not Banks The Daly News February 4, 2013 [Электронный ресурс]. URL: steadystate.org/nationalize-money-not-banks/Hodson, H. (20 November 2013). Bitcoin moves beyond mere money. New Scientist.
12. Outdoor industry association 2017). The outdoor recreation economy [Электронный ресурс]. URL: outdoorindustry.org/wpcontent/uploads/2017/04/OIA_RecEconomy_FINAL_Single.pdf
13. Pilkington M. (2016). Blockchain Technology: Principles and Applications, Handbook of Research on Digital Transformations’, Chapter 11, edited by F. Xavier Olleros, and Majlinda Zhegu, Edward Elgar, Cheltenham.
14. Swan M. Blockchain: Blueprint for a New Economy. – Cambridge, MA: O’Reilly Media, 2015.
15. Накамото Сатоси. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: ru.wikipedia.org/wiki/Сатоси_Накамото
16. Что такое криптовалюта простыми словами и как ее зарабатывают? // FB.ru [Электронный ресурс]. URL: fb.ru/article/348151/chto-takoe-kriptovalyuta-prostyimi-slovami-i-kak-eezarabatyivayut
17. Электронная цифровая подпись (ЭЦП) – что это такое, порядок получения и регистрации для физических и юридических лиц // Как зарабатывать.ru [Электронный ресурс]. URL: kakzarabativat.ru/pravovaya-podderzhka/elektronnaya-cifrovaya-podpis/
18. Чернов В.А. Экономическая сущность товара: противоречия трактовок и их разрешение в бухгалтерском учете, производственной и строительной практике // Бухучет в строительных организациях. – 2018. – № 2. – С. 57–61.
19. Ендовицкий Д.А., Сапожникова Н.Г. Производные инструменты: учет и отчетность: монография / Д.А. Ендовицкий, Н.Г. Сапожникова; Воронежский государственный университет. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2013.
20. By Timothy L. O’Brien. Columnist Backs Off Soros Charges // The New York Times. – 1999. – Feb. 18 [Электронный ресурс]. URL: nytimes.com/1999/02/18/business/columnist-backsoffsoros-charges.html
21. Чернов В.А. Финансовое управление капиталами и устойчивое развитие бизнеса. – Бо-Бассен 71504, Маврикий: Palmarium Academic Publishing, OmniScriptum, 2018. – 117 с.
22. Эмиссия денег. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: ru.wikipedia.org/wiki/Эмиссия_денег
23. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: consultant.ru (дата обращения: 18.12.2018).
24. Чернов В.А. Анализ финансовой политики предприятия // Аудит и финансовый анализ. – 2003. – № 2. – С. 114–148 [Электронный ресурс]. URL: auditfin.com/fin/2003/2/fin_2003_21_rus_02_03.pdf
25. Чернов В.А. Анализ риска и оптимизация денежных потоков в торговле // Настольный аудитор бухгалтера. – 1999. – № 10. – С. 13–16.
26. Ибрагимова Г.Н., Арзамаскова Ю.Б. Современные угрозы экономической безопасности России // Приоритетные векторы развития промышленности и сельского хозяйства»: материалы I Междунар. науч.-практ. конф. (26 апреля 2018 г.). – Т. IV. – Макеевка: ГОУ ВПО «Донбасская аграрная академия», 2018. – С. 133–136.