Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" №5 год - 2019
Сизова Д.А.,
кандидат экономических наук, доцент, доцент базовой кафедры экономического
анализа и корпоративного управления производством и экспортом
высокотехнологичной продукции Государственной корпорации «Ростех»
ФГБОУ ВО «РЭУ имени Г.В. Плеханова», г. Москва
СизоваТ.В.,
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансового
менеджмента ФГБОУ ВО «РЭУ имени Г.В. Плеханова», г. Москва
СолтахановА.У.,
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансового
менеджмента ФГБОУ ВО «РЭУ имени Г.В. Плеханова», г. Москва
В статье рассмотрены предпосылки, порождающие необходимость децентрализации денежной системы (на примере денежной системы Российской Федерации).
Приведен графический анализ денежной массы РФ, включая структуру, подтверждающую существенную значимость денег в национальной экономике. Очерчен круг возможных вариантов решения вопросов децентрализации денежной системы РФ, определяемых тенденциями развития цифровой экономики и децентрализованных электронных денежных систем.
Мировой кризис 2008 г. определил тенденции развития децентрализованных денежных систем, что было обусловлено неэффективностью существующей практики национальных валют. Начиная с 2017 г. стал разворачиваться процесс децентрализации, сопровождающийся изменением правил функционирования денежных транзакций [1].
Децентрализованная денежная система предполагает методологию функционирования без участия центрального банка, но при этом регулирует уровень эмиссии и обладает полной и достоверной информацией о текущих и перспективных ценах. Развитие децентрализованных систем в Российской Федерации только начало набирать динамику, однако и сейчас существует значительное влияние денежной массы национальной валюты на российскую экономику в целом [2].
Так, по данным Центрального банка Российской Федерации (далее – ЦБ РФ), динамика наличных денег в период с 2011 по 2019 г. имеет тенденцию к снижению довольно несущественную, в пределах нескольких процентов в структуре денежной массы (рис. 1) [3].
При этом динамика широкой денежной массы (и сезонно скорректированной в том же числе), а также динамика денежной массы (и сезонно скорректированной) имеют резко растущую тенденцию, что, соответственно, отражено на рис. 2 и 3 [Там же].
При этом в обоих случаях наблюдается экспоненциальный рост с 1995 по 2019 г., что отражено в соответствующих уравнениях тренда. Коэффициент корреляции выше 0,95, что говорит о достоверности построенных уравнений. Итак, денежная масса РФ возрастает по экспоненте, что порождает необходимость существенного снижения ее влияния на экономику страны в целом.
В мировой практике значительную роль приобретают безналичные деньги (электронные) [5, с. 58]. Однако позитивная динамика перехода на электронные платежи застряла на отметке в 20% (рис. 4) [Там же].
В целом структура денежной массы на 1 апреля 2019 г., по данным ЦБ РФ, имела тенденцию к снижению показателей относительно марта 2019 г., но положительную динамику относительно предыдущего, 2018 г. (рис. 5) [Там же].
В структуре денежной массы по состоянию на 1 апреля 2019 г. преобладали депозиты населения, что составило ее половину (рис. 6) [Там же].
Приведенный выше статистический анализ доказывает неизбежность развития цифровой экономики в Российской Федерации, что сопряжено и с необходимостью модернизировать денежную систему для возможности участия в мировых экономических процессах. Так, в мировой практике снижается суммарный объем наличных платежей до минимально возможных [4]. При этом развитие децентрализованных национальных денежных систем порождает необходимость ликвидации существующей двууровневой банковской системы. В современном мире отсутствие реальных наличных денег и центральных банков на сегодняшний день представляется фантастическим сценарием развития экономики [6].
Однако в эпоху цифровизации экономики стран быстро развиваются, вовлекая все больше заинтересованных лиц, и такие термины, как Big-data (бигдата), Blockchain (блокчейн), Smartcontract (cмарт-контракт), становятся частью нашей жизни. На сегодняшний день уже существуют такие страны, которые признали, например, криптовалюту в качестве платежного средства, а некоторые из этих стран даже предложили создание своей национальной цифровой валюты, выпуск которой осуществляется самим государством, и данная валюта может предназначаться для оплаты услуг и покупки товаров. В отличие от настоящей криптовалюты, национальную нельзя добывать майнингом, а ее курс равен курсу валюты страны.
В целом в мировой практике развитие криптовалют – это уже объективно существующий процесс, но есть страны, которые до сих пор не проработали точных законодательных норм касательно криптовалюты. Ключевой проблемой на пути развития стоят лишь законодательные ограничения и правовые риски, связанные с оборотом криптовалют. В связи с этим одни государства запрещают криптовалюту, считая ее финансовой пирамидой, в других странах цифровые деньги вполне легальны и являются одним из средств платежей.
С точки зрения действующего в настоящее время российского законодательства, например Гражданского кодекса Российской Федерации, криптовалюта до недавнего времени не могла быть признана денежным знаком [7]. Также ст. 27 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [8] дает четкое понимание того, что на территории России денежным знаком, обладающим всеми функциями денег, является рубль, и его подделка либо выпуск заменителей данным
Законом запрещены. Нельзя пока отнести криптовалюту и к ценным бумагам, так как она не обладает функциями ценных бумаг или финансовых инструментов, обращающихся на рынке ценных бумаг, в связи с тем что эмиссия криптовалют не является централизованной. Криптовалюта не может быть и товарно-денежным инструментом, ведь при товарно-денежных отношениях всегда возникают имущественные обязанности. Можем ли мы рассматривать криптовалюту в качестве электронных денег или же в качестве платежной системы? С точки зрения Федерального закона «О национальной платежной системе» [9] ответ также будет отрицательным, так как криптовалюта является по своей сути децентрализованной денежной единицей.
Президент РФ В. Путин в октябре 2017 г. провел совещание по вопросу использования на территории российского государства цифровых технологий в финансовой сфере. По результатам совещания он дал поручение Правительству РФ и Банку России до 1 июля 2018 г. внести поправки в российское законодательство в рамках реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации», рассчитанной до 2024 г.
В настоящее время разработан законопроект «О цифровых финансовых активах», который прошел уже два чтения в Государственной Думе РФ, но требует еще детальной доработки и должен быть принят к концу 2019 г. В марте 2019 г. Государственная Дума РФ приняла Федеральный закон «О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации» (так называемый Закон о цифровых правах), который вступит в силу 1 октября 2019 г. и будет применяться к правоотношениям, возникшим после 1 октября 2019 г. Был разработан и ряд других законопроектов в области цифровой экономики, напрямую или косвенно связанных с легализацией криптовалют на российской территории.
Подводя итог данной статьи, авторы хотели бы отметить тот факт, что трансформация централизованных денежных систем – процесс неизбежный, хоть и не столь быстрый. А путь к децентрализации все еще полон возможных политических и экономических совершенствований.
Литература
1. Андрюшин С.А. Смена парадигмы денежной системы: от централизации к децентрализации // Актуальные проблемы экономики и права. – 2018. – Т. 12. – № 2. – С. 204–220.
2. Дубянский А.Н. Местные валюты как способ децентрализации денежного обращения // Вестник СПбГУ. Экономика. – 2017. – Т. 33. – Вып. 1. – С. 104–118.
3. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации. Денежная масса (национальное определение) [Электронный ресурс]. URL: cbr.ru/statistics/?PrtId=ms&pid=dkfs&sid=dm (дата обращения: 12.05.2019).
4. Пашковская И.В. Перспективы развития национального денежного обращения в условиях цифровой экономики // Вестник Евразийской науки. – 2018. – № 2 [Электронный ресурс]. URL: esj.today/PDF/75ECVN218.pdf
5. Сизова Д.А. Банковское дело: учебно-методическое пособие для дистанционной формы обучения. – М.: ГОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2010.
6. Фомин А.Н. Криптовалюты в цифровой экономике: финансово-экономические аргументы «за» и «против». Аналитический доклад // АНО «Центр стратегических оценок и прогнозов» [Электронный ресурс]. URL: csef.ru/media/articles/7770/8861.pdf (дата обращения: 2.05.2019).
7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019).
8. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 01.05.2019).
9. Федеральный закон «О национальной платежной системе» от 27.06.2011 № 161-ФЗ (ред. от 28.11.2018) (с изм. и доп. от 01.01.2019).
10. Поликахин М.С. Правовой статус криптовалюты в российском законодательстве [Электронный ресурс]. URL: zakon.ru/blog/2018/5/29/pravovoj_status_kriptovalyuty_v_rossijskom_zakonodatelstve