К вопросу формирования институционального поля венчурного финансирования в России



Опубликовано в журнале "Управленческий учет" №2 год - 2011


Прохорова О.Ю.
Главный менеджер Группы активных продаж
Отдела ипотечного кредитования ВТБ 24

Большинство правовых вопросов, связанных с венчурным капиталом, решаются на основании массы не связанных друг с другом законов, что иногда затрудняет поиск правового документа, касающегося конкретной деятельности или ситуации. Однако более серьезной проблемой является то, что законодательная чересполосица сопровождается пробелами в законодательстве и не до конца отработанными законами.

Показательным примером является вопрос гарантии имущественных прав, включая права на интеллектуальную собственность. Половинчатость в решении этих вопросов создает неустойчивую ситуацию в области, где высокотехнологичным нововведениям следует создавать самые благоприятные условия, в которых они могли бы процветать и крепнуть, и прежде всего окупать затраты на их разработку. Кроме того, торговые и лицензионные соглашения, а также соглашения о передаче ноу-хау становятся непривлекательными или даже нереальными и будут оставаться таковыми до тех пор, пока не будут выполнены требования Всемирной торговой организации. Вновь созданные вспомогательные законы не обязательно должны ограничиваться высокотехнологичными и такими новыми для экономики видами деятельности, как электронная коммерция, высокотехнологичные отрасли и т. д., но должны быть достаточно широкими и регулировать развитие венчурного капитала в масштабе всей экономики [1].

Несмотря на отсутствие специальной нормативно-правовой базы, венчурный бизнес ни в коей мере не противоречит действующему законодательству. Более того, венчурные инвестиции в полном объеме подпадают под действие Федерального закона от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» [2]. По распоряжению Правительства РФ от 10 марта 2000 г. создан первый «фонд фондов» – Венчурный инновационный фонд (ВИФ), задача которого – помочь создать региональные/отраслевые фонды с российским и/или западным капиталом [3].

В настоящее время весь объем нормативных правовых и распорядительных актов по данному объекту можно разделить на три больших блока:

1) акты, непосредственно регулирующие или координирующие деятельность венчурных фондов и компаний;

2) акты, регламентирующие инвестиционную и инновационную деятельность (так как работа венчурных фондов объединяет данные категории);

3) акты, косвенным образом влияющие на их функционирование.

По первой группе массив нормативно-правовой и декларативной информации представлен в основном небольшим количеством федеральных целевых программ и в ряде федеральных законов.

Вторая группа объединяет всю нормативную информацию, определяющую инвестиционный и инновационный процесс как на федеральном, так и на региональном уровнях.

К третьей группе можно отнести нормативные документы, регулирующие деятельность венчурных фондов на фондовом рынке (например Закон «Об акционерных обществах», регламентирующий первичное размещение акций на рынке; именно посредством данного инструмента венчурный инвестор может «выйти» из проекта), налоговое законодательство и ряд других.

Одним из немаловажных направлений развития венчурного законодательства является принятие проекта Концепции развития венчурной индустрии в России.

Имеющийся мировой и отечественный опыт позволяет сделать вывод о необходимости оказания содействия на государственном уровне в решении проблем и устранении имеющихся препятствий развития венчурной индустрии, что позволит значительно ускорить развитие и повысить эффективность венчурной индустрии России. С этой целью была разработана Концепция развития венчурной индустрии.

Концепция определяет основные направления и задачи государственной политики в развитии венчурной индустрии в России, механизмы ее реализации, требуемые для этого затраты и ожидаемые результаты.

Проект концепции был представлен на Третьей венчурной ярмарке (2002 г.) в Санкт-Петербурге. В его обсуждении приняли участие ведущие специалисты венчурной индустрии из США, Великобритании, Финляндии, России [4].

Данная Концепция содержит следующие основные разделы:
1. Основание для разработки, цель.
2. Используемые понятия.
3. Венчурное инвестирование в мировой экономике.
4. Условия развития венчурного инвестирования в России.
5. Основные направления и задачи государственной политики в развитии венчурной индустрии в России:
– формирование в научно-технологической сфере сегмента инновационной инфраструктуры, обеспечивающей создание малых технологических предприятий, и условий для их динамичного
развития;
– формирование благоприятной экономической среды для привлечения венчурных инвестиций в инновационный сектор экономики;
– обеспечение ликвидности венчурных инвестиций;
– повышение престижа предпринимательской деятельности в области малого и среднего технологического бизнеса.

6. Механизмы реализации Концепции.

7. Затраты на реализацию Концепции и ожидаемые результаты.

Целью Концепции является создание с участием государства системообразующих элементов национальной венчурной индустрии в России и формирование благоприятной экономической и правовой среды для их последующего саморазвития.

В Концепции определены понятия «венчурный капитал», «венчурное инвестирование», «венчурный фонд», «управляющая компания (управляющий) венчурного фонда», «выход», «инвестор» [4]. Однако до сих пор этот документ так и остался на стадии проекта.

На региональном уровне в настоящее время не существует ни одного нормативного правового или же распорядительного документа, в котором содержалось бы упоминание об инструментах венчурных технологий. В целом анализ документов показывает необходимость построения системы законодательных мер, которые будут способствовать активизации инновационного  процесса в стране. Такую систему можно представить в виде восьми блоков, включающих ряд существенных вопросов, подлежащих разрешению на законодательном уровне.

Блок А содержит законодательные меры, направленные на повышение престижа научной, научно-технической, образовательной и инновационной деятельности; повышение эффективности системы управления научно-техническим комплексом, адаптацию его к рыночным условиям;  совершенствование взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Федерации; формирование системы долгосрочного прогнозирования развития приоритетных направлений науки и технологий, а также приоритетов научно-технической и инновационной деятельности; концентрацию государственных ресурсов для их реализации на федеральном и региональном уровнях; осуществление мер по разъяснению социально-экономической значимости инновационной деятельности.

Блок B подразумевает реализацию законодательных мер, регулирующих процессы, связанные с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ по созданию новых или усовершенствованных видов продукции и технологических процессов; сохранение научного потенциала; создание унифицированной системы кодификации научных знаний и технологий, а также системы научно-технической и военно-технической информации.

Блок C объединяет вопросы, касающиеся определения основных понятий в инновационной сфере; правового статуса субъектов инновационной деятельности; реализации важнейших инновационных проектов государственного значения; создания малых инновационных предприятий в научно-технической сфере; развития инновационной инфраструктуры; формирования в федеральных округах и субъектах Федерации инновационных центров; совершенствования деятельности государственных научных центров на основе интеграции академического и вузовского секторов науки и производства; развития муниципальных образований с высоким научно-техническим потенциалом, наукоградов; создания особых научно-технологических зон; развития инновационной инфраструктуры (инновационно-технологические центры, технопарки и т. п.); создания бирж интеллектуальной собственности (ИС) и научно-технических услуг; экспертизы, консультационных, информационных, юридических и иных услуг по практическому применению новых или усовершенствованных видов продукции либо технологических процессов.

Блок D аккумулирует вопросы управления ИС; правовой охраны и защиты результатов интеллектуальной деятельности (РИД); передачи научно-технической информации, составляющей коммерческую тайну, и прав на объекты промышленной собственности, а также на иные РИД исполнителям, инвесторам или иным хозяйствующим субъектам; координации деятельности госзаказчиков научной и научно-технической продукции гражданского, военного, двойного и специального назначения; инвентаризации полученных результатов научной и технологической деятельности за счет средств федеральных и региональных бюджетов; системы учета научных, научно-технических результатов, продукции и услуг, контроля за их использованием; борьбы с производствомконтрафактной наукоемкой продукции; обеспечения вовлечения в хозяйственный оборот РИД (бухгалтерский учет, инвентаризация, амортизация и налогообложение РИД), а также вопросы стимулирования организаций, выполняющих НИОКР.

Блок F представляет собой совокупность законодательных мер, направленных на создание системы государственного заказа на научную и научно-техническую продукцию; испытания и выпуск новой или усовершенствованной продукции либо технологического процесса до достижения окупаемости затрат; продвижение на рынки новой продукции; технологическое переоснащение и подготовку к выпуску новых или усовершенствованных видов продукции либо технологических процессов; интеграцию науки и образования, в том числе в инновационной сфере; техническое регулирование; стимулирование инвестиций в инновационную сферу; отработку механизмов государственно-частного партнерства в инновационной сфере.

Блок G включает законодательные меры по подготовке, переподготовке или повышению квалификации кадров для осуществления инновационной деятельности; совершенствованию контрактной формы найма научных работников, специалистов в области подготовки квалифицированных научных и инженерных кадров высшей квалификации; формированию системы непрерывной подготовки таких кадров в области инновационного предпринимательства, обеспечению условий для их ротации в научной, научно-технической и инновационной сферах; повышению статуса, социальных гарантий и уровня доходов научных работников.

Блок K включает вопросы, связанные с организацией финансирования инновационной деятельности; повышением эффективности деятельности федеральных, межрегиональных фондов научного, научно-технического и технологического развития; интеграцией усилий государства и предпринимательского сектора экономики; привлечением иностранного капитала; развитием инвестиционной политики России; привлечением средств местных бюджетов; стимулированием внебюджетного финансирования; развитием венчурного инвестирования в наукоемкие проекты; лизингом; коммерческой концессией; кредитованием и страхованием рисков наукоемких проектов, а также с разработкой критериев и методологии оценки эффективности научной, научно-технической и инновационной деятельности и их пороговых значений.

Блок L предусматривает законодательные меры по регулированию сферы международного научного, научно-технического и технологического сотрудничества; приведению российского законодательства в соответствие с нормами международного права в сфере науки, технологий, техники, инновационной деятельности, правовой охраны и защиты ИС; совершенствованию системы экспортного и таможенного контроля; стимулированию создания международных научных организаций, научно-производственных структур; поддержке продвижения на мировой рынок отечественной научной и научно-технической продукции.

Характеризуя как ситуацию по регионам в общем по стране, так и положение Орловской области, можно выделить следующие основные направления совершенствования региональных правовых отношений органов государственной власти и субъектов инновационной деятельности в интересах социально-экономического развития Орловскойобласти:
– разработка и принятие правовых актов научно-технической и инновационной деятельности в Орловской области и организация их исполнения;
– разработка, принятие и исполнение целевых научно-инновационных программ;
– предоставление средств, гарантий и льгот субъектам инновационной деятельности за счет средств областного бюджета;
– контроль целевого использования средств, выделяемых из областного бюджета на организацию и осуществление научно-технической и инновационной деятельности;
– установление порядка аккредитации и проведение аккредитации субъектов научно-технической и инновационной деятельности как инновационных центров;
– размещение на конкурсной основе государственных заказов Орловской области на создание наукоемкой продукции;
– установление ограничений инновационной деятельности;
– координация действий научных, научно-технических, образовательных, производственных, инновационных и общественных структур, заинтересованных в развитии научно-технической и инновационной деятельности в Орловской области [5].

Следует признать, что на начальном этапе чисто экономическая мотивация (то есть генерация прибыли) будет являться вторичной по сравнению с идеей развития малого и среднего бизнеса в общем контексте экономического развития страны. В отсутствие грамотных и опытных профессионалов, при достаточно ограниченном объеме ресурсов и незамкнутом инвестиционном цикле не стоит рассчитывать, что предлагаемые правительством схемы смешанного государственно-частного инвестирования или целевые программы, основанные на схемах, эффективно применяемых в частном секторе, принесут положительный коммерческий результат в ближайшей временной перспективе.

Нормативное регулирование инновационной деятельности на уровне федерального центра требует серьезной работы законодательных органов и субъектов Федерации и должно осуществляться преимущественно в следующих направлениях:
– порядок распределения прав на результаты научно-технической деятельности, полученные за счет средств бюджетов;
– совершенствование методов бухгалтерского и налогового учета результатов НИОКР и иных объектов интеллектуальной собственности;
– разработка порядка участия в инновационной деятельности государства (государственно-частное партнерство и т. д.), государственных научных и образовательных учреждений и иных хозяйствующих субъектов [6].

На данный момент внесенные в последнее время изменения в федеральное законодательство в сфере инновационной деятельности лишь ужесточили централизованное государственное регулирование и управление инновационным процессом. Основой государственной инновационной политики стала
жесткая государственная инфраструктура с бюджетным финансированием, что играет на руку бюрократическому аппарату, но реально не способствует переводу экономики на инновационный путь развития.

Литература
1. Венчурный капитал в России : программный документ / Проект «Поддержка развития малого предпринимательства» СМЕРУС 9803. – Декабрь 2001 г.
2. Кокшаров А. СМИ о венчурном бизнесе [Электронная версия]. – Режим доступа: http://www.rvca.ru/rus/show_info.php?id=232.
3. Инвестиционные фонды, осуществляющие инвестиции в РФ // Рынок ценных бумаг. – 2001. – № 4.
4. Машегов П.Н. Инновации: многоуровневый институциональный подход // Машиностроение. – 2004. – № 1.
5. Носкова В., Сазыкина Ю., Фомичев Ю. Правовые основы инновационной деятельности [Электронная версия]. – Режим доступа: www.intelpress.ru.
6. Наумов Е.А. Совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности // Инновации. – 2004. – № 6.

22.01.2014

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста