Основные понятия и современные виды логистических систем



Опубликовано в журнале "Управленческий учет" №10 год - 2011


Сизова И.Ю.,
д. э. н., профессор,
заведующая кафедрой
«Мировая экономика и статистика»,
ФГОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК»


Изучение и применение логистики базируется на понимании  основной идеи логистического подхода, логистичесой системы и ее видов. Деятельность по управлению материальными потоками, так же как производственная, торговая и другие виды хозяйственной деятельности, осуществлялась человеком начиная с самых ранних периодов его экономического развития. Актуальность логистики заключается, прежде всего, в смене приоритетов между различными видами хозяйственной деятельности в пользу усиления значимости деятельности по управлению материальными потоками.


Логистика представляет собой часть экономической науки, заключающейся в организации рационального процесса продвижения товаров и услуг от производителей к потребителям, в эффективном функционировании сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными запасами, создания инфраструктуры товародвижения.


Если рассматривать логистику с позиции менеджмента организации, то можно сделать вывод о том, что она представляет стратегическое управление материальными потоками в процессе закупки, снабжения, перевозки, продажи и хранения материалов, деталей и готового инвентаря.


Логистика направлена, прежде всего, на оптимизацию издержек и рационализацию процесса производства, сбыта и сопутствующего сервиса как в рамках одного предприятия, так и для группы предприятий.


В свою очередь логистическая система – это адаптивная система с обратной связью, выполняющая определенные логистические функции. В основном она состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой. В качестве логистической системы можно рассматривать промышленное предприятие, территориально-производственный комплекс, торговое предприятие и т. д.


Основная цель логистической системы состоит в доставке товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек [1].


Параметры логистических систем:
1) номенклатура единиц субстанций в потоке (что предстоит поставлять);
2) объем потока (сколько поставлять);
3) адресность цели (кому поставлять);
4) задаваемая скорость потока (когда поставлять).


5) фиксированные интервалы ожидания проведения промежуточного, конечного контроля и регулирования потоковых процессов в активных узловых пунктах ЛСУ фирмы (задаются изменениями спроса на рынке).


Основные виды логистических систем представлены на рис. 1.



Макрологистические системы представляют собой достаточно крупную систему, которая охватывает предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, причем их связи строятся на базе товарно-денежных отношений.


В логистических системах с прямыми связями материальный поток проходит непосредственно от производителя продукции к ее потребителю. При этом происходит связь без посредников.


Эшелонированные логистические системы представляют связь, в которой на пути материального потока есть хотя бы один посредник.


В гибких логистических системах движение материального потока от производителя продукции к ее потребителю может осуществляться как напрямую, так и через посредников.


Макрологистические системы классифицируются по ряду признаков (рис. 2).



При рассмотрении зарубежной практики можно сделать вывод о том, что достаточно часто используется понятие глобальных макрологистических систем, к которым относят государственные (транснациональные) системы, формируемые на уровне страны в целом, межгосударственные системы, охватывающие несколько стран, и трансконтинентальные системы, создаваемые в пределах нескольких континентов.


В свою очередь микрологистические системы являются подсистемами, структурными составляющими макрологистических систем и представляют определенный класс внутрипроизводственных логистических систем. В их состав входят технологически связанные производства, объединенные одной инфраструктурой.


Внутрипроизводственные логистические системы оптимизируют управление материальными потоками в пределах технологического цикла производства продукции. При этом основными и наиболее важными задачами данной системы являются уменьшение запасов материальных ресурсов, сокращение незавершенного производства, а также ускорение оборачиваемости оборотного капитала фирмы, контроль и управление уровнем запасов материальных ресурсов, уменьшение длительности производственного периода и др.


Внешние логистические системы ставят перед собой решение таких задач, как управление и оптимизация материальных и сопутствующих потоков от их источников к пунктам назначения внепроизводственного технологического цикла.


Основными задачами внешних логистических систем являются рациональная организация движения материальных ресурсов и готовой продукции в товаропроводящих сетях, оптимизация общих затрат и затрат, непосредственно связанных с логистическими операциями отдельных звеньев логистической системы, сокращение времени доставки материальныx ресурсов и готовой продукции и времени выполнения заказов потребителей [2].


Границы интегрированной микрологистической системы определяются производственно-распределительным циклом, включающим процессы закупки материальных ресурсов и организации снабжения, внутрипроизводственные логистические функции, логистические операции в распределительной системе при организации продаж готовой продукции потребителям и послепродажном сервисе.


Общая структура микрологистической системы может функционировать как интегрированная, внешняя или внутрипроизводственная логистическая система в зависимости от степени охвата базисных логистических операций и целей системы.


Таким образом, микрологистические системы относятся к определенной организации бизнеса и предназначены для управления и оптимизации материального и сопутствующих ему потоков в процессе производства, снабжения и сбыта.


Мезологистические системы определенных групп государств, объединенных тесными  экономическими связями (единая валюта, торговый союз, таможенный союз и т. д.).


В течение последних десятилетий в экономически развитых странах и в мировой практике в целом наблюдается процесс структуризации больших групп предприятий в конгломераты, связанные единой логистической системой.


Конгломераты представляют собой корпорации финансово-промышленных групп – в них, как правило, входит крупный банк и имеет место объединение финансового и промышленного капиталов.


Указанные корпорации могут быть национальными (охватывают одну страну) и транснациональными, т. е. объединяют хозяйственную деятельность нескольких стран. Хозяйственная деятельность подобных организаций образует область среднего звена экономики, т. е. мезоэкономику [3].


Логистика корпорации носит в основном информационный характер.


Чем выше уровень логистической системы, тем больше информационных потоков и меньше материальных.


Логистическая система корпорации представляет собой систему управления, построенную таким образом, что каждый уровень обладает только той информацией, которая ему необходима. Инструментарием мезологистики служат в основном глобальные вычислительные сети.


Однако в настоящее время в России структуризация экономики среднего звена находится на начальном этапе, что требует дальнейшего развития и совершенствования.


Литература
1. Аникин Б.А., Родкина Т.А. Логистика. – 2-е изд. – М. : Проспект, 2010. – С. 406.
2. Аникин Б.А. Практикум по логистике : учеб. пособие. – М. : Инфра-М, 2007.
3. Круминьш Н., Витолиньш К. Логистика в Восточной Европе. – М. : SIA, 2007.

05.09.2017

Также по этой теме: