Рентабельность: чтобы управлять, следует правильно измерить



Опубликовано в журнале "Управленческий учет" №9 год - 2011


Магомедов А.М.,
к. э. н., почетный работник
высшего профессионального образования РФ,
профессор, кафедра «Национальная экономика»,
Дагестанский государственный университет

Управление рентабельностью – основное направление в системе управления предприятием в условиях рынка. Чтобы управлять, следует правильно измерить рентабельность. В отечественной теории и практике или механически копируют западные методики расчета коэффициентов рентабельности, или применяют методики расчета рентабельности, существовавшие в командной экономике. В статье предложена и обоснована методика расчета показателей рентабельности с максимальным использованием существующей финансовой отчетности с учетом дальнейшего перехода на международные стандарты. Систематизация показателей рентабельности позволит объективно оценивать и сравнивать эффективность использования ресурсов, затраченных средств и деятельность в целом различных предприятий.

Любая коммерческая организация преследует цель получения прибыли. При этом для компании важна не только сама величина прибыли, но и какие для получения данной суммы были задействованы ресурсы, какой объем работ был выполнен и какие были понесены при этом расходы. Сопоставление прибыли с затратами и авансированными вложениями осуществляется с помощью коэффициентов рентабельности.

Отечественная теория и практика с легкостью переняли показатели, применяемые в западной экономике, не вдаваясь в суть самих понятий. Преклонение перед западными терминами основано зачастую на восприятии звучных аббревиатур.

Следует заметить, что международная практика страдает многообразием подходов расчета рентабельности и ее коэффициентов. Поскольку эти коэффициенты являются производными от финансовых показателей, источником проблемы являются учетные ошибки и искажения в таких исходных понятиях, как выручка, доходы, расходы и прибыль. Одних видов прибыли основами GAAP насчитывается около 20 наименований. Американскими стандартами жестко регламентированы только наиболее важные составляющие и конечные показатели прибыли, а промежуточные показатели могут использоваться по усмотрению фирм. Хотя название показателя, используемого в международных стандартах, идентично названию показателя в российской финансовой отчетности, их содержание может принципиально отличаться. Так, валовая прибыль у нас рассчитывается за минусом в том числе и амортизационных отчислений, а западными стандартами предусмотрено их наличие в составе валовой маржи.

Зачастую одновременно предлагают определить рентабельность как отношение операционной прибыли до уплаты налогов и чистой прибыли к затратам, выручке или активам. В то же время предпочтение отдается отношению чистой прибыли.

Коэффициент рентабельности продаж (ROS) определяется как отношение чистой прибыли компании к ее выручке и отражает ее доход на каждый рубль оборота. В числителе вместо чистой прибыли могут применяться: валовая маржа, операционная прибыль, прибыль до налогов и процентов (EBIT), прибыль до налогов.

Коэффициент рентабельности активов (ROA) – отношение чистой прибыли компании без учета процентов по кредитам к ее активам; отражает среднюю доходность на все источники капитала. Но иногда в числителе этого коэффициента применяется показатель EBIT.

При расчете коэффициента рентабельности собственного капитала (ROE) чистую прибыль относят к собственному капиталу, не корректируя на сумму процентов по кредиту (как это принято при расчете ROA).

Механическое копирование терминов и коэффициентов рентабельности из международных стандартов в российскую практику, которое, как видно из вышесказанного, является некорректным – одна из крайностей.

Другая крайность – сохранение дорыночных подходов и стереотипов при расчете показателей рентабельности.

Старое поколение экономистов отягощено грузом политической экономии социализма. Немало еще работ, где прослеживается сохранение методики расчета рентабельности социалистических предприятий. Отдельные авторы учебников рыночной экономики при объяснении природы прибыли придерживаются марксистской теории прибавочной стоимости. Так, профессор Н. Л. Зайцев пишет: «По своей экономической природе прибыль выступает как часть стоимости (цены) прибавочного продукта, созданного для общества трудом работников материального  производства» [2]. Он же отмечает, что рентабельность определяется «как отношение балансовой прибыли… к среднегодовой стоимости основного капитала и нормируемых оборотных средств» [2]. До рыночных преобразований рентабельность действительно определялась так. Административно-командная система от предприятий требовала эффективного использования производственных фондов. К производственным фондам относились основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства. Нормы не устанавливались на денежные средства, находящиеся на счетах банка, т. к. они и так находились в обороте.

Поэтому, когда речь шла о производственных фондах из оборотных средств, туда включали лишь материальные оборотные средства. Многие предлагают определить рентабельность как отношение прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и материальных оборотных средств [1; 4; 9]. По сути, они все остались на позициях социалистической экономики. А. М. Ковалева и другие исследователи отмечают, что указанный показатель в условиях рынка трансформировался в показатель рентабельности активов [5; 7].

В литературе одни авторы отмечают, что «на практике используются два варианта измерения рентабельности – это отношение прибыли к текущим затратам или к авансированным вложениям» [1], а другие пишут, что «в основе построения коэффициентов рентабельности лежит отношение
прибыли… или к затраченным средствам, или к выручке, или к активам» [4].

Во-первых, следует сказать, что все варианты являются не альтернативными, а взаимодополняющими. Во-вторых, как видно, среди авторов даже известных учебников по экономике предприятия нет единого мнения относительно того, к чему следует отнести прибыль.

Мы же считаем, что уровень прибыли, или рентабельность (R), следует рассчитать как отношение прибыли к тому показателю, от которого зависит сама сумма прибыли.

При определении рентабельности следует придерживаться положения четырех «Р»: ресурсы – расходы – работа – результаты.

Результатом деятельности коммерческой организации является прибыль, работой – выручка от реализации продукции, работ и услуг, расходами – затраты средств на выполнение работы (на производство и реализацию продукции) и ресурсами – вложенные активы, т. е. задействованное в работе имущество. Поскольку прибыль зависит от работы предприятия, работа от потраченных расходов, а расходы от задействованных ресурсов, рентабельность можно рассчитать в виде трех групп показателей:
1) рентабельность выручки (работы);
2) рентабельность расходов;
3) рентабельность ресурсов (активов).

При этом можно рассчитать коэффициент прибыльности не только относительно общей суммы ресурсов или расходов, но и их определенной части (рентабельность собственного капитала, инвестиций, основных фондов, оборотных средств, издержек производства и обращения, трудовых затрат, амортизаций, материальных затрат, производственных мощностей и т. д.).

В финансовой отчетности о прибылях и убытках выделяют следующие виды прибыли: валовая прибыль, прибыль (убыток) от продаж, прибыль (убыток) до налогообложения, чистую прибыль (табл. 1).

Поскольку существуют разные виды прибыли, возникает вопрос: какой вид прибыли использовать при расчете рентабельности?

Между тем почти все исследователи указывают лишь два вида рентабельности: рентабельность, рассчитанная на основе балансовой прибыли; рентабельность, рассчитанная на основе чистой прибыли.

На наш взгляд, при расчете рентабельности следует исходить из следующих положений:

а) рентабельность – это отношение той прибыли к тому показателю, от которого зависит данная прибыль;
б) отсутствует универсальный показатель рентабельности, и каждый показатель имеет свое функциональное назначение;
в) при расчете рентабельности необходимо максимально использовать существующую финансовую отчетность, а не прибегать к дополнительным и специальным расчетам;
г) рассчитываемые показатели рентабельности должны иметь применение не только внутри фирмы, но и универсальное применение в других фирмах при сравнении их деятельности.

Как видно из предлагаемой нами матрицы расчета рентабельности, по каждому виду рентабельности можно дать четыре варианта расчетов (табл. 2).

Существование каждого из этих вариантов также можно аргументировать. В специальных исследованиях они могут применяться и имеют право на существование.

Так, рентабельность производства можно определить отношением балансовой или чистой прибыли к производственной себестоимости. Но величина балансовой и чистой прибыли, согласно отчету о прибылях и убытках, включает в себя прибыль не только собственно от производства продукции (работ, услуг), но и от прочих доходов и расходов. Для того чтобы определить чистую прибыль, приходящуюся на производственную деятельность фирмы, следует производить специальные расчеты.

Авторы многих исследований предлагают рентабельность производства рассчитывать как отношение прибыли от реализации к себестоимости производства и реализации продукции [8; 9].

Во-первых, если речь идет о рентабельности производства, прибыль следует соотнести лишь к производственной себестоимости, т. е. к себестоимости продукции без затрат на реализацию. Во-вторых, рентабельность производства можно в принципе рассчитать и отношением прибыли от реализации к производственной себестоимости. Но прибыль от реализации – результат влияния не только производственных затрат, но и коммерческих расходов.

Если из дохода от основного вида деятельности (выручки от реализации) вычесть  производственную себестоимость, остается валовая прибыль.

Чем меньше доля производственной себестоимости в цене товара, тем выше доля валовой прибыли. Таким образом, валовая прибыль напрямую зависит от себестоимости производства, и рентабельность производства следует определить как отношение валовой прибыли к себестоимости производства продукции:

 – валовая прибыль фирмы;
Себ – себестоимость проданных товаров.

Этот показатель отражает, сколько приходится валовой прибыли в расчете на единицу затрат на производство продукции.

При определении рентабельности производства в расчет принимались лишь расходы на производство. Рентабельность продукции отражает эффективность совокупных затрат на производство и реализацию продукции и потому рентабельность продукции  рассчитывается как отношение прибыли от продаж к полной себестоимости, т. е. к сумме издержек на производство и реализацию продукции:

 – прибыль от продаж, руб./год;
ПСеб – полная себестоимость продукции.

Можно рассчитать рентабельность отдельных видов продукции, рентабельность всей товарной продукции и рентабельность всей реализованной продукции. Рентабельность отдельных видов продукции определяется как отношение разницы цены и полной себестоимости к полной себестоимости продукции [1; 3]. Рентабельность всей товарной продукции определяется как отношение прибыли в расчете на товарный выпуск к себестоимости товарной продукции.

Рентабельность всей реализованной продукции рассчитывается как отношение прибыли от реализации к полной себестоимости реализованной продукции.

Неверно будет, если рассчитать данный показатель как отношение прибыли от реализации к выручке, как это делают В. П. Грузинов и В. Д. Грибов [1].

Отношение прибыли от продаж к выручке является рентабельностью продаж  и отражает эффективность торговой деятельности и рассчитывается так:

 – прибыль от продаж;
Выр – выручка (нетто) от продажи товаров.

При расчете рентабельности продаж не может быть использована балансовая или чистая прибыль по тем же причинам, что и для рентабельности производства.

Многие экономисты отмечают, что первая группа показателей рентабельности «формируется как отношение прибыли к различным показателям авансированных средств, из которых наиболее важными являются все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал» [6].

Однако, сопоставляя величину полученной прибыли с капиталом (или определенной его частью), не следует иметь в виду окупаемость капитала.

М. Л. Пятов отмечает, что «прибыль и актив баланса – это величины несопоставимые исходя из методологии их исчисления» и, поскольку активы баланса предназначены для будущих доходов, постановка вопроса «сколько копеек прибыли принес рубль затрат» к показателям рентабельности активов неприменима [3]. Вместе с тем можно поставить вопрос по-другому: сколько прибыли приходится на 1 рубль активов, и ответ на этот вопрос будет отражать масштабы бизнеса. Оправданным является и то, что определяют рентабельность не только производственных фондов, но и всех активов. Так, непроизводственные фонды такого предприятия, как дом отдыха, жилой дом, детский сад, непосредственно не участвует в создании прибавочного продукта, но влияют на его величину через производительность труда работников.

Таким образом, рентабельность активов  внеоборотных, оборотных в отдельности или в совокупности следует рассчитать как отношение балансовой прибыли (прибыли до  налогообложения) к соответствующим активам (А).

Почему балансовая прибыль, а не прибыль от реализации задействована в расчетах? Дело в том, что активы (заемные и собственные вместе) участвуют в получении всей балансовой прибыли, а не только прибыли от продаж. Почему же тогда не относят чистую прибыль к активам, как это предлагает А. Д. Шеремет [6]?

Чистая прибыль – это прибыль, отстающая предпринимателю после выполнения обязательств перед государственным бюджетом. Чистую прибыль лучше использовать для расчета рентабельности собственного капитала. Для предпринимателя рентабельность собственных средств  как отношение чистой прибыли  к собственному капиталу  выступает главным показателем эффективности его деятельности.

Доход, вновь созданный на фирме, распадается на три части: для работника (заработная плата), для предпринимателя (чистая прибыль), для государства (налоги). Сумма налогов регулируется налоговой политикой государства и мало зависит от фирмы. Что касается распределения остальной части дохода на фонд заработной платы и прибыли, то оно во многом зависит от самой фирмы. Рентабельность трудовых затрат  как отношение чистой прибыли к фонду заработной платы  отражает распределительные отношения на фирме и определяется по формуле

Аналогично можно рассчитать рентабельность материальных расходов, амортизационных отчислений и т. д.

На примере открытых акционерных обществ, занимающихся производством минеральной воды, покажем расчет показателей рентабельности предприятия. Все ОАО обязаны опубликовать свою финансовую отчетность в открытой печати по установленным стандартам. Поэтому предлагаемая методика расчета показателей рентабельности может быть использована с одинаковым успехом на всех предприятиях. Сам расчет показателей рентабельности также можно автоматизировать с помощью хотя бы таблиц Excel.

Как видно из табл. 3, в нашем примере можно рассчитать 32 коэффициента рентабельности (4 х 8), поскольку имеется четыре вида прибыли, по каждому знаменателю можно рассчитать четыре вида рентабельности. Однако среди них наиболее важными являются восемь показателей рентабельности по соответствующим формулам (в таблице они выделены жирным шрифтом).

Значения числителей в формулах рентабельности (валовой прибыли, прибыли от продаж, прибыли до налогообложения, чистой прибыли) взяты из отчета о прибылях и убытках (см. табл. 1). На основе этого же отчета определены следующие знаменатели в формулах рентабельности: себестоимость производства, полная себестоимость и выручка от продажи продукции.

Средние значения активов определены на основе бухгалтерских балансов.

Полученные коэффициенты рентабельности подтверждают высокую эффективность хозяйственной деятельности открытого акционерного общества.

Однако полную картину эффективности бизнеса можно получить лишь сравнивая с показателями прошлого периода или с результатами деятельности аналогичных предприятий.

В табл. 4 дан анализ рентабельности акционерных обществ за 2010 г. Основным видом деятельности указанных компаний является производство и розлив минеральной воды.

При этом объемы производства первых двух ОАО – «Нарзан» и «Денеб» – примерно одинаковые, а объемы производства третьей компании – «Рычал-Су» – составляют не более одной трети объема производства одной из двух предыдущих компаний. Как видно из таблицы, все три компании являются рентабельными, но их коэффициенты резко различаются между собой. Для проведения сравнительного анализа рентабельности указанных ОАО нет методологических проблем. Лишь содержание валовой прибыли каждой компании имеет разное содержание в зависимости от учетной политики (см. табл. 1). Так, в себестоимость проданных товаров ОАО «Нарзан» не включены значительные суммы коммерческих и управленческих расходов, которые составляют более 80% себестоимости проданных товаров. По компании «Денеб»: в себестоимость проданных товаров полностью включены управленческие расходы, а коммерческие расходы, которые записаны отдельной строкой, составляют лишь 3,7%. По ОАО «Рычал-Су»: отдельно не отражаются управленческие и коммерческие расходы, они включены в себестоимость  проданных товаров. Поэтому валовая прибыль этого общества равняется прибыли от продаж.

Таким образом, для сравнительного анализа рентабельности различных компаний допустимо применение всех предлагаемых нами коэффициентов, кроме показателя рентабельности производства.

Систематизация показателей рентабельности с учетом перехода предприятий на международные стандарты финансовой отчетности имеет важное методологическое значение. Встречающаяся даже в учебной экономической литературе путаница в подходах и показателях расчета рентабельности ставит читателей в тупиковое положение.

На практике следует использовать три группы показателей рентабельности (рентабельность ресурсов, рентабельность расходов и рентабельность работы предприятия). Ни один из показателей при этом не является универсальным, каждый выполняет определенную функцию. В расчетах следует широко использовать существующую учетную информацию, тем более когда она стремится соответствовать международным стандартам и отражает реальную картину  финансового состояния предприятия. Надо иметь в виду, что рентабельность – это отношение той прибыли к тому показателю, от которого зависит данная прибыль.

Проведенный анализ рентабельности открытых акционерных обществ по предложенной методике говорит о ее доступности и практической значимости.

Литература
1. Грузинов В. П., Грибов В. Д. Экономика предприятия. – М., 2001.
2. Зайцев Н. Л. Экономика промышленного предприятия : учебник. – 6-е изд., перераб. и доп. – М. : ИНФРА-М, 2008.
3. Пятов М. Л. Бухгалтерский учет для принятия управленческих решений. – М. : 1 С-Паблишинг, 2009. – 268 с
4. Скляренко В. К., Прудников В. М. Экономика предприятия : учебник. – М. : ИНФРА-М, 2009.
5. Финансовый менеджмент : учебник / под ред. д. э.н., проф. А. М. Ковалевой. – М. : ИНФРА-М, 2007.
6. Шеремет А. Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности. – М. : ИНФРА-М, 2009, с. 280
7. Экономика фирмы : учебник / под общ. ред. проф. Н. П. Иващенко. – М. : ИНФРА-М, 2007. – 528 с.
8. Экономика фирмы: учебник для вузов / под ред. проф. В. Я. Горфинкеля, проф. В. А. Швандара. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
9. Экономика фирмы : учебник / под ред. проф. О. И. Волкова и доц. О. В. Девяткина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ИНФРА-М, 2006. – 601 с.

30.05.2017

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста