Проблемные вопросы применения показателей деятельности транспортных организаций



Опубликовано в журнале "Управленческий учет" №6 год - 2010


Гульпенко К.В.,
к. э. н., профессор Санкт-Петербургского государственного
инженерно-экономический университета

 

В статье рассматриваются показатели, характеризующие транспортную продукцию, которой является перевозка. Предлагается для характеристики и оценки деятельности транспорта использовать общие показатели, которые необходимо применять для всей отрасли, а также автономные показатели, используемые на предприятиях конкретных видов транспорта.


При оценке возникающих явлений применяются различные показатели, представляющие собой обобщенную характеристику свойств объекта или процесса. Показатель выступает  методологическим инструментом, обеспечивающим возможность проверки теоретических положений с помощью эмпирических данных. Существуют количественные и качественные показатели, которые широко используются для характеристики и оценки деятельности транспорта и с разных сторон позволяют определить преимущества способов перевозки грузов и пассажиров.


Они характеризуют провозные возможности, экономичность, производительность, надежность, комфортность, стоимость, скорость перевозки и другие технико-экономические особенности транспорта. Все показатели подразделяются на натуральные, или условно-натуральные, эксплуатационно-технические и стоимостные.


К натуральным, или условно-натуральным, показателям относятся объем и дальность перевозок, грузооборот, пассажирооборот, уровень транспортной обеспеченности территории, подвижность населения и др. Эксплуатационно-техническими показателями являются: производительная сила транспорта, провозная способность, регулярность, безопасность, сроки и скорость доставки грузов и пассажиров, уровень сохранности грузов, комфортабельность поездки, маневренность транспорта.


Экономические, или стоимостные, показатели включают: тарифы и цены на перевозки и другие транспортные услуги, себестоимость перевозок, прибыль, рентабельность, удельные капитальные вложения, стоимость грузовой массы, находящейся в процессе транспортировки, и др.


На значение натуральных показателей оказывают влияние многочисленные факторы. При этом между ними существуют определенные взаимосвязи и взаимозависимости. Так, на объем и дальность перевозок, грузооборот и пассажирооборот по видам транспорта существенное влияние оказывают размеры спроса на транспортные услуги, развитость транспортной инфраструктуры, наличие конкуренции между видами транспорта и степень их взаимодействия, тарифы и качество транспортного обслуживания. На размеры спроса на перевозки большое влияние оказывают внешние по отношению к транспорту факторы: размещение производительных сил страны, уровень специализации и кооперации производства, система хозяйственных отношений между субъектами рынка, международные экономические связи, географические и климатические условия, развитие туризма, демографические и социальные условия жизни населения, его платежеспособность и т. п.


Эксплуатационно-технические показатели характеризуют производительную силу транспорта, его провозные возможности и определяют спрос на транспортные услуги определенного вида транспорта или их сочетание.


На значение этих показателей основное влияние оказывают технология транспортного процесса, применение технических средств и других транспортных ресурсов, наличие дорожной магистрали, организация обслуживания потребителей транспортных услуг и др.


Решающими показателями при оценке и выборе видов транспорта в условиях рыночной экономики являются экономические показатели, которые разделяются на общие, характерные для всех видов транспорта, и частные, или специфические, отражающие особенности каждого из них.


Определение состава показателей на транспорте должно исходить из специфики продукции транспорта и ее необходимости для решения проблем экономики страны. Продукцией транспорта является перемещение грузов или перевозка. Эта продукция особого рода, которую невозможно выразить в материально-вещественной форме, и ее потребление осуществляется одновременно с производ ством. Ее показателями являются грузооборот и пассажирооборот, выраженные в тонно-километрах и пассажиро-километрах, то есть перевозка одной тонны груза или одного пассажира на определенное расстояние. Недостатками этих показателей является то, что они определяются расчетным путем, а учет ведется в разрезе тонн перевезенного груза, количества перевезенных пассажиров или километрах выполненного пробега.


Поэтому предприятия изыскивают новые показатели.


Показатель грузооборота на транспорте является универсальным, поскольку отражает  перемещение груза на определенное расстояние. Его применение на практике позволяет  сопоставить транспортные расходы всех видов транспорта и определить предприятиям-потребителям оптимальные транспортные издержки. Он характеризует объем транспортной продукции и наиболее эффективно используется в системе стратегического управления транспортом. В зависимости от этого показателя определяется возможность строительства транспортных магистралей: прокладка железнодорожного пути, постройка шоссейных дорог, освоение водных путей. Таким образом, на уровне экономики в целом показатель грузооборота является универсальным.


Нельзя отвергать значение показателя объема перевезенных грузов.


Во-первых, создаваемый национальный продукт имеет как натуральную, так и стоимостную оценку. В качестве натурального показателя используют тонны. Во-вторых, тарифы установлены из расчета на 1 тонну груза.


В-третьих, в практике последних лет этот показатель является объектом управления на предприятиях транспорта, хотя на различных видах транспорта он проявляется по-разному. Например, автотранспорт заинтересован в большем объеме отправленных тонн груза на наибольшие расстояния, что соответствует договору с клиентом, где четко формулируется объем перевозимых грузов в тоннах. При этом валовой доход будет выше, чем при перевозках на короткие расстояния. Поэтому для автотранспорта показатель отправленных тонн груза будет наиболее приемлемым. В то же время для воздушного транспорта этот показатель не обладает такой привлекательностью и целесообразностью.


Особое место в системе экономических показателей занимают такие, как доходы, расходы и прибыль транспортных предприятий. Это обобщающие показатели. Доходы на транспорте характеризуют сумму полученной выручки от выполненных перевозок. Прибыль – конечный результат, определяющийся как разница между доходами и затратами предприятия. От него зависят развитие транспортных организаций, их дальнейшая судьба с точки зрения выживания и банкротства. Перечисленный состав показателей объединяет тот факт, что все они зависят от степени эксплуатации подвижного состава.


Отмечается, что объемы перевозок, доходы, себестоимость, прибыль являются учетными показателями.


Себестоимость на транспорте является качественным показателем, в снижении которого  заинтересованы транспортные организации, поскольку в ней, как в зеркале, отражаются в стоимостной оценке все процессы, связанные с осуществлением хозяйственной деятельности. Себестоимость перевозок складывается из затрат транспортных организаций, связанных с использованием в процессе производства перевозок материалов, запасных частей, топлива, энергии, основных средств с помощью амортизации, трудовых ресурсов, а также других затрат. Она представляет собой удельные текущие или эксплуатационные расходы, приходящиеся на единицу транспортной работы. Ее измеряют в рублях на тонно-километр, пассажиро-километр или определяют себестоимость перевозки 1 тонны груза, то есть используют определенный измеритель транспортных услуг.


Однако состав затрат, включаемых в себестоимость перевозок на отдельных видах транспорта, различается по своему составу, что не позволяет сопоставить без погрешности транспортные расходы. Поэтому требует уточнения состав затрат, включаемых в себестоимость на транспорте. До настоящего времени не решены вопросы отражения в себестоимости перевозок расходов по содержанию и эксплуатации дорожной магистрали.


При рассмотрении взаимосвязи между показателями необходимо организовать их соответствующий учет. Полагаем, что им является управленческий учет во взаимосвязи с бухгалтерским. Он должен быть построен с применением накопленного отечественного и зарубежного опыта таким образом, чтобы удовлетворять интересы внутреннего пользователя в решении стратегических задач организации. Практически всегда те или иные элементы управленческого учета имеются на предприятии, но важно, чтобы они были объединены в единую систему, ориентированную на достижение определенного результата.


Вместе с тем каждое предприятие осуществляет управление такой системой показателей, которая характерна только для него.


Рассмотрим на конкретном примере автотранспортного предприятия взаимосвязь между натуральными, эксплуатационно-техническими и стоимостными показателями. Источником информации о выполненных показателях явились путевые листы, бухгалтерская и статистическая отчетность о работе автотранспортного предприятия. При рассмотрении информации путевой документации были выявлены наиболее существенные показатели по каждому маршруту перевозок грузов: количество рейсов, общий пробег, вес и объем перевезенного груза, грузооборот. Таким образом, объектом учета стали конкретные маршруты, которые можно было охарактеризовать различными показателями. В табл. 1 приводятся показатели по выполненным маршрутам.



Данные таблицы показывают, что организация специализируется на дальних маршрутах при перевозке грузов от 11 до 33 тонн, что свидетельствует об использовании автомобилей различной грузоподъемности. Каждый из названных показателей характеризует использование автотранспорта или дает характеристики степени его эксплуатации.


Для осуществления данных перевозок организация понесла соответствующие расходы, состав которых приводится в табл. 2.



Анализ данных табл. 2 наглядно свидетельствует о наибольшем удельном весе расходов на топливо, оплату труда, прочих и общехозяйственных расходов в целом по организации и конкретным маршрутам. Однако эта информация характеризует только состав расходов по выполненным маршрутам.


Определить результаты выполненных перевозок возможно при использовании абсолютных показателей в виде прибыли или убытков, а также относительных – рентабельность. Это необходимо для оптимизации маршрутов перевозок. В табл. 3 приводятся доходы, расходы, финансовый результат и рентабельность маршрутов.



Анализ данных табл. 3 показывает, что организация работает с очень высоким уровнем рентабельности, что характерно при осуществлении дальних и международных перевозок грузов.


Несколько иную информацию о деятельности автотранспортного предприятия характеризуют показатели доходов на единицу транспортной работы (табл. 4).




Анализ табл. 4 показывает с разных сторон доходность организации по выполненным маршрутам и дает возможность всесторонне рассмотреть целесообразность выполненных перевозок. Доходы, полученные организацией за 1 км пробега, колеблются от 18,20 до 92,39 руб., за перевезенную 1 тонну – от 1076,34 до 6584,86 руб., за 10 т-км – от 0,13 до 75,53 руб., за 1 м3 – от 228,38 до 1380,40 руб., за 1 рейс – от 17 813,50 до 110 845,23 руб.


Данные показатели различаются существенным разбросом между минимальным и максимальным значениями. Следует обратить внимание на средние показатели доходов по перевозкам.


Особую актуальность представляют расчеты по определению себестоимости единицы  транспортной работы или калькулирования (табл. 5).




Анализ табл. 5 также свидетельствует о существенном разбросе данных о показателях, характеризующих себестоимость выполненных маршрутов и перевозок. Такая методика расчета себестоимости перевозок на различные единицы транспортной работы по маршрутам обеспечивает возможность при коммерческих расчетах определить конкретные направления получения прибыли и рациональной эксплуатации транспортных средств, а иногда выбора клиентов и формирования портфеля заказов на перевозки.


Логическим завершением анализа выполненных перевозок является расчет прибыли на единицу транспортной работы по выполненным маршрутам (табл. 6).



Показатель прибыли по выполненным маршрутам на единицу транспортной работы варьируется от минимальных значений до максимальных. Проведенный анализ показателей, характеризующий перевозки по маршрутам, позволил рассмотреть эффективность эксплуатации транспортных средств для предприятия. Вместе с тем степень аналитичности показателей может быть дополнена видами перевозимых грузов, количеством часов по маршрутам и т. д.


Для характеристики деятельности транспортного предприятия могут применяться и другие технико-эксплуатационные показатели, к которым на автомобильном транспорте, помимо вышеназванных, относятся: списочный состав транспортных средств, машино-дни в хозяйстве, машино-дни в работе, коэффициенты их технической готовности и выпуска на линию, продолжительность машино-дня, машино-часы в работе за год, средняя эксплуатационная скорость, среднесуточный пробег, среднесписочная вместимость подвижного состава, валовой пробег, автомобиле-место, дни в хозяйстве, целодневные простои и потери времени на линии на 1 среднесписочный автомобиль и др. [1]. В частности, на автотранспорте применяется такой показатель, как автотонно-час [2]. Он характеризует перевозку тонны груза во времени и является расчетным. По своей сути каждый из трех названных показателей – грузооборот, перевезенные тонны, автотонно-час – характеризуют валовую продукцию транспорта и проявляются в системе управления по-своему. Что же касается показателя автотонно-час, то его применение характерно не для всех автопредприятий. Чаще всего он используется в автохозяйствах при осуществлении перевозок негабаритных грузов или оборудования, установка которого возможна только «прямо с колес». Следовательно, автотонно-час используется автономно.


Полагаем, что основными, логически оправданными и действующими показателями деятельности транспортных организаций на общегосударственном уровне должны быть: грузооборот и пассажирооборот, выраженные соответственно в тонно-километрах и пассажиро-километрах, объем перевезенных грузов в тоннах, количество перевезенных пассажиров, доходы и прибыль в рублях. В связи с этим государственная отчетность должна быть построена в разрезе этих показателей и представляться всеми транспортными организациями без исключения, не минуя малый бизнес.


Транспортные организации могут устанавливать самый разнообразный набор показателей, характеризующих транспортную перевозку, который необходим для управления данным производством в целях получения дохода и дальнейшего развития. При этом на каждом предприятии может иметь место свой состав показателей в целях его интересов.


Литература
1. Гульпенко К.В. Проблемы развития бухгалтерского учета на автомобильном транспорте. – СПб.: СПбГИЭУ, 2004.
2. Гульпенко К.В., Игнатенко Е.Б. Технико-экономический анализ на автомобильном транспорте в условиях рынка. – СПб.: О-во «Знание», ЛО, ЛДНТП, 1992.


19.10.2018

Также по этой теме: