Логическая модель оценки влияния уровня знаний персонала на эффективность деятельности промышленного предприятия



Опубликовано в журнале "Управленческий учет" №6 год - 2010


Жиленкова Е.П.,
к. э. н., доцент кафедры
«Экономика и управление на предприятиях
лесного комплекса и природопользования»
ГОУ ВПО «Брянская государственная
инженерно-технологическая академия»


Разработаны методические положения оценки эффективности деятельности промышленных предприятий на основе учета эффекта от повышения квалификации персонала, позволяющие выявить взаимосвязь между уровнем знаний персонала и обоснованностью принимаемых управленческих решений. Суть модели в том, что она включает показатели влияния на эффективность деятельности предприятия уровня знаний не только работников руководящего звена, но и рабочих специальностей.


До сих пор многие руководители не видят прямой зависимости между обучением и ростом эффективности производства. Это связано прежде всего с тем, что оценка экономической эффективности обучения сопряжена с методологическими трудностями и их преодоление может быть только приблизительным.


К сожалению, отсутствует единая научно обоснованная система показателей, позволяющих оценить качество повышения квалификации специалистов.


Эффективность обучения и повышения квалификации кадров представляет собой одну из сложнейших форм проявления категории эффективности, которая по отношению к другим ее видам выступает как наиболее обобщающее понятие, синтезирующее в себе целый комплекс отдельных, самостоятельных значений эффективности.


Исходя из методических предпосылок, предлагается выделять следующие основные виды эффективности системы обучения и повышения квалификации кадров: функциональную, экономическую, социальную.


Функциональная эффективность характеризует, в какой степени достигнута цель, решены главные задачи повышения квалификации персонала.


По нашему мнению, для оценки экономической эффективности обучения и повышения квалификации кадров целесообразно использовать производственно-технологическую и производственно-экономическую эффективность как производные основных производственных подсистем предприятия – технологической и экономической.


Производственно-технологическая эффективность является результатом функционирования технологических подсистем предприятия.


Производственно-экономическая эффективность дает возможность оценить эффективность использования всех факторов производства (техники, технологии, организации, экономического механизма хозяйствования), воплощенных в совокупных затратах живого и общественного труда в процессе производства продукции и услуг.


Социальная эффективность определяет, в какой степени процесс производства, его условия, организация изменяют характер труда, а его результаты удовлетворяют материальные и духовные потребности работников, обеспечивают необходимые предпосылки для их дальнейшего всестороннего развития.


Критерий эффективности системы обучения и повышения квалификации кадров можно, на наш взгляд, определить как максимизацию решения задачи повышения функциональной, экономической и социальной эффективности на предприятии и в организации в результате осуществления новационно-образовательной деятельности по постоянному внедрению новых профессиональных знаний, умений и навыков в сфере труда и управления, соответствующих новому уровню развития техники и технологии при заданных или оптимальных затратах.


Основные проблемы оценки эффективности внутрифирменного обучения обусловлены ее трудоемкостью и трудностями использования количественных методов оценки.


Основная специфика внутрифирменного обучения состоит в том, что оно объединяет в организационной среде два разнородных процесса: непосредственно сам процесс обучения и процесс деятельности обучаемого работника.


Такое понимание специфики внутрифирменного обучения позволяет нам рассматривать оценку его эффективности в следующей логической последовательности: оценку существующей практики (деятельности) до обучения, когда определяются потребности в обучении, самого процесса обучения, а также изменений в деятельности после обучения.


Это означает, что для оценки эффективности внутрифирменного обучения необходимо отслеживать эффект от осуществления обоих этих процессов: сначала эффект от процесса обучения, потом, если он положителен, эффект от реализации результатов обучения в процессе практической деятельности.


По итогам деятельности работников организации имеет место исходная результативность их профессиональной деятельности R0, со следующим набором составляющих, производительность труда – количественная характеристика; качество работы: уровень брака, претензий, нереализованных заказов; потери рабочего времени; экономия ресурсов [2].


Исходным параметром процесса обучения является уровень знаний работников. В результате процесса обучения происходит изменение (наращивание) уровней знаний работника с уровня  путем повышения квалификации, обучения и переобучения.


Эффектом непосредственно от процесса обучения является степень изменения составляющих уровня знаний работника по сравнению с начальным значением данного показателя.


Основной закономерностью между уровнем знаний специалистов и эффективностью деятельности промышленных предприятий является влияние уровня знаний на обоснование и выбор проектных и управленческих решений и их реализация с использованием новых технологий производства и методов организации.


Нами проанализированы и дополнены предложения Н.В. Балберовой [1] по квалификации уровней знаний и содержанию областей знаний специалистов промышленных предприятий, которые приведены в табл. 1.



На основе опыта деятельности промышленных предприятий, в соответствии с уровнем знаний специалистов экономический эффект зависит от обоснованности принятия решений.


Примем следующую классификацию типов решений:
Супероптимальное  – при котором достигается максимальный экономический эффект


- оптимальное  – при котором достигается значительный экономический эффект  
- рациональное
- нерациональное  – при котором наносится ущерб


Выбор и расчет эффективности (Э) в зависимости от уровня профессиональной подготовки специалистов с учетом приобретения новых знаний, умений и навыков на основе повышения квалификации (Уп) можно определить по зависимости:



где  – уровни подготовки, соответственно очень высокий, высокий, средний и низкий.


Зависимость (1) отражает функциональную и количественную взаимосвязь между уровнем подготовки специалистов (уровнем знаний) с учетом повышения их квалификации и выбором соответствующего этому уровню решения. При этом каждому типу выбранного решения соответствует экономический эффект деятельности промышленного предприятия. Классификация решений и полученного при их принятии экономического эффекта, исходя из опыта работы предприятий, приведены в табл. 2 [1].



Приращение экономического эффекта ΔЭ в зависимости от уровня подготовки специалистов промышленных предприятий с учетом повышения квалификации и в соответствии с типом принятых решений определяется соотношениями:
– при уровне подготовки специалистов  



где  – экономический эффект, полученный при принятии супероптимальных решений при уровне подготовки специалиста  – экономический эффект, полученный при принятии оптимальных решений при уровне подготовки специалиста  – экономический эффект, полученный при



принятии рациональных решений при уровне подготовки специалиста   – экономический эффект, полученный при принятии нерациональных решений при уровне подготовки специалиста  
- решений при уровне подготовки специалиста  
- при уровне подготовки специалистов



 

– при уровне подготовки специалистов  



 

то же время и экономический ущерб от более низкого уровня подготовки специалистов определяется по аналогичным соотношениям.


Взаимосвязь влияния уровней квалификации, базовых и новых знаний, умений и навыков рабочих и специалистов на эффективность деятельности промышленного предприятия можно представить в виде схемы (рис. 1).


Общий эффект деятельности промышленного предприятия  с учетом принятых обозначений является функцией:



Для расчета каждого показателя прироста эффекта в деятельности промышленного предприятия за счет повышения квалификации рабочих и специалистов необходимо ввести коэффициенты весомости для каждой должности. Они должны определяться на основе метода экспертных оценок. Это объясняется тем, что в зависимости от занимаемой должности новые знания, умения и навыки необходимо дифференцировать по дисциплинам обучения и по объему каждой из них.


Для оценки экономической эффективности внутрифирменного обучения важно определить в денежном выражении результативность работника до и после обучения.


Поступления и экономия средств в результате деятельности работника, соотнесение их суммы с затратами на осуществление обучения представляют собой показатель экономической эффективности внутрифирменного обучении, Таким образом, критериями экономической эффективности являются: поступления и экономия средств в результате деятельности обученного работника и затраты на обучение.


Литература
1. Балберова Н.В. Комплексное управление процессом повышения квалификации специалистов как фактор эффективной деятельности строительных организаций: Дис. … канд. экон. наук: 08.00.05. – СПб., 2005.
2. Магура М.И. Оценка работы персонала / Магура М.И., Курбатова М.Б. – М.: Высшая школа, 2001.
3. Паринова А.В. Обучали! Как измерить результат? // Человек и труд. – 2006. – № 2.
4. Шеремет В.В. Управление инвестициями. Т. 2 / Шеремет В.В., Павлюченко В.М., Шапиро В.Д. – М.: Высшая школа, 1998.
5. Сергеева Г.А. Эффективное использование трудового потенциала / Сергеева Г.А., Чижова Л.С. – М.: Знания, 1987.

20.11.2018

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста