Методические аспекты внутреннего контроля финансовых результатов в организациях оптовой торговли



Опубликовано в журнале "Управленческий учет" №4 год - 2011


Карпова Н.В.,
аспирант АНО ВПО ЦС РФ
«Российский университет кооперации»

Данные о финансовом положении организации представляют собой важнейшую составную часть управления ее финансово-хозяйственной деятельностью. Финансовое состояние организации во многом определяется ее финансовыми результатами – прибылью или убытком. Прибыль относится к числу ключевых понятий рыночной экономики и является одним из основных источников внутреннего финансирования, индикатором успешности деятельности организации. Информация о прибыли представляет наибольший интерес для пользователей и используется ими для принятия любых управленческих решений. В конкурентной среде рыночных отношений одним из важнейших инструментов управления финансовыми результатами деятельности организаций оптовой торговли становится внутренний контроль, функционирование которого имеет своей целью сохранение и эффективное использование активов, обеспечение финансовой устойчивости.

Основные факторы, побуждающие организации применять и совершенствовать методику внутреннего контроля финансовых результатов, сводятся к желанию собственников и руководства упорядочить бизнес-процессы с целью их рационализации и экономии средств.

К задачам внутреннего контроля финансовых результатов в организациях оптовой торговли относятся:
– формирование финансовых результатов в соответствии с правилами бухгалтерского учета;
– обеспечение достоверности показателей бухгалтерской отчетности:
бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним и пояснительной записки, а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит  обязательному аудиту;
– формирование финансовых результатов в соответствии с требованиями действующего налогового законодательства: соблюдение положений главы по расчету налога на прибыль, обеспечение законности деятельности, снижение налоговых рисков, выполнение требований налогового учета;
– обеспечение точности и полноты информации, формирующей финансовый результат, арифметической правильности расчетов для целей бухгалтерского и налогового учета в соответствии с требованиями законодательства РФ;
– обеспечение прозрачности, оптимальной детализации и классификации данных, формирующих финансовый результат;
– обеспечение возможности анализа показателей, формирующих финансовые результаты в целях повышения эффективности управленческого учета, прогнозирования и текущего управления финансовыми результатами;
– поиск резервов и возможностей увеличения прибыли организации.

Финансовые результаты рассчитываются в целях бухгалтерского, управленческого и налогового учета, поэтому в задачи внутреннего контроля входит удовлетворение запросов к формированию данных показателей с учетом особенностей каждого вида учета.

Информация, используемая для контроля финансовых результатов, формируемая на основе бухгалтерского учета, в основном использует стоимостные показатели, обладает низкой степенью детализации и периодичности обработки информации, ретроспективным характером. Это значительно ограничивают возможности контроля: снижает оперативность принятия управленческих решений по регулированию объекта управления. Поэтому в управленческой деятельности широко применяется система управленческого учета, которая включает глубокую аналитику и носит оперативный характер.

Задачи внутреннего контроля финансовых результатов для целей налогового учета определены особенностями расчета налоговой базы по налогу на прибыль, а для целей бухгалтерского учета – порядком формирования бухгалтерской отчетности. Бухгалтерская отчетность является основной официальной отчетности, предназначенной для пользования внешними пользователями.

Показатели бухгалтерской отчетности позволяют оценить хозяйственный и финансовый потенциал, результативность и эффективность организации в целом и по каждому виду ее деятельности, а также проводить различные аналитические исследования. Поэтому содержание бухгалтерской отчетности имеет большое значение для внешних пользователей, особенно инвесторов, а обеспечение ее достоверности является одной из важнейших задач внутреннего контроля.

Методика внутреннего контроля финансовых результатов основана на проведении проверок и применении контрольных процедур на этапах формирования в учете показателей доходов от основных видов деятельности и прочих; расходов от основных видов деятельности и прочих; правильности расчета налога на прибыль и чистой прибыли.

Основные направления контроля финансовых результатов включают:
– подтверждение достоверности и обоснованности отражения доходов и расходов на счетах учета;
– соблюдение методики расчета налога на прибыль в соответствии с требованиями бухгалтерского и налогового учета.

Схематично методика внутреннего контроля финансовых результатов представлена в табл. 1.


В ходе организации контроля предлагаем применить методику в отношении бухгалтерского и налогового учета, что связано с наличием обязательных законодательных требований к расчету показателей финансовых результатов в данных видах учета и большой сложностью этого процесса.

Доходы от реализации товара являются основными для организаций оптовой торговли и составляют наибольший удельный вес в общей величине полученных доходов. Ключевой в проверке доходов от реализации является величина реализации, сформированная в зависимости от момента перехода права собственности на товар, то есть сроки и полнота отражения в учете выручки от реализации.

Источником данной информации служат договоры купли-продажи или договоры поставки товара, регистры бухгалтерского учета, первичные документы на отгрузку товара (товарные накладные, товарно-транспортные накладные).

Если по какой-либо причине организация не может при отгрузке товара признать доход от его реализации (например, переход права собственности по мере поступления денежных средств на расчетный счет), то необходимо проверить правильность записей, отраженных по счету 45 «Товары отгруженные». Дебетовые обороты по счету 45 должны быть подтверждены условиями договора, согласно которым момент перехода права собственности на товар и момент отгрузки не совпадают (табл. 2).

Расходами в организациях оптовой торговли являются себестоимость реализованного товара и издержки обращения.

Проверка правильности формирования себестоимости товара, учитываемой на счете 41 «Товары», включает проверку стоимости товара без НДС, указанной в первичных документах, и величины себестоимости товара, учтенной на счете 41 «Товары». Как правило, в организациях оптовой торговли ассортиментный перечень товара огромен, поэтому проверку правильности  формирования себестоимости товара эффективнее проводить в разрезе каждого поступления (табл. 3).

Издержки обращения в организациях оптовой торговли складываются из расходов на транспортировку товара, оплату труда персонала, аренду помещений, рекламу, коммунальные услуги и др.

В целях оценки надежности применяемой в организации системы внутреннего контроля издержек обращения (ИО), а также выявления сильных и слабых мест целесообразно провести опрос руководителей: финансового директора, главного бухгалтера (табл. 4).


Контроль издержек обращения включает проверку правильности отнесения на соответствующие счета затрат, осуществляемых организацией в процессе закупки и реализации товара.

Источниками информации проверки издержек обращения служат данные аналитического и синтетического учета по счету 44 «Расходы на продажу» и корреспондирующих с ним счетов 02 «Амортизация основных средств», 10 «Материалы», 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по страховым взносам», 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и другие счета в соответствии с планом счетов. Проверяется достоверность совершенных расходов, правильность их отражения в бухгалтерском учете.

Расходы на продажу представляют собой расходы отчетного периода. Они должны покрываться за счет общего финансового результата организации оптовой торговли, вследствие чего с экономической точки зрения логично производить полное списание всех учтенных на счете 44 «Расходы на продажу» расходов на счет 90 «Продажи» на определение себестоимости продаж отчетного периода. Это означает, что на конец отчетного периода (месяц) счет 44 «Расходы на продажу» не имеет сальдо.

Все произведенные расходы должны быть соответствующим образом оформлены первичными документами. Как правило, основную часть издержек обращения составляют услуги сторонних организаций, на которые должны быть заключены соответствующие договоры. Существенными при заключении договора являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимы для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. В ходе проведения документальной проверки производится контроль соответствия дат и стоимости услуг между первичными документами и данными бухгалтерского учета.

В ходе проведения достоверности и обоснованности отражения доходов и расходов на счетах бухгалтерского учета также необходимо проконтролировать соблюдение методики определения финансового результата по данным бухгалтерского учета, а именно: правильность совершенных проводок по счетам учета продаж (счет 90), прочих доходов и расходов (счет 91), которые на конец отчетного периода (ежемесячно) закрываются в корреспонденции с счетом учета прибылей и убытков (счет 99). В случае получения организацией оптовой торговли прибыли начисляется налог на прибыль, сумма которого рассчитывается по данным налогового учета. Формирование налоговой базы для расчета налога на прибыль может представлять сложность для организаций с наличием разнообразных расходов и наличием специфичных договорных отношений.

Эффективная система налогового учета обеспечивает расчет налогооблагаемой базы в  соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ, снижает риск применения в отношении операций, совершенных налогоплательщиком, определения «налоговая выгода» в случае проведения налоговой проверки, предотвращает расходы организации на уплату штрафов, пеней, доплат по налогу на прибыль вследствие выявления ошибок в налоговом учете.

В ходе организации внутреннего контроля правильности налога на прибыль особенное внимание стоит уделить участкам, учет по которым в налоговом учете отличается от бухгалтерского учета. Внутренний контроль правильности расчета налога на прибыль в организациях оптовой торговли может включать направления, представленные в табл. 5.

Построение системы контроля в этой сфере основано на следующих особенностях налогового учета:
1) система налогового контроля лишена механизма внутреннего контроля, аналогичного системе двойной записи в бухгалтерском учете, вследствие чего повышается риск возникновения ошибок в налоговом учете. С этой целью предлагаем разрабатывать план налоговых счетов для ведения налогового учета с применением двойной записи;
2) классификация доходов и расходов. Отнесение дохода (расхода) к тому или иному виду определяет момент и полноту его включения в налоговую базу. Поэтому особенно важно организовать контроль обоснованности отнесения показателя к виду дохода или расхода для обеспечения правомерности данных налогового учета;
3) стоимостная оценка доходов и расходов. В связи с наличием нормирования отдельных видов доходов и расходов в целях налогового учета необходим контроль формирования стоимостной оценки таких доходов и расходов;
4) отличия налогового учета от бухгалтерского в части определения момента признания дохода и расхода обусловливают необходимость контроля момента признания доходов и расходов в налоговом учете.

Эффективная система внутреннего контроля на всех участках формирования и обработки информации обеспечит формирование достоверной информационной базы расчета финансового результата путем разработки и соблюдения документальных положений о порядке работы системы контроля и составе контрольных процедур в функциональных отделах организации оптовой торговли.

Обобщая все вышесказанное, отметим, что полнота и качество информации, содержащейся в системе отчетности, предоставляемой собственникам и руководству всех уровней управления организацией оптовой торговли, оперативность и адресность ее представления в значительной степени определяют не только качественный уровень осуществляемого в текущем периоде контрольного процесса формирования финансовых результатов деятельности организации, но и эффективность стратегического управления экономическим субъектом в течение длительного периода времени.

Литература
1. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) (утв. приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 32н).
2. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99) (утв. приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н).
3. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02) (утв. приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114).

13.01.2015

Также по этой теме: