Синергия как фактор развития ипотечного кредитования



Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" №4 год - 2010


Логинов М.П.,
к. э. н., старший преподаватель,
кафедра экономики и управления
Уральской академии государственной службы
(УрАГС), г. Екатеринбург


Родившись в области точных наук, синергетика начала распространятся на все сферы жизни. Феноменом этого распространения стало представление нашей жизни в целом и отдельных областей в виде различных моделей систем.


Существует множество определений синергии и синергетического эффекта, например:
Синергия – 1) энергия или сила, создаваемая в процессе совместной работы различных частей или процессов; 2) польза, полученная от комбинирования двух или более элементов (или бизнесов) таким образом, что продуктивность этой комбинации выше, чем сумма ее отдельных элементов (или бизнесов); 3) сотрудничество, содружество, совместное действие, а также взаимодействие различных видов энергий в целостном действии, которые вступают в партнерство друг с другом; 4) совместное и однородное функционирование элементов системы; 5) условие, состоящее в том, что общий результат превосходит сумму сложенных эффектов.


Синергетический эффект – возрастание эффективности деятельности в результате интеграции, слияния отдельных частей в единую систему за счет так называемого системного эффекта (эмерджентности).


Эмерджентность (в теории систем) – 1) наличие у какой-либо системы особых свойств, не присущих ее подсистемам и блокам, а также сумме элементов, не связанных особыми системообразующими связями; 2) несводимость свойств системы к сумме свойств ее компонентов; 3) (синоним) «системный эффект».


Кроме того, существует несколько законов синергии, согласно одному из них сумма свойств организованного целого должна быть больше, чем сумма свойств всех элементов, в него входящих.


При этом под свойствами элементов и целого понимается изменение различных параметрических характеристик (например, для социально-экономических систем это производительность труда, объем производства, прибыль, рентабельность и др.), их взаимозависимость и изменение во времени.


Согласно другому закону синергии для любой системы существует такой набор элементов (ресурсов), при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов, либо существенно меньше.


Закон синергии имеет большое значение для оптимизации систем, так как возможен как прирост энергии, так и снижение общего энергетического ресурса по сравнению с простой суммой энергетических возможностей входящих в нее элементов. Получаемый при этом организационный суммарный эффект носит название синергетического.


Следствием законов синергии является необходимость оценки в процессе развития систем двух составляющих: положительной – созидательной, организующей и отрицательной – разрушительной, дезорганизующей.


Достаточно трудно заранее определить необходимые ресурсы и условия их использования для достижения синергии. Оценка синергетического эффекта может идти косвенно – как части (составляющей) экономической, социальной, организационной, технологической, правовой или идеологической эффективности.


Количественно синергия оценивается как дополнительные денежные потоки, которые появляются в системе сверх тех денежных потоков, которые были до объединения субъектов системы.


Рассматривая ипотечное кредитование России как систему, автор дает следующее определение системы ипотечного жилищного кредитования (далее по тексту – СИЖК): это совокупность различных финансовых отношений по поводу формирования первичного и вторичного рынков ипотечных кредитов и их взаимоотношения с рынками недвижимости, страхования и ипотечных ценных бумаг, возникающие при активном взаимодействии субъектов, действующих в сфере ипотечных услуг, с использованием различных финансово-инвестиционных механизмов.


Синергетический эффект будет иметь место, если все элементы и субъекты системы ориентированы на достижение одной общей цели. Если же они будут стремиться к достижению частных целей, не связанных с общей целью, синергетического эффекта не произойдет. В результате синергии должен осуществиться фазовый переход к самофинансированию и регулированию СИЖК.


Согласно данному выше определению, СИЖК состоит из пяти элементов:
— рынок недвижимости, обладающий необходимыми характеристиками для участия в ипотечном кредитовании;
— первичный рынок ипотечных кредитов, охватывающий всю совокупность деятельности кредиторов и должников, вступающих между собой в соответствующие обязательственные отношения, при которых должник (залогодатель) в качестве способа исполнения предоставляет, а кредитор (залогодержатель) принимает в залог недвижимое имущество;
— вторичный рынок ипотечных кредитов, обеспечивающий передачу прав по закладным и ипотечным кредитам (продажа уже выданных ипотечных кредитов), а также реинвестирование выданных ипотечных кредитов. Вторичный рынок является связующим звеном между кредиторами на первичном ипотечном рынке и инвесторами на рынке ипотечных ценных бумаг, обеспечивая аккумуляцию денежных средств инвесторов и направляя финансовые потоки в ипотечные кредиты;
— рынок ипотечных ценных бумаг, обеспечивающий трансформацию персонифицированных прав по кредитным обязательствам и договорам об ипотеке (закладных) в обезличенные доходные ипотечные ценные бумаги и размещение их среди долгосрочных инвесторов. На рынке ипотечных ценных бумаг происходит приобретение, накопление и размещение физическими и юридическими лицами ипотечных ценных бумаг, предлагаемых посредниками, в целях получения дохода по ним;
— страховой рынок, обеспечивающий страхование рисков в системе ипотечного жилищного кредитования и являющийся инвестором на рынке ипотечных ценных бумаг.


Взаимодействие объектов и рынков СИЖК приведено на рис. 1, а на рис. 2 показано взаимодействие субъектов и рынков СИЖК.



Государство как субъект управления всегда выступало силой единения, объединения, кооперации, интеграции, т. е. несло в себе синергетический заряд [1].


Объективно синергетический потенциал государственного управления находится во взаимосвязях государства и общества, в том, как государственный аппарат понимает, воспринимает и отражает потребности, интересы и цели жизнедеятельности своих граждан и какими идеалами и ценностями он сам руководствуется при принятии управленческих решений.


Синергетические ресурсы общества находятся в нем самом, но их введение в действие и рациональное применение всецело зависит от государственного аппарата и его руководящего звена. Именно и только государственный аппарат является интеграционной и мобилизирующей силой, способной обеспечивать упорядоченное развитие общества.



Внутренняя самоорганизация в системе, а также внутри ее элементов строится не только на действии отрицательной (стабилизирующей) обратной связи, как это трактуется при использовании кибернетического подхода. Положительная (развивающая) обратная связь, реализующая реакцию государства, рыночных институтов и других субъектов рынка на инновации, угрозы, вызовы, – не искусственная категория. Это фактор, ответственный за развитие экономических систем [2].


Задача государства заключается в том, чтобы найти такой набор элементов и так соединить их между собой, используя прогрессивные формы организации, при которой синергия обеспечивала бы качественное увеличение потенциала как рынков системы, так и всей системы ипотечного кредитования в целом.


На рис. 3 представлена концептуальная объемно-пространственная модель синергии СИЖК. Данная модель представляет две пирамиды, соединенные пятигранными основаниями. Вершинами основания служат рынки СИЖК, вершинами пирамид – государство как субъект управления и синергетический эффект системы. В данной модели синергия определяется высотой пирамиды, зависящей от горизонтальной интеграции рынков СИЖК и вертикальной интеграционной и мобилизационной связи с государством. Из представленной модели следует, что синергетический эффект находится в корреляционной зависимости от влияния и участия в СИЖК государства.


В большей степени проявление синергии зависит от качества процесса управления, т. е. от степени подготовленности органов государственной власти и местного самоуправления к реализации стратегии развития СИЖК и решения жилищных проблем населения.


Количественно синергический эффект реализации стратегии развития СИЖК при участии государства определяется сочетанием проектов и программ, обеспечивающих достижение наибольшего результата при неизменности прочих условий [3].




Исследуя синергию в СИЖК, необходимо также рассмотреть синергетическую модель сферы ипотечных услуг, заключающейся в системном подходе к оказанию различных видов услуг ипотечного кредитования. Особенностью предлагаемой модели (рис. 4) является слияние сфер услуг различных рынков в единую систему услуг ипотечного кредитования с целью увеличения предложения и получения синергетического эффекта, под формированием сферы услуг в СИЖК подразумевается создание системы управленческо-экономических и финансово-инвестиционных механизмов, обеспечивающих эффективное взаимодействие субъектов рынка СИЖК.


Рассматривая ипотечные услуги как общественный товар, можно отметить, что хотя их потребление осуществляется коллективно, но при этом доступ к потреблению услуг, финансируемых и дотируемых государством, получают не все желающие. Таким образом, ипотечные услуги имеют особенности как общественных, так и частных и могут быть отнесены к промежуточному типу услуг. Отсюда следует, что государству требуется обеспечить оптимальное сочетание государственного и частного секторов ипотечного кредитования.


Синергия СИЖК может быть получена за счет создания общей информационной базы, наличия структуры, координирующей функционирование системы, применения маркетингового инструментария, формирования долгосрочных коммуникаций и т. д. В табл. 1 автором систематизированы синергетические стратегии развития СИЖК и определен полученный синергетический эффект.





В заключение отметим, что синергетический потенциал имеется как в российском обществе, так и в государственном управлении. Потенциал общества зависит и определяется потенциалом управления. Главная особенность синергии заключаются в том, что она наступает при выполнении определенных условий и дает результат, превосходящий ожидания.


В современных условиях успех развития ипотечного кредитования определяется множеством факторов, поэтому универсальных критериев и показателей эффективности не существует. Руководство государства, субъектов СИЖК обязано, постоянно отслеживая множество разнообразных параметров, динамически расставлять приоритеты развития, реагировать на запросы современных потребителей, обеспечивать удовлетворение требований и выполнение гарантий перед сотрудниками, акционерами, инвесторами, партнерами. Таким образом, предприятия и организации СИЖК в процессе своего функционирования и развития должны быть ориентированы на достижение синергии, в основе которой лежат грамотные, взвешенные решения.


Литература
1. Атаманчук Г.В. Синергетические аспекты государственного управления / Электронный ресурс. – portalus.ru
2. Кузнецов Б.Л. Синергетический менеджмент – технология управления прорывами.
3. Захаров П.Н. Методы синергетики в стратегическом управлении муниципальным образованием // Экономика региона. 2007. № 18.

27.11.2017

Также по этой теме: