Положительные и отрицательные аспекты льготного кредитования агробизнеса



Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" №4 год - 2017


Полянин А.В.,
доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента
и государственного управления ФГБОУ ВО «РАНХиГС при Президенте
Российской Федерации», Среднерусский институт управления – филиал


Долгова С.А.,
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента
и государственного управления ФГБОУ ВО «РАНХиГС при Президенте
Российской Федерации», Среднерусский институт управления – филиал


Для сохранения темпов развития аграрной отрасли и дальнейшего роста необходимо усиление роли государственной поддержки и прежде всего в обеспечении кредитными ресурсами как важнейшем элементе экономического развития аграрного сектора. В статье рассмотрен новый механизм льготного кредитования сельхозтоваропроизводителей, показан процесс его реализации, отражена динамика направления использования льготных кредитов, выявлены положительные и отрицательные стороны нового механизма государственной поддержки аграрного сектора.


Агропромышленный комплекс представляет собой одну из самых важных отраслей российской экономики: в нем сконцентрировано около 13% основных производственных мощностей, 14% трудовых ресурсов, производится порядка 6% валового внутреннего продукта. В последнее время в РФ особое внимание уделяется развитию именно сельскохозяйственного комплекса, так как организация продовольственной безопасности и формирование эффективного агропромышленного комплекса являются основой стабильности страны [13].


По предварительным данным Росстата за 2016 г., отрасль сельского хозяйства выросла на 4,8% (индекс промышленного производства составил 101,1%) (рис. 1).



Объем производства продукции во всех хозяйствах превысил 5,6 трлн руб.


Основным драйвером стало растениеводство благодаря тому, что были получены рекордные урожаи многих агрокультур: сбор зерна составил 119,1 млн т, что на 13,7% больше уровня предыдущего года и является самым большим в истории страны; получен рекордный объем кукурузы на зерно – 13,8 млн т, что на 0,6 млн т больше, чем в 2015 г.; поставлены рекорды по сбору сои (3,1 млн т), подсолнечника (10,7 млн т), сахарной свеклы (48,3 млн т), овощей (16,3 млн т), плодов и ягод (3,3 млн т) [1].


В секторе животноводства объем производства всех видов продукции вырос на 3,4% – до 13,9 млн т увеличилось производство скота и птицы на убой, яиц – на 2,2% – до 43,5 млрд штук. Молочный же сектор после нулевой динамики в 2015 г. показал снижение на 0,2%, валовой надой во всех хозяйствах составил 30,7 млн т, продолжилось сокращение численности КРС: общее стадо составило 18,7 млн животных, что на 1,6% меньше, чем в 2015 г., в том числе коров – 8,3 млн (минус 1,9%).


В мясном секторе динамичнее всего росло производство свиней на убой – на 9,4%, до 4,3 млн т; птицеводство прибавило 2,1% – до 6,1 млн т; производство КРС на убой уменьшилось на 1,6% – до 2,8 млн т [1].


Базовый вариант госпрограммы развития сельского хозяйства предполагает оценку потенциала на 2017 г. плюс 1,1 и 2,1% по оптимальному, однако, по прогнозу социально-экономического развития страны, составленному Минэкономразвития России до 2019 г., ожидается, что в 2017 г. индекс роста АПК снизится и составит 99,4%.


Для того чтобы темпы развития в агропромышленном комплексе не снижались и результаты создавали дополнительные эффекты для развития экономики, необходимо усиление роли государственной поддержки, и прежде всего в обеспечении кредитными ресурсами как важнейшего элемента экономического развития аграрного сектора.


С 2017 г. отечественный агропромышленный комплекс живет с новой системой господдержки кредитования – льготное кредитование. Российские сельхозпроизводители смогут получать кредиты (краткосрочные и инвестиционные) по льготной ставке 5% без оформления документов по субсидиям по процентам [3].


Сегодня средняя ставка по кредитам составляет 11–15%, при этом в пиковый момент процентного шока на банковском рынке (декабрь 2014 г.) она достигала 30%, в то время как в ведущих мировых странах размер процентной ставки составляет 0,25–1% [4].


Сложившаяся система государственной поддержки кредитования сельхозтоваропроизводителей, несмотря на то что обеспечивала инвестиционную активность отрасли, имела сложности в части доведения денежных средств до непосредственного производителя, что негативным образом отражалось на эффективности субсидий. Так как, во-первых, получение аграриями денег затягивалось на длительные сроки после фактической оплаты процентов ими в банке; во-вторых, получатель должен был сначала в полном объеме выплатить проценты и основной долг, и только после этого он мог претендовать на получение субсидии; в третьих, сложность в самом процессе отбора заявок на субсидирование.


Новый механизм льготного кредитования упрощает доступ сельхозпроизводителей к кредитным средствам. Сельхозпроизводителям и представителям малого бизнеса на селе больше не придется отвлекать собственные оборотные средства на оплату процентов и ждать их последующего возврата в виде субсидий, а также вводится в действие принцип «одного окна»: все кредиты – целевые, и заемщики будут за них отчитываться; взаимодействовать они будут непосредственно с уполномоченным банком, а не с региональным органом управления АПК субъекта РФ, кредитной организацией и Минсельхозом России, как это происходило ранее.


Условия и порядок предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по льготному кредитованию устанавливаются Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2016 г. № 1528 [4]. Согласно Правилам, субсидии предоставляются по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов (рис. 2).



Льготное кредитование осуществляется по двум программам:
– краткосрочная (кредитование производится только по кредитным договорам, открытым с 01.01.2017 на срок не более чем 1 год, в сумме до 1 млрд руб.);
– инвестиционная (срок кредитования – от 2 до 15 лет, сумма устанавливается при оформлении, верхнего лимита не существует).


Направления использования льготных краткосрочных и инвестиционных кредитов представлены в табл. 1 [4].




Компенсация части процентной ставки по кредитам в размере 100% ключевой ставки ЦБ РФ будет предоставляться напрямую уполномоченным кредитным организациям. Каждый банк имеет право устанавливать свои условия выдачи кредитов в части целевого назначения, размера первого взноса, залога, оценки платежеспособности и других моментов. Учитывая эти условия, прежде чем брать кредит, заемщику нужно выбрать самостоятельно банк для получения льготного краткосрочного кредита и (или) льготного инвестиционного кредита, который максимально подходит ему по условиям.


Средства будут предоставляться системно значимым российским банкам, а также кредитным организациям, отобранным Минсельхозом России на основе конкурса. Основными критериями отбора являются: наличие собственного капитала более 20 млрд руб.; наличие специализированных кредитов и программ для предприятий АПК; срок деятельности организации должен составлять не меньше пяти лет; организация не должна находиться в стадии ликвидации или реорганизации, должна иметь статус резидента РФ и российскую регистрацию [4].


На начало 2017 г. около 30 региональных банков подали заявки на участие в программе льготного кредитования АПК. Комиссия Минсельхоза России по координации вопросов кредитования АПК утвердила 15 региональных банков для участия в системе льготного кредитования и 10 системно значимых банков, 12 банков получили отказ в связи с невыполнением предъявленных требований (табл. 2) [5].




Список потенциальных заемщиков на получение льготного кредита формируется непосредственно уполномоченным банком, а окончательное решение о включении его в реестр или отказе принимает Минсельхоз России. Кредитные организации сами контролируют целевое использование средств и оставляют за собой право исключения из реестра недобросовестных заемщиков, основными критериями выступают нецелевое использование средств или же нарушение обязательств по возврату кредита.


К сельхозтоваропроизводителям, претендующим на получение льготных кредитов, установлены следующие требования [6]:
– не имеет просроченной (неурегулированной) задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и в государственные внебюджетные фонды;
– сельскохозяйственные товаропроизводители, а также организации, индивидуальные предприниматели должны осуществлять производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию;
– к получателям льготного кредита относятся сельскохозяйственные потребительские кооперативы, кроме кредитных; граждане, ведущие личное подсобное хозяйство;
– должен быть зарегистрирован на территории Российской Федерации в установленном порядке;
– не должен находиться в процессе реорганизации, ликвидации и не должен иметь ограничения на осуществление хозяйственной деятельности;
– в отношении заемщика не должно быть возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве).


Системообразующим банком и основным агентом правительства по финансовой поддержке российского агропромышленного комплекса является Россельхозбанк. В условиях сложной макроэкономической ситуации, сложившейся в 2014 г., санкций, введенных США, ЕС и рядом других стран, абсорбируя все риски отрасли, банк решает ряд разноплановых задач в обеспечении кредитными ресурсами аграриев [7].


Основные обязательства по реализации механизма льготного кредитования взяли на себя Россельхозбанк – как целевой банк и Сбербанк – как самый
близкий к регионам.


За 2016 г. предприятиям и организациям АПК было выдано кредитов на 1,5 трлн руб., из них на проведение сезонных полевых работ было выдано кредитных ресурсов на сумму 344,54 млрд руб., в том числе АО «Россельхозбанк» – 260 млрд руб., ПАО «Сбербанк России» – 84,54 млрд руб.; за первый квартал 2017 г. общий объем выданных кредитных ресурсов на проведение сезонных полевых работ вырос до 104,76 млрд руб., что на 13,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года, в частности АО «Россельхозбанк» выдано кредитов на сумму 88,67 млрд руб. (+36,8%), ПАО «Сбербанк России» – 16,09 млрд руб. (–41,8%) [8].


Между Министерством сельского хозяйства РФ и АО «Россельхозбанк» 18 января 2017 г. заключено соглашение № 082-11-004 «О льготном краткосрочном и инвестиционном кредитовании организаций АПК по ставке не более 5% годовых». Банк стал первым из российских уполномоченных организаций, приступившим к реализации нового порядка, и сегодня является лидером по объему портфеля указанных кредитов.


С момента запуска механизма льготного кредитования АО «Россельхозбанк» предоставил сельхозтоваропроизводителям финансирование на общую сумму более 25 млрд руб., кредитные средства направлены предприятиям АПК из 44 регионов Российской Федерации. В настоящее время Россельхозбанк продолжает оперативно принимать заявки от аграриев, формировать реестры потенциальных заемщиков и обеспечивать согласование проектов с Минсельхозом России. При этом особое внимание уделяется кредитованию малых форм хозяйствования, по состоянию на 6 марта 2017 г. Россельхозбанком принято порядка 1000 заявок от представителей данного сегмента на общую сумму более 10 млрд руб. [9].


По данным пресс-центра Центрально-Черноземного представительства Сбербанка, за период действия программы льготного кредитования было одобрено кредитных заявок на сумму около 4,3 млрд руб., выдано в качестве льготных кредитов представителям аграрного сектора более 1,5 млрд руб. [10].


Новая система выдачи льготных кредитов заработала в регионах с началом активной подготовки к весенним полевым работам. Аграрии по всей стране могут получить кредиты на общую сумму 240,17 млрд руб., из них краткосрочных кредитов – 129,46 млрд руб., инвестиционных кредитов – 110,71 млрд руб. [11].


С начала реализации программы положительное решение о включении в реестр заемщиков на получение льготных кредитов принято в отношении 1941 заявки на общую сумму субсидий 11,15 млрд руб. На 2017 г. господдержка льготного кредитования в АПК составит 21,2 млрд руб., из которых 5,8 млрд руб. предусмотрены на инвестиционные кредиты, 15,4 млрд руб. – на краткосрочные [2].


Структура льготных краткосрочных кредитов по направлениям вложения и инвестиционных по срокам кредитования представлена на рис. 3 и 4.



Однако в отрасли появилась тревога, что выделенных средств не хватит для получения кредитов для нормального проведения весенней посевной кампании.


По данным Министерства сельского хозяйства РФ, на 1 апреля 2017 г. выбрано 71,8% запланированного объема льготных краткосрочных кредитов и 81,9% инвестиционных кредитов (табл. 3).


Исходя из заявок регионов, по данным Минсельхоза России, потребность в кредитах на проведение сезонных полевых работ в этом году составляет 700 млрд руб., в том числе 300–320 млрд руб. – на весенний сев, но несмотря на рост спроса кредитов объем субсидированных кредитов на весенний сев сохранился на уровне прошлого года – 200 млрд руб.; Минсельхоз России подал заявку на увеличение общей суммы льготного кредитования на 14 млрд руб. [12].



Несмотря на незначительный период функционирования нового механизма государственной поддержки аграрного сектора экономики, представители как банковского сообщества, так и непосредственные потребители успели оценить его преимущества и недостатки, ключевые из них представлены в табл. 4.




При решении проблем, возникших при внедрении новой схемы льготного кредитования, необходимо учитывать следующее:
– утверждение порядка перевода из реестра потенциальных заемщиков в реестр заемщиков;
– увеличение процента участия в программе льготного кредитования предприятий-переработчиков, несущих социальную нагрузку;
– усовершенствование схемы отбора проектов;
– все процедуры должны действовать в сроки, прописанные нормативными документами;
– государство должно строго следить за тем, чтобы субсидии были доступны всем участникам рынка в равной степени;
– предусмотреть передачу полномочий субъектам РФ и предоставить им право самим одобрять заемщиков по краткосрочным кредитам.


В условиях западных санкций правительство страны делает ставку на импортозамещение и увеличение доли сельскохозяйственного производства. Новый механизм льготного кредитования направлен на активизацию банковского сектора в части кредитования сельхозтоваропроизводителей, он позволит существенно упростить процесс финансирования аграриев, повысить доступность кредитования для АПК и снизить финансовую нагрузку на аграриев, что значительно повысит эффективность государственной поддержки отрасли. Программа льготного кредитования станет серьезным подспорьем для сельскохозяйственных товаропроизводителей, прорывом в области строительства, привлечения инвестиций и создания новых проектов в аграрном бизнесе.


Литература
1. АПК прибавил 4,8% по итогам года // Агроинвестор. – 2017. – № 3 (9910) [Электронный ресурс]. URL: agroinvestor.ru/analytics/news/25721-apk-pribavil-4-8-poitogamgoda (дата обращения: 24.04.2017).
2. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства РФ [Электронный ресурс]. URL: mcx.ru (дата обращения: 25.04.2017).
3. Правила предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке, утвержденные постановлением Правительства от 29 декабря 2016 г. № 1528 [Электронный ресурс]. URL: mcx.ru (дата обращения: 20.04.2017).
4. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2016 г. № 1528 [Электронный ресурс]. URL: mcx.ru (дата обращения: 22.04.2017).
5. Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 24 января 2017 г. № 22 [Электронный ресурс]. URL: mcx.ru (дата обращения: 20.04.2017).
6. Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 24 января 2017 г. № 25 [Электронный ресурс]. URL: mcx.ru (дата обращения: 20.04.2017).
7. Попова О.В., Полянин А.В., Долгова С.А. Рынок кредитования предпринимательских структур агробизнеса в условиях экономической нестабильности // Финансовый менеджмент. – 2016. – № 5. – С. 118–130.
8. [Электронный ресурс]. URL: agro2b.ru/ru/news/41141-Kreditovanie-sezonnyhpolevyhrabot-vyroslo.html (дата обращения: 23.04.2017).
9. [Электронный ресурс]. URL: rshb.ru/news/277943 (дата обращения: 23.04.2017).
10. [Электронный ресурс]. URL: banki-vrn.ru/news-vrn/15067-cchb-sberbankutverdillgotnye-kredity-dlya-apk-na-summu-bolee-4-mlrd-rubley.html (дата обращения: 22.04.2017).
11. [Электронный ресурс]. URL: tass.ru/ekonomika/4122810 (дата обращения: 22.04.2017).
12. [Электронный ресурс]. URL: milknews.ru/index/novosti-moloko_9494.html (дата обращения: 24.04.2017).
13. [Электронный ресурс]. URL: xn--80ajgpcpbhkds4a4g.xn--p1ai/analitika/gosudarstvennye-programmy-na-razvit (дата обращения: 25.04.2017).

22.11.2022

Также по этой теме: