Институциональные преобразования в банковской системе в контексте пропорционального регулирования ее деятельности



Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" №3 год - 2019


Долгова С.А.,
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента
и государственного управления ФГБОУ ВО «РАНХиГС при Президенте
Российской Федерации», Среднерусский институт управления – филиал


Горбова И.Н.,
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента
и государственного управления ФГБОУ ВО «РАНХиГС при Президенте
Российской Федерации», Среднерусский институт управления – филиал


Базарнова О.А.,
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента
и государственного управления ФГБОУ ВО «РАНХиГС при Президенте
Российской Федерации», Среднерусский институт управления – филиал


Являясь системообразующим элементом обшей экономической системы, банковский сектор вместе с изменением экономических связей, их масштабами и направлением развития меняет бизнес-модели своих внутренних структур. Создание необходимых условий, способствующих развитию рынка банковских услуг на базе здоровой внутриотраслевой конкуренции, возможно посредством институциональных преобразований внутри самой системы.


Ведущим локомотивом, обеспечивающим экономическую стабильность и безопасность развития национальной экономики, является банковская система. В рыночной инфраструктуре банки занимают важное место, так как управляют кредитно-денежными отношениями и финансами в целом, за счет чего поддерживают активность и стабильность экономики [1].


Конкурентоспособность банковской системы и экономики в целом зависит от способности системы предоставлять высококачественные и адекватные по стоимости услуги финансового посредничества для всех российских экономических агентов – от крупного и среднего бизнеса до малых предприятий и физических лиц [2].


Напряженная геополитическая обстановка, введение финансовых санкций со стороны США, стран Евросоюза, Канады, Австралии, Японии, Норвегии, Швейцарии и других стран с 2014 г. способствовали нарастанию негативных тенденций на российском рынке банковских услуг, заключающихся в замораживании активов, ограничении на предоставление займов и инвестиционных услуг, запрете на приобретение долговых обязательств банков, попавших под санкции, на выдачу долгосрочных кредитов и в ряде других ограничений.


Несмотря на все препоны, российский банковский сектор выстоял, о чем свидетельствует концепт его развития, характеризующий работоспособность и функциональность (табл. 1).



Российский банковский сектор в 2018 г. продемонстрировал умеренно-хороший результат по динамике активов, прирост составил 10,4%, что выше результата 2017 г. (6,4%), однако ниже рекордных уровней 2014 г. (+35,2%), 2011 г. (+23,1%) и 2012 г. (+19%). Кредиты населению по состоянию на 1 января 2019 г. составили 14 901,4 млрд руб., и это абсолютный максимум начиная с 2012 г., обращает на себя внимание и демонстрируемая им динамика, объемы кредитования населения выросли на 22% (2017 г. – 13%) [3].


В условиях перехода российской экономики к росту, восстановления инвестиционного и потребительского спроса происходило ускорение динамики кредитов нефинансовым организациям и физическим лицам: темп прироста по сравнению с 2017 г. увеличился с 6,2 до 10,7% [4]. По данным Национального рейтингового агентства за 2018 г., вклады физических лиц составили 28,4 трлн руб., рост – 4,5% по отношению к 2017 г., однако это значительно ниже темпов роста розничного кредитования. Удельный вес розничных кредитов в совокупном кредитном портфеле банковского сектора увеличился с 25,3 до 26,8%, при этом доля корпоративных кредитов сократилась с 70,2 до 68,3%.


Заслуживает положительной оценки тот факт, что динамика собственных средств является опережающей относительно динамики активов. Рост собственного капитала банковского сектора в 2018 г. так же, как и в прошлом, обусловлен не только ростом кредитной активности, но и увеличением надбавок к минимально допустимым значениям норматива достаточности собственных средств (Н1.0, Н1.1, Н1.2) по причине важности поддержания необходимых запасов прочности по данным нормативам [3].


Прибыль банковского сектора за 2018 г. превысила результат 2017 г. в 1,7 раза, основными факторами, влияющими на изменение финансового результата, являются показатели банков, проходящих процедуру финансового оздоровления с привлечением средств Фонда консолидации банковского сектора, доходность активов превысила уровень 2017 г. на 0,5%, рентабельность капитала выросла в 1,6 раза и составила 13,8%.


Существенное влияние на динамику показателей банковского сектора оказывало изменение валютного курса (номинальный эффективный курс рубля к иностранным валютам за 2018 г. снизился на 8,2% по сравнению с 0,5% за 2017 г.), курс доллара к рублю за 2018 г. возрос с 57,60 до 69,47 руб. за 1 доллар, или на 20,6% [4].


Одной из приоритетных задач Банка России остается развитие конкуренции на рынке банковских услуг, для ее решения с 2013 г. мегарегулятор проводит работу по оздоровлению банковской системы, реализующуюся прежде всего путем отзыва лицензий на осуществление банковской деятельности. С 2013 по 2017 г. ЦБ РФ отозвал более 380 лицензий у банков. В течение 2018 г. регулятор лишил лицензий еще 57 банков, что составило ровно 11% рынка (по количеству организаций). Это больше, чем в 2017 г. (47 банков), но меньше, чем в первые годы «чистки», но в то же время, если считать по доле рынка, 2018 г. сравнялся с 2015-м, когда количество отзывов было намного большим (рис. 1) [7].


Пик лишения лицензий и пик кризисных явлений в российской экономике и финансовой системе совпали в 2015–2016 гг. В этот период в среднем за месяц восемь кредитных учреждений лишались права продолжать банковскую деятельность.


Основным трендом 2018 г. стало повышенное внимание Банка России к региональным банкам. Так, впервые за 5 лет «чистки» из регионов было отозвано больше лицензий, чем из столицы. Из 57 закрытых банков 30 имели головную организацию за пределами г. Москвы, их доля составила 52,6%. В период 2014–2017 гг. региональная доля банковской «чистки» была существенно ниже (2014 г. – 41%, 2015 г. – 32%, 2016 г. – 31%, 2017 г. – 38%) [Там же].



Среди причин отзыва лицензий следует выделить: утрату активов, проведение незаконных операций, потерю ликвидности и вывод активов.


В течение 2015–2017 гг. доля банков с отозванными лицензиями исключительно за проведение незаконных операций находилась в пределах 16–18%. В 2016 г. выросла доля банков, лишенных лицензий по причине утраты активов и платежеспособности.


Одновременно увеличилась и доля кредитных организаций, в которых ЦБ РФ зафиксировал вывод активов со стороны собственников с 50% в 2015 г. до 73,2% в 2016 г., в 2017 г. доля таких банков уменьшилась до 47,5%, т.е. фактически вернулась на уровень двухлетней давности (рис. 2) [8].



В подавляющем большинстве случаев у банка, лишенного лицензии, присутствует не одно, а несколько оснований для отзыва.


Представители бизнеса называют массовый отзыв лицензий «банковским геноцидом», так как этот процесс, во-первых, лишает бизнес необходимой инфраструктуры для его ведения, во-вторых, снижает конкуренцию в банковском секторе, повышает стоимость услуг, что может привести к удорожанию кредитных продуктов для бизнеса [9].


Массовое сокращение числа банковских организаций началось в 2001 г., за прошедший период было ликвидировано 807 банковских организаций (рис. 3).



Самым пиковым для ухода коммерческих банков с рынка стал 2016 г., за 2018 г. количество действующих кредитных организаций снизилось на 14% и на 1 января 2019 г. составило 484, из которых 440 – банки (рис. 4).



Наиболее быстрыми темпами количество кредитных организаций сокращалось в период 2015–2016 гг., в среднем уменьшение составляло 100 ед., начиная с 2017 г. темпы процесса уменьшения значительно замедлились.


Институциональные преобразования в банковском секторе связаны и с тем, что мегарегулятором разработан план создания многоуровневой банковской системы, установивший порядок разделения российских банков по перечню осуществления возможных операций: на банки с универсальной лицензией и базовой, что определило новые требования к минимальному размеру уставного капитала кредитных организаций (для получения универсальной лицензии размер уставного капитала установлен в 1 млрд руб., для базовой – 300 млн руб.). Процедура закреплена на законодательном уровне – с июня 2017 г. вступил в действие Федеральный закон № 92-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [5].


Закон устанавливает, что только банки с универсальной лицензией могут с разрешения ЦБ РФ создавать филиалы и иметь дочерние организации за рубежом или открывать представительства, а также определяет порядок осуществления банковских операций и сделок банком, который сменил статус банка с универсальной лицензией на статус банка с базовой лицензией или небанковской кредитной организации, по договорам, заключенным до изменения статуса [10]. Требования по установлению минимального размера капитала для банков с универсальной лицензией вступили в силу 1 января 2018 г., на эту дату только 308 банков имели уставный капитал, достаточный для получения универсальной или базовой лицензии, что составляло 54,9% от общего количества банков [11].


Защита российской банковской системы от зарубежных конкурентов – ключевая причина принятия указанного Закона. Вступая в ВТО, Россия получила 10 лет отсрочки от свободного вхождения иностранных банков на свою территорию. По истечении срока на рынке может возникнуть намного более серьезная конкуренция с иностранными банками, и для того чтобы отечественный банковский сектор в лице крупных кредитных организаций был конкурентоспособным с западными «дочками», их число должно быть ограниченно.


Соблюдая требования Банка России к уставному капиталу, многие банки претерпевают трансформации:
– с целью увеличения и сохранения капиталов банки объединяются, происходит слияние капиталов;
– происходит поглощение, крупные банки покупают более мелкие банки;
– осуществляется самоликвидация или ликвидация по решению суда (в связи с банкротством или с невозможностью выполнять требования ЦБ по размеру уставного капитала и соблюдению ликвидности).


За период действия данного Закона добровольно покинули рынок 17 кредитных организаций, более половины которых были реорганизованы и присоединены к другим банкам. Так, с 1 января 2019 г. прекратили свою деятельность такие кредитные организации, как Бинбанк, Бинбанк Диджитал – они вошли в состав ФК «Открытие», в конце 2018 г. банк «Глобес» стал частью Связь-Банка, РосЕвробанк попал под юрисдикцию Совкомбанка. На 1 апреля 2019 г. право на осуществление банковских операций имеют 773 кредитные организации, из них – 430 банков, в том числе с базовой лицензией – 144 банка, с универсальной – 286 (см. рис. 5) [12].


В общем и целом уменьшение числа банков положительно влияет на развитие банковского сектора и стимулирует экономику страны. У населения появляется уверенность в стабильности действующей банковской системы за счет того, что на рынке остаются только надежные организации, которые в силах выполнять свои обязательства перед вкладчиками и кредиторами, создавая обстановку стабильности [13].



Значительное влияние на институциональную структуру банковской системы оказали процессы проникновения цифровых технологий в банковский бизнес.


IT-технологии трансформируют банки таким образом, что основная сфера их деятельности в большей степени приобретает форму удаленного обслуживания своих клиентов, что предоставляет им возможность работы без создания офисов, без персонала, денежной наличности и практически без клиентов, что влияет на глобальные изменения институциональной структуры банковской системы России (рис. 6).



Количество внутренних структурных подразделений, приходящихся на 100 тыс. населения, уменьшилось с 23,3 в 2016 г. до 22,7 на 1 января 2018 г., однако во многих случаях это компенсировалось расширением спектра предоставляемых населению и бизнесу электронных банковских услуг [14].


К основным причинам, повлекшим изменения в институциональной структуре банковской системы и способствующим процессу санации кредитных организаций, относятся:
– нарушение законодательства о легализации доходов в части выявления и представления информации;
– проведение сомнительных транзитных операций;
– систематическое занижение кредитных рисков;
– использование рискованной бизнес-модели, в результате чего на балансе образовывается значительный объем проблемных активов, включая производные финансовые инструменты и неподтвержденные требования к компаниям-нерезидентам;
– выданные кредиты характеризовались сомнительным качеством.


Изменения в институциональном плане характеризуются «загосударствлением» банковского сектора, который все более концентрируется и попадает под контроль государства (доля государства составляет около 70%), в оставшихся 30% порядка 8% – частные иностранные банки, что обострило одну из ключевых проблем банковского сектора – отсутствие равноправной конкуренции. Это связано с тем, что стоимость фондирования для частных банков и банков с государственным участием сильно разнятся в пользу последних, что отрицательно сказывается на объемах кредитования, а также снижается доверие к частным банкам со стороны населения. Если нет клиента, нет и банка.


В течение последних лет список банков, где контрольный пакет акций принадлежит государству, постоянно меняется. Какие-то финансово-кредитные учреждения приватизируются и передаются в руки негосударственным структурам, где-то путем санации на баланс государства попадают ранее частные банки [6].


В динамике количества банков с государственным участием не прослеживается существенных изменений (рис. 7), но доля активов российских банков, контролируемых государством, за 2008–2017 гг. значительно выросла. Без учета банков, проходящих процедуру финансового оздоровления, а также небанковских кредитных организаций за 5 лет она увеличилась с 40,2 до 58,5%. Доля активов банков, проходящих процедуру финансового оздоровления (в том числе доля активов банков, санируемых через ФКБС, составила 5,9% на начало 2018 г.), также увеличилась с 3,8 до 12,2%. Рост сопровождался сокращением доли активов банков других форм собственности, наиболее заметное снижение продемонстрировали крупные и средние частные банки – с 41,5 до 17,5% [15].



В текущем периоде 2019 г. у 23 банков уставный капитал создан с государственным участием (у 17 кредитных организаций доля государства составляет более 50%, у шести – менее 50%).


С одной стороны, принадлежность банка государству дает серьезный бонус для его развития и, самое главное, для устойчивости и надежности, так как в случае возникновения проблем с платежеспособностью такой банк с большей вероятностью получит финансовую и административную помощь или будет санирован; с другой – система государственного участия в банковском секторе создает препятствия для развития здоровой конкуренции, поскольку такие кредитные госбанки имеют доступ к более дешевым финансовым ресурсам [16].


В связи с напряженной международной обстановкой ряд банков с госучастием может попасть под американские санкции в текущем году, в связи с чем разработано несколько законопроектов, таких как о запрете на покупку госдолга РФ, операций с долларами для ряда российских банков с государственным капиталом [6].


Реализация закона, предусматривающего пропорциональное регулирование банковской деятельности, предполагает деление всех российских банков на три группы: системно значимые, федерального значения и региональные.


Статус регионального банка могут получить кредитные организации с капиталом не менее 300 млн руб. и объемом активов не более 7 млрд руб. Они будут осуществлять свою деятельность в конкретном регионе и проводить наиболее простые операции, такие как привлечение средств от физических и юридических лиц конкретного региона, их трансформация с минимальными рисками в кредиты населению, бизнесу, и прежде всего среднему и малому. К ним будет применяться упрощенное регулирование, но они не смогут открывать филиалы за пределами региона, проводить трансграничные операции и операции с нерезидентами.


Только развитая институциональная составляющая банковской системы, направленная на поддержку реального сектора экономики, способна обеспечить поступательный рост экономики, в том числе и за счет расширения возможности доступа бизнеса к кредитным ресурсам, a учитывая нацеленность банковского рынка на консолидацию, процесс очищения финансового рынка от недобросовестных игроков в ближайшее время не завершится.


Стабильная работа банковской системы в отдельно взятой стране – это залог благоприятной экономической ситуации в ней, а если финансовый рынок исправно работает в глобальном масштабе, это положительно влияет на ситуацию в целом в мире [Там же].


Литература
1. Кашурин П.В. Тенденции развития банковского сектора России // Молодой ученый. – 2018. – № 46. – С. 365–368 [Электронный ресурс]. URL: moluch.ru/archive/232/53712/ (дата обращения: 18.04.2019).
2. Концепция развития финансового рынка России до 2020 г. [Электронный ресурс]. URL: cinref.ru/razdel/00300bank/12/249883.htm (дата обращения: 18.04.2019).
3. Обзор банковского сектора за 2018 г. Основные события и итоги. Прогнозы [Электронный ресурс]. URL: ra-national.ru/sites/default/files/analitic_article/2008.pdf (дата обращения: 18.04.2019).
4. О развитии банковского сектора Российской Федерации. Информационно-аналитический материал [Электронный ресурс]. URL: cbr.ru/Collection/Collection/File/14236/razv_bs_18.pdf (дата обращения: 18.04.2019).
5. [Электронный ресурс]. URL: base.garant.ru/71666824/ (дата обращения: 19.04.2019).
6. [Электронный ресурс]. URL: financc.ru/banki/gosbanki-rossii-perechen-2019.html (дата обращения: 20.04.2019).
7. [Электронный ресурс]. URL: yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fbankinform.ru%2Fnews%2Fsinglenews.aspx%3Fnewsid%3D96732&d=1 (дата обращения: 20.04.2019).
8. [Электронный ресурс]. URL: dcenter.hse.ru/data/2018/03/23/1164013085/bs_18-01.pdf (дата обращения: 20.04.2019).
9. [Электронный ресурс]. URL: gazeta.ru/business/2019/02/11/12177661.shtml (дата обращения: 20.04.2019).
10. [Электронный ресурс]. URL: vestifinance.ru/articles/84876 (дата обращения: 21.04.2019).
11. [Электронный ресурс]. URL: bankirsha.com/kolichestvo-bankov-v-rossii-na-konecgodafinansovyi-krizis-ustavnoi-kapital-i-chislennost-bankov.html (дата обращения: 21.04.2019).
12. [Электронный ресурс]. URL: cbr.ru/statistics/print.aspx?file=bank_system/inform_bs_19.htm&pid=lic&sid=itm_21004 (дата обращения: 21.04.2019).
13. [Электронный ресурс]. URL: fincan.ru/articles/53_kolichestvo-bankov-v-rossii-pogodam/ (дата обращения: 22.04.2019).
14. [Электронный ресурс]. URL: cbr.ru/Content/Document/File/48160/bsr_2017.pdf (дата обращения: 23.04.2019).
15. [Электронный ресурс]. URL: ru.investing.com/news/economy-news/article-553836 (дата обращения: 23.04.2019).
16. [Электронный ресурс]. URL: banki.ru/wikibank/bank_s_gosudarstvennyim_uchastiem/ (дата обращения: 23.04.2019).


19.06.2024

Также по этой теме: