Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" №2 год - 2008
Козин Петр Петрович,
аспирант кафедры экономики и
менеджмента недвижимости
факультета экономики и менеджмента
Санкт-Петербургского государственного
Политехнического университета
I. Определение понятий инвестиций и инвестиционых проектов.
В настоящее время нет однозначного толкования, а следовательно, и применения единых терминов понятийного аппарата, что затрудняет решение как научных, так и практических задач, связанных с принятием управленческих решений в ходе реализации инвестиционных проектов.
Большинство авторов(1) характеризуют инвестиции как средства, направляемые на увеличение основных средств и (или) оборотного капитала с целью получения прибыли. Существенный недостаток подобных определений, который подробно освещен в современной учебной литературе(2), заключается в том, что они допускают неоднозначность в части объекта вложений.
Таким образом, под инвестициями можно понимать средства, предназначенные как для закупки сырья, так и для закупки новой линии производства, что, очевидно, носит принципиально отличный характер поставленных целей и достигаемых результатов вложения средств.
Необходимо отметить, что данная неоднозначная формулировка также содержится и в законодательстве(3).
(1)Инвестиции: Учеб./ С.В. Валдайцев, П.П. Воробьев [и др.]; под ред. В.В. Ковалева, В.В. Иванова, В.А. Лялина. – М.: ТК Велби Изд-во Проспект, 2005.; Виленский П.Л., Лившиц В. Н., Смоляк С.А. Оценка эффективности инвестиционных проектов: Теория и практика: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. И доп.. – М.: Дело, 2002.; Райзберг Б.А. Курс управления экономикой. – СПб.: Питер, 2003
(2)Марголин А.М. Инвестиции: Учебник. – М.: Изд-во РАГС, 2006. – 464 с., стр. 12-20.
(3)Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» // «Собрание законодательства Российской Федерации», 01.03.1999, № 9, ст. 1096 и Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» // «Собрание законодательства Российской Федерации», 12.07.1999 г., № 28, ст. 3493
С учетом изложенного для достижения большей однозначности в определении целей и предполагаемых результатов вложения средств под инвестициями будем понимать часть средств (капитал), направляемую не на непосредственное потребление, а на создание средств накопления добавочного капитала, с учетом возможных рисков, возникающих в процессе вложения средств (инвестирования).
Инвестиции, осуществляемые Российской Федерацией, носят упорядоченный характер и, как правило, реализуются по методологии инвестиционных проектов.
В соответствии с законодательством(1) инвестиционный проект – это обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).
Данное определение характеризует инвестиционный проект исключительно как обособленный документ, не показывает взаимосвязь участников инвестиционного проекта, их отношения, не учитывает такие ключевые моменты, как риск, эффективность, а также необходимость совершения каких-либо иных действий при реализации инвестиционного проекта, помимо разработки соответствующих документов, и другие.
Аналогичная ситуация с определением понятия инвестиционного проекта сложилась в учебной и методической литературе:
- Проект – комплекс законных действий (работ, услуг, управленческих операций и решений), обеспечивающих достижение определенных целей (получение определенных результатов)(2). Инвестиционный проект проект, предусматривающий (в числе других действий) осуществление Инвестиций(3).
- Инвестиционный проект – комплексный план мероприятий, направленных на создание нового или модернизацию действующего производства товаров и (или) услуг и обеспечивающих достижение целей участников проекта(4).
- Инвестиционный проект – последовательность действий, связанных с обоснованием объемов и порядка вложения средств, их реальным вложением, введением мощностей в действие, текущей оценкой целесообразности поддержания и продолжения проекта и итоговой оценкой результативности проекта по его завершении(5).
Вышеприведенные определения односторонне характеризуют понятие инвестиционного проекта для каждого конкретного рассматриваемого случая и требуют доработки.
С учетом приведенной выше аргументации о необходимости учета ряда особенностей инвестиционных проектов можно предложить следующее определение.
(1)Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» // «Собрание законодательства Российской Федерации», 01.03.1999, № 9, ст. 1096 и Федеральный закон от 09.07.1999 № 160- ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» // «Собрание законодательства Российской Федерации», 12.07.1999, № 28, ст. 3493.
(2)Виленский П.Л., Лившиц В.Н., Смоляк С.А. Оценка эффективности инвестиционных проектов: Теория и практика: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп.. – М.: Дело, 2002. С. 29.
(3)Там же. С. 42.
(4)Марголин А.М. Инвестиции: Учебник. – М.: Изд-во РАГС, 2006. С. 282.
(5)Инвестиции: Учеб./ С.В. Валдайцев, П.П. Воробьев [и др.]; под ред. В.В. Ковалева, В.В. Иванова, В.А. Лялина. – М.: ТК Велби Изд-во Проспект, 2005. С. 183.
Под инвестиционным проектом будем понимать комплекс законных действий (работ, услуг, управленческих операций и решений) участников, выполняемых на основе договора, направленных на выполнение условий эффективности (достижение определенных целей, получение определенных результатов) каждым из участников в имеющихся условиях риска вложения средств.
Рассмотрим существующие классификации инвестиционных проектов, выделим на их основе особенности, присущие инвестиционным проектам с участием Российской Федерации.
II. Анали з су ществу ющих класифика ций инвести ционы х проектов
Рассмотрим наиболее полную классификацию инвестиционных проектов по их основным признакам, представленную в литературе(1):
Классификации на основании предназначения инвестиций, а также по типу предполагаемого эффекта позволяют выделить основные причины инвестирования, а также планируемый эффект от реализации, что автоматически определяет алгоритм расчета показателей эффективности таких проектов.
Классификации по типу отношений между проектами, по величине требуемых инвестиций, а также по рисковости, носят, скорее, вспомогательный характер и требуются на первоначальном этапе выбора наиболее предпочтительного проекта из нескольких возможных по наиболее общим критериям инвестиционных проектов.
С учетом разработанной с участием автора классификации объектов недвижимости(2) можно отметить, что классификации инвестиционных проектов позволяют определить необходимость учета тех или иных факторов в расчетах эффективности проекта, приоритетность различных показателей и их значимость для данного конкретного проекта, а также, что самое важное, определяют соответствующие подходы и методы к оценке тех или иных типов инвестиционных проектов.
(1)Инвестиции: Учеб./ С.В. Валдайцев, П.П. Воробьев [и др.]; под ред. В.В. Ковалева, В.В. Иванова, В.А. Лялина. – М.: ТК Велби Изд-во Проспект, 2005. С. 189.
(2)Григорьев А.В., Козин П.П., Козин П.А. Укрупненная классификация объектов недвижимости // Имущественные отношения в Российской Федерации № 7(46). 2005 г. С. 98.
Вместе с тем, как показали результаты исследований различных инвестиционных проектов, существует ряд инвестиционных проектов с участием Российской Федерации, при описании которых возникают сложности как теоретического, так и методического характера, что свидетельствует о том, что существующие классификации инвестиционных проектов не учитывают основные особенности инвестиционных проектов с участием Российской Федерации.
В частности, у существующих классификаций отсутствуют основания, учитывающие, что Российская Федерация имеет цели, отличные от целей других участников совместно реализуемых инвестиционных проектов. В связи с принципиальным отличием целей Российской Федерации от других участников совместно реализуемых инвестиционных проектов, соответственно, различны критерии эффективности достижения целей каждого из участников. В связи с этим возникает вопрос “справедливого” распределения прав и обязанностей при реализации проекта, а также полученных результатов.
В соответствии с изложенным рассмотренные классификации инвестиционных проектов не учитывают особенностей инвестиционных проектов с участием Российской Федерации. Поэтому требуется усовершенствование имеющихся классификаций инвестиционных проектов.
III. Особености инвестиционых проектов с участием Росийской Федерации
Рассмотрим особенности инвестиционных проектов с участием Российской Федерации, которые необходимо учесть при разработке соответствующей классификации. Выделим группы отличительных признаков инвестиционных проектов с участием Российской Федерации в зависимости от особенностей Российской Федерации как участника инвестиционного проекта, особенностей правового статуса имущества Российской Федерации, вовлекаемого в инвестиционный проект, особенностей правоотношений Российской Федерации и других участников, особенностей других участников в рамках подобных проектов.
1. Особенности Российской Федерации как участника инвестиционного проекта:
- Российская Федерация имеет преимущественно социально ориентированные цели;
- эффективность достижения Российской Федерацией своих целей характеризуется набором нескольких параметров, отсутствует единый критерий оптимальности достижения социально ориентированных целей;
- Российская Федерация непосредственно не участвует в реализации инвестиционных проектов, а только совершает необходимые действия (дает в установленном порядке согласие) по передаче части прав на имущество, вовлекаемое в инвестиционный проект.
2. Особенности, связанные с правовым статусом имущества Российской Федерации, вовлекаемого в инвестиционный проект:
- в отношении отдельных видов имущества законодательством наложены ограничения на возможность их участия в гражданском обороте (не подлежащее приватизации имущество), в связи с чем в процессе вовле-чения имущества в хозяйственный оборот может быть отчуждена только часть прав (например, пользования данным имуществом);
- в отношении вовлекаемого имущества или имущества, вновь создаваемого в процессе реализации инвестиционного проекта, могут быть установлены ограничения в части его физических характеристик (например, установление ограничений по объемным характеристикам будущих улучшений);
- в отношении вовлекаемого имущества или имущества, вновь создаваемого в процессе реализации инвестиционного проекта, могут быть установлены ограничения в части использования данного имущества, например обязательность сохранения какой-либо функции для части объекта (например, обязательность сохранения функции общежития).
3. Особенности правоотношений Российской Федерации и других участников в рамках совместно реализуемых инвестиционных проектов:
- как правило, устанавливается требование о том, что в случае нарушения инвестором установленных условий, например в части увеличения площадей возводимого объекта, стоимость дополнительных площадей в возведенном объекте частично перераспределяется в пользу Российской Федерации;
- на инвестора, как правило, возлагаются обязательства по строительству (реконструкции) объектов административного, жилого, социального или общественного назначения, объектов инфраструктуры, передаваемых (находящихся) в собственность Российской Федерации;
- предполагается, что инициатором инвестиционного проекта и подготовкой необходимых документов для его реализации занимается балансодержатель имущества, вовлекаемого в инвестиционный проект(1);
- в ряде случаев требуется принятие управленческих решений для реализации сложных инвестиционных проектов, в рамках которых необходимо решать задачи по продаже части приватизируемого федерального имущества и передаче в аренду оставшейся части не подлежащего приватизации имущества комплексов. Например, комплекса аэродромов, морских портов, объектов Росавиакосмоса, РАО ЕС России, РЖД, Росэнергоатома и других).
4. Особенности, присущие другим участникам инвестиционных проектов с участием Российской Федерации:
- другие участники имеют преимущественно экономические интересы;
- отбор инвестора осуществляется посредством проведения балансодержателем федерального имущества инвестиционного конкурса, где основным критерием выбора победителя является размер выплаты Российской Федерации или количество имущества в натуральных показателях, передаваемого в собственность Российской Федерации (количество кв. м возводимого объекта, количество квартир и др.).
На основании вышеизложенных особенностей представим в табличной форме доработанную классификацию инвестиционных проектов с участием Российской Федерации.
(1)Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества» // «Собрание законодательства Российской Федерации» 20.08.2007, № 34. С. 4237.
Исходя из задач, решаемых Российской Федерацией, можно выделить инфраструктурные, социальные инвестиционные проекты, а также проекты, направленные на обновление основных средств.
Исходя из того, что основной целью инфраструктурных и социальных проектов является соответствующий неэкономический эффект, то критериями эффективности не могут являться экономические критерии (примеры соответствующих критериев приведены в таблице).
Исходя из того, что инфраструктурные и социальные проекты реализуются Российской Федерацией в силу закона, в том числе для обеспечения обороноспособности государства, на случай чрезвычайных ситуаций, для выполнения обязательств государства перед своими гражданами и по другим основаниям, то право собственности Российской Федерации на такое имущество неотчуждаемо в собственность частных лиц.
В случае, когда в результате реализации проекта планируется обновление основных средств и главными критериями оптимальности являются экономические критерии, то более конкурентоспособным на рынке является наличие возможности полного вовлечения имущества в гражданский оборот, в том числе возможность отчуждения права собственности.
Аналогичным образом строится рассуждение о возможности установления физических или функциональных ограничений при использовании имущества. В случае инфраструктурных и социальных проектов такие ограничения необходимы, так как реализация таких проектов в заданных Российской Федерацией параметрах экономически невыгодна. При этом установление каких-либо ограничений на физические и (или) функциональные характеристики имущества нецелесообразно, если необходим наилучший экономический эффект в результате реализации проекта.
Вместе с тем, как было показано выше в разделе III настоящей статьи, в настоящее время нет четкого разграничения критериев эффективности для различных типов инвестиционных проектов, и поэтому на практике происходит их смешение и подмена понятий. Все инвестиционные проекты, в том числе инфраструктурные и социальные (например, строительство новых учебных корпусов учебных заведений, строительство сооружений морских портов и аэропортов в рамках государственночастного партнерства и другие) оцениваются исключительно с позиций экономической эффективности. При этом не учитывается, что главными целями подобных проектов для Российской Федерации является не извлечение доходов, а преследуются другие главные цели – неэкономические.
Таким образом, требуется дальнейшая серьезная доработка от постановки задачи до применения методов и моделей оценки инвестиционных проектов с участием Российской Федерации, в том числе с учетом особенностей, указанных в приведенной выше классификации.
В частности, можно выделить следующие основные направления доработки:
- разработка критериев эффективности социальных и инфраструктурных инвестиционных проектов с участием Российской Федерации и их учет в Задании на оценку;
- разработка методов анализа выбора наиболее эффективного варианта использования имущества, вовлекаемого в инфраструктурный и (или) социальный проект (фактически, доработка методов оценки на основе разработанных критериев);
- разработка и усовершенствование механизма принятия управленческих решений по вовлечению имущества Российской Федерации в различные инвестиционные проекты в зависимости от их типов.