Теоретические аспекты формирования кластеров в национальной экономике



Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" №1 год - 2015


Расулов Н.М.,
кандидат экономических наук, старший научный сотрудник-исследователь Ташкентского государственного экономического
университета, Ташкент, Узбекистан


В работе рассмотрены теоретические аспекты формирования и развития кластеров. Определены сущность, роль и место кластеров в национальной экономике. Исследовано влияние кластеров на конкурентоспособность национальной экономики. Обобщены научные взгляды ученых на вопросы повышения конкурентоспособности экономики на основе кластеризации.


Процессы глобализации, усиления международной конкуренции, характеризующие мировую экономику, явились объективной предпосылкой смены парадигмы управления конкурентоспособностью, которая состоит в переходе к политике, основанной на кластерах. Вследствие глобализации факторы производства становятся мобильными, усиливается конкуренция между странами, поэтому важными для развития и удержания превосходства над конкурентами являются не только инновации и образование, но и взаимосвязи между предприятиями.


Развитие реального сектора экономики на основе кластерного подхода выступает концептуальным отражением развития инновационных процессов, он развертывался и уточнялся в результате теоретических, методологических и эмпирических исследований и получил развитие с начала 90-х гг. XX в.


Зарубежный опыт свидетельствует, что кластерный подход во всем мире признается политикой повышения конкурентоспособности как национальной, так и региональной экономики. Деятельность по реализации кластерного подхода может быть обозначена как кластеризация и представляет собой комплекс организационно-экономических мероприятий, проводимых государственными и общественными институтами с целью ассоциации предприятий в кластеры и установления между ними неформальных взаимоотношений и сетевого сотрудничества.


Понятие «кластер» как объект экономической интеграции взаимосвязанных предприятий на некоторой территории известно достаточно долгий период, однако только с последней четверти XX в. промышленные кластеры начали проявлять себя как важный фактор экономического роста страны. В целях определения роли и места теории кластеров в системе экономических знаний проведем обзор фундаментальных положений по данной проблеме.


Высокая значимость кластерного подхода обусловлена его направленностью на изучение условий функционирования конкретных предприятий и организаций. Кластерная концепция тесно связана с научными трудами М. Портера об индустриальных и региональных кластерах [1]. В них он подробно раскрывает тесные взаимосвязи между кластерным партнерством и конкурентоспособностью фирм и отраслей промышленности. Автор определяет кластер как «сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу».


Вместе с тем идея локальных концентраций специализированных отраслей на отдельных территориях была впервые исследована А. Маршаллом в конце XIX столетия в терминах триады внешних экономик: присутствие доступного квалифицированного труда, рост поддерживающих и вспомогательных отраслей, специализация различных фирм на различных стадиях и сегментах производственного процесса. Следовательно, отмечается связь триады А. Маршалла и теории М. Портера, ключевыми элементами которой являются:
– характер стратегии фирмы и межфирменной конкуренции в стране, включающий отношение к конкуренции, рыночным институтам, уровню местной конкуренции и другим культурным и историческим факторам, влияющим на взаимодействие фирм друг с другом, со своими работниками и правительством;
– факторные условия или основные вклады и условия, в которых фирма пытается конкурировать;
– условия спроса или характер местного спроса (нужды и желания потребителей иностранных и отечественных товаров, так же как существование местного промышленного спроса на связанную промежуточную продукцию);
– присутствие родственных и поддерживающих отраслей, включающих поставщиков и удачливых конкурентов [2].


В современной экономической литературе встречается значительное количество трактовок термина «кластер». Исследователи отмечают, что «кластер – это есть сообщество фирм, тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга» [3].


Теория кластеров получила свое дальнейшее развитие в трудах М. Энрайта, в которых была сформулирована теория «регионального кластера», под которой понимается промышленный кластер, где фирмы, являющиеся его членами, находятся в географической близости друг к другу [4].


Анализ определений термина «кластер» в научной национальной литературе и литературе зарубежных стран показывает, что они являются, по сути, несколько модифицированными моделями идей М. Портера с акцентами на ту или иную его грань так называемого конкурентного ромба, в зависимости от прикладного назначения кластера. Например, Г.Р. Хасаев и Ю.В.Михеев под кластером понимают «устойчивое территориально-отраслевое партнерство предприятий и организаций, объединенное инновационной программой внедрения передовых производственных, инжиниринговых и управленческих технологий с целью повышения конкурентоспособности участников кластера» [5]. Видимо, это понимание кластера вызвано необходимостью привязать его к решению проблем региональной инновационной стратегии. Территории, на которых складываются кластеры, становятся лидерами экономического развития и определяют уровень конкурентоспособности национальных экономик. В этой связи существует необходимость дальнейших исследований феномена «кластер» и связанных с ним интеграционных процессов, что позволит обосновать приоритеты экономической политики [6].


В этих условиях представляется важным проанализировать методические подходы к исследованию конкурентоспособности отраслей, выработанные в экономике передовых зарубежных стран.


Конкурентоспособность национальной экономики определяется наличием у нее конкурентных преимуществ, позволяющих, во-первых, производить продукцию высокого качества, удовлетворяющую требованиям конкурентных групп покупателей или потребителей; во-вторых, генерировать и внедрять новые технологии, которые учитывают рыночную новизну и стоимость поставлять продукцию на конкурентный мировой рынок в оптимальные сроки, диктуемые рыночной ситуаций.


По вышеуказанной причине конкурентоспособность национальной экономики предполагает наличие в ней рациональной отраслевой структуры, группы высоко конкурентных предприятий – фирм-лидеров, подтягивающих другие предприятия отрасли до своего уровня; отлаженной опытно-конструкторской, прогрессивной производственно-технологической базы; гибкой отраслевой инфраструктуры; отработанной системы научно-технического, производственного, материально-технического и коммерческого сотрудничества как внутри отрасли, так и с другими отраслями в стране и за ее пределами.


Экономическая интеграция как процесс объединения различных субъектов тяготеет к укреплению своей целостности, поскольку при ослаблении связей и отношений между образующими ее элементами утрачивается общая цель, упорядоченность и иерархичность, отличающие систему от простой совокупности каких-либо вещей или явлений. Эта целостность в течение исторического развития интеграции принимала такие институциональные формы, как концерн, корпорация, холдинг, акционерная общество, финансово-промышленная группа и т.п.


Сегодня в условиях глобализации экономики поиск мировым научным сообществом новых источников конкурентных преимуществ привел к зарождению такой формы объединения, как кластер. Поэтому начиная с 1990-х гг. правительства развитых стран обращают все большее внимание на феномен кластеризации экономики и делают его основой экономической политики.


Исходя из сказанного выше можно отметить, что методика М. Портера может быть применена при анализе внешнеэкономических связей основных отраслевых кластеров Узбекистана с целью определения перспектив повышения отраслевой конкурентоспособности национальной экономики нашей страны на перспективу.


За годы независимости и рыночных реформ в Республике Узбекистан были достигнуты значительные результаты в развитии реального сектора национальной экономики, обеспечено ускоренное развитие таких базовых индустриальных отраслей экономики, как газовая, химическая, нефтехимическая, легкая промышленность, пищевая промышленность, автомобилестроение и электроника.


Однако с учетом необходимости углубления экономических реформ и глобальных изменений, происходящих в мировых потоках ресурсов и продукции, требуется непрерывная адаптация национальной экономической политики к новым условиям с целью наиболее эффективной интеграции страны в мировой рынок.


Принимая во внимание международный опыт, учитывая складывающуюся на мировом рынке ситуацию, состояние и динамику развития национального экспорта, в Узбекистане вырабатывается экспортная стратегия, направленная на обеспечение наиболее благоприятных условий для эффективного развития национального экспортного потенциала страны. При этом целью экспортно ориентированного развития экономики Узбекистана является получение максимальных выгод от процесса интеграции страны в мировую экономику, которая позволяет:
– повысить качество управления на всех уровнях экономики, так как обострится конкуренция, усилится необходимость устранять любые внутренние диспропорции, и искать неиспользованные резервы;
– преодолеть сырьевую направленность экспорта, развить производства, имеющие конкурентные преимущества, связанные с переработкой местного сырья и изготовлением продукции с большей добавленной стоимостью;
– обеспечить долгосрочный экономический рост через устойчивое наращивание экспортного потенциала страны;
– создать большее количество рабочих мест, так как (с учетом дешевой по мировым меркам рабочей силы) более конкурентоспособными окажутся трудоемкие производства;
– увеличить экономию в масштабе производства за счет большей емкости рынка, которую обеспечивает международная торговля, что приведет к кластеризации промышленности и через нее – к интеграции в мировую экономику; и т.д.



С целью дальнейшей интеграции Узбекистана в мирохозяйственные связи в реальном секторе национальной экономики страны, в первую очередь в ее промышленности, на перспективу до 2020 г., на наш взгляд, следует последовательно решить комплекс задач организационно-экономического плана, направленных на повышение внутренней и международной конкурентоспособности как отдельных предприятий и отраслей, так и всей национальной хозяйственной системы страны в целом. К их числу следует отнести:
– воспроизводство технологической базы отраслей, продукция которых удовлетворяет требованиям международных стандартов;
– формирование рынков в целях создания экономических, институциональных и инфраструктурных основ перехода к инновационной стадии развития;
– создание производств и отраслей, реализующих новейший технологический уклад и обеспечивающий выход на внутренний и внешний рынки с наукоемкой продукцией мирового уровня;
– сохранение и закрепление позитивных тенденций промышленности, создание научно-технических и производственных предпосылок для кардинального технического перевооружения и модернизации экономически значимых отраслей и производств с целью кардинального увеличения доли современной, конкурентоспособной на мировом уровне продукции отечественного промышленного производства [7].


В этой связи необходимо определить преимущества кластерного развития промышленности и возможность внедрения кластерной политики в национальную экономику Узбекистана. При проведении кластерной политики предусматривается развитие конкурентного рынка, поддержание конкуренции как движущей силы повышения конкурентоспособности компаний. В некоторых случаях высокая монополизация региональных и локальных рынков снижает общую конкурентоспособность экономики. Для этого государственные инициативы в кластерной политике должны ориентироваться в первую очередь на поддержку сильных и креативных компаний и создание плодотворной среды, в которой, в свою очередь, более слабые и отсталые фирмы могли бы повышать свою конкурентоспособность [8].


В практике кластерная политика уделяет ключевое внимание микроэкономике – анализу местных рынков и компаний на базе не наследуемых, а создаваемых факторов производства (высококвалифицированная рабочая сила, доступная инфраструктура и т.д.). Такой подход в кластерной политике позволяет учитывать местные особенности развития и вырабатывать эффективные программы по ускорению развития и повышению конкурентоспособности компаний.


Поэтому реализация кластерной политики должна быть направлена на стимулирование развития и повышение инновационного потенциала, в первую очередь малого бизнеса. Именно малые предприятия формируют в основной массе кластеры и кластерные инициативы – главные объекты проведения кластерной политики.


Таким образом, промышленные кластеры представляют собой группу географически локализованных взаимосвязанных предприятий и компаний, объединенных в производственную цепочку, в рамках которой создаются конечный продукт и добавленная стоимость.


Решение указанных выше задач должно явиться залогом успешного решения проблемы повышения как внутренней, так и международной конкурентоспособности национальной экономики Республики Узбекистан.


Литература
1. Porter M.E. The Competitive Advantage of Nations. – London: Macmillan, 1990. – С. 144.
2. Усакова Т.В., Барабанов А.С. и др. Производственные кластеры как инструмент роста конкурентоспособности региона. – Вологда: ИСЭРТ РАН, 2010. – С. 107.
3. Бэ Янг Сон. Управление развитием текстильной промышленности на основе стратегии формирования кластеров (на материалах Республики Корея и Республики Узбекистан): автореф. дис. ... канд. экон. наук. – Ташкент, 2008. – С. 26.
4. Пилипенко И.В. Новая геоэкономическая модель развития страны: повышение конкурентоспособности с помощью развития кластеров и промышленных районов // Безопасность Евразии. – 2003. – № 3. – С. 588.
5. Хасаев Г.Р., Михеев Ю.В. Кластеры – современные инструменты повышения конкурентоспособности региона (через партнерство к будущему) // Компас промышленной реструктуризации. – 2003. – № 5. – С. 18.
6. Портер М. Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран / пер. с англ.; под ред. В.Д. Щетинина. – М.: Международные отношения, 1993. – С. 203.
7. Мирзахалилова Д.М. Повышение конкурентоспособности текстильной промышленности Узбекистана на основе кластеризации: автореф. дис. ... канд. экон. наук. – Ташкент, 2012. – С. 17.
8. Rasulov N.M. Classification of economic factors operating on the operating on the organization and management of innovative processes in corporate structures. Beitragezur Entwicklung in Uzbekistan und China: Deutschland, Dresden, 2012. P. 69.

24.05.2021

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста