Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" №2 год - 2015
Большаков Н.М.,
доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента
и маркетинга Сыктывкарского лесного института (филиала) федерального
государственного бюджетного образовательного учреждения высшего
профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный
лесотехнический университет имени С.М. Кирова»
Рауш Е.А.,
соискатель, Сыктывкарский лесной институт (филиал) федерального
государственного бюджетного образовательного учреждения высшего
профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный
лесотехнический университет имени С.М. Кирова»
В статье рассматриваются аспекты развития теоретических подходов к разработке методов и моделей управления устойчивым развитием рыночной стоимости бизнеса на основе формирования концепции экономической социокоэволюции. В качестве ключевых задач приняты вопросы формулирования нового понимания природы фундаментальной стоимости бизнеса, позволяющие осуществить разработку научной основы создания метамодели стоимости и нового метода организации управления с учетом регулирующей функции государства. Предложена концептуальная модель управления устойчивым развитием рыночной стоимости компании.
Решение проблем, которые пришли в российский бизнес вместе с экономическим кризисом, связано с переосмыслением системы управления устойчивым развитием рыночной стоимости компаний, с преодолением экономического детерминизма, имманентного рыночным отношениям. Это приобрело в последнее время особую значимость и актуальность.
В настоящее время понятие «устойчивое развитие» рассматривается в рамках коэволюции (соразвития общества и природы). В понятии коэволюции присутствует временнаZя динамика, в ней граница рациональности подвижна, меняется со временем, как это происходит в реальной жизни. Ведь представление людей о благополучии динамично. Основная цель развития связана с такой интегральной характеристикой, как качество жизни современного человека. Основной механизм достижения цели – синтезирование интересов: сопряжение интересов каждого и множества людей и интересов, задаваемых целями общества.
Теория управления ведет поиск оптимального состояния границы рациональности, при котором каждый получает больше выгоды, действуя сообща. Стыковка интересов проходит на границе совпадения интересов внутреннего и внешнего мира. Объективность и субъективность совпадают на этой границе, поэтому ее называют границей рациональности. Природа процесса нахождения границы рациональности исходит из метаподхода системно-синергетических представлений. В нашем исследовании сделана попытка усилить данный аспект проблемы и показать в рамках системно-синергетического и коэволюционного подходов механизм движения к истинной рыночной стоимости компании, спроектированной в рамках глобальных и национальных стандартов экономического, социального и экологического благополучия.
Системно-синергетические аспекты. Классический подход к оценке стоимости бизнеса основан на идеологии увеличения капитализации и принятия непросчитанных рисков. В результате капитализация непредсказуемо отрывается от фундаментальной истинной стоимости, становится самоцелью в ущерб совокупным потребностям общества и оказывается во многом виртуальной, основанной на непомерных ожиданиях инвесторов, подогретых кредитными ресурсами, за которыми не всегда стоят реальные активы.
Системный подход современной теории оценки стоимости бизнеса ограничивается, как правило, описанием самой системы как совокупности факторов производства (земли, труда и капитала) и ее взаимодействия с окружающей средой [4]. Проблема эффективности деятельности, т. е. получения максимальной стоимости бизнеса при наличных производственных ресурсах, рассматривается как проблема достижения наилучшей комбинации этих элементов.
Субъект системы либо не включается в предмет анализа, либо предстает в виде абстрактного труда.
Развивая полипарадигмальный подход применительно к оценке бизнеса, нам представляется возможным рыночную стоимость компании выразить как систему, состоящую из двух подсистем: материальной и духовной, – включающих материальный и человеческий капиталы.
Классический пример такой системы – человек в единстве его духовной и телесной природ (измерений), а равно иных природ – биологической и социальной, уникально-неповторимой (индивидуально-личностной) и совокупно-родовой.
Для математического описания стоимости бизнеса как дуальной системы, совмещающей разные (противоположные) природы (начала) нераздельно, т.е. в их органической взаимосвязи, внутреннем единстве, неслитно (природы не сливаются друг с другом и не сводятся одна к другой), неизменно (т.е. пока существует система, на все время ее жизни), нами принято понятие прямого (декартова) произведения. Оно позволяет произвольное линейное преобразование представлять в виде произведения двух других противоположных независимых линейных преобразований, способных синтезировать материальный и нематериальный (человеческий) капиталы:
С = М × Д,
где С – линейное преобразование рыночной стоимости компании; М и Д – матрицы, обладающие различной групповой структурой, причем М – преобразование, в нашем случае, материального капитала, отвечающее за процессы усиления или ослабления; это преобразование коэволюции; Д – ортогональное преобразование нематериального (человеческого) капитала, которое отвечает за симметрию, гармонию, оптимальность, творит порядок.
Физический смысл формулы заключается в том, что устойчивое развитие рыночной стоимости компании в реальности содержит как минимум две качественно разные характеристики или функции состояния – материальный капитал и нематериальный (человеческий) капитал.
Геометрический образ формулы представлен на рис. 1. При этом материальный капитал имеет направление от входа (точка А) к выходу системы рыночной стоимости (точка В) с его постепенным расходованием до минимума, а нематериальный капитал (человеческий и информационный) – обратное движение.
И только при таком разнонаправленном движении ресурсов совокупного капитала при условии их одновременной сходимости в одной точке 0 и может быть обеспечен эффект синергии (прибыльности) в рыночной стоимости бизнеса.
Огромный потенциал расширения горизонта прогноза (движение к линии С10С2, обусловленное обращением капиталов) на основе объединения данных науки (материального капитала) и коллективной памяти (духовного капитала), заключен в создании возобновляемого системного ресурса как основы нового типа экономического роста в постиндустриальном обществе. Оптимальная структура проектируемой системы устойчивого развития стоимости компании получается тогда, когда оба преобразования (М и Д) соразмерны (точка 0), что следует из геометрического образа. Здесь нижняя половина круга С1С2А – область устойчивого положения равновесия; верхняя половина С1ВС2 – область неустойчивого положения равновесия; воображаемая линия С10С2 – оптимальный (истинный) уровень устойчивого положения равновесия; А0В – граница совпадения (синтеза) образов материального и человеческого капитала, т. е. подвижная граница рациональности; АС1ВС2 – ободок круга, соответствующий результату – уровню развития рыночной стоимости компании в определенный момент времени; 1 и 2 – символы входной информации; Э – выходящий вектор, несущий энергию взаимодействия материального и человеческого капитала. Необходимо учитывать, что явление рыночной стоимости имеет циклический характер как существования, так и развития.
Желаемого состояния системы стоимости можно достичь, если преодолеть экономический детерминизм, имманентный рыночным отношениям; изменить природу процесса организации бизнеса, а саму экономику привести в соответствие с технологическими, социальными и экологическими параметрами бизнеса. Взаимосвязь материального и человеческого капитала – обязательное условие стратегического планирования устойчивого развития. Но остается нерешенным вопрос выбора (или формирования) из множества факторов тех, которые действительно отражают предметную сущность материального и человеческого капитала. Это можно сделать на основе системно-синергетического подхода к организации управления стоимостью. Движение в этом направлении предопределено экономическим кризисом и прежде всего кризисом российского менеджмента, а потому необходимо [2]. Надо принимать как должное, что переход развития страны к различным вариантам постиндустриального общества, где экономические показатели не всегда играют решающую роль, во главу угла выдвигает качество жизни современного человека. Авторам представляется, что устойчивое развитие рыночной стоимости бизнеса связано именно с такого рода идеями. Они служат предпосылкой для правильного определения целевых установок устойчивого развития бизнеса, исходя из системно-синергетических представлений о решающей роли общего блага, природы, духовности и нравственности, требующих новой модели государственного регулирования.
Экологические аспекты. Достаточно часто первоначальное понятие устойчивого развития, введенное Международной комиссией по окружающей среде и развитию, смешивают с процессами цикличного колебания уровня технологического, экономического и социального развития рыночной стоимости компании в отрыве от уровня их воздействия на окружающую среду, т.е. в отрыве от природного капитала. Вполне понятно значение экономической устойчивости для бизнеса, но необходимо конструктивно оценить и его экологическую устойчивость. Зона влияния на природу некоторых крупных и средних компаний измеряется сотнями квадратных километров и становится еще более значительной, если речь идет о промышленных узлах (до 8–10 тыс. км2). Характерное для настоящего времени усиление социальных стандартов (бедность, социальная стратификация, малограмотность и т.п.) не должно приводить к отрыву от проблем природопользования, т.е. быть в отрыве от природного капитала. Это тем более важно, когда взаимосвязь природных и технологических факторов социально-экономического развития все еще не приобрела нормативного (числового) измерения, например, в части возможностей (потенциала) окружающей среды по нейтрализации этого воздействия и способности ее к саморегулированию. Сегодня эти вопросы столь же важны, как и прибыль, хотя в прежние времена бизнес интересовала только прибыль [3]. Бизнес вынужден заниматься проблемами общества. Если компания не способствует укреплению человеческих ценностей, ей грозит опасность. Социальная, экологическая ответственность должна преобладать над экономическим выигрышем. Опережающее восстановление, возобновление, улучшение природных ресурсов являются объективной необходимостью для продолжения хозяйственной деятельности и самого существования человека. Общество должно знать, каков жизненный потенциал того или иного объекта природы и с какой скоростью он потребляется и воспроизводится; что нужно сделать для возобновления этого потенциала – восстановления природного капитала. Требуется поддержание баланса между его потреблением и воспроизводством.
Предложенная нами концепция совокупного капитала ориентирует бизнес на совмещение экономической эффективности, социальной справедливости и экологической защищенности. Именно она открывает перспективу, потому что позволяет вовлекать в хозяйственный оборот меньше ресурсов, чем природа и общество могут воспроизвести за определенный период, а совокупный конечный продукт (рыночная стоимость бизнеса) тем не менее возрастет.
Экономические аспекты. Сущность процесса управления развитием рыночной стоимости компании состоит в том, чтобы в целях достижения качества жизни создать такие управленческие отношения, которые обеспечили бы наиболее эффективные связи между всеми элементами системы совокупного капитала.
Концептуальные положения устойчивого развития рыночной стоимости компании должны быть, по сути, неотъемлемой частью воспроизводственного процесса с охватом как произведенного капитала, человеческого капитала, так и природного капитала. Это вытекает из современной трактовки хозяйства как природно-социально-технической системы. Все более практический характер приобретает положение, что рыночная стоимость компании в конечном счете определяется потребностью людей, включая и потребность в приемлемой для жизни окружающей среде. Согласно концепции экзогенного экономического роста, стоимость бизнеса не собирается из частей (отдельных видов затрат), как кажется на первый взгляд. Она изначально формируется на рынке как целое, которое затем раскладывается на части, в том числе и на охрану природы и воспроизводство ее ресурсов (природный капитал). Природные ресурсы должны оцениваться на глобальном и национальном уровнях и входить на уровне компании как основной фонд, подлежащий амортизации. Только научно обоснованные нормы амортизации материально-технической и природно-ресурсной баз компании позволят сформировать достаточный для капитализации природных и человеческих ресурсов инвестиционный фонд.
Стратегия управления устойчивым развитием рыночной стоимости компании последовательно должна включать в себя механизмы развития и управления.
Такая последовательность на первое место ставит анализ источников и движущих сил развития рыночной стоимости и ее совокупного капитала, в том числе региональное разделение труда, местные интересы и потребности, учет непредсказуемых воздействий случайного характера, источником которых является внешняя среда. Ими могут быть неожиданный поворот в развитии экономики, инновационные достижения научно-технического прогресса, поведение потребителей и конкурентов [5]. На второе – экономические отношения. Располагая информацией о ценностях(1) различных групп бизнес-процесса: акционеров, административно-управленческого персонала, рабочих и служащих, поставщиков и др., – формируются стратегические цели компании, часть которых начиняется количественным содержанием и раскрывается более детально. Ими могут быть, например, доход на акцию, прибыль на инвестированный капитал, рост объема реализации, дивиденды и т.д.
Такие цели оперативного характера позволяют построить измеряемые в баллах шкалы предпочтений акционеров. В отдельных случаях также возможно учесть перспективы развития компании, подразделив их на реальные и маловероятные. Закодировав ценности в форме стратегических, тактических и конкретных (оперативных), принимается решение о политике компании исходя из целей. Только с учетом результатов анализа двух указанных видов механизмов следует рассматривать регламенты, структуры и стандарты управления с выходом на корпоративное нормирование и экономическое стимулирование. В механизме устойчивости системы рыночной стоимости компании главным является сила связи интересов участников бизнес-процесса, деформирующая абсолют иерархии, превращающая жесткость управления в гибкость и пластичность.
Объединение капиталов практически осуществляется в рамках системы рыночной стоимости как сетевой(2) структуры. При этом наблюдается синтезирование, сопряжение интересов «внутренней» карты (образа) рыночной стоимости, задаваемой предпочтениями компании, и «внешней» карты (образа) рыночной стоимости компании, задаваемой целями общества. Это сопряжение происходит в результате движения стоимости компании к общим ориентирам. Синтезирование происходит в «тройной точке» – на границе сопряжения произведенного капитала (технического оснащения), человеческого капитала (труда) и природного капитала (природных богатств) – главных подсистем, единство и борьба которых во многом определяют образ современной системы рыночной стоимости компании. Таким образом, компания может создавать при одних и тех же ресурсах различные величины стоимости бизнеса в сфере производства и обмена. При такой комбинации капиталов в системе стоимости бизнеса, в которой
каждый выигрывает, «общество» участников создает новую совокупную (коллективную) стоимость, превышающую ту, которая существовала раньше.
Организационные аспекты. Организация управления устойчивым развитием системы рыночной стоимости компании представляет собой процесс, включающий определение целей и задач развития, критериев оценки его эффективности, выбор вариантов комбинации структуры системы и формирования устойчивой совокупности всех составляющих ее видов капитала– произведенного, человеческого и природного.
(1) Термин «ценность» (value) имеет довольно широкий смысл, обычно объединяя понятия «ценность», «система ценностей», «интерес».
(2) Сеть – связь по формату «всех со всеми».
В основе разработанной авторами методологии управления устойчивым развитием системы рыночной стоимости бизнеса лежат три модели: модель проектирования системы рыночной стоимости, модель стратегии управления, модель «производства» системы истинной рыночной стоимости. Концепция управления устойчивым развитием системы рыночной стоимости бизнеса в общем виде представлена на рис. 2.
В расширенном виде модель выработки решений по проектированию системы рыночной стоимости бизнеса может содержать примерно следующие параметры: определение ценностей (интересов) участников бизнес-процесса; формулировка на основе ценностей целей и задач совместной деятельности различных групп: акционеров, менеджеров, рабочих и служащих, поставщиков и др.; выработка стратегии развития исходя из целей и согласования интересов. Однако общие формулировки содержания этапов модели необходимо наполнить конкретным содержанием, критериями и показателями, относящимися именно к экосистемным связям и ни к чему другому, придерживаясь известной логики моделирования, которая заключается в переходах от действительности (реального образа системы рыночной стоимости) к ее модели (истинному образу системы рыночной стоимости) и затем вновь к действительности.
Данная методология, которую можно условно назвать механизмом «производства истинной рыночной стоимости», на практике работает как механизм стыковки образов системы рыночной стоимости: реального и истинного. Путь к истине «изнутри» – формулировка истины самой компанией – может радикально отличаться от пути к истине «извне» (от общества), имеющего заранее заданные обществом свойства и качества, а именно прогрессивные качественные преобразования в технологиях производства, социальных отношениях и в организации охраны окружающей среды. Лишь при стыковке образы, возникающие внутри компании, генерируемые ею, должны совместиться с теми образами системы рыночной стоимости, которые уже существуют вне компании. Граница этой стыковки – тот маршрут, который по-разному оказался спроецирован на разные «образы». По сути, в данном случае происходит стыковка образа рыночной стоимости компании и «образа» рыночной стоимости, заданного целями общества. Таким образом, именно на границе рациональности находит свое разрешение противоречие между компанией (бизнесом) и обществом, часть и целое находят «общий язык» (синтез). В разрешении данного противоречия присутствует временная динамика, в нем граница рациональности подвижна, меняется со временем, так как изменяются в реальной жизни экономические, технологические, социальные и экологические стандарты. Мерой рациональности процесса организации рыночной стоимости бизнеса может служить степень согласованности ее истинного образа, задаваемого глобальной стратегией общества, и реального образа стоимости компании, находящихся также в своем эволюционном развитии.
Для математического описания рыночной стоимости компании целесообразно обратиться к теории множеств [1], поскольку каждое свойство определяет некоторое множество(1):
где Пр, Пи – множество элементов, относящихся и произведенному капиталу систем реальной и истинной стоимости компании; Эр, Эи – множество элементов, относящихся к природному капиталу реальной и истинной стоимости компании; Чр, Чи – множество элементов, относящихся к человеческому капиталу реальной и истинной стоимости компании; Ср, Си – множество элементов реальной и истинной стоимости компании.
Ср и Си лежат на пересечении произведенного капитала с природным капиталом и функционированием человеческого капитала. Это удобно условно представить кругами Эйлера, где Ср и Си выделены серым фоном (см. рис. 2).
(1) Множество есть многое, мыслимое нами как единое (Г. Кантор).
Степень воплощения совокупного капитала в процесс создания стоимости становится критерием эффективности управления.
Механизм схождения реальной и истинной стоимости (разрешения противоречия) имеет точный смысл, обозначается знаком равенства и состоит в отыскании условий, при которых правая часть уравнения равна левой. Коэволюционный механизм управления развитием стоимости может быть представлен как системное уравнение. Оно отвечает за совместное изменение диаметрально противоположных неразрывных парадигм стоимости бизнеса и за поддержание границы рациональности, где происходит объединение однородных явлений стоимости бизнеса (Ср = Си). Между реальной и истинной стоимостями постоянно происходит внутренняя борьба, выступающая источником развития, самодвижения стоимости бизнеса. Главное условие равновесия состоит в том, что равновесие эффективно, т.е. никто ничего не может получить в системе стоимости бизнеса, не взяв у кого-то.
Если противоположности (различия) временно находятся в равновесии (силы их оказываются равными), тогда система рыночной стоимости бизнеса не развивается и новое нарастание этих противоречий (возникновение, развертывание, обострение, временное разрешение) лежит в основе всего процесса развития стоимости. Таким образом, система рыночной стоимости компании живет, функционирует и развивается по объективным законам. Деятельность компании может быть успешной только тогда, когда она согласуется с этими законами. Истинная стоимость бизнеса противоположна реальной стоимости, от которой всегда далека. Но она зовет к себе, побуждает (мотивирует) действовать, продвигаться к ней. Однако так действуют немногие, активные компании. Другие могут за ними следовать, подражать им, пользоваться их успешной практикой, достижениями или не могут. Между истинной стоимостью бизнеса и реальной – трудно преодолеваемый разрыв и постоянное противостояние. В этом исток динамики рыночной стоимости компании.
Так как истинная рыночная стоимость компании опосредует процесс сведения индивидуального образа реальной стоимости к общественно необходимой, то отсюда следует важнейший вывод, что истинная рыночная стоимость – это уровень общественно необходимой стоимости, определяемой уровнем развития производительных сил(1) общества и соответствующим ему уровнем развития потребностей людей. Компания, которая будет иметь реальную стоимость выше уровня общественно необходимой, окажется в выигрышном положении, поскольку будет иметь более высокую инвестиционную привлекательность и, соответственно, конкурентоспособность, а также добавленную стоимость.
Компания, которая имеет реальную стоимость ниже общественно необходимого уровня, становится неконкурентоспособной. Это схематическое изображение дает общее представление о ведущих закономерностях в соотношении между реальной стоимостью бизнеса и его истинной рыночной стоимостью. На практике все обстоит сложнее, ибо это соотношение является таким результатом быстрого и эффективного корректирования своих стратегий, который надо всякий раз обеспечивать заново.
(1) Понятие «производительные силы» представляет собой способность совокупности ресурсов производить полезную продукцию, работу, услуги.
Вот почему важно не уповать на автоматизм действия рыночных механизмов, а формировать и включать в действие гибкую систему государственного регулирования соотношений и пропорций между реальной стоимостью бизнеса и его истинной рыночной стоимостью. Устойчивое развитие – это направление капиталов туда, где они могут обеспечить максимально высокую конкурентоспособность в течение максимально длительного периода.
Заключение. Огромный потенциал концепции устойчивого развития рыночной стоимости бизнеса исходя из системно-синергетических и коэволюционных представлений заключен в преодолении противоречий, порождаемых столкновением интересов (ценностей) бизнеса и общества. Синтезирование ценностей происходит в «тройной» точке – на границе сопряжения бизнеса, общества и природы – главных систем, единство и борьба которых во многом определяют образ современной рыночной стоимости компании. Выбор предпочтений в организации пространства рыночной стоимости бизнеса все в большей мере становится ныне делом не только науки, но и государства, многих других структур общества. Процесс социальной коэволюции (соразвития) материального и нематериального капитала сопровождается, как правило, эмерджентным эффектом, характеризующим возрастание эффективности производства. Именно объективно возникающий при этом возобновляемый системно-синергетический ресурс будет оказывать воздействие на формирование нового типа экономического роста в нашей стране в XXI в.
Литература
1. Виленкин Н.Я. Рассказы о множествах. – М.: Наука, 1969.
2. Гринберг Р.С. Экономика современной России: состояние, вызовы, перспективы // Проблемы теории и практики управления. – 2014. – № 11. – С 13–24.
3. Д`Монти Д. Экология и экономика: границы развития // Экология и жизнь. – 2006. – № 3. – С. 23.
4. Евстигнеева Л., Евстигнеев Р. Контуры нового экономического пространства // Вопросы экономики. – 2014. – № 11. – С. 140–155.
5. Елисеева И., Соколов Я. Финансовые результаты и их достоверность // Вопросы экономики. – 2010. – № 10. – С. 90–100.