Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" №5 год - 2018
Полянин А.В.,
доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента
и государственного управления ФГБОУ ВО «РАНХиГС при Президенте
Российской Федерации», Среднерусский институт управления – филиал
Долгова С.А.,
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента
и государственного управления ФГБОУ ВО «РАНХиГС при Президенте
Российской Федерации», Среднерусский институт управления – филиал
Аграрное производство ежегодно несет значительные убытки от рискованных событий, ущерб не только сопоставим с финансовыми результатами деятельности, но и превышает их. Одним из наиболее эффективных инструментов снижения финансовых потерь в результате негативного воздействия на сельскохозяйственное производство различных неблагоприятных факторов является агрострахование с государственной поддержкой, которое играет ключевую роль в обеспечении развития национального агропромышленного производства, в реализации стратегии импортозамещения.
Сельское хозяйство – отрасль, наиболее подверженная влиянию чрезвычайных ситуаций природного характера, которые могут нанести ущерб не только отдельным хозяйствам, но и продовольственной безопасности всей страны [9].
Система государственной поддержки аграрного предпринимательства, основанная на принципе самофинансирования, который предусматривает выделение средств из бюджетов различных уровней на компенсацию части затрат по оплате страховой премии сельхозтоваропроизводителям при заключении договора страхования, была введена в России в 1993 г., по своей сути она дополняет систему бюджетных возмещений сельхозпроизводителям при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Основной целью государственной поддержки страхования урожая сельскохозяйственных культур, посадок многолетних насаждений, сельскохозяйственных животных является защита имущественных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей от возможного ущерба, связанного с воздействием опасных для производства сельскохозяйственной продукции событий [3].
На протяжении действия в систему аграрного страхования с государственной поддержкой вносились изменения, цель которых заключается в ее модернизации и совершенствовании. С 2012 г. страхование аграрного производства с государственной поддержкой осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2011 г. № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» [8] (далее – Федеральный закон № 260-ФЗ).
Для консолидации крупнейших компаний федерального и регионального уровней, заинтересованных в развитии агрострахования, в 2007 г. при поддержке Министерства сельского хозяйства РФ, Министерства финансов РФ, Федеральной службы страхового надзора и Всероссийского союза страховщиков был создан Союз «Единое объединение страховщиков агропромышленного комплекса – Национальный союз агростраховщиков» [10].
С 2016 г. законодательство РФ утвердило НСА как единое профобъединение на рынке агрострахования с господдержкой и предоставило ему трех регуляторов: Банк России, Минсельхоз России и Минфин России [11].
Сегодня это – центр развития современного страхования сельскохозяйственных рисков с государственной поддержкой, отвечающего интересам аграриев и страховщиков России, в котором в соответствии с Федеральным законом № 260-ФЗ должны состоять все страховщики, осуществляющие сельскохозяйственное страхование с государственной поддержкой [10].
По состоянию на 18 июня 2018 г. в состав Союза входит 19 страховых компаний, наиболее успешно функционирующих на рынке аграрного страхования, такие как: АО «СК «РСХБ-Страхование», ООО «СК «Сбербанк страхование», ООО «СК «Согласие», ОАО «АльфаСтрахование» и др.
Построение отечественной системы агрострахования с государственной поддержкой на основе специализированного законодательства совпало с периодом активного роста АПК, в 2017 г. объем производства продукции АПК достиг 5,6 трлн руб., из которых 3,0 трлн руб. – продукция растениеводства, 2,6 трлн руб. – продукция животноводства. По отношению к 2012 г. прирост продукции составил в целом по АПК 69%, в растениеводстве – 85% и в животноводстве – 60% [2].
Выход АПК на лидирующие позиции в мире по производству сельскохозяйственной продукции обострил вопросы агрострахования. Основные конкуренты России на данном рынке – США, Китай, Индия, страны ЕС – за последние 15 лет совершили прорывы в развитии своих систем страховой защиты рисков сельского хозяйства. По данным Международной ассоциации агростраховщиков (AIAG), за 10 лет мировой рынок агрострахования вырос в 4 раза и превысил 30 млрд долл., не менее 70% мирового агрострахования приходится на страхование с господдержкой, которое в 2017 г. обеспечивало охват от 30–85% посевов (табл. 1).
В настоящее время важной задачей является преодоление разрыва между Россией и ее основными конкурентами на мировом рынке аграрной продукции, возникшего в области использования инструментов страхования для защиты рисков аграриев [Там же].
По данным сельскохозяйственной переписи 2017 г., аграрным предпринимательством в России занимается 36,1 тыс. сельхозорганизаций, 174,8 тыс. – крестьянско-фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей, которые являются основными получателями господдержки.
Аграрное предпринимательство сопряжено с рисками целого ряда опасных явлений, приводящих к гибели посевов и сельскохозяйственных животных.
По данным Минсельхоза России, в период с 2012 по 2017 г. от чрезвычайных ситуаций природного характера пострадали более 23,2 тыс. хозяйств, в которых гибель сельскохозяйственных культур произошла на площади более 12 млн га, прямой ущерб от этих бедствий достиг 41,21 млрд руб. [5].
За последние шесть лет в порядке компенсации понесенных затрат до сельхозтоваропроизводителей было доведено 16,93 млрд руб. ассигнований федерального бюджета, страховщики выплатили аграриям по договорам страхования сельскохозяйственных рисков 27,2 млрд руб. страхового возмещения, что на 61% больше осуществленного участия государства в возмещении убытков аграриев (табл. 2).
Принятое 30 декабря 2016 г. Постановление Правительства РФ № 1556 [7] привело к кардинальному пересмотру принципов организации субсидирования сельского хозяйства, в частности ряд направлений, включая агрострахование, был включен в «единую субсидию», в рамках которой регионы получили право перераспределять средства господдержки по своему усмотрению [2], что привело к отступлению от модели организации субсидирования агрострахования с государственной поддержкой, определенной Федеральным законом № 260-ФЗ [8], так как средства на господдержку данного направления не были предусмотрены Законом о федеральном бюджете на 2017 г., в связи с чем с 2018 г. Госпрограмма переведена на проектное управление.
Опыт организации субсидирования агрострахования обозначил проблему, заключающуюся в том, что на уровне субъектов РФ запланированные объемы господдержки не отвечали реальным потребностям аграриев. Объем оказанной господдержки в 2017 г. составил 821 млн руб. (2,7 млрд руб. – 2016 г.), в том числе 508 млн руб. – страхование урожая (2,5 млрд руб. – 2016 г.) и только объемы субсидий по страхованию животных выросли с 256 млн руб. в 2016 г. до 313 млн руб. в 2017 г. (табл. 3).
Включение расходов на страхование аграрных рисков в «единую субсидию», включающую в себя разнородные направления господдержки различных отраслей аграрного бизнеса, и при этом передача полномочий по распределению денежных средств в компетенцию региональных властей позволили в 2017 г. органам АПК субъектов РФ направить выделенные средства на иные цели. Так, из 48 субъектов РФ, принявших на себя обязательства по господдержке страхования рисков растениеводства, 63% не выполнили целевых показателей по страхованию.
Сегодня сегмент страхования сельскохозяйственных рисков с государственной поддержкой характеризуется сокращением охвата страховой защитой растениеводства (2012–2016 гг. – 12–30%), животноводства (2012–2016 гг. – до 80% поголовья животных), в 2017 г. охват не превысил 4–6% (в среднем в мире охват страхованием в растениеводстве составляет около 40%, а в ведущих странах – 90%) (табл. 4) [4].
Рынок агрострахования в 2017 г. уменьшился с 9,8 млрд до 4,4 млрд руб.
Одновременно изменилась его структура. Так, если в 2016 г. страхование с господдержкой занимало 87% страховой премии, то в 2017 г. – 65%. Из-за недоступности субсидий премия по страхованию с господдержкой в 2017 г. Снизилась до 2,85 млрд руб. – с 8,5 млрд руб. годом ранее (табл. 5). Впервые за последние годы вырос рынок агрострахования без господдержки (+246 млн руб. к 2016 г.), однако его рост не может компенсировать потери агрострахования с господдержкой (–5,4 млрд руб. к 2016 г.) [2].
На рынке аграрного страхования с государственной поддержкой осуществляют свою деятельность 19 страховых компаний – членов НСА, 30 страховых компаний заключили договоры без государственной поддержки, 7% рынка несубсидируемого агрострахования приходится на страховые компании, не входящие в состав НСА.
Страхование сельхозкультур в 2017 г. осуществляли 16 страховщиков, страховую защиту рисков животноводства предоставляли 10 страховых компаний. Было застраховано 1,35 млн га посевных площадей, что составило 1,7% всей посевной (посадочной) площади страны, в 2016 г. – 3,8 млн га. Страховая премия существенно не изменилась и составила 1,8 млрд руб. В рамках поддержки страхования в области животноводства застраховано 4,5 млн усл. голов сельхозживотных – 16,7% от общего поголовья, в 2016 г. – 4,0 млн усл. голов. Начисленная премия существенно не изменилась и осталась на уровне 1,0 млрд руб. [Там же].
За время действия Федерального закона от 25 июля 2011 г. № 260-ФЗ произошли серьезные структурные изменения в страховом портфеле компаний НСА по договорам агрострахования с господдержкой. На условиях господдержки агростраховщики в 2017 г. заключили 881 договор с сельхозтоваропроизводителями, что в 2 раза меньше, чем в 2016 г. – 1801 ед.
Наиболее выраженным трендом в страховании рисков растениеводства с господдержкой за время функционирования системы стало укрупнение договоров страхования по показателям средней страховой суммы и средней страховой премии, причиной тому стал сдвиг предпочтений аграриев от страхования зерновых к страхованию более дорогих масличных и технических культур [1].
Кроме того, в условиях недоступности субсидий сельхозтоваропроизводители вынуждены были приобретать страховую защиту с меньшим покрытием, что привело к снижению в 2017 г. средней стоимости полиса по отношению к 2016 г.
Положительным фактом являлось снижение среднего тарифа до 3,7% (2015 г. – 4,97%, 2016 г. – 5,65%). Произошло это преимущественно за счет более широкого в 2017 г. применения франшиз [2].
В страховании сельхозживотных изменения в структуре произошли за счет повышения спроса на страхование рисков свиноводства и птицеводства. Так, если до введения господдержки 68,2% премии приходилось на страхование КРС, то к 2016 г. более 50% страхового рынка оказалось за страхованием этих видов предпринимательской деятельности аграрного производства. В 2017 г. Средняя страховая сумма по договору увеличилась на 31% (с 183 млн до 240 млн руб.), средняя стоимость полиса выросла с 1,6 млн до 2,3 млн руб., средний тариф варьировался в пределах 0,9–1,2% и фактически составил 1% (табл. 7).
Сельскохозяйственное страхование в области растениеводства сегодня находится в сложной ситуации. За последние три года наблюдалось снижение объемов рынка агрострахования, объем застрахованных площадей, а также количество субъектов, осуществлявших субсидирование по договорам сельскохозяйственного страхования, имели устойчивую тенденцию к снижению, сократилось количество сельхозтоваропроизводителей, получивших субсидии по договорам страхования, уменьшились застрахованные посевные площади и страховые суммы (табл. 8).
За 2015–2017 гг. сменилось более половины регионов – лидеров рынка агрострахования с господдержкой в области растениеводства, 9 из 15 регионов – лидеров рынка 2014 г. в 2017 г. не субсидировали договоры страхования с господдержкой [12].
Ситуация на рынке агрострахования животноводства развивается в более положительном направлении. Так, в 2017 г. наблюдался рост доли застрахованного поголовья животных, продолжилось снижение среднего страхового тарифа, но при этом прослеживались отдельные негативные тенденции, такие как снижение вовлеченности субъектов РФ и сельхозтоваропроизводителей в страхование (табл. 9).
При страховании с господдержкой сельхозживотных количество аграриев, до которых в 2017 г. были доведены субсидии, уменьшилось на 20% по сравнению с 2014 г. При этом если в 2014 г. с господдержкой страховали животных в 57 субъектах РФ, то в 2017 г. – только в 45 [12].
После изменения порядка субсидирования, по мнению многих экспертов и участников рынка аграрного страхования, в 2017 г. он оказался в критическом состоянии. Немаловажным фактором, оказавшим отрицательное влияние на развитие рынка страхования с господдержкой, стал несвоевременный выход правовой базы Минсельхоза России, регламентирующей порядок заключения и ведения договоров в 2017 г., нормативная база вышла в свет в конце декабря прошлого года. Фактически четырехлетние усилия государства, страхового и сельскохозяйственного сообществ, направленные на развитие системы защиты интересов аграриев и ее инфраструктуры, за короткий срок были перечеркнуты [13].
Основные показатели развития рынка аграрного страхования с государственной поддержкой в 2017 г. отражены в табл. 10.
Важнейшей задачей в 2018 г. является преодоление кризиса в агростраховании с господдержкой. В частности, принципиально важным является вопрос об изменении статуса агрострахования в государственной программе развития сельского хозяйства – как направление, связанное с управлением рисками, оно должно быть выведено из «единой субсидии», так как в нее включены различные виды поддержки, дано право регионам самостоятельно определять направления использования субсидий. Также необходимо внесение изменений в правовую базу, которая должна обеспечить гибкость при заключении договоров агрострахования с господдержкой, что позволит учитывать региональные и климатические особенности получателей субсидий на различных территориях, целесообразно расширить гибкость системы агрострахования с господдержкой за счет возможности включения в нее дополнительных программ, которые могут быть отработаны в рамках пилотных проектов.
Чтобы построить надежную страховую защиту, государству необходимо создать адекватные поставленной цели страховую и перестраховочную инфраструктуры, применяемые в классическом рисковом страховании по всему миру [14].
Субсидируемое агрострахование должно стать составляющей частью всей системы предупреждения и защиты от рисков в агропромышленном комплексе на период, охватываемый стратегией развития АПК до 2030 г. [15].
Литература
1. Годовой отчет НСА за 2016 [Электронный ресурс]. URL: naai.ru/upload/iblock/946/946b234d5d53adf1626fd0921d245c29.pdf (дата обращения: 26.06.2018).
2. Годовой отчет за 2017 НСА [Электронный ресурс]. URL: naai.ru/upload/iblock/32b/32b2928fb6bef79b86cc57bb781378df.pdf (дата обращения: 26.06.2018).
3. Доклад о состоянии рынка сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой, в Российской Федерации в 2016 г. [Электронный ресурс].
URL: fagps.ru/sites/default/files/files (дата обращения: 26.06.2018).
4. НСА: консультативный доклад ЦБ должен стать важным этапом развития агрострахования [Электронный ресурс]. URL: dairynews.ru/news/nsa-konsultativnyydokladtsb-dolzhen-stat-vazhnym.html (дата обращения: 27.06.2018).
5. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства РФ [Электронный ресурс]. URL: mcx.ru (дата обращения: 25.06.2018).
6. Обзор ключевых показателей деятельности страховщиков [Электронный ресурс]. URL: cbr.ru (дата обращения: 26.06.2018).
7. Постановление Правительства РФ от 30.12.2016 № 1556 (ред. от 23.01.2017) «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам Российской Федерации на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса» [Электронный ресурс]. URL: consultant.ru (дата обращения: 25.06.2018).
8. Федеральный закон от 25.07.2011 № 260-ФЗ (последняя редакция) «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» [Электронный ресурс]. URL: consultant.ru (дата обращения: 27.06.2018).
9. Черенцова Н. Агрострахование: роль и перспективы развития / Н. Черенцова // Современные страховые технологии. – 2016. – № 4 (57). – С.4–7.
10. [Электронный ресурс]. URL: naai.ru/o-soyuze/ (дата обращения: 02.07.2018).
11. [Электронный ресурс]. URL: agroinsurance.com/ru (дата обращения: 02.07.2018).
12. [Электронный ресурс]. URL: agronews.com/ru/ru/news/breakingnews/2018-04-12/agrostrahovanie-v-rossii (дата обращения: 03.07.2018).
13. [Электронный ресурс]. URL: insur-info.ru/press/131916/ (дата обращения: 02.07.2018).
14. [Электронный ресурс]. URL: agroinvestor.ru/markets/article/23095chem-plokha-sistema-agrostrakhovaniya/ (дата обращения: 27.06.2018).
15. [Электронный ресурс]. URL: milknews.ru/index/Agrostrahovanie-riski.html (дата обращения: 03.07.2018).