Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" №6 год - 2018
Филобокова Л.Ю.,
доктор экономических наук, профессор кафедры инновационного
предпринимательства ФГБОУ ВО МГТУ имени Н.Э. Баумана
Глобальная целевая установка развития малого предпринимательства на среднесрочную и долгосрочную перспективу – повышение конкурентоспособности и формирование на этой основе конкурентной среды в национальной экономике. Достижение такой цели предопределяет инновационные подходы к управлению, основанные на интегрированном инструментарно-методическом аппарате, одной из форм которого является финансовый контроллинг. В управлении развитием малого предпринимательства Российской Федерации финансовый контроллинг не нашел должного прикладного использования из-за недостаточной теоретико-методологической базы, что и предопределило проведение научного исследования в области концептуального обоснования, главные результаты которого представлены в данной статье.
Ведущими отечественными и зарубежными специалистами финансовый контроллинг рассматривается в качестве системы определенных знаний, философии и идеологии управления хозяйственными системами [1]. С течением времени происходит смена приоритетных задач, решаемых посредством финансового контроллинга, а каждая его новая концепция накладывается на предыдущую, используя ее в качестве основы для дальнейшего развития.
Современная концепция финансового контроллинга базируется на двух положениях: контроллинг как часть управленческого процесса по реализации воли; признание организации в качестве сложной системы, основной целью функционирования которой является долгосрочное существование и рост благосостояния собственников.
Финансовый контроллинг выступает составным элементом общей системы контроллинга, и существующие концептуальные подходы в его реализации – теоретическая основа для практических подходов. В современной теории и практике контроллинга преобладает три основных вектора его развития: ориентация на бухгалтерский учет; ориентация на информатизационное обеспечение; ориентация на систему менеджмента в целом [2]. К настоящему времени сложились два основных его направления: американское и немецкое (европейское). Американская модель контроллинга акцентирует внимание на вопросах учета, планирования, информирования и анализа, а немецкая – на управленческом учете, связанном с выработкой системы контрольных показателей и разделением ответственности по центрам учета.
Российской модели контроллинга наиболее близкой является немецкая модель, поскольку она охватывает только внутренний учет и отчетность. Вместе с тем, используя финансовый контроллинг в малом предпринимательстве, следует учитывать его высокую степень зависимости от факторов внешней среды, в силу чего, по заключению автора, в «чистом виде» немецкая модель контроллинга не обеспечит наиболее эффективного достижения целевых установок, поставленных перед предпринимательством и дифференцированных на глобальные, стратегические, тактические (рис. 1).
Перед малым предпринимательством Российской Федерации поставлена задача повышения конкурентоспособности и формирования на этой основе конкурентной среды в национальной экономике – глобальная цель на среднесрочную и долгосрочную перспективу. В условиях такой целевой установки система управления и не должна ограничиваться выработкой эффективных мер, затрагивающих только внутреннюю среду.
Акценты контроллинга как интегрированного подхода к управлению малым предпринимательством в условиях достижения стратегической целевой установки – повышение конкурентоспособности – необходимо смещать на внешнюю среду, поскольку именно внешняя среда позволяет быть предпринимателем.
Потенциал конкурентоспособности системы «малое предпринимательство» формируется ресурсной и управленческой составляющими, при этом последняя рассматривается в качестве инновационных подходов к управлению (управленческих инноваций).
Управленческие инновации в системе «малое предпринимательство» – реализуемые стратегия и тактика, политика в области развития субъектов малого предпринимательства в соответствии с заданной целевой установкой – повышение ее конкурентоспособности и формирование на этой основе конкурентной среды национальной экономики.
Автор полагает, что в малом предпринимательстве финансовый контроллинг должен выступать инструментарием, интегрированным управленческим подходом, ориентированным на достижение глобальных, стратегических и тактических целевых установок на основе инновационного характера управленческих решений и направленных на устранение основной проблемы, препятствующей как развитию системы, так и решению задаваемых целевых установок, – недостаточность собственных источников финансирования, высокая степень зависимости от внешнего заимствования и, как следствие, низкий уровень ликвидности и финансовой устойчивости. Заимствование средств из-за низкого уровня кредитоспособности субъектов малого предпринимательства сопряжено с повышенными расходами, связанными с покрытием заимодавцам высокой степени риска для них по невозврату предоставленных средств. Повышенные расходы такого характера, наряду с низким уровнем финансового менеджмента, приводят к низкому уровню доходности (рентабельности). Факт преобладания в активах малых предприятий оборотных средств (до 90% от валюты баланса по активу) предопределяет его признание в качестве основного объекта как финансового менеджмента, так и финансового контроллинга с задаваемой стратегической целевой установкой – обеспечение компромисса между уровнем ликвидности (финансовой устойчивости) и уровнем доходности (рентабельности).
Сложность категории «оборотный капитал», ее роль в производственном процессе, значительное влияние на финансово-хозяйственные результаты, большая зависимость от факторов внешней среды и их изменений позволяют отнести оборотный капитал к важнейшим объектам предприятия, требующим подготовки и реализации совокупности управляющих воздействий с целью повышения эффективности его функционирования (рис. 2).
Формирование и использование оборотного капитала в малом предпринимательстве оказывает существенное влияние на все экономические и финансовые параметры функционирования системы. Несмотря на высокую степень зависимости малых предприятий от состояния, структуры и эффективности управления оборотным капиталом, цель финансового контроллинга нельзя рассматривать в отрыве от общей системы глобальной, стратегической и тактической целей.
Методология финансового контроллинга в малом предпринимательстве базируется на системном подходе и может быть представлена следующим образом (рис. 3).
Функциями финансового контроллинга в малом предпринимательстве предлагается рассматривать:
– информационное (нормативно-правовое, аналитическое, конкурентной разведки и др.) обеспечение для выработки управленческих решений, соответствующих общей стратегии развития хозяйствующего субъекта;
– разработка и обоснование нормативных (эталонных) показателей и их значений для последующего мониторинга, контроля и анализа;
– мониторинг за соблюдением значений установленных нормативов и эталонов, выявление отклонений и оперативное реагирование на них;
– анализ доходности, финансовой устойчивости и конкурентоспособности с качественно-количественной оценкой размеров влияния факторов;
– изучение факторов внешней среды, их возможных изменений и влияния на хозяйствующий субъект.
Субъектами финансового контроллинга в малом предпринимательстве могут выступать специалисты, отвечающие за систему внутреннего контроля, или сотрудники бухгалтерской службы. Введение в практику управления субъектами малого предпринимательства должности финансового контролера представляется целесообразным в том случае, если финансовая (бухгалтерская) отчетность малого предприятия подлежит обязательному аудиту в соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством.
В качестве объектов финансового контроллинга должны выступать все объекты бухгалтерского учета, которыми, в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», являются: факты хозяйственной жизни; активы; обязательства; источники финансирования его деятельности; доходы; расходы; иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами [3].
Данное заключение автор строит на гипотезе о том, что как финансовый контроллинг, так и бухгалтерский учет направлены на информационное обеспечение управления субъектами малого предпринимательства – субъект и объект управления, открытая система, рассматриваемая во взаимосвязи экологической, социальной и экономической составляющих (подсистем).
Но основным объектом финансового контроллинга, как уже отмечалось, в малом предпринимательстве должен выступать оборотный капитал (оборотные средства и источники их формирования), поскольку он является базовым фактором, определяющим развитие предпринимательства в малых организационно-экономических формах. Механизм финансового контроллинга включает в себя соответствующие методы и рычаги, посредством которых управляющая подсистема воздействует на управляемую (объект управления).
Финансовые методы должны быть использованы:
– в формате разработки и реализации финансовой политики, наиболее адекватной целевым установкам развития системы;
– в формате обеспечения эффективного управления оборотными средствами и источниками их финансирования;
– в формате осуществления предпринимательской деятельности в условиях задаваемых целевых установок.
Рычагами финансового контроллинга выступают:
– прибыль;
– амортизационные отчисления;
– учетная политика;
– налоговая нагрузка;
– инвестиционная привлекательность;
– дивиденды и др.
В качестве основных инструментов, реализующих методологию финансового контроллинга в малом предпринимательстве, предлагается использовать:
– финансовое планирование и бюджетирование;
– бенчмаркинг;
– финансовый анализ и др.
При концептуальном обосновании модели финансового контроллинга в малом предпринимательстве необходимо рассматривать и его построение на основе системного подхода. Принципы построения системы финансового контроллинга были предложены И.А. Бланком, к составу которых он относил: многофункциональность, ориентированность на количественные стандарты, вектор на реализацию разработанной финансовой стратегии, соответствие методов финансового контроллинга специфике методов финансового планирования и финансового анализа, гибкость, простота, экономичность, своевременность операций [4].
Автор разделяет позицию И.А. Бланка, но в условиях отличительных особенностей состояния, развития, реализации поставленных целей и задач при организации системы финансового контроллинга предлагает руководствоваться следующими принципами: экономическая целесообразность; соответствие целям и задачам развития хозяйственной системы; акцент на оборотном капитале; приоритет за неформализованными методическими подходами оценки и анализа; стандартизация технологии; простота выполнения; оперативность и гибкость; системность и многофункциональность.
Финансовый контроллинг в Российской Федерации еще не нашел должного применения, а если где и используется, то зачастую происходит копирование зарубежной практики. Еще более сложная ситуация наблюдается в малом предпринимательстве, когда хозяйствующие субъекты не формируют даже систему внутреннего аудита, которую автор рассматривает в качестве одного из методов финансового контроллинга. Прежде чем все переносить в практическую плоскость, необходимо концептуальное обоснование, адаптированное на особенности и возможности системы «малое предпринимательство». В своем эволюционировании малое предпринимательство осознает актуальность и необходимость такой интегрированной системы управления, как финансовый контроллинг.
Литература
1. Фалько С.Г. Контроллинг в процессе внедрения и оптимизации производственных систем // Контроллинг. – 2017. – № 1 (63). – С. 2–5.
2. Кожухова О.С. Концептуальные основы финансового контроллинга // Финансы и кредит. – 2011. – № 4. – С. 55–60.
3. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» [Электронный ресурс]. URL: legalacts.ru/doc/402_FZ-o-buhgalterskom-uchete/
4. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. – К.: Ника-Центр, 1999. – Т. 1. – 592 с.
5. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: gks.ru (дата обращения: 13.11.2015).
6. Ресурсный центр малого предпринимательства [Электронный ресурс]. URL: rcsme.ru/ru/statistics (дата обращения: 15.11.2015).
7. Хандриков И.Н. Итоги-2016 для малого и среднего предпринимательства (МСП) // Сайт «НИСИПП» [Электронный ресурс]. URL: nisse.ru/about/experts/?ELEMENT_ID=4899&mode=opinions&ARTICLE_ID=131345 (дата обращения: 11.01.2016).
8. Корпорация МСП [Электронный ресурс]. URL: corpmsp.ru/guarantee/ (дата обращения: 21.09.2015).
9. Правительство России [Электронный ресурс]. URL: government.ru/docs/23354/ (дата обращения: 21.09.2015).
10. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий / пер. с англ. Ф. Аналоуи, А. Карами. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 400 с.
11. Адизес И.К. Управление жизненным циклом корпорации / пер. с англ. В. Кузина. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 512 с.
12. Гассман О., Франкенбергер К. Бизнес-модели 55 лучших шаблонов / пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2016. – 388 с.
13. Семёнычев Ф. Стандартизованная работа. Метод построения идеального бизнеса. – М.: Анимедиа, 2016. – 218 с.
14. Широков Б.М. Малый бизнес. Финансовая среда предпринимательства. – М.:Финансы и статистика, 2011. – 496 с.